Класс: 1
Учебный предмет: окружающий мир
Тема: "Когда придет суббота?"
Тип урока: открытие нового знания.
Цель:
-
на основе предметных знаний и умений формировать представление о времени, его составляющих – настоящем, прошлом, будущем;
-
систематизировать знания о днях неделях и об их последовательности;
-
развивать мышление, речь, память, познавательные интересы;
-
воспитывать бережное отношение ко времени, трудолюбие, взаимопомощь.
Формы работы на уроке. Фронтальная, парная.
Учебные материалы.
-
Учебник (А.А.Плешаков. Окружающий мир. 1 класс), рабочая тетрадь (А.А.Плешаков),
-
Проектор, экран, презентация;
-
Рабочие листы с заданием
-
Цветные карандаши
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
– интерес к учебному материалу
- осознание учащимися ценности изучаемого материала о прошлом, настоящем и будущем времени, о последовательности дней недели;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
Предметные: анализировать иллюстрации и фотографии, различать прошлое, настоящее и будущее; отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль;
Метапредметные:
– Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; уметь работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.
Коммуникативные:
– Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию
Познавательные:
– Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей.
Ход урока
-
Организация начала урока (проверка готовности, положительный
эмоциональный настрой).
Громко прозвенел звонок –
Ну-ка посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
-
Постановка учебной задачи.
- Поднимите руку, кто знает, как зовут этого любознательного муравья.
- За что его назвали Вопросиком?
- А кто отвечает на его вопросы?
Слайд 2- на экране появляется Мудрая Черепаха
-Муравьишка и сегодня пришёл к нам с вопросами.
Мудрая черепаха пригласила в субботу Муравья – Вопросика к себе в гости. Но Муравьишка не знает, когда ему отправляться к Черепахе. Как вы думаете, почему? Муравьишка обратился с этим вопросом к нам. Поможем ему? На какой вопрос мы будем искать ответ?
Слайд 2 - на экране слова: КОГДА ПРИДЁТ СУББОТА?
- Что надо знать, чтобы ответить на этот вопрос?
-
Изучение нового материала.
• Знакомство с понятиями: время, прошлое, настоящее, будущее.
Прежде, чем мы найдем ответ на этот вопрос, отгадайте загадку:
Оно весь век бежит вперед и никогда не устает. ( Время)
-Как вы думаете, что еще вы узнаете на уроке?
- Чему вы должны научиться на уроке?
- Что мы знаем о времени?
- Что мы представляем, когда слышим слово время?
- Как его определяем?
- Что значит «Время идет»?
• Работа с учебником.
- Прочитать в учебнике (стр. 6, 2 строчки, начиная «Время постоянно бежит…»)
- Какие слова выделены в тексте?
- Как разобраться со смыслом этих слов?
(на экране ВРЕМЯ)
-Какое сейчас время года? ( вылетело слово СЕЙЧАС ) (зима) (на экране картинка зимы)
-Действие, которое происходит сейчас - это настоящее время. (на экране НАСТОЯЩЕЕ)
-Какое время года было до зимы? (на экране БЫЛО) (осень) (на экране картинка осени)
-Действие, которое было, называют прошлым временем. (на экране ПРОШЛОЕ)
-Какое время года будет после зимы? (на экране БУДЕТ) (весна) (на экране картинка весны)
-Действие, которое ещё только будет происходить, называют будущее время. (на экране БУДУЩЕЕ).
-
Первичное закрепление новых знаний.
- Рассмотрите иллюстрации на стр. 6.
- Как вы думаете: где художник изобразил настоящее, где – прошлое и будущее? Почему вы так решили?
-Какие события происходили с Вами в прошлом?
-Что происходит в настоящем?
-А какие могут произойти в будущем?
- Время касается не только людей, но и городов, посёлков, сел. Вот и нашего города коснулось время.
Фотография родного города в прошлом, настоящем, а в будущем нет фотографии. Почему?
Вы- будущее поколение, вам, ребята жить в будущем. От вас зависит, каким будет наш город в будущем. Закройте глаза и попробуйте представить. ( Звучит музыка «Прекрасное далёко») То, что вы представили можете нарисовать и принести на следующий урок.
.
Физкультминутка.
А часы идут, идут,
( Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают.
(Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят.
( Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают.
( Остановиться.)
-
Продолжение работы по теме урока.
• Знакомство с днями недели, их названием и последовательностью, происхождением названий дней.
Отгадайте загадку
Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний —
Появляется передний (Дни недели)
- Из чего состоит неделя?
- Сколько дней в неделе?
На партах у нескольких учащихся лежат карточки с названиями дней недели.
-Те ребята, которые получили карточки, пожалуйста, выйдите к доске и постройтесь в том порядке, в каком расположены дни недели.
- Как они называются?
Вот неделя. В ней семь дней,
Поскорей знакомься с ней.
Первый день
По всем неделькам
Носит имя понедельник.
Вторник – это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка-среда –
Третьим днем была всегда.
А четверг – четвертый день
Шапку носит набекрень.
Пятый – пятница-
сестрица –
Очень модная девица.
