Дряхлицына Марина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ «СОШ № 2» г. Северодвинска
Коллективное творческое дело (6 – 11 классы)
«Он всем занимался с жаром и успехом»
(сцены из жизни М.В. Ломоносова)
Цель: показать личность М.В. Ломоносова, проанализировать причины популярности этого «золотого имени России» в наши дни.
Задачи:
1) формировать умение оценивать личность великого человека по его поступкам и взглядам;
2) развивать аналитические и артистические способности;
3) воспитывать нравственно-эстетические качества школьников.
Предварительная подготовка:
1) все классы - участники под руководством учителей литературы готовят сценки, позволяющие увидеть многогранность личности М.В. Ломоносова, его характер и поступки в разные периоды жизни;
2) выпускник школы, артист драматического театра, приглашен на роль М.В. Ломоносова.
Оборудование:
мультимедийное оборудование, презентация.
Ход коллективного творческого дела
Ведущий. 19 ноября 2011 года Россия отметила 300-летие со дня рождения человека, имя которого – М.В. Ломоносов. Он прославил наш Север, прославил Отечество. Ломоносов «всем занимался с жаром и с успехом».
Иногда закладывается в сознание престранная мысль: а был ли вообще Ломоносов?
Уж не создала ли его народная фантазия? Ведь все было словно из удивительной сказки:
- мужик и сын мужика ни дня не учился в обычной школе;
- крестьянский сын стал академиком, создал университет, науки заложил, о которых вчера еще слыхом не слыхивали;
- как свойственно волшебникам, полными пригоршнями сыпал новооткрытыми законами, догадками, прозрениями, будто они для него в готовом виде лежали;
- изобрел тьму невиданных до его времени приборов;
- одновременно он творил новую поэзию и стал первым русским поэтом;
- написал первую грамматику и исторические сочинения.
Но нет, мы точно знаем, что был такой человек: современники оставили его портрет, законы, открытые им, изучаем в разных науках, потомки его живы, в том числе и рядом с нами, в Северодвинске.
Попробуем представить Ломоносова, словно он стоит перед нами во весь свой высокий рост, коренастый и плотный. Его пальцы женственные и пухлые, но они к канатам и стройкам привыкшие были, он подковы гнул, паруса правил, обдирая ладони до крови. Это руки настоящего мастерового. Типичное русское лицо. Под париком же лысый был, а лоб огромный, как подобает мыслителю. На портретах Ломоносов изображен чаще всего в камзоле или в простой рабочей рубахе.
Судя по воспоминаниям, он отличался веселым нравом, говорил коротко и остроумно, не чурался острой шутки, временами был горяч и вспыльчив, крут по отношению к врагам, а с друзьями ласков. Душевность и красота сочетались в нем с мужеством, бесстрашием, обостренным чувством собственного достоинства. «За то терплю, что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство», - признавался Ломоносов. Увидеть просвещенную Россию было его мечтой.
Слайды 1, 2
(Звучит музыка. Входит Ломоносов.)
Ведущий. Ребята, вы, конечно, догадались: к нам пожаловал в гости сам Михаил Васильевич Ломоносов. Воспользуемся возможностью задать ему несколько вопросов.
- Что Вы считаете важным для школьников? («Остерегаться самохвальства, хвастовства, а более (паче) всего лганья, которое часто служит к закрытию злых дел».)
- Как Вы советуете отдыхать гимназистам? («В субботу после обеда … им должно ходить на танцы, однако же без принуждения, только тем, у кого есть к этому охота».)
- Как поступать с теми, кто обижает одноклассников? («Когда кто другого изобидит и за то наказан будет, а после снова тому же сделает обиду, показав знак неправедного мстительства, тот двойному наказанию подвержен».)
- Как учителя должны относиться к ученикам? («Учители с учениками не должны поступать ни гордо, ни фамилиарно. …учитель должен не только словами учение, но и поступками добрый пример показывать учащимся».)
- Какие надежды связываете Вы со школами и гимназиями? (Из них, «следует ожидать, выйдет просвещенное юношество: молодые люди должны приучаться там к правильному образу мышления и добрым нравам».)
- Спасибо, Михаил Васильевич!
Роль Ломоносова исполнил актер Северодвинского драматического театра Вадим Мизин, выпускник нашей школы. Слова Ломоносова взяты из «Проекта регламента академической гимназии» (24 марта – 27 мая 1758 года).
(Звучит та же музыка. Ломоносов уходит.)
Слайд 3
Ведущий. В.Г. Белинский, оценивая сделанное Ломоносовым, воскликнул: «Вся жизнь его была прекрасным подвигом, беспрерывной борьбою и беспрерывной победой. Голова ходит кругом от мысли, что было сделано в России Ломоносовым».
