Авторы проекта: Короткова Эльвира Сергеевна
Название проекта: Моя страна
Тип проекта: Практико-ориентированный
Предмет: окружающий мир.
Продолжительность: 2 четверть.
Краткое содержание проекта: Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с первоначальными знаниями о рельефе нашей земли, на определение объектов на географической карте с помощью условных знаков, на определение географических объектов на физической карте с помощью условных знаков, на работу с готовыми моделями (глобусом и картой) и изготовление своих моделей (карты своей местности, дома). Материалы проекта могут быть использованы при изучении раздела «НАША ПЛАНЕТА».
Цели:
• создание условий для самостоятельной исследовательской деятельности младшего школьника;
• мотивировка учащихся на дальнейшее самостоятельное изучение подобных проблем.
Задачи проекта:
дать представление учащимся о рельефе Земли;
познакомить с типами местности;
с особенностями рельефа;
умение моделировать формы поверхности из песка, глины, пластилина и др. материалов:
развивать внимание, память, устную речь, расширять кругозор учащихся;
воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;
формировать навык работы в группах.
Формирование УУД
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно продумать способ действия, который поможет решить поставленную задачу;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у учителя или родителей;
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать в группе с товарищами;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- умение презентовать свою работу;
Этапы проекта
1 этап Сообщение темы проекта. Учащиеся получают индивидуальное задание – нарисовать карту своей страны, используя условные обозначения, и продумать последовательность изготовления модели своей страны.
2 этап Выявление необходимых для изготовления проекта материалов и инструментов.
3 этап. Распределение обязанностей между участниками проекта .
4 этап. Поиск и сбор материалов и инструментов.
5 этап. Изготовление модели.
6 этап. Представление готового проекта.
7 этап. Подведение итогов. Презентация своих моделей.
Проект направлен на развитие следующих компетенций учащихся:
Учебно-познавательные компетенции:
•учиться оперировать научными знаниями и фактическим материалом;
• развивать умение использовать источники информации;
•оценивать самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
•обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме.
Социальные компетенции:
•владеть навыками сотрудничества;
•владеть навыками решения проблем в различных жизненных ситуациях.
Коммуникативные компетенции:
•уметь представить себя;
•владеть способами совместной деятельности в группе.
Информационные компетенции:
•владеть навыками работы с различными источниками информации;
•владеть навыками использования информационных устройств.
Образовательные результаты
личностные:
уметь представить себя;
владеть способами совместной деятельности в группе;
владеть навыками решения проблем в различных жизненных ситуациях
метапредметные:
умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
представлять информацию в виде модели .
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
осуществлять познавательную и личностную рефлексию
предметные:
сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности,
определять исток и устье,
моделировать формы поверхности.
уметь определять направление течения реки.
Вопросы, направляющие проект
Как изобразить на карте водоёмы, равнины и горы.
Основополагающий вопрос:
-Каким цветом изображают на картах типы местности, показанные на рисунках?
Проблемные вопросы
Почему для них выбрали именно такой цвет?
Учебные вопросы
Чем карта отличается от фото Земли из космоса?
Как измерить глубину моря и высоту гор?
Что обозначают на карте с помощью цвета?
Почему течет вода?
Откуда и куда течет река?
Этапы проекта.
До работы над проектом | Ученики работают над проектом и выполняют задания | После завершения работы над проектом |
1.Начальное анкетирование | 1.Практическая работа по учебному плану | 1.Итоговое самооценивание качества работы в группах перед защитой проекта |
2.Обозначение проблемы | 2 Критерии самооценки работы в группах | 2.Критерии оценивания проекта |
3.Планирование работы над проектом | 3.Неформальное общение с учащимися во внеурочное время. | 3.Итоговая учебная конференция |
4.Формирование групп | 4.Журнал наблюдений учителя | 4.Рефлексия |
5.Критерии оценивания | 5.Взаимное обучение | 5.Конкурс проектов |
Результат проекта: модель своей страны.
Методы оценивания проекта:
· Тестирование исходных знаний учеников.
· Карта наблюдения учителя за деятельностью детей.
· Критерии оценки работ учащихся.
· Рефлексия обучения на протяжении всего проекта.
· Презентация проектов учащихся.
Ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Материалы на печатной основе | А.А. Вахрушев, О.В. Бурский.А.С.Раутин, «Окружающий мир», методические пособия: энцеклопедия серия «Что есть что», справочный материал и т.д. |
Другие принадлежности | Таблицы «Окружающий мир», 2 класс, Физическая карта мира, карта полушарий, глобус |
Интернет-ресурсы | www.school2100.ru |
Технологическая карта урока
Учитель: Короткова Эльвира Сергеевна
Учреждение: МАОУ СОШ №30 г. Йошкар-Олы
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
УМК: ОС «Школа 2100»
Тема урока: Проект «Моя страна»
Тип урока: Практически-деятельностный.
Формы: фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа.
Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы: учебник: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир 2 класс. «Наша планета Земля» часть 1. М.: Баласс, 2011; физическая карта полушарий, карточки для групповой работы.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику, физическая карта полушарий, карточки с заданием; у учащихся – готовые карты своей страны и макеты из пластилина, стакан для опытов.
Цель:
1-я линия развития - знакомство с целостной картиной мира.
1) научить ребят определять на глобусе и карте (карта полушарий) сушу, равнины, горы, моря, реки, озера, различные изображенные на них географические объекты.
2) научить определять по разнице цветов, какой из сравниваемых по карте объектов ниже или выше.
2-я линия развития - уметь определять свое отношение к миру.
3) учить бережно относиться к природе.
Задачи:
Образовательные задачи:
- помочь детям усвоить новые понятия «моря» и «острова» «полуострова»;
- научить узнавать и показывать на карте моря и острова, части света.
Развивающие задачи:
- развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической литературы;
- развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, толковым словарем русского языка;
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
- способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение);
- прививать уважительное отношение друг к другу, к народам, живущим на Земле;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Планируемые результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные |
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве; - уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы); - вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; - быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению. | Регулятивные УУД: - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности; - выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний; - извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний; - извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта, иллюстрация); - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары. Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; - осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы. | - работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой); -сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности, -определять исток и устье, -моделировать формы поверхности. -уметь определять направление течения реки. |
Содержание урока
Технология проведения (этап урока) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Организационный момент с психологический настроем. | Прозвенел сейчас звонок Он сказал «Начнем урок». Руки «на месте» Ноги «на месте» Локти «у края» Спина «прямая». -Ребята, сегодняшний урок мне хочется начать строчками из известного вам стихотворения Б.Заходера: В моей Вообразилии, В моей Вообразилии, Там царствует фантазия Во всём своём всесилии; Там все мечты сбываются, А наши огорчения Сейчас же превращаются В смешные приключения. -Как вы думаете почему? | Самоорганизация, оценивают свою готовность и настрой на работу. -Наверное, потому что на прошлом уроке мы придумывали свою страну, фантазировали. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | Повторение. – Что вы сделали на прошлых уроках? -Что осталось сделать? (-Оценить ваши работы и проверить с помощью опыта правильность выполнения макета.) - Перед началом работы попробуем оценить свой эмоциональный настрой на работу: - у каждого ученика «Лист предварительной оценки» (см. Приложение): закрасьте личико в нужной графе: - я не справлюсь (красный) - я выполню почти все задания (желтый) - я выполню все на отлично (зеленый) - Поднимите карточки. Красных рожиц нет! Настроение у нас хорошее, и мы справимся! -Давайте повторим основные понятия, которые нам помогут при защите проекта: (работа на листочках). 1.Обширные участки земли с плоской или холмистой поверхностью. 2. Большие возвышения земной поверхности. - Где удобнее строить город и дороги? Почему? 3. Постоянный водный поток из осадков, выпавших на сушу. 4. Природный водоём со стоячей водой, заполняющий углубление. -Какие могут быть озёра? 5. Углубление, созданное рекой. 6. Мелкая река, впадающая в большую реку. - Как определить правый и левый приток? 7. Место, из которого вытекает река. -Что может являться истоком реки? 8. Место впадения реки в море, озеро или другую реку? | -Придумали свою страну, нарисовали с помощью условных знаков карту этой страны и вылепили из пластилина её макет. -Рассказать о своей стране, защитить свой проект. Равнины Горы Река Озеро Проточное, бессточное Русло Приток Исток Горы, родник, болото Устье | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
