Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
ГБПОУ КК «Армавирский аграрно-технологический техникум»
Педагогические чтения
Когнитивные образовательные технологии XXI века:
интеллект-карты (ментальные карты)

Докладчик:
преподаватель литературы и русского языка,
Заслуженный учитель Кубани
Данилова Е.В.
Армавир, 2017 г.
Слайд № 1.
Введение: Все мы в детстве любили книжки с картинками, а многие любят и сейчас. И это правильно, потому что полезно для развития интеллекта, как утверждают психологи. И на этом предпочтении - лучше один раз увидеть — основана техника майнд-карт, или интеллект-карт.
В последние годы информация правит миром. Её становится всё больше и больше, а понимают и запоминают обучающиеся всё хуже и хуже. Как сделать так, чтобы понимание и запоминание стало максимальным? Все мы в детстве любили книжки с картинками, а многие любят и сейчас. И это правильно, потому что полезно для развития интеллекта, как утверждают психологи. И на этом предпочтении - лучше один раз увидеть — основана техника майнд-карт, или интеллект-карт.
Наш мозг это сверхмощный компьютер, в котором мысли, подобно лучам, расходятся от практически бесконечного числа информационных узлов. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что мы акцентируем внимание не на самом информационном потоке, а лишь на ключевых моменты этого потока.
Автор технологии — Тони Бьюзен, американский ученый и бизнесмен, писатель, психолог. Он изучил книги по физиологии мозга и использовал новые знания для создания метода интеллект-карт. Применив свой метод на практике, автор решил, что его можно эффективно использовать в любой интеллектуальной деятельности. С каждым годом число людей, использующих интеллект-карты, растет. В обучении и образовании интеллект - карты приобретают всё большую популярность.
Слайд № 2.
Механизм работы интеллект-карт заключается в том, что любая информация, поступающая в мозг, может быть представлена в виде нейрона: в центре находится мысль (объект, понятие), а от нее расходятся лучи, воплощающие собой ассоциации, связанные с данной мыслью. Идея ИК состоит в том, чтобы уловить мысль в определенный момент времени, отразить причинно-следственные связи мысли с известными понятиями и найти место на этой карте новым информационным объектам.
Слайд № 3.
Интеллект-карта – это графическое, многомерное представление информации, полученной при мозговой деятельности человека, на листе бумаги или экране дисплея.
Цели, решаемые с помощью ИК:
развитие творческих и аналитических способностей учащихся;
формирование познавательной мотивации в процессе обучения;
получение навыка самостоятельной организации познавательного процесса;
умение поиска информации в книгах, словарях, справочниках, интернете;
умения рассуждать, делать выводы, принимать решения;
развитие критического и рефлексивного мышления.
Опыт работы показал, что использование инновационного метода интеллект-карт
Даёт возможность обучающимся:
мыслить по-новому, естественно, творчески и непринужденно, максимально используя оба полушария головного мозга
Слайд № 5
Отличие ИК от конспекта
1. Графическое представление информации.
Вместо того, чтобы писать логически связанный текст, в интеллект-картах информация представляется в виде схемы. Основные значимые мысли связываются между собой направленными стрелками.
2. Использование пиктограмм.
В этих картах пиктограммами могут быть не только «смайлики» и «сердечки», но и другие, более сложные знаки, позволяющие невербальным способом передать ту или иную мысль.
3. Активное использование цвета (на менее трех цветов).
Цвет - это мощный инструмент восприятия, и использование его в целях выделения и структурирования мыслей обязательно!
4. Нелинейное размещение.
От центрального образа стрелки могут идти куда угодно, не ограничиваясь ни своим размером, ни положением на листке.
Слайд № 6
Этапы создания ИК.
В центральный круг помещают изучаемое понятие (вписывают тему, слово, личность, объект, систему, явление).
От него рисуют расходящиеся лучи разного цвета первого уровня. На них вписывают слова — ассоциации, вызванные изучаемой темой.
Затем от лучей первого уровня рисуют лучи второго уровня, на которых помещают ассоциации, принадлежащие ветвям первого уровня.
Можно и нужно рисовать картинки, использовать наклейки.
Смысловые блоки (ветви, образующие деревья) рекомендуется обводить в круги, рамочки разного цвета.
Слайд 7
Заключение
|
Мой опыт показал, что создание мыслительных карт является эффективным и интересным методом обучения. ПРЕИМУЩЕСТВА ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТ : Экономия 50% времени на конспект Концентрация информации на важных моментах. Визуально четкие ассоциации Улучшение запоминания. Отличительные свойства интеллект-карт: Наглядность Привлекательность Запоминаемость Своевременность Творчество Возможность пересмотра |
|
Слайды 8-15
Примеры интеллект-карт по роману «Преступление и наказание»