СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Когда мама сердится... В. Драгунский «Тайное становится явным»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение

Тема раздела: МЫ С МАМОЙ И ПАПОЙ

Тема: Когда мама сердится... В. Драгунский «Тайное становится явным»

Цели:

 • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

 

Просмотр содержимого документа
«Когда мама сердится... В. Драгунский «Тайное становится явным»»

Литературное чтение

Тема раздела: МЫ С МАМОЙ И ПАПОЙ

Тема: Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное становится явным»)

Цели:

• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.


1 2

1. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть.

2. Упражнение на развитие читательских умений (вычитывание фактуальной и подтекстовой информации из предложения, составление рассказа по предложению).

Ученикам предлагается предложение, записанное на доске:

Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.

1. Вычитываем с детьми фактуальную информацию: в предложении говорится о каком-то человеке, который собирается пойти в Кремль (можно предположить, что либо на экскурсию, либо по каким-то делам); этот человек – мужчина или мальчик (глаголы «взглянул» и «понял» – муж. рода); он понял, что в Кремль не пойдёт, после того как увидел другого человека.

2. Вычитываем с детьми подтекстовую информацию: с человеком, которого увидел наш герой, что-то случилось или произошло (причём это было видно сразу, с первого взгляда), и это что-то стало причиной, из-за которой герой не пойдёт в Кремль.

3. Составляем рассказ по предложению. Возможный вариант:

Один человек собирался отправиться в Кремль. Скорее всего, он хотел совершить экскурсию, но возможно, у него были и другие причины туда направиться. Однако пойти в Кремль ему не удалось: появился другой человек, и что-то было в нём такое, что с первого взгляда наш герой расстался с мыслью пойти в Кремль.


Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.



II. Развитие умений.

















2 4 2 3 2 1 4

Работа с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным».

1. Работа с текстом до чтения.

– Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова М. Сервантеса. Прочитайте их.

«Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».

– Как вы это понимаете? (О правде всегда узнают.)

– Прочитайте заглавие рассказа В. Драгунского (с. 125). Как понимаете слово явным? Подберите синонимы. (Известным, всем доступным.)

– Какой пословицей можно озаглавить текст? (Шила в мешке не утаишь.)

– Как вы понимаете заглавие? Прочитайте 1-й абзац, сравните ваш ответ с авторским. Прочитайте тему урока. Что можете предположить?

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 125. Что необычного увидели? Что можете предположить, если узнаете, что предложение, по которому мы составляли рассказ, взято из текста рассказа «Тайное становится явным»?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение рассказа (про себя).

2. Выявление первичного восприятия.

– Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?

– Почему было смешно?

– Прочитайте план в тетради (с. 50, задание 1).

«Видеть не могу манную кашу!»

«Вы выливаете разную гадость за окно!»

«Ты должен съесть всё до конца!»

«Ты это запомнил на всю жизнь?»

«А я остался с кашей наедине».

– Какой это план? (Цитатный.) Последовательно ли он составлен?

Определите последовательность. (Вписываем в кружки соответствующие цифры: 1, 4, 2, 5, 3.)

3. Повторное чтение рассказа вслух по частям, соответствующим плану. Беседа после чтения каждой части.

После 1-й части:

– Что узнаем о Дениске? (Задумывался над непонятным, имел хорошие привычки.)

– Какую хитрость он придумал, чтобы съесть яйцо?

После 2-й части:

– «Вылитый Кощей» – в каких произведениях Драгунского мы встречали эти слова?

– Зачем мама заставляла сына есть кашу? (Заботилась о сыне.)

После 3-й части:

– Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (Чувство обиды, досады, безысходности и т.д.)


– Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение?

– Какие чувства испытала мама, увидев пустую тарелку сына? Как надо прочитать её слова?

После 4-й части:

– Подберите синонимы к слову клеветать.

– Какого человека называют интеллигентным? (Культурного, образованного, воспитанного.)

– Постарайтесь при чтении передать недоумение мамы, интонацию милиционера.

– Автор пишет: «...язвительно рассмеялся милиционер». Как это – язвительно? (Злобно, насмешливо.)

– Как изменилось настроение у Дениски?

– Мы смеёмся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась на его шляпе, брюках. А что он при этом чувствует?

– Хорошо ли Дениска знал свою маму? Какие слова это доказывают?

– Почему мама сначала говорит строго, громко, а потом тихо? Как меняется её настроение? (Сначала радуется за сына, потом недоумевает, затем испытывает стыд и неловкость за сына.)

После 5-й части:

– Почему мама «смотрела долго-долго» на сына? (Хотела понять, что чувствует Дениска.)

4. Обобщающая беседа.

а) – Какой же Дениска? (Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину.)

б) – Как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски?

в) – Какая проблема волнует автора? (Взаимопонимание детей и родителей, воспитание детей.) Почему мама не наказала Дениску?

г) – Была ли у вас похожая ситуация, из которой вы извлекли урок?

Расскажите о ней.

д) – К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу?

Игра не доводит до добра.

Кашу свари, да ещё и в рот положи.

Кроткое слово гнев побеждает.

Сначала думай, а потом делай.


– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.



ΙΙΙ. Итог.


– Что вам показалось на уроке самым интересным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?



ΙV. Домашнее задание.


1. Подготовить выразительное чтение рассказа.

2. Разделить текст на три части, озаглавить их своими словами (задание 2 в тетради, с. 50).

3. Выполнить задание 3 в тетради, с. 50.