Очень хочется, чтобы каждый из нас постарался представить Ломоносова не только как великого ученого, но и как личность, как человека. Давайте попробуем это сделать сегодня, вспоминая известные и малоизвестные эпизоды из жизни человека, которого А.С. Пушкин назвал «первым русским университетом».
Слайды 4 – 7 (Холмогоры)
Ведущий. Верстах в восьмидесяти от Архангельска Северная Двина круто поворачивает к северу и разделяется на несколько рукавов и проток. Вода обнимает здесь девять больших и малых островов. Один из них – Куростров, он расположился прямо напротив Холмогор. Среди лесов и лугов широко и привольно раскинулось старинное село.
Здесь, в семье промысловика Василия Дорофеевича Ломоносова, в деревне Мишанинской Холмогорского уезда Архангельской губернии 8 (19) ноября 1711 года родился сын Михайло. С 10 лет ходил он с отцом в морские плавания, жадно интересовался всем, что видел вокруг, и все время тянулся к знаниям, к учебе.
Первая сценка. С детства Ломоносов стремился учиться (по книге О.М. Гурьян «Мальчик из Холмогор», с. 21 - 22).
Ведущий. Рано умерла мать Ломоносова, Елена Ивановна. Его отец, Василий Дорофеевич, женился еще дважды. Вторая мачеха то и дело корила пасынка, который всякую свободную минуту тянулся к книге. А у юноши Ломоносова только усиливалось желание учиться. Услышав, что собирается в Москву обоз, решил идти с ним в Москву. А тут как раз слух разнесся, что из Москвы в Холмогоры приехал учительствовать некий Иван Каргопольский. Михайло решил разыскать этого человека и узнать о столице.
Слайд 8
Вторая сценка. Юноша Ломоносов принимает решение уйти в Москву (по книге В.Н. Осокина «Российскою землей рожденный», с. 19 – 20).
Слайд 9 (Москва)
Ведущий. Всем известны примеры унижения, которое испытал Ломоносов в Москве, в Славяно – греко – латинской академии, оказавшись рядом с учениками младше его по возрасту.
«Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, болван в 20 лет пришел латыни учиться, - вспоминал Ломоносов. – Имея алтын в день жалования, нельзя иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочие – на бумагу, на обувь и на другие нужды. Таким образом я жил пять лет, но наук не оставил».
Слайды 10 - 11 (Петербург и Марбург)
Ведущий. В ноябре 1735 года в числе двенадцати лучших учеников отправили Михаила Ломоносова для продолжения образования в Петербургскую Академию наук. Здесь в течение восьми месяцев он учил немецкий, слушал курс экспериментальной физики, занимался теорией стихосложения и много читал. Жилось трудно. Тоже голод, от которого «учиться не можно». Но жажда знаний помогала преодолеть все препятствия. Весной 1736 года три лучших студента, в том числе Ломоносов, отправлены учиться в Германию. Здесь Ломоносов занимался горным делом, физикой и не переставал думать о родине.
В Германии Ломоносов встретил свою будущую жену, дочь вдовы пивовара Цильха Елизабет.
Третья сценка. Ломоносов в Марбурге знакомится с Лизой (по книге В.Н. Осокина «Российскою землей рожденный», с. 63 - 64).
Слайд 12 (Возвращение в Петербург)
Ведущий. Вернувшись в Петербург, Ломоносов с головой ушел в науку. Исключительную волю и упорство проявил он, добиваясь создания в России первой научной химической лаборатории. Он писал прошение за прошением, ему отказывали, он снова писал. Долго продолжалась борьба Ломоносова за осуществление заветной мечты. Он победил, проделав бесчисленное количество опытов, заложив прочные основы химии, физики, астрономии, он сумел открыть новые пути, освободить науку от многих заблуждений. Ломоносов получил диплом и звание профессора химии, написав две диссертации, опередив современные ему достижения этой науки на целое столетие.
Результатом его трудов явились мозаичные картины – портрет Петра I и «Полтавская баталия». В знак признания мозаичных работ автор был избран почетным членом Болонской Академии наук.
Ломоносов изобрел немало приборов, которые поразили ученых и через два столетия. В начале ХХ века в академических подвалах отыскали ящики с некоторыми приборами из лаборатории Ломоносова. Одна находка особенно заинтересовала, потому что позволяла решить один старый спор. Это были весы.
Слайд 13
Четвертая сценка. Весы Ломоносова (по книге Ю.Я. Фиалкова «Сделал все, что мог…», с. 87).
Слайд 14
Ведущий. Жена Елизавета Андреевна и дочь Елена во всем поддерживали Ломоносова. Правда, Елизавета Андреевна знала, что наука всегда оставалась ее «соперницей»: даже в молодости, в пору ухаживаний за ней, Ломоносов очень много времени отдавал опытам.
Представим, что мы заглянули на веранду дома Ломоносова в Петербурге. Летний вечер. Жена вяжет, а Леночка читает книгу отца.