А в субботу – день шестой –
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний – воскресенье –
Назначаем днем веселья.
-Рабочие дни недели, сделайте шаг вправо. Какие дни остались? (Выходные)
-
Применение новых знаний. Практическая работа.
_ Где мы можем увидеть дни недели по порядку? (В дневнике)
-Откройте ваши дневники, найдите, какой день сегодня
-Какой будет завтра?
-Найдите субботу.
-Какой день будет 14 феврвля? (среда)
-Какого дня нет в дневнике? (воскресенья)
А какой день в неделе вам больше всего нравится? Почему?
-Где ещё можно увидеть дни недели? ( В календаре)
-Какие бывают календари? (Отрывные, перекидные, таблицей) Показ образцов.
Посмотрите, как в календаре принято обозначать дни недели: Пн, Вт, Ср, Чт, Пт, Сб, Вс.
Это сокращённые названия. На слайде найдите эти дни по порядку.
-Посмотрите на календарь- таблицу этого месяца. Какой сейчас месяц? (февраль) Сколько дней будет в этом году в феврале? (29) Почему? Високосный год.
-Найдите сегодняшний день 12.02.24.
Назовите все выходные дни в феврале.
Какой праздник будет в феврале? (23 февраля) В какой день недели он будет в этом году?
_ Укого День рождения в феврале? В какой день недели он будет в этом году?
-В какой день недели закончится февраль, а вместе с ним и зима? (В четверг)
-Значит,в какой день недели начнётся весна? В пятницу.
Найдите этот день
-А сколько недель помещается в месяце? (4 с половиной, кроме февраля)
Физкультминутка.
В понедельник я купался,
А во вторник – рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье –
Целый день я отдыхал.
Работа с рабочим листом
-Проставьте сокращенные обозначения дней недели напротив цифр по порядку.
-Возьмите 7 цветных карандашей.
-Закрасьте красным цветом день, который у нас сегодня
-Закрасьте оранжевым цветом день, который будет завтра
-Закрасьте фиолетовым день, который был вчера.
-День, который был позавчера, раскрасьте синим
-День между средой и пятницей раскрасьте зелёным
-Пятый день недели раскрасьте голубым
-Какой день остался? Среда. Кто догадался, каким он будет цветом? (Желтым) Почему? (Получились цвета радуги) Семь дней недели и семь цветов радуги.
История названий дней недели
-Ребята, давайте попробуем объяснить, почему такие названия у дней недели.
-Кто попытается?
-Вторник- второй; Четверг- четвёртый; Пятница- пятый; Среда-средний
-А как же остальные дни? Почему в неделе именно 7 дней? Почему называется она НЕДЕЛЯ?
Оказывется, эти названия нам даны ещё со времён сотворения мира. А, значит, очень-очень давно.
-Знаете ли вы, за сколько дней Бог сотворил землю и всё, что на ней? (За 6 дней)
-А на седьмой Он отдыхал и любовался своим творением. А человека Бог сотворил по образу и подобию своему. Поэтому заповедал ему также 6 дней работать, а седьмой отдыхать. И по сей день- это одна из семи заповедей «Шесть дней работай, а седьмой отдыхай, седьмой день- посвяти Господу Богу твоему». Это четвёртая заповедь из десяти.
В каждый седьмой день ничего не делали. Поэтому изначально этот день назывался –неделя. Этим днем заканчивались семь дней- неделей. И считали, раз неделя, два неделя и т.д.
-Понедельник же идет после дня недели, поэтому его назвали Понедельник.
-Кто из вас знает, после какого события седьмой день стали называть не неделей, а воскресеньем?
(После воскресения Иисуса Христа). Потому что это произошло в седьмой день недели. В память об этом событии мы до сих пор называем этот день ВОСКРЕСЕНЬЕ.
Ну а суббота- это тоже очень древнее название. У древних евреев седьмым днём считалась суббота. И они почитали ёё днем отдыха. А так как по древнееврейски – ШАББАТ означает покой, то это слово чуть изменившись дошло и до нашего времени.
-
Подведение итогов
-Назовите ещё раз дни недели по порядку.
-Какой день недели сегодня?
- Ребята, о чём нас спрашивал Муравьишка? (Когда придёт суббота?)
–Давайте ответим на его вопрос. (Через четыре дня, на четвёртый)
- А нам в жизни надо знать названия дней недели, их последовательность? Где в жизни мы с ними встречаемся?
-
Рефлексия.
– Какие цели мы ставили вначале урока? Мы их достигли? Откуда и куда бежит время?
- У вас на парте приклеены разноцветные смайлики. Возьмите себе тот, который соответствует вашему настроению:
* зелёный – всё понятно, всё запомнилось;
* жёлтый – не до конца все понятно, есть вопросы;
* красный - совсем не понятна тема урока.
Приложение.
Рабочий лист.
1
.____
2
.____
3
.____
4
.____
5
.____
6
.____
7.____
1
.____
2
.____
3
.____
4
.____
5
.____
6
.____
7.____
1
.____
2
.____
3
.____
4
.____
5
.____
6
.____
7.____
1
.____
2
.____
3
.____
4
.____
5
.____
6
.____
7.____