СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коллективизация и индустриализация в СССР.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:                                                                                                                                                            

1. Сформировать представления о целях и специфике «сталинской модернизации».

2. Сформировать представления о характере, ходе и первых результатах  политики массовой коллективизации и индустриализации.

3. Способствовать развитию аналитического мышления учащихся, навыков  составления тематической таблицы, работы с документами.

Просмотр содержимого документа
«Коллективизация и индустриализация в СССР.»

Тема урока: «Коллективизация и индустриализация в СССР». (Слайд 1)


Эпиграф к уроку: «Все прогрессы реакционны,если рушится человек».
Андрей Вознесенский (Слайд 2)



Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала.


Оборудование урока:

  • Презентация Microsoft Power Point;

  • Учебник Н. В. Загладина, С. И. Козденко и др. «История России XX-начало XXI вв.».

  • Отрывок из письма крестьянина председателю ВУЦИК Г. И. Петровскому.

Цели урока: 1. Сформировать представления о целях и специфике «сталинской модернизации».

2. Сформировать представления о характере, ходе и первых результатах политики массовой коллективизации и индустриализации.

3. Способствовать развитию аналитического мышления учащихся, навыков составления тематической таблицы, работы с документами.

План урока:

1. Понятие индустриализации и ее цели.

2. Коллективизация:

- цели

- итоги

- значение 3. Индустриализация в годы первых пятилеток: итоги и результаты. (Слайд 3)

Задача по ходу урока заполнять таблицу «Положительные и негативные черты индустриализации и коллективизации» (Слайд 4)


Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседы)

К середине 1920-х гг., двигаясь на рельсах нэпа, экономика приблизилась к показателям 1913 г. На первый план выдвинулась задача строительства новых предприятий. Ведь страна по-прежднему оставалась аграрной. (Слайд 5) Председатель ВСНХ СССР Ф.Э. Дзержинский в то время сказал: «Если исходить из имеющихся у нас заводов – социализма нам никогда не создать. И количественно и качественно они для этой цели не годятся».

В стране еще не завершилось восстановление народного хозяйства, когда (слайд 6) партия на XIV съезде в декабре 1925 г. провозглашает курс на индустриализацию.

? Что же такое индустриализация?


(слайд 7) Индустриализация – процесс создания крупного машинного производства, прежде всего тяжелой промышленности (энергетики, металлургии, машиностроения и т.д.).

? Каковы цели индустриализации? (Слайд 8)

  1. Ликвидация технико-экономической отсталости;

  2. Достижение экономической независимости;

  3. Подведение технической базы под отсталое сельское хозяйство;

  4. Развитие новых отраслей промышленности;

  5. Создание мощного военно-промышленного комплекса.


(Слайд 9) В апреле 1929 г. XVI партийная конференция приняла первый пятилетний план развития народного хозяйства.

Главное внимание уделялось развитию тяжелой индустрии.

С 1929 г. начинается форсированное промышленное строительство, в плане было предусмотрено более чем десятикратное увеличение вложений в него. Начинается возведение таких объектов, как Турксиб, Днепрогэс, Магнитка, Кузнецк (Слайд 10-13)

Однако резко обостряется вопрос финансирования индустриализации. После острых дискуссий партия решает изъять эти средства у деревни.

(Слайд 14) С 1928 – 1929 гг. страна взяла курс на коллективизацию.

? Что же такое коллективизация.

(Слайд 15) Коллективизация – добровольное производственное кооперирование мелких и средних крестьянских хозяйств.

? Каковы цели коллективизации? (Слайд 16)

  1. Обеспечение перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации.

  2. Ликвидация «аграрного перенаселения».

  3. Ликвидация кулачества как класса.

  4. Попытки наладить эффективное сельскохозяйственное производство.


Политика «сплошной коллективизации» проводилась в жизнь под лозунгом, сформулированным И. В. Сталиным в статье «Год великого перелома» (ноябрь 1929 г.) (Слайд 17- 1 часть). В ней генсек Во всеуслышание заявил, что партии удалось добиться перелома в настроениях деревни и в колхозы добровольно пошли крестьяне «не отдельными группами, как это имело место раньше, а целыми селами, волостями, районами, даже округами»

Сталинский вывод лег в основу принципиально-государственных партийных решений, 5 января 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». (Слайд 17-ч 2)

Статья И. В, Сталина была воспринята как руководство к действию. Власти с помощью войск ОГПУ в течение короткого времени (за 1,5-2 года) убрали из деревни опасные для себя слои населения.

? А какие это слои? (кулаки и зажиточные середняки)

? А почему именно они? (им было что терять от коллективизации и они поэтому противодействовали)

По разным сведениям, число раскулаченных составило от 3,5 до 9 млн. чел. Часть из них была брошена в тюрьмы, а основную массу переместили в отдаленные районы.

Оставшиеся в родных местах крестьяне, опасаясь за свою судьбу, записывались в колхозы.

Работа с текстом источника

! Для того, чтобы посмотреть как жили колхозники, какие беды их постигали, давайте обратимся к текстам документа, который лежит перед вами. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы. ( Приложение)

Подведение итога темы

И все-таки в конечном итоге коллективизация позволила получить средства для развития промышленности, создать базу для повышения производительности сельского хозяйства. Но ценой этих успехов были миллионы жертв и установление жесткой зависимости крестьян от государства, напоминавшей о временах крепостного права.



Домашнее задание: учебник истории § 80.



Приложение


Прочитайте текст документа и ответьте на вопросы


Из письма крестьянина председателю ВУЦИК Г.И. Пет­ровскому. 1932 г.

Я хочу жить, но не могу, умираю с голода. Как у нас в селе Крыхаеве, так и по всему Остерскому району настоящая голодовка: пуд муки ржаной — 100 руб., пуд картош­ки — 20 руб., и то нигде не купишь. И много случаев, когда мужик купил пуд, дал 100 руб., а у него милиция отобрала. Еще многие убивают себя и мрут с голоду...

Кони у крестьян дохнут — нечем кормить, потому что сено и продукты у крестьян отобрали и картошку всю по­гноили в баржах на реках Десна и Днепр. Осенью 31 года людей мучили, чтобы свозили картошку на склады, а те­перь мучают, чтобы вывозили гной со складов. Вот в Остере на базаре громадный склад картошки на весь базар так во­няет, что все плачут, разве ж это не их труд пропадает на­прасно...

...И не знаю, что за постановление такое у центра, чтобы от селян отбирать все из продуктов до фунта, или это на месте выдумывают, что просто ужас...

Цит. по: Н.В Загладин, С. И. Козленко, С. Т. Минаков, Ю.А. Петров История России 20-начало 21 века, М. «Русское слово» 2010


1. На какие особенности политики коллективизации об­ращает внимание украинский крестьянин, говоря о глав­ных причинах голода в деревне? 2. Кого он считает главным виновником сложившегося положения? 3. Как подобные на­строения интерпретировались и использовались высшим руководством страны?
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!