СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Когнитивные нарушения у детей: причины, признаки и симптомы, диагностика

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ: ПРИЧИНЫ, ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ, ДИАГНОСТИКА

Просмотр содержимого документа
«Когнитивные нарушения у детей: причины, признаки и симптомы, диагностика»

КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ: ПРИЧИНЫ, ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ, ДИАГНОСТИКА


Когнитивные способности – это способности принимать, усваивать, обрабатывать информацию, решать различные задачи (не только математические) и генерировать новые идеи. К когнитивным способностям относятся память, внимание, концентрация, восприятие, чувства, воображение, логическое мышление, способность к принятию решений и способность понимать эмоции других людей (эмоциональный интеллект), регуляция произвольной деятельности и др.)

Как определить наличие когнитивных нарушений у ребёнка? 


На что же обратить внимание родителям? 

Обратите внимание на: 

  1. задержку моторного развития. Именно так проявляются первые когнитивные нарушения – ребёнок поздно перевернулся, поздно пошёл (или плохо ходит), пропустил этап ползания и пр. ; 

  2. слабое или неадекватное проявление эмоциональных реакций (реакция оживления при виде значимых взрослых, радость от любимой игрушки и пр); 

  3. недостаточное развитие крупной моторики (удержание погремушки, кружки, ложки и пр); 

  4. развитие речевых функций у ребёнка. Если ребёнок плохо говорит, и, что особенно важно, плохо повторяет за взрослым, – это повод посмотреть внимательнее на ребёнка; 

  5. ориентирование ребёнка в пространстве ( понимание право/лево/выше/ниже/ближе/дальше); 

  6. связанность изложения своих мыслей; 

  7. понимание заданий, смысла произведений, условий игры и пр. ; 


К возникновению когнитивных нарушений могут привести такие моменты в анамнезе как: 

  1. внутриутробная гипоксия; 

  2. гипоксия в родах; 

  3. родовые травмы; 

  4. инфекционные заболевания Центральной нервной системы; 

  5. недостаток витаминов в раннем возрасте; 

  6. травмы головного мозга. 

Очень внимательно к развитию когнитивных функций своего ребёнка следует подойти, если у него уже диагностированы серьёзные заболевания или ранее имелась черепно-мозговая травма или необследованная травма головы. 


К травмам головы у детей нужно подходить очень-очень внимательно, даже если они на первый взгляд кажутся незначительными. Такие травмы у детей очень распространены и составляют до 30–50% от всех травм. Ежегодно их количество возрастает примерно на 2%. В общей массе травм головы очень часто (до 30% – 45% случаев) встречается черепно-мозговая. Последствия черепно-мозговой травмы зависят от её тяжести, своевременно оказанной помощи, а также возраста ребёнка. 


Самостоятельно диагностировать наличие или предрасположенность к когнитивным нарушениям можно с большой долей осторожности. Заключение о наличии нарушений может выносить только специалист. 


Коррекция когнитивных нарушений у детей. Практические советы


Коррекция когнитивных нарушений у детей происходит с помощью комплекса мероприятий. Это, прежде всего, медикаментозное лечение и психолого-педагогическое сопровождение. Ребёнку необходимо обеспечить сбалансированное питание и получение полного набора витаминов (особенно группы В), необходимых для развития и функционирования нервной системы. 


Медикаментозное лечение назначает врач на основании результатов осмотра, обследования и после сбора анамнеза. Задача родителей и педагогов – помочь ребёнку в коррекции с помощью специальных занятий. 


Итак, что же можно и нужно, делать дома вместе с ребёнком для нивелирования когнитивных нарушений: 

  1. Учите стихи, новые иностранные слова, развивайте память. 

  2. Развивайте эмоциональный интеллект – играйте в игры на узнавание эмоций. 

  3. Пересказывайте небольшие тексты и находите мотивы поведения главных героев, находите причинно-следственные связи. 

  4. Составляйте рассказы по картинкам. 

  5. Находите отличия в одинаковых картинках, в т.ч. на скорость. 

  6. Считайте устно, проводите вычисления различного рода без помощи вспомогательных средств. 

  7. Играйте в слова наоборот: читайте слова задом наперед. Эта игра и поднимет настроение и поможет когнитивному развитию. 

  8. Собирайте пазлы. 

  9. Составляете последовательности (например – собирайте бусы по определённой схеме, это развитие и мелкой моторики, и логики мышления). 

  10. С маленькими детьми играйте в игры с переливанием воды, разбором гороха/крупы/фасоли/пуговиц по разным ёмкостям, пальчиковые игры и пр.