Государственное учреждение Луганской Народной Республики
«Луганское учреждение дополнительного образования –
музыкальная школа №2»
преподаватель по классу аккордеона
руководитель оркестра народных инструментов
руководитель ансамбля баянистов/аккордеонистов
Стадник Ольга Николаевна
Коллективное исполнительство в детской музыкальной школе как социокультурная проблема.
Луганск
2021
Содержание:
-
Введение.
-
Основная часть:
Глава 1. Педагогическая и воспитательная работа в творческом коллективе.
Глава 2. Проблемы воспитания личности в творческом коллективе.
2.1 Проблема лидерства в творческом коллективе.
2.2 Проблема индивидуально-психологических особенностей личности.
2.3 Проблема соотношения эстетического восприятия и художественного развития личности.
Глава 3. Основные этапы в работе руководителя творческого коллектива.
Глава 4. Ансамблевое исполнительство.
Глава 5. Основные направления развития учащихся на занятиях по предмету «Ансамбль».
Глава 6. Роль педагога в процессе работы с ансамблем.
Введение.
Эффективным средством воспитания личности является непосредственное участие в коллективной деятельности, каковыми являются ансамбли и оркестры. Игра в творческом коллективе, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку художественное творчество является его системообразующим стержнем и органично влияет на развитие творческих способностей учащихся. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень ее развития. Исследование психологических особенностей подростков позволяет говорить об особой актуальности этого вида работы именно в подростковом возрасте в связи с определенными изменениями в структуре психики подростка. К таковым следует отнести ведущую роль интереса в структуре личности подростка, потребность в общении (прежде всего со сверстниками), способность к абстрактному мышлению, повышенную эмоциональность. Все эти особенности делают подростков восприимчивыми к ансамблевому музицированию, как виду совместной деятельности. Коллективное музицирование развивает коммуникативные способности, дает платформу для конструктивного, созидательного, культурного, успешного общения. Этот опыт для дальнейшей жизни необходим каждому.
Основная часть.
Глава 1. Педагогическая и воспитательная работа в творческом коллективе.
Специфика воспитательной работы в творческом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Педагогическая деятельность направлена на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в творческом коллективе – это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания – это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует. Воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным результатам. Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в коллективе встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто. При этом педагогу приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям. Он должен заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир.
Одним из основных вопросов современного цивилизованного общества является процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, которая одновременно составляет важнейший компонент качества жизни.
Проблема социально-психологической адаптации ребенка в коллективе стоит достаточно остро. Психологическая готовность имеет много вариантов. Но главную роль играет личностная готовность к обучению, т.е. у ребенка сформирована тенденция к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Интеллектуальная готовность - это устойчивые умственные способности ребенка, позволяющие ему активно включаться в совместную деятельность. Эмоционально-волевая активность - это основа быстрой адаптации его к новым условиям. У детей с сформированной волевой активностью мотив достижения целей имеет особое значение.
Творческая жизнь, участие в деятельности коллектива является одной из областей, в которой приобретается и формируется такое умение, как личное подчинять общественному, работать совместно. Ребенок, а затем и подросток привыкает учитывать интересы общего дела, как целого коллектива, так и всей школы.
Решением проблем воспитания и развития личности в коллективах может быть лишь правильный методический подход руководителя к индивидуальным особенностям каждого отдельного участника, а также коллектива в целом.
Глава 2. Проблемы воспитания личности в творческом коллективе
2.1 Проблема лидерства в творческих коллективах
Лидерство свойственно каждой отдельно взятой группе. Тем более, что исполнительское искусство влечет выдвижение одних или отставание других. Лидерство - один из активных способов проявления индивидуальности личности. На первый взгляд, казалось бы, в каждом коллективе рано или поздно появляются потенциальные или формальные лидеры, и ничего страшного в данном аспекте нет.
Но, с позиции психологов, лидерство способствует разрушению коллектива. Появление лидера оказывает негативное отношение к нему других участников коллектива, появляются конфликтные ситуации, что ведет в конечном итоге к разрушению творческой атмосферы коллектива и дальнейшей его гибели. Нарушается единство группы, вследствие чего каждый участник пытается все делать сам - это отрицательная сторона.
