СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Когда в душе горит огонь познанья»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложившаяся на протяжении многих лет система работы над формированием познавательной активности «учитель- ученик» и творческой деятельности, действительно помогает в развитии самостоятельной, творческой  личности. И это подтверждается тридцатилетним  мониторингом моих выпускников. Смею предположить, что мои  нынешние ученики и мои выпускники-люди творческие, самореализовавшиеся, успешные, деятельные.

 

Просмотр содержимого документа
««Когда в душе горит огонь познанья»»

«Когда в душе горит огонь познанья»

Людмила Ивановна Емельянова, зав областной, предметной лаборатории «Биология. Экология»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N135" имени академика Б.В.Литвинова"

, 456770, г. Снежинск, ул. Нечая, д.5 (35146)7-12-0 , L.I.Emelyanova@mail.ru


Аннотация

Современное общество, переступившее порог третьего тысячелетия, отводит особую роль креативности каждой конкретной личности. Чтобы решить социальные, экологические, экономические и культурные проблемы, характерные для сегодняшней действительности, обществу требуются активные, творчески мыслящие личности.

Формирование творческой деятельности учащихся, зависит от эмоционально-положительного отношения учеников к предмету. Развитие творческих способностей происходит только в том случае, если деятельность связана с положительными эмоциями. Учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности, поэтому учителю необходимо уметь организовать такую деятельность, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию своей креативности (творческих способностей).

Сложившаяся на протяжении многих лет система работы над формированием познавательной активности «учитель- ученик» и творческой деятельности, действительно помогает в развитии самостоятельной, творческой личности. И это подтверждается тридцатилетним мониторингом моих выпускников. Смею предположить, что мои нынешние ученики и мои выпускники-люди творческие, самореализовавшиеся, успешные, деятельные.

Ключевые слова: Творчество, креативность, эмпатийность, творческие задания, самореализация


СТАТЬЯ

Современное общество, переступившее порог третьего тысячелетия, отводит особую роль креативности каждой конкретной личности. Чтобы решить социальные, экологические, экономические и культурные проблемы, характерные для сегодняшней действительности, обществу требуются активные, творчески мыслящие личности. Учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности, поэтому учителю необходимо уметь организовать такую деятельность, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию своей креативности (творческих способностей).


«Каким я вижу своего ученика сейчас, и каким я хочу видеть его в будущем?» Каждый учитель задает эти вопросы себе и получает на них разные ответы. Я бы хотела, чтоб мир, который его окружает, не казался ему серым и будничным, а был прекрасным, необычным, наполненным яркими красками. И чтобы его ученик вырос любознательным, творческим, активным, успешным, деятельным.

Современное общество, переступившее порог третьего тысячелетия, отводит особую роль креативности каждой конкретной личности. Чтобы решить социальные, экологические, экономические и культурные проблемы, характерные для сегодняшней действительности, обществу требуются активные, творчески мыслящие личности. Учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности, поэтому учителю необходимо уметь организовать такую деятельность, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию своей креативности (творческих способностей).

Известно, что природные задатки ребенка превращаются в способности только в деятельности. Но не всякая деятельность способствует развитию способностей вообще, а тем более творческих. Развитие творческих способностей происходит только в том случае, если деятельность связана с положительными эмоциями. В результате созданных условий у обучающихся формируются - эмоционально-волевые качества: одухотворённость, эмоциональный подъём в творческих ситуациях, ассоциативность, воображение, фантазия, мечтательность, чувство новизны, чуткость к противоречиям, способность к эмоциональному отклику (эмпатийность).

Всегда очень ответственна для меня первая встреча с пятиклассниками сумею ли заслужить их доверие, построить процесс обучения так, чтобы ребенку было комфортно и любопытно на моем уроке. С первых же уроков природоведения я стараюсь возбудить у детей интерес к тому, что их окружает, сформировать мотивационную основу действий при овладении ими учебного материала. На первоначальном этапе гармония, красота воспринимается благодаря таким органам чувств, как зрение и слух, без осознания глубокого смысла этих понятий. Я увлеченно, ярко, взволнованно рассказываю ученикам о красоте окружающего нас мира, используя при этом музыку, живопись, поэзию. Но восприятие услышанного материала одними органами чувств бывает недостаточно для усвоения пройденного материала, постепенно необходимо подключать рациональное мышление. Тогда окружающий ребенка мир воспринимается им как нечто целостное и прекрасное. Это помогает мне добиться эмоциональной установки, которую можно образно назвать: "Я хочу общаться с этим учителем", "Я хочу познать этот материал", и это дает мне возможность развивать и поддерживать познавательный интерес все последующие годы обучения. У всех детей особенно важно заметить и оценить каждую работу, подойти к ребенку с оптимистическим прогнозом, дать понять ему (прием любящей мамы): "Я верю в тебя, поверь в себя сам, поверят, и твои товарищи и ты добьешься успеха!" И такая установка делает чудеса. Постепенно создается ситуация при которой ребенок ощущает себя особо замечательной личностью, находящейся в центре внимания учителя и одноклассников. Один пример по этому поводу. Ученик в шестом классе, ныне студент педагогического вуза, был неуверенным в себе (из-за небольшого дефекта речи), вначале проявлял к предмету эпизодический интерес, затем увлекся биологией, стал победителем олимпиад, конкурсов, стипендиатом муниципалитета. Через 4 года он стал президентом клуба. Сейчас это уверенный в своих силах успешный студент педагогического университета, получивший за успехи в учебе губернаторскую стипендию, связавший свою дальнейшую жизнь с биологией.