Самостоятельное применение знаний. Практическая работа. | Работа с макетом из пластилина, сделанным на уроке «Что изображают на карте». Задания группам: 1. – Найдите реки, уточните, правильным ли цветом они обозначены, где они расположены, в какую сторону текут. Проверьте, есть ли название реки на составленной вами карте. 2. – Подумайте, откуда на вашем макете берёт начало река. Найдите русло реки, её исток, притоки и устье. 3. –Найдите у себя на макетах озеро. Где оно у вас расположено: в горах или на равнине? Какое озеро: проточное или бессточное? Проделайте опыт: капните воду из пипетки в истоке реки. Посмотрите дотечёт ли она до озера(моря).Если да, то макет сделан правильно. Понаблюдайте, медленное или быстрое течение в озере? – Чем отличаются реки и озёра? 4. – Есть ли название озера на карте? -А сейчас мы немножко отдохнём. Физкультминутка. Путешествуя по странам Утомились мы в пути. Предлагаю вам, ребята, Встать и погулять пойти (Ученики встают и шагают на месте) Посмотреть направо, Посмотреть налево, (Повороты головой) Потянуться к солнцу, Удивиться: "Где мы?" (Пожать плечами) Пролетают птицы, Крылья расправляют (Машут руками) Деревья - великаны Ветками качают. Через ручьи и кочки Мы перепрыгнем ловко, Всегда нужна сноровка. (Прыжки) Вдыхаем свежий воздух, Как бабочки кружимся (Повороты вокруг себя) И на цветок чудесный Спокойно мы садимся. (Садятся за парты) Презентация проектов -А сейчас мы познакомимся с проектами, которые вы подготовили в своих группах. Перед вами лежат листы с критериями оценки ваших работ. Защита проекта по плану: 1. Какая местность у страны? 2. Какие водоёмы изображены на макете? 3. Где находится исток реки, устье реки? 4. Что расположено на левом берегу реки? 5. Что расположено на правом берегу? 6. Есть ли у реки притоки? 7. Где расположен населённый пункт? Почему? | Дети уточняют реки на макете, исправляют их, определяют, вылеплена ли долина (расположена ли река в углублении), имеет ли местность наклон в сторону течения реки, дают название. Ребята выполняют задание и рассказывают о том, что у них получилось. Дети пробуют моделировать данную ситуацию. Для этого понадобится небольшой стаканчик или пипетка. -Мы заметили, что в реке есть течение, а в озере вода очень спокойная. Наверное, течения нет. После уточнения объектов моделирования подводится итог работы. (Критерии оценки) Выступления учащихся со своими проектами и оценка выступлений. | КоммуникативныеУУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Рефлексия. Домашнее задание | -Какую работу мы выполняли? -Чему учились? - Где пригодятся знания? - Для чего надо знать карту, условные обозначения, материки и океаны? -Кто доволен своей работой? -Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? -Как работал ты? Оцени свою работу. - Возьмите снова листки самооценки. Как вы считаете, насколько хорошо каждый из вас справился с заданием и закрасьте нужную рожицу. Поднимите листки. Какого цвета больше: если зеленого, то мы все МОЛОДЦЫ! | Отвечают на вопросы Выслушиваются ответы детей. Выполняют задание по предложенному алгоритму, организовывая рефлексию собственной деятельности. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ.
1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА МОИХ ДЕЙСТВИЙ.
Я не справлюсь с работой. | |
Я выполню почти все задания. | |
Я уверен в себе и справлюсь с работой ОТЛИЧНО. | |
2. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Критерии оценивания | учитель | ученики | |
3б | 2б | 1б | 0б | 3б | 2б | 1б | 0б | |
1.Содержание | | | | | | | | | |
а) правильность изображения поверхности земли и водоёмов | | | | | | | | | |
б) возможность проведения опыта с пипеткой | | | | | | | | | |
2.Оформление | | | | | | | | | |
а) аккуратность и эстетичность | | | | | | | | | |
б) соблюдение пропорций | | | | | | | | | |
3.Подбор информации | | | | | | | | | |
4.Составление карты своей страны | | | | | | | | | |
5.Подбор инструментов и материалов для изготовления макета своей страны | | | | | | | | | |
6.Качество изготовления макета | | | | | | | | | |
7.Презентация проекта | | | | | | | | | |
8.Вклад каждого учащегося группы в выполнение задания | | | | | | | | | |
3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
1.Обширные участки земли с плоской или холмистой поверхностью. 2. Большие возвышения земной поверхности 3. Постоянный водный поток из осадков, выпавших на сушу. 4. Природный водоём со стоячей водой, заполняющий углубление. 5. Углубление, созданное рекой. 6. Мелкая река, впадающая в большую реку. 7. Место, из которого вытекает река. 8. Место впадения реки в море, озеро или другую реку? | Река Приток Равнины Озеро Горы Устье Русло Исток |
13