СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Когда родителям следует обратиться с ребёнком к неврологу. Советы психолога.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены симптомы на которые стоит обратить внимание родителям и педагогам дошкольников. Своевременное обращение к специалисту позволит оказать эффективную помощь.

Просмотр содержимого документа
«Когда родителям следует обратиться с ребёнком к неврологу. Советы психолога.»

Когда родителям следует  обратиться со своим ребёнком к неврологу Подготовила  педагог – психолог ВКК Петрова И.М.

Когда

родителям следует

обратиться со

своим ребёнком

к неврологу

Подготовила

педагог – психолог ВКК

Петрова И.М.

Ребёнок накручивает волосы или грызёт ногти.  Такие навязчивые действия – признак эмоционального напряжения: повторяющиеся движения успокаивают ребёнка и создают ощущение стабильности и спокойствия. Такие жесты свойственны детям, которые боятся не оправдать надежды родителей, не справиться с тем, чего от них ждут.  Столкнувшись с трудностями или неприятностями, они боятся обращаться за помощью, показаться слабыми и неумелыми.  «Не мешай!», «Опять за тебя всё делать приходится!», «От тебя никакого толку!».  Если вы поймали себя на таких фразах, скорее избавляйтесь от них!
  • Ребёнок накручивает волосы или грызёт ногти.

Такие навязчивые действия – признак эмоционального напряжения: повторяющиеся движения успокаивают ребёнка и создают ощущение стабильности и спокойствия. Такие жесты свойственны детям, которые боятся не оправдать надежды родителей, не справиться с тем, чего от них ждут.

Столкнувшись с трудностями или неприятностями, они боятся обращаться за помощью, показаться слабыми и неумелыми.

«Не мешай!», «Опять за тебя всё делать приходится!», «От тебя никакого толку!».

Если вы поймали себя на таких фразах, скорее избавляйтесь от них!

В современном мире действительно очень много гаджетов, которые нравятся не только взрослым, но и детям, ведь они привыкли брать пример с взрослых.  На сколько это полезно для их развития?  Ответ один – бесконтрольное времяпровождение с гаджетами ведёт к торможению их развития со скоростью прямо пропорциональной количеству времени проведенного с электронными технологиями.  За последнее столетие ничего не изменилось по нормативам, введённым нейрофизиологами ещё век назад.   И как выясняется, в советское время на телевидении это знали и контролировали. Поэтому мы смотрели мультфильмы по 15 минут в день в программе «Спокойной ночи, малыши», 30 минут по выходным от компании Disney.   И сейчас нормы те же, только доступ к просмотру мультфильмов, детских передач и других программ сейчас открыт из разных источников и может контролироваться только родителями.
  • В современном мире действительно очень много гаджетов, которые нравятся не только взрослым, но и детям, ведь они привыкли брать пример с взрослых.

На сколько это полезно для их развития?

Ответ один – бесконтрольное времяпровождение с гаджетами ведёт к торможению их развития со скоростью прямо пропорциональной количеству времени

проведенного с электронными технологиями.

За последнее столетие ничего не изменилось по нормативам, введённым нейрофизиологами ещё век назад.

И как выясняется, в советское время на телевидении это знали и контролировали. Поэтому мы смотрели мультфильмы по 15 минут в день в программе «Спокойной ночи, малыши», 30 минут по выходным от компании Disney.

И сейчас нормы те же, только доступ к просмотру мультфильмов, детских передач и других программ сейчас открыт из разных источников и может контролироваться только родителями.

 Головной мозг ребёнка, проводящего более 2 часов в день за разного рода гаджетами, начинает закреплять лишь короткие нейронные связи, а длинные и сложные связи начинает «уничтожать». Таким образом формирование функций таких как планирование, логика, мышление, способность концентрировать внимание и контролировать активность начинают страдать, так как структуризация данных областей начинает тормозиться.  Поэтому такие дети зачастую очень активны, у них пропадает интерес к занятиям с игрушками, к играм, требующим концентрации внимания, нарушается сон и поведение. Также тормозится структуризация левой височной доли, отвечающей за восприятие речи, её формирование, письмо, чтение и слух. У таких детей высокий риск оказаться в группе с задержкой речевого развития.  Всё ещё и потому, что у детей высокий обмен веществ и энергоресурс, свою психическую энергию они обязательно должны тратить в течение дня, чтобы в конце него спокойно ложиться спать. А сидя за гаджетами психическая энергия не тратится никак.