Появление лидера также может рассматриваться и как стимул к наиболее активной деятельности коллектива, его творческому и профессиональному росту; когда остальные участники коллектива пытаются достигать таких же успехов, что и их лидер.
Данная ситуация будет оценена положительно, если лидер пытается не обособляться от группы, а вместе с ней достигать своих успехов. Позиция остальных участников по отношению к его лидерству будет всегда воспринята положительно, если он не смотрит с высока на их недостатки, провалы, неудачи, а пытается им помочь, в какой-то степени гордясь своим умением.
Педагог в любом случае не должен резко реагировать на появление формальных и потенциальных лидеров. Он должен находиться на нейтральной позиции, но это не значит, все пустить на самотек. Лишь применение современных методик позволит руководителю коллектива найти наиболее приемлемые способы разрешения конфликтной ситуации.
2.2 Проблема индивидуально-психологических особенностей личности
Проблема индивидуально-психологических особенностей личности является одной из важных в психологии. Значение и учет ее особенно важен в тех случаях, когда психология непосредственно обращается к жизни, к практике. К индивидуальным особенностям относятся особенности эмоциональной мыслительной личности, темперамент, характер и другое, т.е. все то, чем множество участников коллектива отличаются друг от друга. Сочетание всех компонентов сторон личности и индивидуальности всегда настолько своеобразны, что ни один из участников не похож на другого, каждый уникален, своеобразен и неповторим. Ко всем надо найти подход, всех надо воспитывать, раскрывать потенциалы творчества, способности их развития как личности.
В личности выделяется несколько сфер:
· потребностно-мотивационная;
· познавательная;
· эмоционально-волевая.
Потребностно-мотивационная представляет ядро личности. Потребности - источники всякой активности личности. Изучение и учет индивидуальных особенностей личности следует начинать с выявления наличествующих у него потребностей. Отсутствие у участников определенных потребностей подчас делает совершенно нерезультативным педагогическое воздействие и обучение, в том числе и несформированность потребностей в занятиях исполнительским искусством.
Познавательные потребности по мере осознания превращаются в мотивы. Мотивы - это побуждение к деятельности. Важнейшими мотивами являются стремления, интересы, убеждения. Необходимо помочь участникам развить у себя познавательные потребности в учебе и труде, а в нашем случае, занятием в коллективе, а потом опираться на них в процессе воспитания и обучения.
Проблема воспитания разносторонне-познавательных интересов у участников весьма важна, этому могут содействовать введение активных методов обучения игры, которые поднимают заинтересованность учащихся, дают им радость познания принципиально сложных моментов. Стремления, познавательная потребность - это важнейшие мотивы. Однако существуют еще и внешние (это требования, наказание, награда, похвала, соревнование, давление группы).
Действие их на участников следует обязательно учитывать в процессе обучения и воспитания. Следует сформировать необходимые познавательные потребности и связанные с ними мотивы.
2.3 Проблема соотношения эстетического восприятия и художественного развития личности.
Одной из основных является в педагогике проблема эстетического восприятия и художественного развития личности в условиях творческого коллектива. Данная проблема заключается в том, что участники коллектива обязательно должны получать информацию эстетического характера для развития положительных личностно-моральных установок.
Восприятие данной информации может проходить как целенаправленно, так и стихийно в процессе овладения участниками коллектива основ профессионального мастерства.
Каждый участник в силу своих индивидуальных особенностей воспринимает данную информацию по-разному, но в том или ином случае он становится эстетически развитым.
Исполнительская, учебно-творческая, художественно-образовательная и нравственно-просветительская деятельность среди учащихся выступает единым педагогическим процессом. Одно связано с другим как по формам и методам организации и проведения, так и по своей конечной цели – подготовке эстетически образованного, высоконравственного человека.
