План - конспект урока окружающего мира
Тема урока: «Когда дом становится опасным».
Тип урока: Построение системы знаний.
Цель: Создать условия для обсуждения возможных опасных ситуаций, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, причин их возникновения, ориентировочных реакций в данных ситуациях и готовности им противостоять; способствовать формированию навыков безопасного поведения.
1.Организационный момент.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
2. Проверка домашнего задания.
Повторение изученного ранее материала.
Проверяем домашнее задание.
- Какой раздел мы изучаем? ( “Твоё здоровье»).
-О чем уже вы узнали в этом разделе? (О правилах здоровой жизни…)
-Что значит здоровье? (Самое ценное богатство человека.)
-Назовите три правила здорового образа жизни.
-Что такое режим дня?
-Зачем нам нужен сон?
-Сколько часов необходимо спать детям вашего возраста?
-Что нужно для того, чтобы хорошо выспаться?
-Что значит здоровый сон?
-Рациональное питание – что это такое?
-На каких трёх правилах основано здоровое питание?
-О чём мы ещё говорили, что полезно для здоровья? (закаливание)
-Давайте вспомним правила закаливания.
-Что такое усталость.
-А что нужно делать, чтобы снять усталость?
-Что такое вредные привычки?
3.Актуализация знаний.
Определение темы и постановка цели урока.
- Угадайте, к какой сказке относится данная картинка?
- Рассмотрите картинки и найдите отличие?
(В первом случае животные собираются в доме, потому что стены дома защищают. Во втором случае наблюдаем, что дом может оказаться опасностью.)
- Вы догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
-По содержанию учебника прочитайте тему урока на странице 76. Посмотрите, к какому разделу относится этот урок. «Когда дом становится опасным». Раздел «Твоё здоровье».
-Ребята, как вы думаете, какую проблему надо сегодня решить на уроке?
Наш дом является крепостью или опасностью?
Э та тема очень большая, поэтому мы познакомимся с ней в течение двух уроков. Сегодня мы будем работать на стр.76-81.
-Итак, наш дом является крепостью или опасностью?
-Что означает данная картинка?
Работа в группах (в четвёрках)
- Давайте вспомним правила работы в группе.
Говори в полголоса. Не кричи!
Поделись своим мнением.
Дай возможность высказаться каждому товарищу в группе. Сотрудничай, уважай всех членов группы.
- Объединитесь в четвёрки.
- Просмотрите тексты, рисунки и задания на страницах 76 - 81. Обсудите в группе и предположите, о чем мы будем говорить сегодня, чем будем заниматься на уроке?
Проверка: ответы детей по группам.
Мы с группой посовещались и предположили, что мы будем сегодня на уроке узнавать причины возникновения пожара.
Мы будем читать текст «Огонь - друг и враг».
Совершим путешествие в прошлое в рубрике «Этот удивительный мир…»
Прочитаем, как уберечь себя от ожогов и как пользоваться газовой плитой. и др.
- Опираясь на ваши рассуждения, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока? Давайте внесём уточнение.
Формулируют главный вопрос урока " Наш дом является крепостью или опасностью?"
Формулируют и представляют выводы и задачи на урок:
- мы узнаем, какие опасности подстерегают нас дома;
- мы научимся предупреждать эти опасности и избегать их.
4. Первичное усвоение новых знаний
1. Причины возникновения пожара.
Работа по учебнику (с. 76).
- Давайте обратимся к учебнику. Что показывает этот условный значок? (Обсудим вместе).
- Прочитаем отрывок из стихотворения. Рассмотрим рисунки. Ответим на вопросы: «Какие причины возникновения пожара? Почему огонь может стать врагом?».
Причины пожара:
Не играй со спичками и зажигалками.
Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы.
Не суши белье над плитой.
Ни в коем случае не зажигай фейерверки, бенгальские огни дома.
Не играй с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
Не разводи костер в лесу.
Будь осторожен с газом..
2. Почему говорят: «Огонь – друг и враг».
- Как вы думаете, почему произошла эта история? Давайте разбираться.
1) Чтение текста в учебнике «Огонь – друг и враг» ( стр.77: 1, 2 абзац)
Огонь – друг человека
Огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Он нужен повсюду: и в домах, и в школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. Значит, огонь – друг человека.
Он: отапливает дома в холодное время года; помогает приготовить пищу; используется в производстве: при плавке металлов, изготовлении стекла и стройматериалов, обжиге керамических изделий, в теплоэлектростанциях, при запуске ракет и многое другое. Огонь стал надёжным помощником людей.
Огонь – враг человека
Сила у огня большая – пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли большие города, маленькие деревни, леса и всё живое.
Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждый час в огне погибает 1 человек, каждый третий погибший – ребёнок.
-Ребята, соблюдение правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а также сберечь здоровье и жизнь людей.
- Давний друг человека – огонь… Откуда он произошёл, ваше мнение?
(Ответы детей.)
- Давайте совершим экскурсию в прошлое и узнаем. Какая рубрика нам поможет? Найдите в учебнике.
3) Рубрика «Этот удивительный мир…».
( Чтение текста на стр.79)
Динамическая пауза.
4. Как уберечь себя от ожогов.
5. Как пользоваться газовой плитой.
- Научите друг друга : Как уберечь себя от ожогов.
Как пользоваться газовой плитой.
Дополнительная информация: «Как действовать при ожогах».
- Я тоже хочу вас научить
Если получил небольшой ожог, надо подставить обожженное место под струю ледяной воды.
Если на месте ожога оказался пузырь, его нельзя прокалывать, чтобы не занести инфекцию.
При обширных ожогах надо сохранить стерильность, обернуть больное место чистой тканью и доставить человека к врачу.
Подведение итогов
1. Так дом - крепость или опасность?
(Дом – крепость, когда соблюдаешь правила безопасного поведения в доме.)
- А теперь вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
-Как вы считаете, мы достигаем цели?
-Давайте проверим, как вы можете использовать свои знания, полученные на уроке.
Работа над тестом.
1.)Обведи буквы правильных ответов.
1.Если в доме возник пожар:
в) останься дома и попытайся потушить пожар;
с) не прячься в горящем доме и не пытайся тушить пожар. Срочно покинь дом.
2.При пожаре звони:
а) 04; б) 03; в) 02; г) 01.
3.Увидев дым:
а) открой окна и проветри помещение;
б) немедленно покинь помещение.
4.Дыши через:
а) сухую тряпку.
б) мокрую тряпку;
5.Чтобы уберечь себя от ожогов, открывай кран с водой :
а) холодной, а затем добавляй горячую воду;
б) горячей, а затем добавляй холодную воду.
6. Как пользоваться газовой плитой? Сначала:
а) зажги спичку, а потом открой газовую горелку.
б) открой газовую горелку, а затем зажги спичку.
Домашняя работа.
7.Рефлексия.