Головной мозг ребёнка, проводящего более 2 часов в день за разного рода гаджетами, начинает закреплять лишь короткие нейронные связи, а длинные и сложные связи начинает «уничтожать». Таким образом формирование функций таких как планирование, логика, мышление, способность концентрировать внимание и контролировать активность начинают страдать, так как структуризация данных областей начинает тормозиться.

Поэтому такие дети зачастую очень активны, у них пропадает интерес к занятиям с игрушками, к играм, требующим концентрации внимания, нарушается сон и поведение. Также тормозится структуризация левой височной доли, отвечающей за восприятие речи, её формирование, письмо, чтение и слух. У таких детей высокий риск оказаться в группе с задержкой речевого развития.

Всё ещё и потому, что у детей высокий обмен веществ и энергоресурс, свою психическую энергию они обязательно должны тратить в течение дня, чтобы в конце него спокойно ложиться спать. А сидя за гаджетами психическая энергия не тратится никак.

2. Сопит, шмыгает носом или покашливает.   Даже маленький ребёнок быстро замечает, что, когда он болеет, родители становятся внимательнее и заботливее, готовы отложить все дела, чтобы посвятить ему время. Что же говорить о детях постарше: тихонько покашливая или шумно шмыгая носом, они стараются привлечь внимание родителей и вызвать сочувствие и жалость, ведь так они неосознанно (а иногда и осознанно) демонстрируют свою беспомощность и уязвимость.  Часто «болеющие» дети вырастают из тех, к кому родители предъявляют завышенные требования, повторяя им: «Что ты как маленький!?», «Ты уже большой», «Что ты ноешь?»  ВАЖНО! Иногда дети специально «заболевают» чтобы не идти в детский сад или школу. Это происходит по ряду причин: некомфортная обстановка и эмоциональный фон в образовательном учреждении; проблемы со сверстниками; нехватка родительского внимания и заботы.

2. Сопит, шмыгает носом или покашливает.

Даже маленький ребёнок быстро замечает, что, когда он болеет, родители становятся внимательнее и заботливее, готовы отложить все дела, чтобы посвятить ему время. Что же говорить о детях постарше: тихонько покашливая или шумно шмыгая носом, они стараются привлечь внимание родителей и вызвать сочувствие и жалость, ведь так они неосознанно (а иногда и осознанно) демонстрируют свою беспомощность и уязвимость.

Часто «болеющие» дети вырастают из тех, к кому родители предъявляют завышенные требования, повторяя им: «Что ты как маленький!?», «Ты уже большой», «Что ты ноешь?»

ВАЖНО! Иногда дети специально «заболевают» чтобы не идти в детский сад или школу. Это происходит по ряду причин:

  • некомфортная обстановка и эмоциональный фон в образовательном учреждении;
  • проблемы со сверстниками;
  • нехватка родительского внимания и заботы.

Болезнь позволяет получить любовь и сострадание. Если вы заподозрили симуляцию, постарайтесь понять, что именно послужило причиной такой «игры» и устраните её. Или обратитесь за помощью к специалисту.

Болезнь позволяет получить любовь и сострадание. Если вы заподозрили симуляцию, постарайтесь понять, что именно послужило причиной такой «игры» и устраните её. Или обратитесь за помощью к специалисту.

3.Кусает губы.  Если это происходит во время разговора, то ребёнок, очевидно, пытается не сказать лишнего. Либо он изо всех сил старается удержать в себе какой – то рвущийся наружу секрет, либо стремится не вступать в спор с собеседником, смолчать, даже если не согласен с говорящим. А вот если малыш закусывает губы в процессе какого – то занятия это демонстрирует максимальную степень сосредоточенности и трудность поставленной перед ним задачи.  Покусанные губы характерны для детей, которым родители внушают: «Не спорь со старшими!», «Делай, что говорят», «Ты должен».

3.Кусает губы.

Если это происходит во время разговора, то ребёнок, очевидно, пытается не сказать лишнего. Либо он изо всех сил старается удержать в себе какой – то рвущийся наружу секрет, либо стремится не вступать в спор с собеседником, смолчать, даже если не согласен с говорящим. А вот если малыш закусывает губы в процессе какого – то занятия это демонстрирует максимальную степень сосредоточенности и трудность поставленной перед ним задачи.

