СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Колебательное движение. Исследование свойств модели математического маятника

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Колебательное движение. Исследование свойств модели математического маятника»


Автор материала

Абдуллаев Эрлан

Должность

Учитель физики

Название материала

Конспект урока физики

Класс

9 «а»

Тема урока

Колебательное движение. Исследование свойств модели математического маятника

Место урока по теме

Первый урок по теме «Механические колебания и волны»

Тип урока

Урок изучения новых знаний, урок - исследование

Формы работы

В парах, фронтальная

Цель урока

Экспериментально исследовать свойства математического маятника

Задачи предметные

Сформулировать отличия колебательного движения от других видов механического движения

Сформировать понятия основных характеристик колебательного движения: амплитуды и периода колебаний

Исследовать свойства математического маятника на модели: зависимость периода колебаний от длины маятника, независимость периода колебаний от массы груза и амплитуды колебаний, сохранение плоскости колебаний при повороте подвеса

Экспериментально подтвердить справедливость формулы для периода колебаний математического маятника .

Формировать умение применять теоретические знания на практике.

Выполнить эвристические задания:

  • изготовить секундный маятник,

  • по графику колебаний маятника рассчитать его длину,

  • измерить ускорение свободного падения при помощи маятника,

  • найти способ решения шуточной задачи: «Как при помощи старого бабушкиного лаптя и новых дедушкиных «ходиков» найти объём комнаты?»

Оборудование урока

Компьютер с проектором, на рабочих местах обучающихся: дидактические карточки с заданиями для самостоятельной работы, металлические шарики с ушком, нитки, электронные секундомеры, линейки, кусочки пластилина, штативы, микрокалькуляторы

Планируемые результаты и учебные задачи

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающиеся понимают отличие колебательного движения от других видов механического движения

Понимают смысл и умеют измерять основные параметры колебательного движения

Умеют читать график колебательного движения

Знают и понимают формулу периода колебаний математического маятника

Умеют использовать полученные знания для решения практических задач.

Регулятивные:

В диалоге с учителем умеют вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

Познавательные:

Совершенствуют навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

Работая в парах, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.

Умеют работать в группе, вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, проявляют интерес к экспериментальным методам исследования физического явления


Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы организации деятельности

Организационный момент

1 мин

Проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность

Готовятся к работе, организуют рабочее место

Фронтальная

Целеполагание и мотивация

2 мин

Демонстрация колебаний модели математического маятника. Чем отличается это движение от других видов механического движения? Где встречается подобное движение в природе и технике?

Дети выдвигают свои предположения.

Обсуждают вопрос, ищут ответ, опираясь на жизненный опыт, формулируют тему урока и его цели.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения, фронтальное взаимодействие с учителем. Демонстрация колебательного движения.

Изучение нового материала

5 мин

Определение основных характеристик колебательного движения: амплитуды и периода колебаний

Задание для детей: измерить период колебаний маятника, длиной 30 см.

Как выполнить более точное измерение периода колебаний?

Записывают определения в рабочей тетради.

Собирают экспериментальную установку, выполняют измерения.

Поиск решения на вопросы учителя, измерение периода колебаний с меньшей погрешностью измерений.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения, фронтальное взаимодействие с учителем.

Практическая работа в парах.

Актуализация

3 мин

Вопрос к обучающимся: «От чего может зависеть период колебаний?»

Делают предположения, от каких параметров может зависеть период колебаний маятника.

Актуализация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему. Фронтальное взаимодействие с учителем.

Исследование зависимости периода от длины маятника

7 мин

Формулирует экспериментальное задание: исследовать зависимость периода колебаний маятника от длины нити.

Собирают экспериментальную установку, планируют и проводят эксперимент, измеряя период колебаний при различной длине маятника. На основании полученных измерений делают вывод о зависимости периода колебаний от длины нити.

Работа в парах, выполнение экспериментального исследования

Экспериментальная проверка формулы периода колебаний математического маятника

7 мин

Предлагает обучащимся экспериментально проверить справедливость формулы для периода колебаний математического маятника

Выполняют расчёт периода маятника по формуле

Измеряют период колебаний при помощи секундомера, сравнивают результаты. Делают вывод их эксперимента

Работа в парах, выполнение экспериментального исследования

Исследование зависимости (независимости) периода колебаний от амплитуды колебаний и массы подвешенного тела.

5 мин

Предлагает обучающимся проверить гипотезу о зависимости периода колебаний от массы подвешенного груза и амплитуды колебаний.

Проводят экспериментальное исследование, делают вывод о независимости периода колебаний от амплитуды и массы груза.

Работа в парах, выполнение экспериментального исследования

Применение знаний на практике

5 мин

Изготовьте секундный маятник.


Проводят расчёты, изготовляют маятник с периодом колебаний 1 с

Работа в парах, решение экспериментальных задач.

Домашнее задание

1 мин

§ 24, 25 задание на дидактических карточках (на выбор)

Измерьте ускорение свободного падения при помощи маятника.

Подумайте, как при помощи старого бабушкиного лаптя и новых дедушкиных ходиков измерить объём комнаты?

По графику колебаний маятника рассчитайте его длину.

Выполняют задание дома

Домашняя самостоятельная работа

Оценка уровня усвоения учебного материала

6 мин

Учитель предлагает проверить уровень знаний по теме при помощи небольшого теста на экране

Выполняют тест в рабочей тетради

Самостоятельная письменная работа

Рефлексия

3 мин

Демонстрирует верные ответы на экране

Обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку и оценку

Работа в парах