РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ул.Мирзоева, №36, с. Верхатой, Веденский муниципальный район, Чеченская Республика, инд.366340
ИНН/КПП: 2003001285/200301001
СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР: Даудова Р.-М. Н. _________________ «_____ » ___________202___г. | УТВЕРЖДЕНО директор школы: М. Ш. Абазатова ____________ «______ »__________ 202___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«Основы безопасности жизнедеятельности»
10-11 КЛАСС
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: учитель Атабаев Аслан Вахаевич
2022
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089, но основе примерной программой основного общего образования и авторской программы: Под общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский. Сборник: «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы» под общей редакцией Под общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский. Издательский центр «Вентана-Граф», 2020.
Класс | Название программы | Автор, составитель программы | Издательство, год издания |
10 класс | Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений» | Под общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский. | Издательский центр «Вентана-Граф», 2021 |
11 класс | Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений» | Под общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский. | Издательский центр «Вентана-Граф», 2021 |
Программа реализуется на основе использования учебников: Под редакцией Под общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский. «Основы Безопасности жизнедеятельности 10-11 класс», Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2020.
Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:
Конституция РФ.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования». (в ред. Приказов Минобрнауки России от 23.06.2015г. №609.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. от 12.05.2009г.
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования
Общая характеристика учебного предмета
Целью изучения предмета в основной школе является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Образовательный процесс учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлен на решение следующих задач:
освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасной жизнедеятельности;
воспитание ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
развитие эмоционально-волевых качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями определять потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Главной целью курса по основам безопасности жизнедеятельности является подготовка обучающихся к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.
Ведущими методами обучения предмету в основной школе являются: наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, лекционно-практический.
Формы организации занятий: индивидуальная, групповая и фронтальная, организационно – методические.
Средства обучения: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты, электронные ресурсы.
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового):
-индивидуальная, групповая и фронтальная работа;
- устный, письменный и конспектный контроль;
- практическая работа;
- тестирование.
Учёт интересов учащихся с особыми образовательными потребностями
При реализации рабочей (учебной) программы адаптировать учебный материал в соответствии с особенностями детей, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Учитывать уровень подготовки и восприятия учебного материала, использовать здоровье сберегающие технологии.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе среднего общего образования. Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ «ВЕРХАТОЙСКАЯ СОШ», рассчитанного на 34 учебные недели в год. Исходя из этого, рабочая программа рассчитана по 34 часа в год из расчета 1 учебный часа в неделю.
Класс | Количество часов в год | I | II |
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
10 | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 |
11 | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 |
Своевременная корректировка рабочей программы (по причине актированных дней, б/л учителя и т.д.) осуществляется за счет резервных уроков.
4. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Уровень физической подготовленности учащихся 11 – 18 лет
знать/понимать
правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
правила пожарной безопасности и поведения при пожарах;
правила безопасного поведения на воде;
о возможных аварийных ситуациях в жилище (образовательном учреждении), причинах их возникновения и правилах поведения;
правила поведения в криминогенных, ситуациях;
правила поведения на природе;
правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания;
о возможных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района, способах оповещения о них и правилах безопасного поведения;
об основных мероприятиях ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций;
об основных хронических неинфекционных заболеваниях, их причинах и связи с образом жизни;
об инфекционных заболеваниях и основных принципах их профилактики;
основные правила поведения в повседневной жизни дома, на улице, в школе и во время занятий спортом с целью предупреждения травматизма.
владеть навыками:
безопасного поведения на дорогах;
использования первичных средств пожаротушения и пожарно-технического вооружения при возникновении пожара;
оказания помощи терпящим бедствие на воде;
определение сторон горизонта, движения по азимуту, по разведению костра и приготовлению пищи на костре;
выполнения мероприятий ГО по защите от ЧС мирного и военного времени, по использованию индивидуальных средств защиты;
оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, растяжениях, укусах насекомых, при тепловом и солнечном ударах;
иметь представление:
об основных правилах поведения при смене климатогеографических условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях;
о ЧС природного и техногенного характера, возникающих на территории России, их последствиях и мерах, принимаемых по защите населения, а также о правилах безопасного поведения;
об основах здорового образа жизни.