Покусанные губы характерны для детей, которым родители внушают: «Не спорь со старшими!», «Делай, что говорят», «Ты должен».

 ВАЖНО! Следите за собой: обращайте внимание на реплики, которые вы бросаете в адрес ребёнка, когда устали или рассержены - в те моменты, когда теряете контроль и можете сказать что-то лишнее; постарайтесь избавиться от неконструктивных посланий ребёнку. Больше говорите ему слов любви и поддержки; давайте ребёнку больше пространства и возможности для самостоятельных действий и решений. Ваши многочисленные советы могут мешать ему творчески мыслить и развиваться, а желание сделать что – то за него не даёт ему возможности учиться на собственных ошибках.

ВАЖНО! Следите за собой:

  • обращайте внимание на реплики, которые вы бросаете в адрес ребёнка, когда устали или рассержены - в те моменты, когда теряете контроль и можете сказать что-то лишнее;
  • постарайтесь избавиться от неконструктивных посланий ребёнку. Больше говорите ему слов любви и поддержки;
  • давайте ребёнку больше пространства и возможности для самостоятельных действий и решений. Ваши многочисленные советы могут мешать ему творчески мыслить и развиваться, а желание сделать что – то за него не даёт ему возможности учиться на собственных ошибках.

4.Заламывает руки. Это выдаёт волнение и неуверенность в себе: ребёнку кажется, что весь мир смотрит на него – и он должен проявить себя по максимуму, сделать то, что от него ждут. Заламывая руки, ребёнок таким образом берёт паузу, пытаясь перебрать все возможные варианты действий. Однако такая привычка может перерасти в уже нездоровые попытки причинить себе вред: щипать себя, царапать руки, ноги и даже лицо, рвать волосы, колоть себя булавкой или карандашом, стучаться головой о стол, стену. Таким образом ребёнок наказывает себя за допущенные им промахи, ему кажется, что он поступает неправильно, даже тогда, когда казалось бы, ничего и не делал. Родители часто критикуют детей: «Ты бестолочь», «Лучше бы тебя не было», «Ты только всё портишь!»

4.Заламывает руки.

Это выдаёт волнение и неуверенность в себе: ребёнку кажется, что весь мир смотрит на него – и он должен проявить себя по максимуму, сделать то, что от него ждут. Заламывая руки, ребёнок таким образом берёт паузу, пытаясь перебрать все возможные варианты действий.

Однако такая привычка может перерасти в уже нездоровые попытки причинить себе вред: щипать себя, царапать руки, ноги и даже лицо, рвать волосы, колоть себя булавкой или карандашом, стучаться головой о стол, стену.

Таким образом ребёнок наказывает себя за допущенные им промахи, ему кажется, что он поступает неправильно, даже тогда, когда казалось бы, ничего и не делал.

Родители часто критикуют детей: «Ты бестолочь», «Лучше бы тебя не было», «Ты только всё портишь!»

5.Корчит рожицы, паясничает. Привычка передразнивать других людей (гримасничанье, рожицы, кривляние) – это прежде всего способ привлечь к себе внимание. Чаще всего это происходит из – за неуверенности в себе: ребёнок считает, что он недостаточно талантливый и интересный по сравнению с другими детьми и чтобы на него обратили внимание, ему нужно кривляться и паясничать. Замечания взрослых в подобных ситуациях он расценивает как свою «минуту славы». Такие дети часто слышат от родителей или сверстников насмешки и подколки: «Ну ты и неуклюжий», «У тебя руки не из того места растут», «Милый наш толстячок».

5.Корчит рожицы, паясничает.

Привычка передразнивать других людей (гримасничанье, рожицы, кривляние) – это прежде всего способ привлечь к себе внимание. Чаще всего это происходит из – за неуверенности в себе: ребёнок считает, что он недостаточно талантливый и интересный по сравнению с другими детьми и чтобы на него обратили внимание, ему нужно кривляться и паясничать. Замечания взрослых в подобных ситуациях он расценивает как свою «минуту славы».

Такие дети часто слышат от родителей или сверстников насмешки и подколки: «Ну ты и неуклюжий», «У тебя руки не из того места растут», «Милый наш толстячок».

