Просмотр содержимого документа
«Когнитивные нарушения у детей: причины, признаки и симптомы, диагностика»
КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ: ПРИЧИНЫ, ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ, ДИАГНОСТИКА
Когнитивные способности – это способности принимать, усваивать, обрабатывать информацию, решать различные задачи (не только математические) и генерировать новые идеи. К когнитивным способностям относятся память, внимание, концентрация, восприятие, чувства, воображение, логическое мышление, способность к принятию решений и способность понимать эмоции других людей (эмоциональный интеллект), регуляция произвольной деятельности и др.)
Как определить наличие когнитивных нарушений у ребёнка?
На что же обратить внимание родителям?
Обратите внимание на:
задержку моторного развития. Именно так проявляются первые когнитивные нарушения – ребёнок поздно перевернулся, поздно пошёл (или плохо ходит), пропустил этап ползания и пр. ;
слабое или неадекватное проявление эмоциональных реакций (реакция оживления при виде значимых взрослых, радость от любимой игрушки и пр);
недостаточное развитие крупной моторики (удержание погремушки, кружки, ложки и пр);
развитие речевых функций у ребёнка. Если ребёнок плохо говорит, и, что особенно важно, плохо повторяет за взрослым, – это повод посмотреть внимательнее на ребёнка;
ориентирование ребёнка в пространстве ( понимание право/лево/выше/ниже/ближе/дальше);
связанность изложения своих мыслей;
понимание заданий, смысла произведений, условий игры и пр. ;
К возникновению когнитивных нарушений могут привести такие моменты в анамнезе как:
внутриутробная гипоксия;
гипоксия в родах;
родовые травмы;
инфекционные заболевания Центральной нервной системы;
недостаток витаминов в раннем возрасте;
травмы головного мозга.
Очень внимательно к развитию когнитивных функций своего ребёнка следует подойти, если у него уже диагностированы серьёзные заболевания или ранее имелась черепно-мозговая травма или необследованная травма головы.
К травмам головы у детей нужно подходить очень-очень внимательно, даже если они на первый взгляд кажутся незначительными. Такие травмы у детей очень распространены и составляют до 30–50% от всех травм. Ежегодно их количество возрастает примерно на 2%. В общей массе травм головы очень часто (до 30% – 45% случаев) встречается черепно-мозговая. Последствия черепно-мозговой травмы зависят от её тяжести, своевременно оказанной помощи, а также возраста ребёнка.
Самостоятельно диагностировать наличие или предрасположенность к когнитивным нарушениям можно с большой долей осторожности. Заключение о наличии нарушений может выносить только специалист.
Коррекция когнитивных нарушений у детей. Практические советы
Коррекция когнитивных нарушений у детей происходит с помощью комплекса мероприятий. Это, прежде всего, медикаментозное лечение и психолого-педагогическое сопровождение. Ребёнку необходимо обеспечить сбалансированное питание и получение полного набора витаминов (особенно группы В), необходимых для развития и функционирования нервной системы.
Медикаментозное лечение назначает врач на основании результатов осмотра, обследования и после сбора анамнеза. Задача родителей и педагогов – помочь ребёнку в коррекции с помощью специальных занятий.
Итак, что же можно и нужно, делать дома вместе с ребёнком для нивелирования когнитивных нарушений:
Учите стихи, новые иностранные слова, развивайте память.
Развивайте эмоциональный интеллект – играйте в игры на узнавание эмоций.
Пересказывайте небольшие тексты и находите мотивы поведения главных героев, находите причинно-следственные связи.
Составляйте рассказы по картинкам.
Находите отличия в одинаковых картинках, в т.ч. на скорость.
Считайте устно, проводите вычисления различного рода без помощи вспомогательных средств.
Играйте в слова наоборот: читайте слова задом наперед. Эта игра и поднимет настроение и поможет когнитивному развитию.
Собирайте пазлы.
Составляете последовательности (например – собирайте бусы по определённой схеме, это развитие и мелкой моторики, и логики мышления).
С маленькими детьми играйте в игры с переливанием воды, разбором гороха/крупы/фасоли/пуговиц по разным ёмкостям, пальчиковые игры и пр.