СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Когнитивный метод работы с информацией на уроках истории.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается когнитивный метод работы на уроках истории.

Просмотр содержимого документа
«Когнитивный метод работы с информацией на уроках истории.»

Когнитивный метод работы с информацией на уроках истории.

«Внимание – это та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

К. Д. Ушинский

Учителя истории часто встречаются с проблемой плохой памяти детей. Ситуация когда учащийся не может запомнить содержание темы урока, стало обыденностью. Знания, которые ребёнок получает в пятом классе, в одиннадцатом – устаревают. Цифровая направленность современной цивилизации накладывает свой отпечаток. Клиповое мышление –это итог распространения гаджетов в мире. Несколько слов, что автор понимает под термином клиповое мышление. Клиповое мышление — это восприятие мира через короткие яркие образы. Clip в переводе с английского означает фрагмент текста или отрывок видео. Из гаджетов непрерывно льётся поток разрозненных данных:

-вот рассказывают про землетрясение,

-через минуту про закон принятый парламентом,

-а через две уже идёт реклама.

Не позволив осмыслить одну тему, нас тут же переключают на другую.

Такой способ подачи информации формирует отношение к жизни, когда мир воспринимается не целостно, а как последовательность неких бессвязных событий. Ребёнок превращается в бездумного потребителя информации.

В чём опасность клипового мышления.

  • Сложно концентрироваться. Обладатели клипового мышления могут часами делать домашнее задание, потому что всё время отвлекаются.

  • Неспособность анализировать. С трудом даётся построение логических цепочек, выделение главного и выводы.

  • Низкая успеваемость. Школьники с клиповым мышлением не понимают смысла прочитанного и быстро забывают, что им говорят педагоги. Отсюда плохие оценки и провалы на экзаменах.

  • Повышенная внушаемость. Носителями клипового мышления легко манипулировать, достаточно прокрутить перед глазами несколько эмоциональных образов.

  • Безразличие к людям. Клиповое мышление сиюминутно — его обладатели не способны долго и искренне сопереживать кому-то. Они могут забыть о трагедии  через пять минут, потому что в интернете уже разгорелся новый скандал.



Вопрос как организовать процесс обучения на уроке, становится актуальным. Становится понятным, что одной из целей современной педагогики будет развитие мозга ребёнка. С помощью тренировки памяти и развития когнитивных способов передачи информации.

Одним из способов решения пробелов в осознании и запоминании информации, будет предлагаемый метод когнитивного развития памяти и мозга ребёнка. Я его назвал «Диалог».

Описание метода «Диалог». Когнитивный способ осознания и запоминания информации, позволяет задействовать на уроке стремление ребёнка к словесному общению со своими сверстниками. Почти все учителя в ходе учебного процесса сталкиваются с проблемой внимания к теме урока. 5-10 минут и все, дети начинают отвлекаться, общаться между собой, смотреть в окно и т.д. винить учителя или ребят в этом глупо.

Целью метода Диалог является найти противоядие klip-состаянию мозга ребёнка.

Вводная часть. Учитель проводит инструктаж класса в начале урока. Объявляется новый способ работы на уроке. Класс делится на пары. Каждая двойка получает тему. Цель: подготовить беседу НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ перед классом. Информационную часть диалога, ученики берут из параграфа учебника. Главное, что выполняя задание ученики должны раскрыть содержание темы через беседу с друг другом. Необходимо уточнить, дети должны создать именно беседу. Не интервью, вопрос-ответ а полноценную беседу. В идеале беседу с элементами дискуссии. Когнитивная форма усвоения новой темы урока, позволит улучшить запоминание информации. Учащиеся более полно понимают исторический процесс, на примере отдельной темы урока. Им становится интересна сама тема.

Подробная методика когнитивного метода запоминания информации, будет раскрыта в другой статье.

Пример. Тема урока ФДР 1882-1945 годы жизни, 11 класс, всемирная история. Ставится задача подготовить сообщения по мини-темам, используя прием «Диалог». Список мини-тем которые взяты из параграфа учебника:

- Биография ФДР.

- Внутренняя политика администрации ФДР 1932 – 39 годы. То что позднее назовут Новым курсом.

- Внешняя политика США 1933-1945 годы.

Суть метода «Диалог».

Выполняя задание учителя, учащиеся узнают о важнейших событиях в истории США 1932-19339 годов.

Запоминают факты биографии ФДР, И.Сталина, У.Черчиля, Мао-Цзедуна.

Развивают навыки когнитивного общения, стимулируют появление новых нейронных связей у себя в мозгу.

Используя метод или педагогический прием «Диалог» учителя выполняют несколько задач урока. В зависимости от видов урока. Воспитания, развития, формирования новых знаний. Когнитивный метод универсален. Применим как и опросе домашнего задания, так и изучении новой темы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!