Важнейшей задачей образования является всестороннее развитие молодого поколения. Сейчас, когда широко развита электроника и техника, когда интернет глубоко укоренился в человеческом сознании, молодое поколение всё больше отдаляется от искусства и замыкается на компьютерных развлечениях. Особую актуальность приобретает проблема снижения художественно-творческого уровня развития. Значительный вклад в решение этой проблемы вносят детские музыкальные, художественные, хореографические школы, школы искусств, где дети через мир искусства постигают богатство человеческого духа, учатся мыслить, искать, творить. Очень важно, чтобы каждому была привита любовь к искусству, творчеству, музыке, чтобы каждый, независимо от того, станет он профессионалом или нет, научился передавать свои переживания, мысли языком искусства и понимать его. Музыке придаётся особое значение в силу её распространённости и доступности. Музыка формирует человека — его сердце и ум, его чувства и убеждения, весь его духовный мир. Гармония ума и сердца — вот конечная цель воспитания современного человека. Немалое значение для раскрытия данной проблемы имели работы В. Н. Шацкой, О. А. Апраксиной, Н. А. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, которые определяли цели и задачи, формы и методы как эстетического, так и музыкально-эстетического воспитания детей. Развивая их идеи, учёные Т. И. Бакланова, В. М. Чижиков, Г. М. Цыпин и другие раскрыли современные подходы к эффективному музыкально-эстетическому воспитанию личности. Ими разработаны совершенные технологии, определены новые оптимальные подходы к методике работы с детскими коллективами. Коллективная деятельность, коллективный труд — основа нашей жизнедеятельности. Умение трудиться — верный залог того, что дети найдут свой путь в жизни. Поэтому важной задачей хорошего педагога является предоставить возможность ребёнку приложить свои силы, умения и знания для развития его способностей, таланта. Только в коллективе достигается единство «хочу» и «надо». Поэтому детей надо включать в общественно-полезный труд, организовывать среду обитания единомышленников: объединять детей в большую дружную семью, называемую коллективом. Цель, которая ставится перед любым творческим коллективом — не столько научить играть на инструменте или вырастить будущую знаменитость, сколько создать такую среду, где бы ребёнок развивался как личность, развивались его способности и дарования. Цель учебной работы в коллективе — это обучение детей навыкам игры в оркестре, развитие творческих способностей оркестрантов, воспитание сплочённого музыкального коллектива. Работа в этих трёх направлениях тесно переплетается на каждой репетиции, на каждом концертном мероприятии.
Глава 3. Основные этапы в работе руководителя творческого коллектива.
Всю работу руководителя коллектива можно разделить на три этапа: подготовительный этап, репетиции, концертное выступление.
Подготовительный этап начинается с подбора учебного и концертного репертуара, который должен соответствовать техническим и художественным возможностям учебного коллектива, решать учебно-творческие и художественно-исполнительские задачи, способствовать всестороннему развитию юных музыкантов, развитию их эстетического вкуса. Подбор репертуара — важнейший участок работы руководителя. Важно в своей копилке иметь разнообразный материал: от классического до современного эстрадного. При подборе репертуара необходимо руководствоваться тщательным исполнительским и дирижёрским анализом партитур во всех деталях, т.к. всё это находится в прямой зависимости от технического уровня оркестрантов. Руководитель должен тщательно учитывать технические возможности отдельных юных музыкантов, в особенности исполнителей первых голосов, выполняющих мелодическую функцию. Но нельзя забывать и того, что звучность оркестра, полнота, сила, сочность звучания, мягкость зависит, прежде всего, от элемента гармонии, которая, как правило, поручается так называемым вторым голосам. Само собой разумеется, что музыку для детей следует тщательно выбирать. Значительным разделом в репертуаре являются сочинения для солирующего инструмента в сопровождении оркестра. Наш оркестр пользуется как готовым музыкальным материалом, так и нашим собственным. Главный критерий при отборе репертуара — это возможность сохранить идейно-эмоциональное содержание. Мы стремимся к тому, чтобы в репертуаре оркестра были сочинения разнообразные по стилю, жанру и форме. Даже если произведения сложные, но интересные, дети с удовольствием разбирают их, учат, играют. Основным средством общения дирижёра с оркестром является дирижёрский жест. Задача руководителя — научить юных музыкантов понимать его язык. В первый период обучения дирижёр должен сообщить участникам оркестра определенный объём знаний об основных элементах дирижёрского искусства, а затем на всём периоде обучения практиковать игру по руке, учить понимать указания и жесты дирижёра и выполнять их. Используем различные формы работы с оркестром: общеоркестровая репетиция (основная форма работы с оркестром), индивидуальные занятия и групповая форма работы. Без индивидуальной работы с участниками оркестра никак не обойтись. Даже при идеальном подборе состава оркестра с прекрасными музыкально-слуховыми данными индивидуальные занятия необходимы. На общих репетициях руководителю далеко не всегда удается решить какие-то частные задачи, касающиеся точности игры, длительностей, динамики, аппликатуры и т.