Коллективно-творческая деятельность
«Песни созданные в годы Великой Отечественной войны»
(музыкально - литературная композиция для учащихся 2-9 классов школы)
учащихся детского объединения «Детские песни о главном»
ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» им. Г.А.Смолякова с. Большая Черниговка
(руководитель: учитель музыки М.А. Дубошина)
В 2015 году праздновалось 70-летие со Дня Победы советского народа над немецкими захватчиками. К юбилею победы проводилось много мероприятий: это встречи с ветеранами, классные часы, викторины, конкурсы стихотворений, рисунков, поделок о войне и многое другое. Наше объединение «Детские песни о главном» также принимало участие. Разрабатывая сценарий музыкально-литературной композиции «Песни созданные в годы Великой Отечественной войны», ребятам стало интересно, когда же люди, отдававшие все силы для победы, успевали еще сочинять и петь песни? И мы решили познакомиться с историей создания военных песен.
Актуальность: на мой взгляд, гражданин – это прежде всего человек неравнодушный, знающий, любящий свою Родину и ценящий культурное наследие своих предков. Я уверена, что без прошлого нет настоящего и будущего. Не помнить прошлого – это преступление по отношению к историческому и культурному наследию России. Ведь государство сильно не только своей военной и экономической мощью, но еще и уважением к достижениям наших предков, сохранением традиций и уникальных памятников старины, памятью о важных событиях и выдающихся личностях.
Не зная или забывая свою великую историю, мы можем утратить национальное достоинство, национальную самобытность. Тот, кто не ценит культуры своей страны, не может уважать великие достижения других народов. Я думаю, человек, воспитанный вне традиций собственной культуры, не имеет будущего, какую бы страну для проживания он ни выбрал. Такой не может быть патриотом своей Родины, он равнодушен к ее настоящему, его не заботит ее будущее.
Нынешнее поколение должно знать историю своего народа, чувствовать и беречь хрупкую связь времен. Иначе, я уверена, вся наша земля превратится в мираж, в призрак.
Нужно не призывать к патриотизму, а прививать его с детства, начиная с малого: любви к своей семье, месту рождения, дому. Ключом же к уважению, пониманию истинных ценностей, по моему мнению, является уроки музыки и музыкальные внеклассные мероприятия, на которых дети учат и исполняют патриотические произведения прошлых лет: «Взвейтесь кострами», «Гайдар шагает впереди», «Солнечный круг», «Учат в школе» и т. д.
Любовь к Родине не может появиться внезапно, потому что кто-то приказал. Это чувство растет и укрепляется в течение всей жизни человека. Истоки его в уважении, трепетном отношении к месту, где родился, вырос, к родному дому, людям, воспитавшим тебя.
Проблема: годы Великой Отечественной войны постепенно вычеркиваются из памяти людей, уходит в прошлое. Но ведь деды и прадеды боролись за свободу, равноправие. Уходят из жизни и песни, написанные в годы Великой Отечественной войны, помогавшие людям в борьбе за справедливость.
Цель данного мероприятия: - привить интерес к изучению истории Отечества, не забывать свою великую историю, не утратить национальное достоинство, национальную самобытность, ценить традиции собственной культуры, стать патриотом своей Родины, не быть равнодушным к ее прошлому, настоящему и будущему.
Задачи:
Формирование устойчивого интереса к музыкальному творчеству.
Формирования словаря эмоционального состояния для разговора о музыке.
Знакомство с творчеством композиторов и поэтов песенников писавших музыкальные произведения ВОВ.
Знакомство детей с историей создания песен созданных в годы Великой Отечественной войны.
Формирование в сознании учеников социально значимых патриотических ценностей, уважение к культурному и историческому прошлого России через музыкальные произведения.
Развивать профессиональное музыкальное творчество и исполнительство.
Продукт: исполнение музыкально-литературной композиции учащимся школы.
Ход мероприятия.
I. Оборудование: проектор, экран, музыкальный инструмент преподавателя или запись караоки (-), презентация истории создания песен.
II. Организационный момент: построение школьного хора на сцене, слушателей в зрительном зале. Приглашенные: учащиеся школы и ветераны Великой Отечественной войны.
