Тема: Когда количество одинаковое.
Цели: учить решать задачи на нахождение стоимости покупки, когда количество одинаковое; определять зависимость стоимости от цены товара, формировать способность к исследовательской деятельности, развивать мыслительную деятельность при решении задач, закреплять навыки устного счета.
Предметные УУД:
• научиться решать задачи на нахождение стоимости покупки, когда количество одинаковое; определять зависимость стоимости от цены товара.
Метапредметные УУД:
• на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
развивать логическое мышление, внимание, память; учатся сопоставлять, сравнивать, анализировать; ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.
Личностные УУД:
Оборудование: Учебник «Математика», ч.2 (с.59 – 561)., Рабочая тетрадь 2. мультимедийная презентация, карточки для парной работы.
Ход урока
Организационный этап. Создание мотивации к включению в учебную деятельность. СЛАЙД 2.
Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Пусть сегодня для нас всех
В работе сопутствует успех!
Пожелайте всем удачи
И успешности в придачу!
Вы все, наверное, знаете, что совы — это очень умные птицы. Они являются символом мудрости у многих народов мира. Именно эти мудрые птицы будут сопровождать нас, наблюдать за нами в течение урока. Давайте, покажем этим птицам, на что мы способны.
Актуализация знаний и мотивация.
Начнем с минутки чистописания. Откройте тетради. Сегодня будем писать числа 124,125.
-Что вы можете сказать об этих числах?
-Эти числа трехзначные, количество сотен и десятков одинаково.
-А в чем разница?
-Первое число четное, а второе нечетное. Отличаются еще по количеству единиц.
-Запишите числа.
Устный счет.
Математический диктант. СЛАЙД 3-4.
- Скорость автомобиля 80 км/час. За какое время он проедет 320 км ?
- Детская площадка имеет длину 80 м и ширину 50 м. Какой длины нужен забор для этой площадки?
- Ученица прочитала 24 страниц книги. Это 4 часть всей книги. Сколько страниц в книге?
- Брату 10 лет 3 месяца. Сестра старше его на 2 года 4 месяца. Сколько лет сестре?
- Площадь комнаты 42 кв. м. 7 часть пола покрашена. Какая площадь пола покрашена?
- За 4 пакета молока заплатили 48 рублей. Сколько стоит один пакет?
- Какова производительность фасовщика, если он за 3 дня сделал 270 подарков?
2. Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями, проверьте (на слайде ответы)
Мудрая птица довольна вами.
III. Сообщение темы и целей урока.
-Посмотрите на таблицу и скажите, о каких задачах идет речь? СЛАЙД 5
Цена | Количество | Стоимость |
? | | |
| ? | |
| | ? |
-Задачи на нахождение цены, количества, стоимости.
-Теперь посмотрите на эту таблицу. СЛАЙД 6
Товары | Цена | Количество | Стоимость |
Ручка | 20 руб. | 4 шт. | |
Карандаш | 15 руб. | 4шт. | |
Линейка | 30руб. | 4 шт. | |
-Что вы можете сказать о ней?
-Что вы можете сказать о цене и количестве?
-Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать?
-Когда количество одинаковое
Какую цель вы поставите перед собой?
Научиться решать задачи, когда количество одинаково.
Давайте, вспомним формулы нахождения величин.
а – цена товара
n – количество
С – стоимость
С = a • n , n= С:а, а = С:n
Умная птица рада вашим знаниям.
Вернёмся к таблице и узнаем стоимости товаров.
1-ая строчка-1-ый ряд, 2-ая строчка-2-ой ряд, 3-я строчка-3-ий ряд.
Проверка: С1 = 80руб.- стоимость ручек, С2 = 60руб.- стоимость карандашей, С3 = 120руб.- стоимость линеек.
IV. Первичное закрепление знаний.
1. Работа в парах по карточкам. СЛАЙД 8.
- заполни таблицу;
- сравни величины.
Товары | Цена | Количество | Стоимость |
Смородина | 40 руб. | 4 кг. | |
Абрикосы | 80 руб. | | 320 руб. |
Вишня | | 4 кг. | 80 руб. |
Проверка. СЛАЙД 9.