5. Содержание программы
Содержание программы включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
-улучшение собственного физического и психического здоровья;
-отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
-нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
-сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
-адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной
на выздоровление.
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
6.Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и периодически - письменный (самостоятельные работы или контрольное тестирование).
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.
7. Учебно-методическое обеспечение предмета
Конституция РФ.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования». (в ред. Приказов Минобрнауки России от 23.06.2015г. №609.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. от 12.05.2009г.
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования
6. Латчук В.Н. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 8 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009
7. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности./ Авт.-сост. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, Б.И. Мишин, М.И. Хабнер. – М.: Дрофа,2001
8. Латчук В.Н, Марков В.В., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 кл.: Дидактические материалы. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001
9. Рабочая тетрадь по ОБЖ: 8-й кл.: к учебнику М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова и др. « Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс» под ред. Ю.Л. Воробьева / А.Г. Малов-Гра.-М.:АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011.
10. Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирно и др., под ред. Ю.Л. Воробьева, - М.: АСТ, Астрель; Владимир: ВКТ, 2011
11. Интернет – ресурсы.Электронные ресурсы:
Название сайта | Электронный адрес |
Совет безопасности РФ | http://www.scrf.gov.ru |
Министерство внутренних дел РФ | http://www.mvd.ru |
МЧС России | http://www.emercom.gov.ru |
Министерство здравоохранения и соцразвития РФ | http://www.minzdrav-rf.ru |
Министерство обороны РФ | http://www.mil.ru |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Министерство природных ресурсов РФ | http://www.mnr.gov.ru |
Федеральная служба железнодорожных войск РФ | http://www.fsgv.ru |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm |
Федеральная пограничная служба | http://www.fps.gov.ru |
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности | http://www.gan.ru |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Академия повышения квалификации работников образования | http://www.apkro.ru |
Федеральный российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | http://www.km.ru |
Образовательный портал «Учеба» | http://www.uroki.ru |
Журнал «Курьер образования» | http://www.courier.com.ru |
Журнал «Вестник образования» | http://www.vestnik.edu.ru |
Издательский дом «Профкнига» | http://www.profkniga.ru |
Издательский дом «1 сентября» | http://www.1september.ru |
Издательский дом «Армпресс» | http://www.armpress.info |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | http://festival.1september.ru |
Энциклопедия безопасности | http://www.opasno.net |
Личная безопасность | http://personal-safety.redut-7.ru |
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru |
«Мой компас» (безопасность ребёнка) | http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det |
Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России | http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html |
Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности) | http://www.econavt-catalog.ru |
Портал Всероссийской олимпиады школьников | http://rusolymp.ru/ |
Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru/edu/saf.htm |
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности | http://www.bezopasnost.edu66.ru |
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях | http:// www.hardtime.ru |
9. Материально техническое обеспечение учебного предмета
№ | УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | |
| Аптечка индивидуальна АИ | 1 |
| Аптечка универсальная «АППОЛО» | |
| Дозиметр бытовой | 1 |
| Противогаз ГП-7 | 21 |
| Противогаз ГП-5 | 3 |
| Носилки | 2 |
| Индивидуальный противохимический пакет ИПП-11 | 1 |
| Индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1 | 1 |
| Сумка санинструктора (укомплектованная) | |
| Макет автомата АК-74 | 2 |
| Войсковой прибор химической разведки (ВПХР) | 1 |
| Респиратор Фильтрующий Р-2У | 5 |
| ОЗК (Плащ, чулки, перчатки) | 1 |
| Компас «Азимут» | 25 |
| Шины лестничные | 9 |
| Макет автомата «Юнкер-2» | 1 |
| Сейф для хранения автоматов | 1 |
| Пневматический пистолет МР 654 К Макаров | 1 |
| Лазерный стрелковый комплекс «Рубин» | 1 |
| Индикатор радиоактивности «Radex» | 1 |
| Респиратор портативный «Алина-200 АВК» | 1 |
| Шина транспортировочная Дитерихса для нижних конечностей | 1 |
| Макет-тренажёр для реанимационных мероприятий | 1 |
| Перевязочные средства и шовные материалы лейкопластыри | 16 |
Календарно-тематическое планирование в 10 классе.