д. При освоении любого инструмента возникают определенные трудности, которые просто нет возможности преодолевать в рамках коллективных занятий. Посадка, постановка рук, правильное звукоизвлечение, чтение нот с листа – все это, конечно же, должно решаться в индивидуальном порядке. Качественный, художественный рост инструментального коллектива определяется ростом исполнительского мастерства каждого из участников. Поэтому каждый музыкант должен находиться под пристальным вниманием руководителя. Наша задача: не просто помогать ребенку осваивать инструмент, но постоянно направлять его инструментальные познания и навыки в русло коллективной игры. Ведь он – музыкант оркестра. Индивидуальная работа с учениками также предполагает домашние задания. На начальном этапе они должны быть довольно простыми, чтобы ребенок мог справиться с ними без больших затруднений. Это приучит музыкантов работать самостоятельно, и домашняя работа с музыкальными инструментами и нотными текстами станет для них естественной и необходимой. Ребенок постоянно должен чувствовать свое движение вперед, свое развитие как музыканта. На занятиях руководитель должен создать творческую атмосферу, суметь заинтересовать учащихся, вызвать у них желание увлеченно работать, сделать репетицию живой и интересной. Здесь важно всё: доброжелательное отношение к музыкантам, что является основой взаимоотношений с руководителем, его образный, ассоциативный, лаконичный язык, темперамент. Внешний облик руководителя, его манера общения должны дисциплинировать коллектив, вызывать в нём творческое отношение к исполнению, а волевое воздействие дирижёра должно сочетаться с тактом, корректностью, терпимостью и чуткостью к оркестрантам. Репетиция — акт напряжённый, поэтому посмеяться, пошутить — значит, на какое-то время выключиться, отдохнуть, чтобы потом опять собраться и продолжить работу.
Основными методами работы являются:
1) дирижерский показ (движение рук, мимика);
2) словесные пояснения (пение как вариант слова);
3) слуховая наглядность (показ фраз при помощи игры на каком-либо музыкальном инструменте).
Сыгранность, то есть, слаженность групп первых и вторых голосов, стройность звучания, чувство ансамбля (умение слышать друг друга в совместном исполнении) и, наконец, умение понимать жест руководителя и правильно реагировать на его указания — всё это предопределяет полноценную работу коллектива в целом. Основной смысл репетиции — работа над музыкальным произведением.
Логическим завершением работы руководителя и оркестра над произведением является концертное выступление, успех которого в значительной мере будет зависеть от воздействия руководителя на коллектив. Показателем эффективности работы служит конечный результат - это публичное выступление, которое стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие качества, помогает ощутить значимость своего труда и увидеть его результат. Наряду с академическими выступлениями учащиеся принимают активное участие на конкурсах, общешкольных и классных концертах для родителей, где дается возможность выступить абсолютно всем детям независимо от их музыкальных способностей. Всё это способствует оживлению учебного процесса, росту интереса, расширению рамок репертуара юных исполнителей.
Концерт — это подведение итогов, праздник, пришедший на смену кропотливой репетиционной работе. Концертное выступление активизирует сплочение коллектива, повышает уровень музыкально-эмоционального состояния, обостряет чувство взаимозависимости, внимание, приносит ощущение радости от общения с музыкой, со слушателями, от самого процесса игры. Успех концерта зависит, прежде всего, от степени подготовки, уровня мастерства руководителя и всего коллектива. В то же время концертное выступление позволит выявить недоработки не только художественного, но и организационно-воспитательного порядка. Каждый концерт для ребёнка — праздник и ответственное испытание на организованность, выдержку, собранность и силу воли. Ведь день перед концертом проходит иначе, чем обычный день. Ребятам важна оценка выступления и слова благодарности. Успех — приятный и важный стимул для творчества, он развивает способность относиться к своей работе, к своему искусству объективно и самокритично. Впечатления от встреч со зрителем дают участникам коллектива возможность сравнивать, сопоставлять, думать, а главное, они вызывают желание стать лучше, оправдать ожидания слушателей и руководителя.
Глава 4. Ансамблевое исполнительство.