ВАЖНО! Когда в семье появляется второй ребёнок, старшие дети часто испытывают недостаток внимания, чувствуют обиду, которая побуждает их пользоваться различными способами, чтобы вернуть мамино внимание. Один из таких способов – кривляние, которое подобно крику о помощи: «Обрати на меня внимание!»

ВАЖНО! Когда в семье появляется второй ребёнок, старшие дети часто испытывают недостаток внимания, чувствуют обиду, которая побуждает их пользоваться различными способами, чтобы вернуть мамино внимание. Один из таких способов – кривляние, которое подобно крику о помощи: «Обрати на меня внимание!»

6. Ругается, скандалит, оскорбляет других.  А что такое СДВГ? В современном мире родители часто сталкиваются с таким «диагнозом». Что это такое и как с этим бороться. СДВГ или синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это расстройство поведения, встречающееся чаще всего в детском возрасте. Для СДВГ характерна триада симптомов: невнимательность; гиперактивность; импульсивность.

6. Ругается, скандалит,

оскорбляет других.

А что такое СДВГ?

В современном мире родители часто сталкиваются с таким «диагнозом». Что это такое и как с этим бороться.

СДВГ или синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это расстройство поведения, встречающееся чаще всего в детском возрасте.

Для СДВГ характерна триада симптомов:

  • невнимательность;
  • гиперактивность;
  • импульсивность.

Симптомы невнимательности:  Ребёнок не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок. С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий. Не слушает обращенную речь. Не может придерживаться инструкций и доводить дело до конца. Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий. Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения. Часто теряет свои вещи. Легко отвлекается. Проявляет забывчивость.

Симптомы невнимательности:

  • Ребёнок не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок.
  • С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий.
  • Не слушает обращенную речь.
  • Не может придерживаться инструкций и доводить дело до конца.
  • Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий.
  • Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения.
  • Часто теряет свои вещи.
  • Легко отвлекается.
  • Проявляет забывчивость.
Симптомы гиперактивности: Ребёнок постоянно крутится, вертится, не может усидеть на месте, когда это необходимо. Характерна чрезмерная и бесцельная двигательная активность. Не может тихо, спокойно играть. Находится в постоянном движении. Отличается болтливостью. Симптомы импульсивности: Ребёнок отвечает на вопросы, не задумываясь. Не может дождаться своей очереди Мешает другим людям, перебивает их.

Симптомы гиперактивности:

  • Ребёнок постоянно крутится, вертится, не может усидеть на месте, когда это необходимо.
  • Характерна чрезмерная и бесцельная двигательная активность.
  • Не может тихо, спокойно играть.
  • Находится в постоянном движении.
  • Отличается болтливостью.

Симптомы импульсивности:

  • Ребёнок отвечает на вопросы, не задумываясь.
  • Не может дождаться своей очереди
  • Мешает другим людям, перебивает их.

Как родители могут помочь своему ребёнку?   Вам необходимо просто принять своего ребёнка – понять, что его мозг функционирует немного иначе и в этом нет ничего страшного!  Нужно выстроить четкий режим дня и отдыха, и стараться придерживаться ВСЕЙ СЕМЬЁЙ  В воспитании старайтесь придерживаться «золотой середины» - не допускать жёстких ограничений, а также вседозволенности.  Обязательно ограничьте время просмотра телевизора и использование гаджетов.  Чтобы не допускать перевозбуждения, лучше играть с ребёнком наедине, а не в шумных компаниях.  Старайтесь давать ребёнку четкие инструкции. Вместо «собери игрушки», лучше сказать: «возьми машинку и поставь на полку, собери кубики в корзину.  Нейропсихологическая коррекция – обсудить её с врачом- неврологом или нейропсихологом.

Как родители могут помочь своему ребёнку?

Вам необходимо просто принять своего ребёнка – понять, что его мозг функционирует немного иначе и в этом нет ничего страшного!

Нужно выстроить четкий режим дня и отдыха, и стараться придерживаться ВСЕЙ СЕМЬЁЙ

В воспитании старайтесь придерживаться «золотой середины» - не допускать жёстких ограничений, а также вседозволенности.

Обязательно ограничьте время просмотра телевизора и использование гаджетов.

Чтобы не допускать перевозбуждения, лучше играть с ребёнком наедине, а не в шумных компаниях.

