Автор материала | Абдуллаев Эрлан |
Должность | Учитель физики |
Название материала | Конспект урока физики |
Класс | 9 «а» |
Тема урока | Колебательное движение. Исследование свойств модели математического маятника |
Место урока по теме | Первый урок по теме «Механические колебания и волны» |
Тип урока | Урок изучения новых знаний, урок - исследование |
Формы работы | В парах, фронтальная |
Цель урока | Экспериментально исследовать свойства математического маятника |
Задачи предметные | Сформулировать отличия колебательного движения от других видов механического движения Сформировать понятия основных характеристик колебательного движения: амплитуды и периода колебаний Исследовать свойства математического маятника на модели: зависимость периода колебаний от длины маятника, независимость периода колебаний от массы груза и амплитуды колебаний, сохранение плоскости колебаний при повороте подвеса Экспериментально подтвердить справедливость формулы для периода колебаний математического маятника . Формировать умение применять теоретические знания на практике. Выполнить эвристические задания: изготовить секундный маятник, по графику колебаний маятника рассчитать его длину, измерить ускорение свободного падения при помощи маятника, найти способ решения шуточной задачи: «Как при помощи старого бабушкиного лаптя и новых дедушкиных «ходиков» найти объём комнаты?» |
Оборудование урока | Компьютер с проектором, на рабочих местах обучающихся: дидактические карточки с заданиями для самостоятельной работы, металлические шарики с ушком, нитки, электронные секундомеры, линейки, кусочки пластилина, штативы, микрокалькуляторы |
Планируемые результаты и учебные задачи |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Обучающиеся понимают отличие колебательного движения от других видов механического движения Понимают смысл и умеют измерять основные параметры колебательного движения Умеют читать график колебательного движения Знают и понимают формулу периода колебаний математического маятника Умеют использовать полученные знания для решения практических задач. | Регулятивные: В диалоге с учителем умеют вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Познавательные: Совершенствуют навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные: Работая в парах, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Умеют работать в группе, вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, проявляют интерес к экспериментальным методам исследования физического явления |
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и приемы организации деятельности |
Организационный момент | 1 мин | Проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность | Готовятся к работе, организуют рабочее место | Фронтальная |
Целеполагание и мотивация | 2 мин | Демонстрация колебаний модели математического маятника. Чем отличается это движение от других видов механического движения? Где встречается подобное движение в природе и технике? | Дети выдвигают свои предположения. Обсуждают вопрос, ищут ответ, опираясь на жизненный опыт, формулируют тему урока и его цели. | Объяснительно-иллюстративный метод обучения, фронтальное взаимодействие с учителем. Демонстрация колебательного движения. |
Изучение нового материала | 5 мин | Определение основных характеристик колебательного движения: амплитуды и периода колебаний Задание для детей: измерить период колебаний маятника, длиной 30 см. Как выполнить более точное измерение периода колебаний? | Записывают определения в рабочей тетради. Собирают экспериментальную установку, выполняют измерения. Поиск решения на вопросы учителя, измерение периода колебаний с меньшей погрешностью измерений. | Объяснительно-иллюстративный метод обучения, фронтальное взаимодействие с учителем. Практическая работа в парах. |
Актуализация | 3 мин | Вопрос к обучающимся: «От чего может зависеть период колебаний?» | Делают предположения, от каких параметров может зависеть период колебаний маятника. | Актуализация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему. Фронтальное взаимодействие с учителем. |
Исследование зависимости периода от длины маятника | 7 мин | Формулирует экспериментальное задание: исследовать зависимость периода колебаний маятника от длины нити. | Собирают экспериментальную установку, планируют и проводят эксперимент, измеряя период колебаний при различной длине маятника. На основании полученных измерений делают вывод о зависимости периода колебаний от длины нити. | Работа в парах, выполнение экспериментального исследования |
Экспериментальная проверка формулы периода колебаний математического маятника | 7 мин | Предлагает обучащимся экспериментально проверить справедливость формулы для периода колебаний математического маятника | Выполняют расчёт периода маятника по формуле Измеряют период колебаний при помощи секундомера, сравнивают результаты. Делают вывод их эксперимента | Работа в парах, выполнение экспериментального исследования |
Исследование зависимости (независимости) периода колебаний от амплитуды колебаний и массы подвешенного тела. | 5 мин | Предлагает обучающимся проверить гипотезу о зависимости периода колебаний от массы подвешенного груза и амплитуды колебаний. | Проводят экспериментальное исследование, делают вывод о независимости периода колебаний от амплитуды и массы груза. | Работа в парах, выполнение экспериментального исследования |
Применение знаний на практике | 5 мин | Изготовьте секундный маятник. | Проводят расчёты, изготовляют маятник с периодом колебаний 1 с | Работа в парах, решение экспериментальных задач. |
Домашнее задание | 1 мин | § 24, 25 задание на дидактических карточках (на выбор) Измерьте ускорение свободного падения при помощи маятника. Подумайте, как при помощи старого бабушкиного лаптя и новых дедушкиных ходиков измерить объём комнаты? По графику колебаний маятника рассчитайте его длину. | Выполняют задание дома | Домашняя самостоятельная работа |
Оценка уровня усвоения учебного материала | 6 мин | Учитель предлагает проверить уровень знаний по теме при помощи небольшого теста на экране | Выполняют тест в рабочей тетради | Самостоятельная письменная работа |
Рефлексия | 3 мин | Демонстрирует верные ответы на экране | Обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку и оценку | Работа в парах |