Ансамблевое исполнительство представляет собой своеобразную ролевую модель социально-личностного общения. Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности. В результате общения достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие партнеров, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующие коллективную деятельность. Камерный ансамбль можно кратко определить как феномен замкнутого личностного общения и взаимодействия ограниченного числа участников в небольшом ограниченном пространстве посредством совместного эмоционального переживания и интеллектуального осмысления произведений камерно-музыкального искусства.
В процессе ансамблевого музицирования партнеры взаимодействуют на различных уровнях:
1) исполнительский, предполагающий относительное равенство профессионального уровня партнеров, общность исполнительской технологии, исполнительской школы, интерпретации;
2) психологический, обусловленный общностью психических процессов (памяти, воли, эмоций, внимания, воображения, темперамента, интеллекта);
3) социально-психологический, включающий общность интересов, целей, взаимопонимание и дружественность;
4) пространственный, состоящий из мизансцены и композиционного решения ансамбля;
5) временной, обусловленный общностью исполнительского времени и фабульного времени произведения. Исполнительского темпо-ритма;
6) биофизический, предполагающий «чувство локтя», близости, «защиты».
Социальные функции ансамбля всегда были направлены на установление личностных эмоциональных контактов, взаимопонимания и диалога между людьми, на преодоление разобщенности и психологических преград. Основное правило ансамбля «Один за всех, все за одного», «Успех или неудача одного есть успех или неудача всех».
Направленность на совместное, творческое достижение художественного результата создает необходимые условия для нейтрализации исполнительского эгоцентризма. Таким образом, успешность формирования личности в классе инструментального ансамбля, решение проблем взаимодействия в творческом коллективе требует учета факторов, значимых для роста личности обучающегося: опыта общения, характера взаимоотношений с ансамблистами, педагогами; возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащегося; социально- психологической ситуации в семье и т.п. Множество профессиональных и психологических задач, которые необходимо решать педагогу камерного ансамбля, актуализирует его психолого-педагогическую подготовку. Использование методов практической психологии в процессе профессиональной подготовки музыкантов может существенно обогатить педагогический арсенал и улучшить профессиональные показатели.
Введение в учебный план дисциплины «Ансамбль» позволяет обеспечить сбалансированность профессионально-исполнительского развития учащихся. Работа в данном направлении, помимо чисто музыкального развития ученика, способствует его личностному развитию: воспитывается чувство ответственности перед коллективом, дисциплинированность, пунктуальность, а также умение понимать эмоциональные состояния других людей и откликаться на них. Кроме того, в процессе коллективного творчества ребенок приобретает навыки общения в социуме в рамках культуры и искусства, что оказывает влияние на формирование его мировоззрения и вырабатывает приоритеты в общении со сверстниками.
Дисциплина представляет собой процесс совместной исполнительской деятельности, состоящий из множества технологических компонентов в индивидуально-групповой форме обучения. Индивидуальная форма обучения предполагает индивидуальный подход к ученику – участнику ансамбля и индивидуальное изучение партий, а групповая форма состоит в руководстве музыкальным взаимодействием участников ансамбля. В результате прохождения курса ученики должны иметь слуховое представление о типах ансамблей, знать закономерности исполнения, уметь соразмерять собственные возможности с возможностями других участников ансамбля, а также с музыкальными и эмоционально-образными задачами.