№ | Название раздела и темы урока | Количество часов | Дата проведения |
По плану | По факту |
| Раздел. Основы безопасности личности, общества, государства | 14ч | | |
1 | Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. | 1 | | |
2 | Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. | 1 | | |
3 | Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. | 1 | | |
4 | Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. | 1 | | |
5 | Правила и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. | 1 | | |
6 | Защита национальной безопасности государства от военных угроз. | 1 | | |
7 | Защита личности, общества государства от угроз социального характера. | 1 | | |
8 | Противодействие экстремизму. | 1 | | |
9 | Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации. Контроль знаний (тестирование) | 1 | | |
10 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). | 1 | | |
11 | Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территории в чрезвычайных ситуациях. | 1 | | |
12 | Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. | 1 | | |
13 | Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | 1 | | |
14 | Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование. | 1 | | |
| Раздел. Военная безопасность государства. | 10ч | | |
15 | Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения. | 1 | | |
16 | Защита населения и территорий от радиационной опасности. | 1 | | |
17 | Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. | 1 | | |
18 | Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. | 1 | | |
19 | Средство индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Контроль знаний (тестирование) | 1 | | |
20 | Вооружённые Силы Российской Федерации: организационные основы. | 1 | | |
21 | Состав Вооружённых Сил Российской Федерации. | 1 | | |
22 | Воинская обязанность и военная служба. | 1 | | |
23 | Правила и обязанности военнослужащих. | 1 | | |
24 | Боевые традиции и ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации | 1 | | |
| Раздел. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 10ч | | |
25 | Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. | 1 | | |
26 | Здоровый образ жизни и его составляющие. | 1 | | |
27 | Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. | 1 | | |
28 | Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. | 1 | | |
29 | Профилактика заболеваний передаваемых половым путём. | 1 | | |
30 | Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. | 1 | | |
31 | Правила оказания первой помощи при травмах. Контроль Знаний (тестирование) | 1 | | |
32 | Первая помощь при кровотечениях, ранениях. | 1 | | |
33 | Первая помощь: сердечно-лёгочная реанимация. | 1 | | |
34 | Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах. Контроль знаний (тестирование) | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование в 11 классе.
№ | Название раздела и темы урока (34) | Количество часов | Дата |
По плану | По факту |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства | 14ч | | |
1 | Проблемы формирования культуры безопасности личности, жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий. | 1 | | |
2 | Общенаучные методологические критерии безопасности современной науки и технологий. | 1 | | |
3 | Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности. | 1 | | |
4 | Основы управления безопасностью в системе «человек – среда обитания» | 1 | | |
5 | Обеспечения национальной безопасности России. | 1 | | |
6 | Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности. | 1 | | |
7 | Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. | 1 | | |
8 | Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России. | 1 | | |
9 | Международное сотрудничество России по противодействию венным угрозам, экстремизму, терроризму. | 1 | | |
10 | Экстремальные ситуации криминогенного характера. | 1 | | |
11 | Экстремизм, терроризм и безопасность человека. | 1 | | |
12 | Наркотизм и безопасность человека. | 1 | | |
13 | Дорожно-транспортная безопасность. | 1 | | |
14 | Вынужденное автономное существование в природных условиях. | 1 | | |
Раздел 2. Военная безопасность государства | 10ч | | |
15 | Основные задачи Вооруженных Сил. | 1 | | |
16 | Правовые основы воинской обязанности. | 1 | | |
17 | Правовые основы военной службы. | 1 | | |
18 | Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная. | 1 | | |
19 | Требования воинской деятельности к личности военнослужащего. | 1 | | |
20 | Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы. | 1 | | |
21 | Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. | 1 | | |
22 | Военные операции на территории России: борьба с терроризмом. | 1 | | |
23 | Военные учения Вооружённых Сил Российской Федерации. | 1 | | |
24 | Боевая слава российских воинов. | 1 | | |
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 10ч | | |
25 | Демографическая ситуация в России. | 1 | | |
26 | Культура здорового образа жизни. | 1 | | |
27 | Культура питания. | 1 | | |
28 | Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье. | 1 | | |
29 | Вредные привычки. Культура движения. | 1 | | |
30 | Медико-психологическая помощь. | 1 | | |
31 | Первая помощь при ранениях. | 1 | | |
32 | Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении. | 1 | | |
33 | Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. | 1 | | |
34 | Первая помощь при остром отравлении никотином, алкоголем, лекарством, ядами, наркотическими веществами. | 1 | | |