СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коллектив и его этапы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коллектив и его этапы»

Коллектив и личность. 27.04.

Выполнила: Попова Екатерина Владимировна, 721 группа

  1. Коллектив (перевод – собирательный) – это группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли. (Г.Д. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров).

Детский воспитательный коллектив — это объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями.

Признаки коллектива:

  • Общая социально-значимая цель;

  • Общая совместная деятельность;

  • Отношения ответственной зависимости;

  • Взаимная ответственность;

  • Ценностные ориентации;

  • Общий выборный руководящий орган.

  1. Виды коллективов:

По степени опосредованности отношений:

Первичные – Вторичные

По длительности функционирования:

Постоянные – Временные – Ситуационные

По направлению деятельности:

Воспитательные, трудовые, научные, клубные

творческие, спортивные и др.

По социально фиксированному положению:

Формальные – Неформальные

По однородности состава:

Гомогенные – гетерогенные

  1. РЕФЕРЕНТНАЯ (ЭТАЛОННАЯ) ГРУППА

от лат. referenc -сообщающий) — микрогруппа, реальная или условная, цели деятельности, ценностные ориентации, законы и нормы поведения к-рой воспринимаются человеком как эталон для подражания.

  1. Создателем теории воспитательного коллектива является А. С. Макаренко (1888-1939). Он принципиально по-новому осмыслил роль коллектива в воспитании детей, разработав вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания детей в коллективе, создания воспитывающих традиций, формирования сознательной дисциплины.

  2. Учебно-воспитательный коллектив как объединение учащихся выполняет следующие функции:

  • стимулирующую – активизирует общественно полезную деятельность учащихся, регулирует их взаимоотношения и поведение

  • организационную – способствует включению всех учащихся в совместную общественно полезную деятельность

  • воспитательную – является носителем общечеловеческих ценностей

  1. Этапы развития детского коллектива:

Макаренко выделяет несколько стадий (этапов):

Первая стадия – становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Педагог стремиться сформировать коллектив т.е. социально-психологическую общность.

Признаки стадии:

  • Актив только выявляется

  • Преобладают личные отношения

  • Много конфликтов

  • Постоянных микро - групп нет

  • Установление дружеских отношений

  • Действует парная педагогика. Прямое жесткое требование к отдельному члену коллектива

  • Микро группы непостоянны

  • Развивается близкая перспектива

  • Педагог делает попытку побыстрее сформировать актив

Вторая стадия – стабилизация коллектива. Коллектив учится самоорганизации и саморегуляции.

  • Усиливается влияние актива

  • Требования предъявляют и педагог и актив

  • Класс разделен на отдельные группы

  • Пристальное внимание педагога

  • Начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции

  • Коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности

Третья стадия – расцвет коллектива. Товарищи имеют к себе больше требований нежели к остальным, имеют устойчивые взгляды, суждения.

  • Расцвет коллектива

  • Коллектив предъявляет требования к каждому

  • Высокий уровень психологического единства всех членов

  • Атмосфера доброжелательности

  • Ребята понимают, что вместе они могут сделать больше и лучше

Четвертая стадия – этап движения. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов.

  • Более высокие требования к себе, чем к своим товарищам

  • Коллектив формирует целостную, нравственную личность

  • Актив значительно расширяется

  • Повышение активности членов команды

Этап «Песчаная россыпь»

Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок

собрано вместе,

и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесёт часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней - и не станет россыпи. Бывает так в группах. Там тоже каждый как песчинка. И вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то сцепляло, соединяло людей. Здесь они или еще мало знают друг друга, или просто не решаются. А может быть, не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов. Отсутствие твердого авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения тем, кто в нее входит. Нет того, чтобы что-то соединяло людей. Нет общих интересов, общих дел.