1) Дать понятие о количественных и порядковых именах числительных; способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать количественные и порядковые имена числительные. Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
2) Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к русскому языку. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности. Способствовать воспитанию патриотизма, прививать интерес к истории своей страны и малой Родине. Способствовать развитию умения применять полученные сведения на практике.
Этапы урока (занятия) | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Планируемый результат |
1.Организационный этап. Цель этапа: настроить учащихся к учебной деятельности на получение новых знаний. | Приветствие. - Доброе утро! Сегодняшний урок русского языка проведу я. Меня зовут Владимир Викторович, я учитель русского языка и литературы СОШ № 18. Прием «Снятие страха» Какое у вас сегодня настроение? Я, как и вы, немного волнуюсь, но трудностей не боюсь! Подарим друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой! | Слушают. Ударяют в ладоши соседа по парте. | Эмоциональный настрой на урок |
2. Мотивации к учебной деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Прием «Вопросник» - Давайте поближе познакомимся! - В какой школе вы учитесь? - Сколько вам лет? - В каком вы классе учитесь? - Сколько мальчиков в классе? (Записывает ответы на доску) | Дети отвечают на вопросы учителя. - Шестой. - тринадцать - первая - десять | Личностные УУД: формирование мотивации к учебной деятельности, самоопределение к деятельности. |
3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений. | Прием «Шаг за шагом» - Что объединяет все эти слова? - Что обозначает числительное? - На какие две группы можно разделить ЭТИ числительные? (Помогает в случае затруднения) - Попробуем тогда задать вопросы к этим числительным. М/о Итак, числительные можно разделить на две группы: одни отвечают на вопрос сколько? Другие на вопрос какой? | - Это числительные. - Часть речи, которая отвечает на вопросы .... (Предлагают способы деления на группы) Задают вопросы, понимают, что они разные. | Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: выделение информации. |
4. Целеполагание. Постановка учебной задачи Цель: формулировка цели и задач урока | - О чем мы будем говорить на уроке? (помогает сформулировать тему урока) - Что нам нужно узнать? - Да, а как они называются? Надо решить эту небольшую проблему. Но, уверен, мы справимся. | - О числительных, которые отвечают на вопросы сколько, какие. - Разные числительные. - Как они называются. и т.д. | Регулятивные УУД: целеполагание. Познавательные УУД. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы. Общеучебные УУД: самостоятельное выделение познавательной цели. |
5. Поиск путей решения проблемы. Цель: осуществление учебных действий по решению учебной задачи. | Прием «Эврика» - Давайте, попробуем сами догадаться, как они называются. На какие вопросы отвечают числительные на доске? (показ презентации) Как думаете, что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос сколько? - Как их можно назвать? Как думаете, что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос какой по счету? - Как их можно назвать? (схема правила на слайде) Молодцы, мы справились! -М/о: Итак, числительные могут быть количественными и порядковыми. Верно? Количественные отвечают на вопрос сколько?, порядковые на вопросы: который? - Хлопните, кто согласен. - Выяснили, как называются разряды числительных. Чему мы должны научиться на уроке? - Как мы их можем различить? (снова повторяют вопросы и название группы числительных) | - Который? Какой?. - Сколько? - Обозначают количество. - Количественные. - Обозначают порядок. - Порядковые. Присоединяются к беседе. (Хлопают в ладоши) - Научиться их различать. - по вопросам. | Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы. Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль в форме сличения. Познавательные УУД: логические универсальные действия: решение проблемы. Коммуникативные УУД: сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: проговаривание нового знания. | Прием «Иди со мной» - Учимся различать! (слова на слайде) Вам в помощь алгоритм, лежит у каждого на парте. семь, седьмой, девятый, два, десятый, одиннадцать, сто. М/О (правило) - Молодцы, вы справились. Подарите «пятерки друг другу». | Дети по вопросу определяют категорию числительного. Хлопают в ладоши друг другу в паре. | Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция. Познавательные УУД: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: выполнение заданий для самоконтроля | - А где в жизни мы используем числительные? Что мы можем посчитать? Прием «ПИКТОГРАММА» (Работа в парах). - Буквы в алфавите тоже располагаются по порядку. Каждой букве соответствует свое числительное: А –первая, Б – вторая. Используя алфавит, решите пиктограмму. Выясните, что за слово зашифровано у вас. - Какие слова получились? - Как связаны эти два слова? - Что для вас Родина? Что для вас Кунгур? - Все мы живём в огромной прекрасной стране – России. Любим её всем сердцем, как сказал великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский, «одна у человека мать, одна у него и Родина». Но любовь к родной стране начинается с любви к своему городу, селу. - Как мы должны относиться к своей малой Родине? - Какая знаменательная дата в этом году связана с Кунгуром? - А, что дарят на д.р.? - Какой подарок мы можем сделать, чтобы все узнали про юбилей родного города? - А если связать это с нашей темой урока – числительные? - Предлагаю оформить юбилейный календарь! - Чем мы можем оформить наш календарь? - ДА, у нас есть памятник самовару. Кунгур в 19 веке называли чайной столицей Российской империи. | - То, что можно посчитать. (Выполняют задание на карточке в паре.) - Родина, Кунгур - Кунгур – это наша малая Родина. - Бережно, …. - Юбилей, 360 лет. - Подарки! Рисунок, открытка, … - Фотографии города, фото событий, памятники, ... | Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные УУД: самоопределение. Коммуникативные УУД: сотрудничество. |
7. Включение в систему заданий и повторения. Цель: активность, направленная на выявление связей между новым материалом и знакомым, возможности его применения в повседневной жизни. | Прием «Чаепитие». (деление на группы) - Предлагаю «выпить чаю». Взять чашку чая, прочитать числительное с обратной стороны, по вопросу определить его разряд и сесть за стол к порядковым или количественным числительным. Проектная деятельность. (Работа в группах). - У вас на столе есть все необходимое для создания юбилейного календаря: лист с готовыми числами календаря, клей, карандаши. А главное – фотографии Кунгура и краткая информация об этой фотографии. Прием «Работа по алгоритму» - Алгоритм вашей работы (слайд) Прием «Скрытое инструктирование» - Выполняя работу, не забудьте, что вы работаете в группе, а это значит уважать мнение одноклассников, учиться договариваться, убеждать. Выслушивать мнение остальных. Помогать друг другу. Прием «Эмоциональный всплеск» - Так хочется поскорее увидеть ваши календари! Не волнуйтесь, я не сомневаюсь в вашем успешном результате. | (Снимают «чашку с чаем», определяют разряд числительного, определяются с группой) (Оформляют календарь предложенным материалом. Защита проекта, поиск числительных в текстах.) | |
8. Подведение итогов урока | Прием «Оценка деталей» - Отличные получились работы, вы большие молодцы! Наивысшей похвалы заслуживают ваши работы! У нас получилось два календаря, один оставим себе, а другой? Прием «Дополни предложение»: Итак, давайте обобщим. Дополните мою фразу. Имя числительное – это … Имя числительное может быть … Порядковые числительные отвечают на вопрос … Количественные числительные изменяются … | - Соглашаются / предлагают свои варианты. - часть речи, которая обозначает количество предметов. порядковым и количественным. - какой, который? - сколько? | Соотносить цель и результаты своей деятельности. |
9. Информация о домашнем задании Цель: предъявление домашнего задания разного уровня на выбор учащихся | Прием «Дифференцированное задание» 1) Найти 3 загадки с числительными. 2) Составьте небольшой рассказ о себе и своём классе, используя имена числительные. | Выбирают д.з. | |
10. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности | Кунгур связан с ярким событием, которое обычно проходит летом. Что это за мероприятие? Прием «Вверх по лестнице» Давайте поднимемся на аэростате. Они разноцветные. Выбирайте красный, если вы УСПЕШНО справились с сегодняшним материалом поняли на уроке всё на 5, на этом шаре вы будете выше всех, зеленый – не совсем все понял, серый – ничего не понял. - Спасибо за урок. Я считаю, вы сегодня были успешны! | - Небесная ярмарка. Выбирают, приклеивают на календарь. | Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы. |