Работа в ансамбле является весьма важным элементом формирования личностных и профессиональных качеств учащегося музыкальной школы. Инструментальный ансамбль весьма благоприятно сказывается на ряде привлекательных качеств, выделяющих его из общего списка специальных дисциплин. Ансамблевое исполнительство оказывает благоприятное влияние на учащихся не только в плане развития музыкальных навыков, но и способствует формированию человеческих качеств: чувства взаимного уважения, тактичности, взаимовыручки, коммуникации в группе. Невозможно эффективно играть в ансамбле без адекватного принятия личности другого человека, проявлений толерантности и взаимопонимания к нему, внимательности по отношению к высказываниям коллег. Ансамблевое музицирование представляется в качестве своеобразной ролевой модели социального взаимодействия, оно предоставляет отличную возможность и для творческого, и для личностного взаимодействия учащихся. Особенности ансамблевой игры оказывают значительное влияние на такие важнейшие сферы личности, как коммуникативное взаимодействие и эмоциональные реакции. Что касается профессионального развития как музыканта, то ансамблевая игра способствует формированию у учащихся исполнительских навыков, развитию музыкальных способностей, в частности, тембрового и гармонического слуха, ритмического чувства, культуры звукоизвлечения, чувства формы, ощущений звуковой перспективы и умения слушать самого себя и партнеров по ансамблю. Также игра в ансамбле оказывает положительное влияние на формирование чуткости к полифонической структуре изложения. Каждый из ансамблистов, оттачивая свой индивидуальный навык в совместной игре, одновременно развивает себя и как сольного исполнителя так как задачи, которые стоят передансамблем более сложные и требующие зачастую большого слухового контроля. В связи с этим любой инструменталист должен овладеть определенными навыками игры в ансамбле. Ансамблевое музицирование представляет собой определенный стимул саморазвития личности, способствует воспитанию творческой инициативы и самостоятельности. Самостоятельная работа включает в себя и преодоление технических трудностей, и нахождение соответствующей аппликатуры, и расстановку штрихов, и уточнение особенностей интерпретации, а также поиск индивидуальной концепции произведения, которое исполняет ансамбль.
Исполнение в ансамбле способствует знакомству учащихся с известными образцами музыкальных произведений из самых разнообразных эпох, формирует исполнительские способности в различных стилях и жанрах, способствует расширению исполнительского репертуара и обогащает профессиональное мышление в области стилей музыки. В процессе обучения ансамблевому исполнительству учащиеся знакомятся с историей развития камерного жанра, методическими основами работы с ансамблями, произведениями различных музыкальных эпох, стилей.
Приступать к формированию навыков ансамблевой игры можно и нужно на раннем этапе обучения. Игра в ансамбле развивает слух ребенка, расширяет музыкальный кругозор, а также вызывает интерес к занятиям музыкой. Музицируя в ансамбле, ученик активно знакомится с новыми произведениями, быстро и качественно разучивает их, пополняя тем самым свой репертуар и овладевая различными музыкальными стилями. Игра в ансамбле, рождая дух соревнования, благоприятно воздействует на развитие творческих способностей и технических навыков учащихся. Важно и то, что более сильный партнер способен повлиять на музыкальное и техническое развитие менее подвинутого.
Начинать ансамблевое обучение лучше с дуэта "учитель - ученик". Юный исполнитель, ощущая поддержку педагога, охотно включается в процесс совместного музицирования и осознает свою равноправную роль в ансамбле. В данной ситуации учитель выступает чутким партнером и внимательным наставником, который стремится выработать у своего подопечного важнейшие навыки ансамблевой игры. Совместное музицирование способствует преодолению различных психологических напряжений - зажимов, которые возникают у ребенка в ходе сольного исполнения.
Совместные ансамблевые выступления ученика с педагогом позволяют ребенку уже на раннем этапе обучения почувствовать себя артистом, надолго остаются в памяти, стимулируют дальнейшие занятия на инструменте, а у родителей вызывают уважение и доверие к наставнику. Детям нравится играть в ансамбле с педагогом, но большей внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом, то есть в ансамбле "ученик - ученик". Выбираются дети одного возраста, равные по музыкальной подготовке и владению инструментом. В начале участники ансамбля учатся слушать мелодию, второй голос, аккомпанемент. Нужно научится слушать не только то, что играешь сам, а одновременно и то, что играет твой партнер, то есть общее звучание партий. Среди компонентов, объединяющих учащихся в единый ансамбль, одно из главных мест занимает метроритм. Поэтому формирование чувства ритма - важная задача в музыкальной педагогике. Ансамблевая игра помогает ученику закрепить умения и навыки, приобретенные на уроках по специальности, хорошо развивает чувство ритма, гармонический слух, способствует освоению средств музыкальной выразительности. Разнообразный ансамблевый репертуар обогащает творческое мышление и музыкальный вкус юного музыканта. Ансамблевая игра помогает ученику закрепить умения и навыки, приобретенные на уроках по специальности, хорошо развивает чувство ритма, гармонический слух, способствует освоению средств музыкальной выразительности. Разнообразный ансамблевый репертуар обогащает творческое мышление и музыкальный вкус юного музыканта.