Пятая сценка. Ломоносов в Петербурге. Увлеченность наукой. Разговор с женой (по книге Н.А. Равича «Повесть о великом поморе», с. 35 – 36).
Ведущий. Многим неугоден был Ломоносов даже в Академии наук. Почему? Его талантам завидовали. Лентяи и те, кто хотел поживиться за чужой счет, его побаивались. Методов борьбы не выбирали. Однажды на Ломоносова поступил донос, в котором его оклеветали и обвинили в оскорблении иностранных профессоров. Пока шло разбирательство, Ломоносов был посажен в арестантскую камеру – сырую подвальную комнатушку с ржавой решеткой на окне. Тюрьма, конечно, не в радость, да и холодно – зуб на зуб не попадал, но Ломоносов, растирая закоченевшие руки и ноги, писал научную статью «О тепле и стуже».
Особенно возмущало Ломоносова, когда он слышал от иностранцев: «Зачем русским крестьянам гимназия и университет? Для них достаточно религии и усердной службы своим господам». Ломоносов имел право сказать о себе: «Что же до меня надлежит, то я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук Российских бороться». Вы станете сейчас свидетелями спора Ломоносова с иностранными академиками.
Шестая сценка. Спор в Академии. Ломоносов отстаивает право россиян учиться (по книге Н.А. Равича «Повесть о великом поморе», с. 48 – 49).
Ведущий. Умел Ломоносов постоять за себя всегда. Физически сильный, он мог дать отпор любому. О решительности, смелости и незаурядной силе Михаила Васильевича рассказывают многие его современники.
Вот, например, что произошло в один из осенних вечеров, когда Ломоносов в одиночестве гулял по лесу на Васильевском острове в Петербурге.
Слайд 15
Седьмая сценка. Ломоносов на прогулке (по книге Ю.Я. Фиалкова «Сделал все, что мог…», с. 56 – 57).
Слайд 16
Ведущий. К сожалению, никогда больше не удалось Ломоносову побывать на родине, на севере, но часто в его доме гостили поморы. Они везли ему гостинцы – рыбу, ягоды, бывало, обращались за помощью и советом. Академик любил принимать земляков, усаживал их за большой вкусно накрытый стол и вел задушевные разговоры до глубокой ночи. Он живо интересовался делами своих сородичей и сразу замечал наиболее способных из них. Ломоносов обладал удивительной способностью чувствовать талантливых людей и никогда не оставлял их без своей помощи, а в особенности - земляков.
Ломоносов активно принял участие в воспитании и обучении своего племянника – Михаила Головина, впоследствии знаменитого математика, физика и астронома, почетного члена Академии наук. А вы сейчас увидите, как маленького Мишу Головина только отправляют в Петербург к знаменитому дяде.
Восьмая и девятая сценки. Мишу Головина собирают в Петербург к Ломоносову (Миша читает стихи М.В. Ломоносова, родители провожают Мишу в Петербург, по книге О.М. Гурьян «Мальчик из Холмогор», с. 18 - 19, 22 - 25).
Слайды 17, 18
Ведущий. В историю искусства вошло имя еще одного северянина. Федот Иванович Шубный, сын крестьянина из деревушки напротив Холмогор, 19 лет, подобно Ломоносову, пришел в Санкт – Петербург с обозом трески. Ломоносову удалось добиться его зачисления в Академию художеств под именем Федота Шубина. Предсказание одного из профессоров, что северянин станет величайшим русским скульптором, сбылось полностью. Вы увидите, как Федот Шубин, окончивший академический курс и вернувшийся из поездки на Урал и на Север, где изучал разные виды камня и их пригодность для работы, рассказывает Ломоносову о своих впечатлениях.
Десятая сценка. Шубин в гостях у Ломоносова (по книге Н.А. Равича «Повесть о великом поморе», с. 155 - 157).
Слайды 19, 20
Ломоносов поддерживал талантливых земляков. А нам можно гордиться великим земляком, сделавшим для Отечества «все, что мог». И сегодня нас восхищает, что «он всем занимался с жаром и успехом».
О родной северной земле поет фольклорный коллектив «Веночек».
Огромное спасибо всем исполнителям. Особые слова благодарности тем, кто выступал сегодня в роли Ломоносова. Слова признательности всем учителям литературы, которые вместе с ребятами подготовили выступления.
Литература
Ломоносов М.В. Избранная проза. М.: Советская Россия, 1980. 511 с.
Гурьян О.М. Мальчик из Холмогор. М.: Детская литература, 1981. 78 с.
Осокин В.Н. Российскою землей рожденный. М.: Русское слово, 2008. 111 с.
Равич Н.А. Повесть о великом поморе. М.: Детская литература, 1976. 173 с.
Фиалков Ю.Я. Сделал все, что мог… М.: Детская литература, 1971. 127 с.
6