Коллектив и личность. 27.04.
Выполнила: Попова Екатерина Владимировна, 721 группа
Коллектив (перевод – собирательный) – это группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли. (Г.Д. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров).
Детский воспитательный коллектив — это объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями.
Признаки коллектива:
Общая социально-значимая цель;
Общая совместная деятельность;
Отношения ответственной зависимости;
Взаимная ответственность;
Ценностные ориентации;
Общий выборный руководящий орган.
Виды коллективов:
• По степени опосредованности отношений:
Первичные – Вторичные
• По длительности функционирования:
Постоянные – Временные – Ситуационные
• По направлению деятельности:
Воспитательные, трудовые, научные, клубные
творческие, спортивные и др.
• По социально фиксированному положению:
Формальные – Неформальные
• По однородности состава:
Гомогенные – гетерогенные
РЕФЕРЕНТНАЯ (ЭТАЛОННАЯ) ГРУППА
от лат. referenc -сообщающий) — микрогруппа, реальная или условная, цели деятельности, ценностные ориентации, законы и нормы поведения к-рой воспринимаются человеком как эталон для подражания.
Создателем теории воспитательного коллектива является А. С. Макаренко (1888-1939). Он принципиально по-новому осмыслил роль коллектива в воспитании детей, разработав вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания детей в коллективе, создания воспитывающих традиций, формирования сознательной дисциплины.
Учебно-воспитательный коллектив как объединение учащихся выполняет следующие функции:
стимулирующую – активизирует общественно полезную деятельность учащихся, регулирует их взаимоотношения и поведение
организационную – способствует включению всех учащихся в совместную общественно полезную деятельность
воспитательную – является носителем общечеловеческих ценностей
Этапы развития детского коллектива:
Макаренко выделяет несколько стадий (этапов):
Первая стадия – становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Педагог стремиться сформировать коллектив т.е. социально-психологическую общность.
Признаки стадии:
Актив только выявляется
Преобладают личные отношения
Много конфликтов
Постоянных микро - групп нет
Установление дружеских отношений
Действует парная педагогика. Прямое жесткое требование к отдельному члену коллектива
Микро группы непостоянны
Развивается близкая перспектива
Педагог делает попытку побыстрее сформировать актив
Вторая стадия – стабилизация коллектива. Коллектив учится самоорганизации и саморегуляции.
Усиливается влияние актива
Требования предъявляют и педагог и актив
Класс разделен на отдельные группы
Пристальное внимание педагога
Начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции
Коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности
Третья стадия – расцвет коллектива. Товарищи имеют к себе больше требований нежели к остальным, имеют устойчивые взгляды, суждения.
Расцвет коллектива
Коллектив предъявляет требования к каждому
Высокий уровень психологического единства всех членов
Атмосфера доброжелательности
Ребята понимают, что вместе они могут сделать больше и лучше
Четвертая стадия – этап движения. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов.
Более высокие требования к себе, чем к своим товарищам
Коллектив формирует целостную, нравственную личность
Актив значительно расширяется
Повышение активности членов команды
Этап «Песчаная россыпь»
Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок
собрано вместе,
и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесёт часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней - и не станет россыпи. Бывает так в группах. Там тоже каждый как песчинка. И вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то сцепляло, соединяло людей. Здесь они или еще мало знают друг друга, или просто не решаются. А может быть, не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов. Отсутствие твердого авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости.
Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения тем, кто в нее входит. Нет того, чтобы что-то соединяло людей. Нет общих интересов, общих дел.