Самым сложным периодом для педагога является общение с новым ансамблем на начальной стадии. В этот момент нужно учесть не только лишь фактор музыкальной подготовки учащихся, а и психологическую совместимость. Именно на данное время приходится процесс приспособления учащихся к педагогу, и педагога к возможностям и индивидуальным особенностям учеников. В процессе подбора ансамбля нужно учитывать профессиональную подготовку, а также характерные особенности таланта всех участников. Основание для формирования составов инструментальных ансамблей составляют одновременно сходство и противоположность индивидуального исполнительского таланта учащихся. Особое внимание в работе класса ансамбля следует уделить реализации принципов последовательности и постепенности, принципа технической и художественной доступности учебного материала с учётом возрастного фактора и степени подвижности учащихся.
В основном успешными становятся ансамбли, которые были составлены с учетом одного из указанных подходов, однако гораздо более важным моментом в ансамбле является опора на инициативных исполнителей, которые способны оказывать влияние на других участников. Положительным для приобретения опыта является привлечение более опытных музыкантов. В ансамблях учащихся лучше, когда партнеры являются равными по инструментальным возможностям.
Проблема музыкального развития детей со средними и слабыми природными музыкальными данными не является новой. Но то, что этим развитием нужно заниматься со всеми детьми, желающими обучаться музыке – несомненно.
Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план, и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей.
Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса.
Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.
Задача преподавателя – развивать и активизировать творческое начало личности ученика. Основной задачей класса ансамбля в музыкальных школах является практическое применение и закрепление навыков и знаний, полученных в специальных классах, развитие музыкального вкуса, воспитание коллективной творческой и исполнительской дисциплины.
Глава 5. Основные направления развития учащихся на занятиях по предмету «Ансамбль».
Формирование межличностных отношений также целесообразно использовать в воспитательных целях и в целях социальной адаптации детей. Если коллектив состоит из людей, уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Однако создание такого коллектива достаточно трудная задача. Педагог, контролируя и направляя общение учеников, разъясняя принципы и задачи позитивных отношений в коллективе вне зависимости от личных приоритетов и их влияние на качество работы коллектива в целом, кроме своих прямых задач музыкального обучения выполняет задачи личностного воспитания. Таким образом, в развитии учащихся на занятиях по предмету «Ансамбль» можно выделить два основных направления:
1 – профессионально-исполнительское развитие;
2 – личностное развитие.
К профессионально-исполнительскому развитию относится воспитание музыкальных способностей, такие как: чувство ритма, гармонический, мелодический, полифонический слух, чувство партнёра (совместное создание и умение слышать партию единой музыкальной палитры), чтение с листа, умение держать свою партию правильной нюансировкой, штрихами, фразировкой, формы и характера.
Ритм, ощущение метроритма - тот фундамент, на котором основывается искусство ансамблевой игры. Как правило, у участников детских ансамблей по-разному развито чувство ритма и менее «ритмичные» участники ансамбля тянуться к более сильным в ритмическом отношении, что способствует более быстрому развитию чувства ритма и более успешному формированию учеников. Коллективное музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха, в значительно большей степени, чем сольное исполнительство. Разделение музыки на партии создает трудности понимания учеником музыкального произведения в целом. Развитие мелодического слуха даёт возможность исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения. В вопросе развития гармонического слуха ансамблевая форма игры также оказывается целесообразной и необходимой, так как воспроизведение ансамблем многоголосия, аккордовой вертикали позволяет ученику с первых же уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки, что создает наиболее благоприятные условия для развития гармонического слуха. Прослушивание отдельных голосов в своей партии и партии партнера, поиски динамических, тембровых звуковых решений способствуют активизации музыкально-слуховых представлений учащихся. Коллективное музицирование позволяет успешно развивать полифонический слух так как в ансамблевых произведениях часто встречаются элементы и подголосочного, и контрастного, и имитационного видов полифонии. Таким образом, ансамблевая игра с первых уроков развивает умение слышать полифонию. Чувство партнёра - необходимое условие успешного ансамблевого исполнительства, умение слышать свою партию в звучании всего коллектива, умение слушать партнера по ансамблю, в то же время исполнять свою партию свободно, корректировать звук, характер исполнения в соответствии с общими задачами и конкретными условиями конкретного исполнения, стремясь к созданию единым коллективом единого произведения. Впоследствии, приобретенные умения переносятся и на сольное исполнительство, значительно повышая качество игры за счет переноса приемов ансамблевой игры на работу с концертмейстером. Чтение нот с листа на уроках ансамбля проходит эффективнее и вызывает больший интерес у детей. Необходимость подчинения общему пульсу помогает скорее усваивать правила чтения нот с листа, увеличивает ответственность за правильность текста, способствует приобретению умения, ошибаясь, оставаться в ансамбле, не мешая партнерам.