Я также предлагаю им создать свои мини – проекты. Тема проекта может быть различной, я обязательно учитываю интерес и возраст ребенка. Если у ребёнка возникает интерес к работе в исследовательском мини-проекте, я выбираю ему научного руководителя из старшеклассников, уже работавших в таких проектах.

Для определения степени развития творческих способностей в качестве летнего задания я предлагаю пятиклассникам различные варианты работ (исследовательские проекты, эксперименты, сочинение сказок, выполнение презентаций, схем, кроссвордов и т.д.), а ученики сами выбирают, какие из них они будут выполнять.

На первых уроках уже шестиклассники докладывают о выполненных заданиях летом. Анализируя выполненные детьми творческие задания, я для себя распределяю детей в группы образно, называя их «физиками» и «лириками». Такое разделение помогает мне в дальнейшем составлять индивидуальные задания для каждой группы. Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик справиться с заданием обязательно, т.е. создается ситуация успеха, для ребенка. . Результатом формирования креативной компетенции обучающихся является создание собственных творческих размышлений о том, зачем надо изучать науку о растениях - ботанику.

Креативные методы – это методы творения, созидания. Метод образной картины воссоздает такое состояние ученика, когда восприятие и понимание изучаемого объекта как бы сливаются, происходит его целостное, нерасчлененное видение. В результате у ученика возникает образная картина цветка, дерева, листика, почки Потребность выразить себя живет в душе каждого ребенка, и очень важно помочь ему в этом стремлении через разнообразные творческие задания. Это могут быть задания, когда через персонификацию ученик, отождествляя себя с деревом, осой, почкой, листиком дерева, опустошенной полянкой, сломанной веточкой, рассказывает о сложнейших биологических процессах. И таких творческих отчетов накоплено достаточное количество.

Творческая деятельность ребёнка, результатом которой является создание новых образов или действий. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности головного мозга, педагоги и психологи называют воображением или фантазией

У всех детей особенно важно заметить и оценить каждую работу, подойти к ребенку с оптимистическим прогнозом, дать понять ему (прием любящей мамы): "Я верю в тебя, поверь в себя сам, поверят и твои товарищи, и ты добьешься успеха!" И такая установка делает чудеса. Постепенно создается ситуация, при которой ребенок ощущает себя особо замечательной личностью, находящейся в центре внимания учителя и одноклассников.

При этом очень важно осуществление персонально - личностного подхода к ребенку, т.е. создание такой ситуации, при которой он чувствует себя замечательной личностью, находящейся в центре внимания учителя и одноклассников.

Формирование и развитие творческих способностей учащихся требует длительной и целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с воспитанием, запоминанием, осмыслением, кончая операциями логического и творческого мышления. Особенно ярко творческие способности учащихся проявляются и развиваются в проектно-исследовательской работе. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ребенка при выполнении им проектов в пятом классе и шестом классе, его собственный путь искания, преодоления затруднений, формирует, прежде всего, самостоятельность, сознательность обучения.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.» Л.Толстой. 

Тридцать лет работая в школе, я прихожу к выводу, что эти слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. «Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» - эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма. Ведь именно креативность, способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта, гения. И мы считаем ,что каждый ребёнок одарен, важно помочь ему вовремя найти себя.

Сложившаяся на протяжении многих лет система работы над формированием познавательной активности «учитель- ученик» и творческой деятельности, действительно помогает в развитии самостоятельной, творческой личности. И это подтверждается тридцатилетним мониторингом моих выпускников. Смею предположить, что мои нынешние ученики и мои выпускники-люди творческие, самореализовавшиеся, успешные, деятельные.

Список литературы:

  1. Буш Г.Я. Творчество как диалогическое взаимодействие. Автореф. дис. ... докт. филос. наук. - Минск, 1989.

  2. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество / Под ред. С.Р. Микулинского. - М., 1969.

  3. Большая книга игр для ума. Развиваем логическое мышление и креативность!: — Москва, Питер, 2015 г.-