- Тема: Когда время движения одинаковое
Цели урока: установить зависимость между величинами, характеризующими процессы движения (скорость, время, расстояние.
Предметные УУД: учить решать задачи на движение, когда время движения одинаковое, заполнять решение задач в таблице.
Метапредметные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания, взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, умение выбирать и использовать в ходе решения изученные материалы, свойства арифметических действий, владеть общими приемами вычислений.
Личностные: создание условий для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, формирование умения вступать в сотрудничество.
Оборудование: учебник «Математика» ч.2 А.П.Чекин (2010г), задания для работы в группе.
Ход урока:
1.Орг. момент.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
2.Актуализация знаний:
-Какое сегодня число?
- Какой день недели был вчера?
-Какая четвертая буква в слове математика?(«Е»)
-А пятая в слове площадь? («А»)
-Если в классе Бесик выше Азамата, но ниже Андзора, то кто выше всех? (Андзор)
-У стола 4 угла, два отпилили. Сколько осталось?(6)
-Ребята, скажите, каким образом судьи соревнований решают вопрос о том, кто какое место должен занять? (-устраиваются соревнования;- одинаковое расстояние, но каждый затрачивает разное время;- кто-то движется быстрее, кто-то медленнее.)
(Кто быстрее движется- тот победитель).
- Кто быстрее хищник или жертва? Какую же максимальную скорость развивают животные? Интересно?
Тогда слушайте внимательно! Гепард - около 120 км /ч, антилопа- 90км/ч, лев-80км/ч, волк -65км/ч, заяц -60 км/ч, жираф-55км/ч, а человек всего-30 км/ч.
Кто из животных быстрее остальных?
Ребята, определите расстояние, которое они преодолеют за 3 ч.
Работа в группе.
1 группа- гепарда и жирафа;
2 группа- льва и зайца;
3 группа- антилопы и волка.
-Слушаем выступающих.
-Ребята, за какое расстояние преодолели животные? (Разное расстояние)
А почему разное? (Скорости у них разные)
А что у них одинаковое? (время одинаковое)
Кто сможет сформулировать тему урока? ( Когда время движения одинаковое)
А какую цель вы поставите перед собой? (Научиться решать задачи на движение, когда время движения одинаковое).
-Но мы их будем не просто решать, мы их будем исследовать, делать выводы, а полученные знания вам очень пригодятся в жизни.
-Давайте вспомним формулы нахождения пути, скорости и времени. Для этого поиграем в игру «Верите ли вы?»
Верите ли вы, что зная скорость и расстояние, можно найти время?
Как? (t=s: v)
В каких единицах измеряется время?
Верите ли вы, что скорость можно найти, зная расстояние и время?
Как? (v=s:t)
В каких единицах измеряется скорость?
Верите ли вы, что расстояние измеряется в единицах длины? Каких?
Верите ли вы, что расстояние можно найти, зная скорость и время?
Как? s=v*t
3. Работа по теме.
-Найдите по оглавлению страницу, на которой сегодняшняя тема и откройте.
Посмотрите задание № 135 .
Нам предлагают порассуждать. Давайте порассуждаем.
Что такое суточный бег?
По какому показателю определяется победитель? (ответы детей)
От чего же зависит прохождение расстояния?
А теперь, узнайте с какой средней скоростью бежал спортсмен, если за сутки он пробежал 120 км?
№137. 1. Прочитайте задание.
Начертите таблицу и ответьте на поставленный вопрос.
Вид транспорта | Скорость | Время | Длина пути |
Самолёт | 900км/ч. | 3ч. | ? |
Поезд | ? | 3ч. | 300км. |
Мопед | ? | 3ч. | 90км. |
Велосипед | 15км/ч | 3ч. | ? |
- Опираясь на формулы, заполним таблицу, заполняйте её у себя в рабочих тетрадях.
- Что неизвестно у самолёта? (длина пути)
- Как найдём? (s=v*t = 900км/ч*3ч=2700км)
- Что неизвестно у поезда? (скорость)
- Как найдём? (v=s:t = 300км:3ч=100км/ч)
- Что неизвестно у мопеда? (скорость)
- Как найдём? (90км:3ч=30км/ч)
- Что неизвестно у велосипеда? (путь)
- Как найдём? (15км/ч*3ч=45км)
Анализируем ситуацию.