К личностному развитию относится воспитание личностных качеств: чувства ответственности, чувства коллектива, коммуникативные умения. Ансамблевые занятия стимулируют интерес ученика к инструменту, к урокам по специальности и прививают любовь к коллективному творчеству; развивают чувство ответственности перед партнером, коллективом за результат общей работы, качество публичного выступления. Понимание исполняемого произведения, положительные эмоции, вызываемые им, создают атмосферу коллективного творчества, необходимого для эффективных занятий и повышения качественного уровня исполнительской деятельности коллектива.
Глава 6. Роль педагога в процессе работы с творческим коллективом.
В музыкальной педагогике на первый план выходит образ учителя, увлеченного музыкой, эмоционально отзывчивого, не ставящего себя на недосягаемую высоту от учеников, компетентного в профессиональных вопросах, постоянно самосовершенствующегося.
Одна из главных задач руководителя творческого коллектива — воспитание уважительных отношений между участниками коллектива, потребности к совместному общению, главной целью которого является совместное музицирование.
Чтобы возникла подлинная увлеченность коллективным исполнительством нужна система психологических контактов, способных сплотить участников ансамбля/оркестра в единый творческий коллектив. Во всей этой работе значение руководителя трудно переоценить. Создание спаянного дружбой и любовью к совместному музицированию коллектива невозможно без глубокого уважения и даже расположения его участников к своему руководителю. Руководитель коллектива должен внимательно относиться к каждому участнику ансамбля/оркестра, знать его трудности и заботы, уметь добрым советом и конкретным делом помочь членам коллектива, быть им настоящим товарищем.
Преподаватель, обладающий такими качествами, привлекает к себе, является лидером, за которым в мир музыки и творчества поэтапно, шаг за шагом следуют ученики. Самореализация педагога, его творческо-исполнительская, методическая, педагогическая деятельность, наложат свой отпечаток на сознание учеников и помогут смоделировать собственную профессиональную компетенцию.
Заключение
Задача музыкальных школ состоит не только в подготовке учащихся к поступлению в профессиональные музыкальные заведения, но и в воспитании активных пропагандистов музыкально-эстетических знаний – участников художественной самодеятельности, в увеличении армии любителей музыки, грамотных слушателей наших концертных аудиторий, умением слушать и понимать музыку.
Коллективное музицирование является одной из форм общения, способствующей решению многих психологических проблем: застенчивость, неусидчивость, эгоизм, неуверенность, безответственность и т. д. Кроме того игра в оркестре и ансамбле объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах; у детей появляются ответственность за посещение репетиций, своевременное выучивание и правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность; вырабатывает коммуникативные умения, умение ценить работу партнера, понимание необходимости уважительного отношения к членам коллектива, взаимовыручки, взаимопонимания, без которых невозможно достижение поставленной цели, что, в конечном итоге способствует социальной адаптации личности ребенка в условиях положительного опыта дружеского и творческого общения со сверстниками, младшими и старшими товарищами и педагогами.
Таким образом, коллективные формы музицирования в ДШИ и ДМШ способствуют установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений; способны значительно повысить заинтересованность учащихся и имеют большое значение в плане общего музыкального развития, а также играют значительную роль в подготовке учащегося к дальнейшей профессиональной деятельности и личностного развития.
Литература:
1.Цыпина Г.М. «Психология музыкальной деятельности».
2.Шавкунов И. «Методика игры на синтезаторе».
3.Драгайцева О.В. Ансамблевое музицирование как фактор развивающего обучения. – М., 2005
4.Дронова О.Г. Роль ансамбля в учебно-воспитательной работе с учащимися sib- artforum.ru›2012_teacher_public/2012_ARTICLE/
5.Краснова Н.В. Методическая разработка по теме «Ансамблевое музицирование» nsportal.ru› 2013/04/17/
6.Лаптев И.Г. Детский оркестр в начальной школе: кн. Для учителя. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
7.Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика».