II. Актуализация знаний | Мама, папа, я = мы (слайд 1) - Как одним словом объединить эти слова? - Какое отношение может иметь слово семья к нашему уроку литературного чтения?
- Ребята, а вы бы хотели и дальше окунуться в мир отношений детей и родителей, почувствовать то, что переживают герои? - Сегодня мы продолжим знакомство с рассказами Виктора Драгунского. (слайд 2) - Эпиграфом нашего урока будут слова испанского писателя Мигеля де Сервантеса. Прочитайте их медленно вслух с утвердительной интонацией. «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой» (слайд 3) - Как вы понимаете смысл данного высказывания? | Отвечают на вопросы семья раздел, который мы изучаем называется “Мы с папой и мамой” да Высказывают свои мнения | Личностные УУД 1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. |
III. Подготовка к изучению нового материала | 1. Работа с текстом до чтения. - Ребята, составьте пословицу из слов: не мешке утаишь в шило -Правильно. А кто сможет объяснить смысл этой пословицы.
– Откройте с.125 и прочитайте заглавие рассказа В. Драгунского (слайд 4) - О чём может идти речь в этом произведении, судя по названию? - Я думаю, что у вас появилось желание прочитать это произведение. Но прежде давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе. 2. Словарная работа. - Назовите синоним к слову «тайное»? - Синоним к слову «явное»? - «Клевета» -Что значит слово «язвительный»? - Как выдумаете, какого человека называют ин- теллигентным? - Прочитайте выражение «Грановитая палата». - Кто знает что это такое? (слайд 5) Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола |
Шило в мешке не утаишь. - Правду не скроешь. - Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным. «Тайное становится явным» Высказывают свои мнения Подбирают синонимы -секретное, скрытое, затаённое -открытое, откровенное -ложь, наговор, выдумка -стремящийся досадить, злобно-насмешливый Это человек, обладающий большой внутренней культурой | Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Познавательные УУД 1.Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
IV. Первичное ознакомление с текстом | 1. Работа с текстом во время чтения. -Начнём чтение рассказа 1.Чтение до слов: «Что это значит, мама: «Тайное становится явным»? - Как бы вы ответили на этот вопрос? -Продолжим чтение 2. остановка после слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине». - Как вы думаете, что может произойти дальше? 3. остановка после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл милиционер». - Предположите, что может произойти дальше? 4. Дочитывание рассказа до конца. -Читаем до конца. 2. Выявление первичного восприятия. – Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным? – Почему было смешно? 3.Составление цитатного плана. – Ребята, возьмите карточку и прочитайте цитатный план: «Видеть не могу манную кашу!» «Вы выливаете разную гадость за окно!» «Ты должен съесть всё до конца!» «Ты это запомнил на всю жизнь?» «А я остался с кашей наедине». - Последовательно ли он составлен? Определите последовательность событий и впишите в кружки соответствующие цифры: 1, 4, 2, 5, 3.как происходили события. - Ребята, проверьте правильность выполнения задания на слайде (слайд 6) 4. Повторное чтение рассказа вслух по частям, соответствующим плану. Беседа после чтения каждой части. После 1-й части: -Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова? После 2-й части: - Зачем мама заставляла сына есть кашу? - Что она ему предложила? После 3-й части: -Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? - Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение? – Какие чувства испытала мама, увидев пустую тарелку сына? После 4-й части: - Как изменилось настроение у Дениски? – Мы смеёмся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась на его шляпе, брюках. А что он при этом чувствует? – Хорошо ли Дениска знал свою маму? Какие слова это доказывают? После 5-й части: - Почему мама сначала говорит строго, громко, а потом тихо? Как меняется её настроение? 5. Выборочное чтение - Найдите и прочитайте отрывки к иллюстрациям. (слайд 7, 8,9) -Найдите и прочитайте отрывок, который мог бы прочитать этот человечек? (слайд 10) – Почему мама «смотрела долго-долго» на сына? | Читают рассказ и отвечают на вопросы Отвечают на вопросы Работают в парах по составлению плана Читают рассказ и отвечают на вопросы «Тайное становится явным» Заботилась о сыне Мама предложила Дениске сходить в Кремль. чувство обиды, досады Отвечают на вопросы Сначала радуется за сына, потом недоумевает, затем испытывает стыд и неловкость за сына Находят и зачитывают отрывки из рассказа 1. Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история…Каша..мм..манная… 2.Тут мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась Хотела понять, что чувствует Дениска. | Личностные УУД 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Коммуникативные УУД 1. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре Регулятивные УУД 1.Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД 1.Анализировать заголовок произведения Регулятивные УУД Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. |
V.Закрепление изученного материала | 1.Обобщающая беседа. – Ребята, мы закончили чтение рассказа. -Охарактеризуйте Дениску? - Почему мама не наказала Дениску? 2.Работа с пословицами -Я предлагаю вам интересную работу. -Можно ли назвать рассказ по-другому? Поработайте в парах и подумайте, какая пословица ещё могла бы быть заголовком к рассказу? (слайд 11) Никто так детям не верит как мать родная Детей наказывают стыдом, а не грозою и ремнем. Сначала думай, а потом делай. – Как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски? - Какая же главная мысль рассказа? – Какая проблема волнует автора? (слайд 12) | Весёлый, озорной, выдум- щик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину. поняла, что он раскаивается Работают в парах честным, совестливым нельзя врать, правда станет известной Взаимопонимание детей и родителей, воспитание детей | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Личностные УУД 1.Следование моральным нормам и этическим требованиям 2.Ориентироваться в нравственном содержании рассказа |