Когда нужно обратиться за помощью.
Норма речевого развития | Нарушение речи – тревожные признаки |
Первые три месяца ребенок начинает реагировать на обращенную речь - затихает, замирает, прислушивается к словам. Крик ребенка становится все более модулированным, появляются нотки радости и недовольства. | |
четыре месяца своей жизни малыш радует родителей гулением и лепетом. Гуление представляет собой протяжные гласные звуки. Лепет – это сочетания звуков, имитирующие «взрослую» речь, не несущее смысловой нагрузки. | 4 месяца – нет эмоциональной реакции (улыбка, смех, оживление) на жесты и обращенную речь. |
озраст 6–10 месяцев можно охарактеризовать фазой активного лепета, воспроизведения целого ряда сложных слоговых цепочек. В этот период ребенок начинает понимать речь, смотреть или даже указывать на называемые мамой предметы. | 9 месяцев – отсутствие лепета. |
10-12 месяцам дети повторяют звуки и слоги вслед за взрослыми, понимают ряд инструкций («дай игрушку», «как дитя спит?»), произносят первые «лепетные» слова: «ава» - собачка, «му» - корова и т.п. Слова, состоящие из одинаковых слогов («баба», «мама», «ляля») появляются к концу первого года жизни. | 18 месяцев – ребенок испытывает сложности в глотании, сосании, жевании; не произносит простые слова; – не понимает своего имени и названия окружающих предметов. |
1,3 года словарный запас составляет порядка 6-9 слов. Ребенок пока не умеет изменять их по падежам и родам. |
1,8-1,10 года появляется фраза, представляющая из себя набор 2-3 слов, связанных лишь интонацией. |
Ближе к 2 годам словарный запас пополняется до 50 слов и ребенок начинает улавливать связь между словами в предложении, однако в речи все еще присутствует большое количество аграмматизмов («хочу гулять улика»). |
2-2,6 лет в речи детей появляются простые предлоги («у», «с», «на», «в»), предложения состоят уже из 5-8 слов. Следующие полгода ребенок совершенствуется в употреблении служебных частей речи, использует сложные предлоги («из-за», «из-под»). К школьному возрасту речь детей совершенствуется, словарный запас обогащается, уровень владение языком становиться очень высоким. | 2 года – словарный запас не пополняется и ограничивается несколькими словами. |