2 4 2 3 2 1 4 Работа с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным». 1. Работа с текстом до чтения. – Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова М. Сервантеса. Прочитайте их. «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой». – Как вы это понимаете? (О правде всегда узнают.) – Прочитайте заглавие рассказа В. Драгунского (с. 125). Как понимаете слово явным? Подберите синонимы. (Известным, всем доступным.) – Какой пословицей можно озаглавить текст? (Шила в мешке не утаишь.) – Как вы понимаете заглавие? Прочитайте 1-й абзац, сравните ваш ответ с авторским. Прочитайте тему урока. Что можете предположить? – Рассмотрите иллюстрацию на с. 125. Что необычного увидели? Что можете предположить, если узнаете, что предложение, по которому мы составляли рассказ, взято из текста рассказа «Тайное становится явным»? 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение рассказа (про себя). 2. Выявление первичного восприятия. – Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным? – Почему было смешно? – Прочитайте план в тетради (с. 50, задание 1). «Видеть не могу манную кашу!» «Вы выливаете разную гадость за окно!» «Ты должен съесть всё до конца!» «Ты это запомнил на всю жизнь?» «А я остался с кашей наедине». – Какой это план? (Цитатный.) Последовательно ли он составлен? Определите последовательность. (Вписываем в кружки соответствующие цифры: 1, 4, 2, 5, 3.) 3. Повторное чтение рассказа вслух по частям, соответствующим плану. Беседа после чтения каждой части. После 1-й части: – Что узнаем о Дениске? (Задумывался над непонятным, имел хорошие привычки.) – Какую хитрость он придумал, чтобы съесть яйцо? После 2-й части: – «Вылитый Кощей» – в каких произведениях Драгунского мы встречали эти слова? – Зачем мама заставляла сына есть кашу? (Заботилась о сыне.) После 3-й части: – Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (Чувство обиды, досады, безысходности и т.д.) – Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение? – Какие чувства испытала мама, увидев пустую тарелку сына? Как надо прочитать её слова? После 4-й части: – Подберите синонимы к слову клеветать. – Какого человека называют интеллигентным? (Культурного, образованного, воспитанного.) – Постарайтесь при чтении передать недоумение мамы, интонацию милиционера. – Автор пишет: «...язвительно рассмеялся милиционер». Как это – язвительно? (Злобно, насмешливо.) – Как изменилось настроение у Дениски? – Мы смеёмся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась на его шляпе, брюках. А что он при этом чувствует? – Хорошо ли Дениска знал свою маму? Какие слова это доказывают? – Почему мама сначала говорит строго, громко, а потом тихо? Как меняется её настроение? (Сначала радуется за сына, потом недоумевает, затем испытывает стыд и неловкость за сына.) После 5-й части: – Почему мама «смотрела долго-долго» на сына? (Хотела понять, что чувствует Дениска.) 4. Обобщающая беседа. а) – Какой же Дениска? (Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину.) б) – Как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски? в) – Какая проблема волнует автора? (Взаимопонимание детей и родителей, воспитание детей.) Почему мама не наказала Дениску? г) – Была ли у вас похожая ситуация, из которой вы извлекли урок? Расскажите о ней. д) – К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу? Игра не доводит до добра. Кашу свари, да ещё и в рот положи. Кроткое слово гнев побеждает. Сначала думай, а потом делай.   – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? |