III. Вступительное слово учителя: Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем. «Дерево сильно корнями,» - утверждает пословица. Наши корни - это наше прошлое, история и национальная культура. Без них дерево не может жить, они держат его в почве и питают… (рассказ для чего собрались, что услышат и что увидят).
IV. Выступление ведущих (учащихся):
Ученик 1. Каждую весну многие люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника – праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую не затронула бы война.
В Великую Отечественную войну гремели пушки, строчили пулеметы и автоматы, рвались фугасные бомбы, мины и гранаты... Вступали в бой танки самолеты, военные корабли... Это были действительно испепеленные войной годы. Но в это страшное время в блокадном Ленинграде звучали произведения Чайковского и Бетховена, состоялась премьера Седьмой «Героической» симфонии Шостаковича. На передовых позициях устраивались концерты, на фронт выезжали многие артисты. Для солдат играли отрывки из пьес, читали стихи и рассказы, исполняли танцы, показывали фокусы. Но особенно фронтовики любили слушать песни!
Ученик 2. Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровождала солдата.
Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою они вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники. Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.
Ученик 3. С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Сегодня я расскажу вам о некоторых военных песнях, об их судьбах. Казалось, какие еще песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А все как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали и в трудные минуты, и на привале в часы отдыха, их близким и родным вселяли надежду, что защитники вернутся живыми и невредимыми.
Песни военных лет... Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим: картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, это была бы музыкальная история Великой Отечественной войны.
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Эти слова из поэмы «Василий Тёркин» Александра Твардовского отвечали потребности в песне наших бойцов.
Воевал весь наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы.
Песня «Священная война».
Ученик 4. Это стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача на второй день после объявления войны прочитал по радио актер Малого театра. В тот же день оно было напечатано во многих газетах. Стихотворение каждый день звучало по радио и не могло не привлечь внимания композиторов. Музыку написал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Борис Александрович Александров. Эта песня ассоциируется у русского народа с призывным плакатом: «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЁТ».
Впервые песня исполнялась этим ансамблем на площади Белорусского вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. Затем она звучала вновь и вновь, став гимном, призывом. Ее увезли на фронт три бригады ансамбля, чтобы исполнять перед солдатами. Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках. Она прошла от стен Москвы через Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Германию до стен рейхстага. Песню знали. Знают и сейчас.
(Исполнение данной песни хором).
Песня «В землянке».
Ученик 5. Истории возникновения песен различны. Вот одна из них. Поэт Алексей Сурков, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где «до смерти четыре шага». После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его, и солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание. В начале 1942 года композитор Константин Листов написал мелодию к тексту. Так была создана песня «Землянка». Авторы песни Алексей Александрович Сурков и Константин Яковлевич Листов не мечтали о такой популярности. Хоть в ней и говорилось о белоснежных полях под Москвой, но все считали песню своей и пели ее по всему фронту – в окопах и на привалах, хором и под гармонь. В годы войны песню исполняли Леонид Утесов и Людмила Русланова – знаменитые певцы прошлых лет. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и любимых. (Исполнение данной песни хором).
Песня «Тёмная ночь»
Ученик 6. Не менее популярной среди фронтовиков была песня Никиты Богословского на стихи В. Агатова «Темная ночь». Обычно она звучала в часы отдыха: кто-то дремал, кто-то негромко заводил песню…
Если спросить любого участника войны, какое значение имела на фронте песня, он непременно ответит: самое важное! Когда однажды молодого бойца-танкиста, выбравшегося из окружения, спросили, как он мог один разгромить большую группу гитлеровцев, тот ответил, что он был не один, ведь ему помогали трое: танк, автомат и песня...
Лирическая песня пробуждала лучшее в человеке. Песня веселая, жизнерадостная поднимала настроение бойцу, не позволяла пасть духом, затосковать.
Песня грустная наводила на воспоминания о доме, особенно в конце войны, когда мысли о доме чаще посещали бойцов. И солдаты собирались домой в ожидании встреч с близкими и любимыми людьми, но дорога домой была так длинна... (Исполнение данной песни хором).
Песня «Катюша».
Ученик 7. Говоря о песнях военной тематики, нельзя не вспомнить одну из популярных песен – песню «Катюша», авторов Матвея Исааковича Блантера и Михаила Васильевича Исаковского. Эту песню знают и дедушки, и бабушки, и их внуки. Знаете её и вы.
Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви! Такие письма были необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша.
Эта песня написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность… «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни – все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Потому песня эта в дни войны стала столь популярной не только в нашей стране. Мелодия «Катюши» даже стала гимном итальянских партизан.
С песней о Катюше встал из окопа русский солдат с винтовкой в руках – и тут же упал, сраженный вражеской пулей. Но друзья солдата подхватили песню и понесли ее в атаку. Это было на Курской дуге.
Солдат же, не допевший песню, остался лежать, засыпанный землею от взрыва. Можно сделать вывод, что эта песня действительно о любви, которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой долг.
Ученик 8. Но не только в песне жила Катюша, ее именем народ ласково окрестил грозное оружие, наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейские минометы, которых панически боялись враги. И об этом была сложена песня
Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом,
Были слышны песенки «Катюши»
Под Москвой, за Курском и Орлом.
Дух солдат советских поднимала,
Пела марш победный, боевой
И врагов в могилу зарывала
Под великой Курскою дугой.
На фронтах она не унывала,
Песни пела громкие она,
Лишь тогда «Катюша» замолчала,
Как победой кончилась война!
М. Исаковский
Песня приобрела мировую известность. В Польше она известна как «Катерина», в Италии – «Дует ветер». В 1985 году в Москве проходил XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В честь «Катюши» было решено создать сувенир. Гостей нашей столицы, прибывших на фестиваль, встречала приветливая девочка с ласковым, знакомым всем, именем – Катюша. Как и олимпийский медвежонок, она стала известна всему миру, и всюду звучала в честь нее замечательная песня. (Исполнение данной песни хором).
Песня «День Победы».
Ученик 9. Всем известно, что фронтовики – народ не сентиментальный. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат мелодию и слова этой песни, никто не остается равнодушным. Нередко даже слезы наворачиваются на глаза.
Да. Это песня «День Победы», авторов Давида Тухманова и Владимира Харитонова. Впервые она прозвучала на праздновании 30-летия Победы. Полюбившаяся песня звучит везде и, конечно, тогда, когда собираются ветераны. Они считают её своей, фронтовой. Это самая высокая оценка работы авторов песни «День Победы».
Победа – это не только радость, но и скорбь. Сколько матерей плакало по сыновьям, сколько жен не дождалось мужей, павших на поле битвы за свободу и честь родной земли.
Невозможно забыть те великие бедствия, которые принесла война нашей стране и нашему народу. И мы всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.
Ученик 10. Семьдесят лет прошло после окончания войны. Все меньше остается в живых тех, кто «ковал» великую победу. В годы войны наша страна потеряла многих и многих своих сыновей и дочерей. Последующие поколения воздают должное мужеству, героизму и стойкости защитников отечества. Все это нашло отражение и в песнях о войне. Эти песни – свидетели тех героических лет («Священная война», «Эх, дороги», «Враги сожгли родную хату», «Севастопольский вальс», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «Березы», «Хотят ли русские войны?», «Журавли», «Алеша», «Бери шинель, пошли домой», «Смуглянка»). В годы войны наша страна потеряла многих сыновей и дочерей, которые могли бы жить, воспитывать своих внуков и правнуков.
От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой. (Исполнение данной песни хором).
Заключительное слово:
Ученик 11. Кризисы и потрясения – тяжелые уроки истории, но нам необходимо их усвоить, чтобы не повторить вновь. Мы должны всегда помнить о своем прошлом и гордиться им, каким бы оно ни было. Достижения наших предков вселяют надежду, что и наш собственный труд приведет Россию к долгожданному процветанию.
IV. Все песни после выступления ведущих исполняет сводный хор школы. Зрителям и слушателям предлагается исполнять понравившуюся песню вместе с хором.
В результате совместной проделанной работы, ребята познакомились с историей создания данных песен в результате поисковой деятельности, разучили данные песни с последующим исполнением, подготовили презентацию.
Этих песен так много и появляются каждый год новые. Это подтверждение того, что люди помнят о героях, об их подвигах, о славной победе.
А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.
Презентация