Старайтесь давать ребёнку четкие инструкции. Вместо «собери игрушки», лучше сказать: «возьми машинку и поставь на полку, собери кубики в корзину.

Нейропсихологическая коррекция – обсудить её с врачом- неврологом или нейропсихологом.

7. Неконтролируемая ярость.  Неконтролируемая ярость, когда ребёнок «из-за ничего» кричит, швыряет предметы, хлопает дверьми – сигнал о том, что существует какая – то скрытая проблема, которая отнимает у ребёнка все ресурсы. Он постоянно находится в состоянии стресса, и самый незначительный повод заставляет его срываться, ведь проблема, которая гложет его изнутри, никак не находит своего решения. Такие проявления зачастую характерны для детей, которые воспитываются одним родителем или бабушкой.  При этом от взрослых они получают, казалось бы, позитивные послания: «Ты лучше всех!», «Ты моя жизнь!», «Ты настоящий мужчина (в отличие от отца)» . Именно эти слова заставляют ребёнка чувствовать свою глобальную миссию: быть лучшим, идеальным всегда и во всём, при этом испытывать чувство вины за отсутствие второго родителя.  И это внутреннее противоречие вынуждает их взрываться и скидывать постоянно накапливающееся напряжение.

7. Неконтролируемая ярость.

Неконтролируемая ярость, когда ребёнок «из-за ничего» кричит, швыряет предметы, хлопает дверьми – сигнал о том, что существует какая – то скрытая проблема, которая отнимает у ребёнка все ресурсы. Он постоянно находится в состоянии стресса, и самый незначительный повод заставляет его срываться, ведь проблема, которая гложет его изнутри, никак не находит своего решения. Такие проявления зачастую характерны для детей, которые воспитываются одним родителем или бабушкой.

При этом от взрослых они получают, казалось бы, позитивные послания: «Ты лучше всех!», «Ты моя жизнь!», «Ты настоящий мужчина (в отличие от отца)» . Именно эти слова заставляют ребёнка чувствовать свою глобальную миссию: быть лучшим, идеальным всегда и во всём, при этом испытывать чувство вины за отсутствие второго родителя.

И это внутреннее противоречие вынуждает их взрываться и скидывать постоянно накапливающееся напряжение.

В каком случае родителям нужно обратиться к неврологу.  Помощь специалиста потребуется если у ребёнка: Нервный тик (непроизвольное подёргивание мышц). Часто появляется у детей старше 5 лет, особенно у школьников; Истерические припадки ребёнок (старше 4 лет) бьётся головой, руками или ногами о предметы, падает на пол выгибаясь дугой. В 3 года эти симптомы могут быть проявлением кризиса и в коррекции не нуждаются; Заикание. Чаще проявляется у мальчиков 3-5 лет, но страдать им могут и девочки, также дети школьного возраста; Анорексия (отказ от пищи, рвота во время еды). Чаще проявляется в ответ на насильственное кормление; Энурез и энкопрез (недержание мочи, кала). Чаще встречается у дошкольников, и особенно беспокоит детей по ночам.  Невролог проверит состояние нервной системы малыша и при необходимости назначит медикаментозное лечение. Психолог поможет выявить травмирующие факторы, спровоцировавшие появление расстройств, и убрать их.

В каком случае родителям нужно обратиться к неврологу.

Помощь специалиста потребуется если у ребёнка:

  • Нервный тик (непроизвольное подёргивание мышц). Часто появляется у детей старше 5 лет, особенно у школьников;
  • Истерические припадки ребёнок (старше 4 лет) бьётся головой, руками или ногами о предметы, падает на пол выгибаясь дугой. В 3 года эти симптомы могут быть проявлением кризиса и в коррекции не нуждаются;
  • Заикание. Чаще проявляется у мальчиков 3-5 лет, но страдать им могут и девочки, также дети школьного возраста;
  • Анорексия (отказ от пищи, рвота во время еды). Чаще проявляется в ответ на насильственное кормление;
  • Энурез и энкопрез (недержание мочи, кала). Чаще встречается у дошкольников, и особенно беспокоит детей по ночам.

Невролог проверит состояние нервной системы малыша и при необходимости назначит медикаментозное лечение. Психолог поможет выявить травмирующие факторы, спровоцировавшие появление расстройств, и убрать их.