1.Время движения – не изменяется, то с увеличением скорости, увеличивается длина пройденного пути.
2При постоянном времени движения с уменьшением скорости, уменьшается длина пройденного пути.
Вывод – При постоянном времени движения с увеличением скорости, увеличивается длина пройденного пути. С уменьшением скорости уменьшается длина пройденного пути.
Физминутка.
№ 136. Исследуем по заданию учебника.
- Прочитайте задание.
- Как вы его поняли?
- Что необходимо узнать? (время, затраченное на первую часть пути и время, затраченное на вторую часть пути)
- Почему необходимо узнать именно время? (потому что путь и скорость известна)
- Давайте найдём время, затраченное на первую часть пути.
- С помощью какой формулы находим время? (t=s:v)
- Пользуясь этой формулой первый вариант находит время, затраченное на первую часть пути, а второй вариант время, затраченное на вторую часть пути.
- Итак, теперь давайте проверим, по одному человеку с каждого варианта запишет решение на доске (160км:80км/ч=2ч; 150км:75км/ч=2ч)
- Изменилось ли время, за которое автобус преодолел каждую часть пути? (нет)
- А что изменилось? (скорость и путь)
- В какой части пути скорость была больше? (в первой части пути)
- Изменилось ли расстояние, которое преодолел автобус? (да)
- Сделайте вывод (время движения одинаковое, но если меняется скорость, то меняется и длина пути)
- А теперь вернёмся к таблице.
- В учебнике она не заполнена, но в рабочих тетрадях вы её заполнили.
- По данным этой таблицы выполните кратное сравнение скоростей самолёта и поезда.
- Что значит кратное сравнение величин?
- Как его выполнить? (с помощью деления этих величин)
- Выполним сравнение на доске, остальные записывают в тетрадях.
- Что необходимо сделать? (900км/ч:100км/ч=9)
- Теперь выполним кратное сравнение длин пути самолёта и поезда.
- Как мы это выполним? (2700км:300км=9)
- Сделаем вывод (скорость самолёта больше скорости поезда в 9 раз, и длина пути самолёта больше длины пути поезда тоже в 9 раз)
- Как вы думаете, случайно ли при ответе на эти два вопроса получилось одно и то же число – 9?
- Почему?
- Раньше мы установили, что если увеличивается скорость, то увеличивается и путь.
- Сделайте вывод
Вывод: при постоянном времени движения увеличение скорости движения в некоторое число раз приводит к увеличению длины пройденного пути в это же число раз.
2- строки (работа в парах)
Самостоятельно проверь замеченную зависимость величин для другой пары транспортных средств.
(проверяют и делают вывод)
4.Первичное закрепление.
№ 138-прочитайте
начертите таблицу
проанализируйте ситуацию
поработайте в парах
сделать вывод
Проверка.
5.Самостоятельная работа
№ 139
Вывод. Проверка.
6.Рефлексия
- Какую цель мы поставили на уроке?
- Как вы думаете, мы её достигли?
- Как узнать скорость?
- Как узнать время?
- Как узнать расстояние?
- Если увеличивается скорость в … раз, то длина пути…? (увеличивается во столько же раз)
- Если увеличивается путь в … раз, то…? (увеличивается скорость во столько же раз)
- Есть те, кто не понял тему урока?
- Оцените свою работу на уроке, поставив себе на полях оценку за урок.
- Спасибо за урок!
7. Д. З № 140.
Приложение.
Работа в группе.
Гепард - около 120 км /ч, антилопа- 90км/ч, лев-80км/ч, волк -65км/ч, заяц -60 км/ч, жираф-55км/ч, а человек всего-30 км/ч.
Определите расстояние, которое они преодолеют за 3 ч.
1 группа- гепарда и жирафа;
Работа в группе.
Гепард - около 120 км /ч, антилопа- 90км/ч, лев-80км/ч, волк -65км/ч, заяц -60 км/ч, жираф-55км/ч, а человек всего-30 км/ч.
Определите расстояние, которое они преодолеют за 3 ч.
2 группа- льва и зайца;
Работа в группе.
Гепард - около 120 км /ч, антилопа- 90км/ч, лев-80км/ч, волк -65км/ч, заяц -60 км/ч, жираф-55км/ч, а человек всего-30 км/ч.
Определите расстояние, которое они преодолеют за 3 ч.
3 группа- антилопы и волка.