Выводы.
- Какая величина постоянная? (количество)
- Как изменяются цена и количество? (увеличиваются)
- Во сколько раз увеличивается цена, стоимость? Если в 2 раза увеличивается цена, то в 2 раза увеличивается стоимость)
СЛАЙД 10.
Чтение вывода на слайде:
При одинаковом количестве: если цена в несколько раз больше, то стоимость во столько же раз больше.
Сова считает, что вы мудреете на глазах.
V. ФИЗМИНУТКА. «Бананамама» СЛАЙД 11
VI. Применение нового знания. СЛАЙД 12.
- Запиши задачу в таблицу.
В магазине на 150 рублей купили помидоров по 40 руб./кг и столько же огурцов по 20 руб./кг. Сколько стоили огурцы?
- Проверь заполненную таблицу. СЛАЙД 13.
| Цена | Количество | Стоимость |
Помидоры | 40 руб. | одинаковое | 150 руб. |
Огурцы | 20 руб. | ? руб. |
- Составь план решения.
Найти количество помидоров.
Найти стоимость огурцов.
Возникает проблема: 150 не делится без остатка на 40.
- Примените те выводы, которые были сделаны. (Повторяется вывод) СЛАЙД 14.
- Составьте другой план решения задачи.
1. Узнать, во сколько раз цена помидоров больше, чем цена огурцов. 40:20=2(раза)
2. Увеличить цену помидоров во столько же раз.150х2=300(рублей)-цена огурцов.
VII. Работа по учебнику. Задание 197.
Как должна измениться цена товара для того, чтобы стоимость той же покупки стала в 3 раза больше, чем при прежней цене? (Цена должна увеличиться в 3 раза.)
– Проверьте свой вывод на примере стоимости яблок 45 р. за 3 кг. СЛАЙД 16.
| Цена | Количество | |
Старая | ? р/кг | во ? раз больше | 3 кг | 45руб. |
Новая | ? р/кг | 3 кг | ? в 3 раза б |
Коллективное составление плана.
Решение:
1) 45 : 3 = 15 (р/кг) – цена старая;
2) 45 · 3 = 135 (р.) – стоимость по новой цене;
3) 135 : 3 = 45 (р/кг) – новая цена;
4) 45 : 15 = 3 (раза) – увеличилась цена.
Ответ: в 3 раза больше.
Работа в группе. Составьте задачу на уменьшение прежней цены товара в несколько раз. Что изменится?
-Выступление групп.
-Какой вывод сделаем из этого?
Вывод. СЛАЙД 17.
-Заполни пропуски, чтобы сделать правильный вывод.
Молодцы! Сова довольна вашими знаниями.
VIII. Итог урока. Рефлексия. СЛАЙД 18
Учитель:
Подведём сейчас итог:
А не зря прошёл урок?
Посмотрите-ка сюда,
Отвечайте без труда.
- Вспомните, какую цель вы поставили в начале урока?
-Научиться решать задачи, когда количество одинаково.
-Достигли ли вы этой цели?
- Оцените свою работу на уроке.
Кому на уроке было комфортно, получили удовлетворение от работы и считает, что ему все удалось, предлагаю прикрепить к нашему дереву зеленый цветочек. Тем ребятам, кто чувствовал себя немного неуверенно и считает, что остались еще некоторые проблемы, то предлагаю прикрепить к нашему дереву желтый цветочек, а тем, кто считает, что ему ещё понадобится помощь - красный цветочек.
-А как вы думаете, кто в классе работал лучше всех?
-Кому можно сегодня поставить «5» и наградить медалями?
Сова согласна с вами.
IX. Домашнее задание. СЛАЙД 19
Сова приготовила для вас домашнее задание.
- При выполнении домашнего задания вам понадобится всё, чему вы сегодня научились. Выполните № 80, 81 в печатной тетради № 2, а те которые считают, что знают математику на 5 придумать задачу по теме и решить.
Спасибо вам, ребята за работу! СЛАЙД 20
Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок.
Приложение 1
а – цена товара
n – количество
С – стоимость
С = a • n n= С:а
а = С:n