МБОУ «Менчерепская средняя общеобразовательная школа»
Коллективно творческое дело
Из опыта работы классного руководителя
Дескат Лилия Михайловна –
учитель начальных классов
Коллективное творческое дело
Воспитательная технология, основанная на проведении и подготовке любого мероприятия по принципам:
- Коллективности (все решения принимаются и осуществляются совместно)
- Активного личностного участия (каждый имеет попробовать себя в каждом деле)
- Творческого подхода
Основная воспитательная задача – развитие личностных качеств.
Задачи КТД
- Повышение образовательного и культурного уровня детей, развитие самостоятельности, творческой активности, способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.
- Формирование ценностного отношения к окружающей среде, здоровью, природе.
- Приобретение полезных умений и навыков.
Особенности формирования взаимодействия учащихся в коллективе (И.П. Иванов)
Коллективное творческое дело
Совершается вместе учащихся и учителя
Практическая направленность,
забота
Каждый раз в новом варианте
Влияние КТД на всех участников воспитательного процесса
Структура КТД
- Коллективное целеполагание
- Коллективное планирование
- Коллективная подготовка
- Проведение дела
- Коллективный анализ по итогам (рефлексия)
Особенности КТД разных типов
№ п/п
Этапы проведения
1.
Коллективное целеполагание
Общественно-значимые КТД
2.
Личностно-ориентированные КТД
Социальные основания выбора дела
Коллективное планирование
3.
Коллективная подготовка
Дело как потенциал личностного развития
Акцент на групповой работе, обеспечение групповой динамики
Акцент на добровольность, инициативу каждого
Акцент на конструктивность групповой работы
Возможности для проявления личностных качеств участников, структура дела учитывает значимость самоопределения каждого в отношении ролей, поручений
4.
Проведение коллективно-творческого дела
5.
Участие групп, команд в общем действии как реализация умений, навыков взаимодействия, определяющих успех общего дела
Коллективный анализ
Возможности для проявления личностных качеств участников, структура дела учитывает значимость самоопределения каждого в отношении ролей, поручений
Основные вопросы обсуждения: «Как мы организовали дело? Как мы достигли успеха? Что нам помогло? Каков вклад каждого в общее дело?»
Вопросы для обсуждения акцентирует значимость дела для понимания, проявления, развития себя.
Содержание этапов:
Коллективное целеполагание
- диагностика уровня интересов, потребностей и возможностей учащихся;
- продумывание учителем воспитательных возможностей
- предстоящей деятельности;
- выдвижение, осознание и принятие ребятами общей цели совместной деятельности;
- гибкая позиция учителя как координатора личностных, групповых и коллективных интересов и носителя идей, ведущих к обсуждаемой цели.
Коллективное планирование
- разумность, реальность и четкость составляемого плана ;
- помимо плана подготовки необходимо разработать творческий сценарий ;
- богатая копилка идей, форм и приемов .
Коллективная подготовка
- определение оптимального времени подготовки дела;
- поддержка эмоционального настроя ребят на предстоящую совместную деятельность;
- определение степени помощи отряду в процессе подготовки дела;
- распределение творческих поручений должно выполняться ребятами добровольно, по желанию;
- координация взаимодействия микрогрупп и отдельных ребят при выполнении творческих поручений ;
- индивидуальная помощь воспитанникам в выборе вида и способа взаимодействия с одноклассниками во время подготовки КТД.
Коллективное проведение
- добровольность и заинтересованность участников;
- возможность выбора в самореализации ;
- сочетание подготовленных моментов и импровизационных ;
- деятельность на радость и пользу людям («работа-забота»);
- сотрудничество ребят друг с другом и с взрослыми;
- создание атмосферы «мажора».
Коллективный анализ
Разговор по кругу :
- Мне понравилось сегодняшнее дело, но…
- Мне оно не понравилось, но…
- Я бы изменил (добавил, убрал)…
- Кому мы принесли сегодня радость и пользу?
- Как я оцениваю свое участие?
- Что нового я получил сегодня? О чем узнал, чему научился?
- Кто сегодня сделал что-то хорошее для меня или для кого-то?
- Кому я сам принес радость и пользу?
- Кому бы я сказал спасибо и за что?
- Что я открыл сегодня в себе, в одноклассниках?
КТД познавательное
- Школьные олимпиады
- Районные олимпиады
- КВН по предметам
- Олимпиада Плюс
- Олимпиада «Русский с Пушкиным»
- Классные часы
- Конф
КТД патриотические
- Посещение школьного музея.
- Встречи со старшим поколением
- Акция «Доброе дело»
- День народного единства
- День Победы
- Конкурс стихов «Живая нить памяти»
- Конкурс военной техники (поделки)
КТД спортивные
- Шахматный турнир
- ГТО
- Осенний марафон
- Лапта
- Безопасное колесо
- В здоровом теле, здоровый дух
КТД художественно- эстетические
- Театральные подмостки
- Конкурс рисунков
- Создание выставок
- Выставки поделок
- Участие в сельских мероприятиях
- Сотрудничество с РДК
- Сотрудничество с сельской мобильной библиотекой
- Сотрудничество со СМИ
Экологические КТД
- Акция «Домик для птиц», «Столовая для пернатых»
- Конкурс сочинений «Мой любимый питомец»
- Расчистка родников.
- «Зеленый патруль» (посадка деревьев)
- Экологический десант
Анализ КТД
Последовательность :
- Первым дает анализ и оценку дела участник КТД.
- Затем – участники группы.
- Завершают анализ педагоги.
Примерные вопросы анализа :
- Что хорошего удалось?
- Как это меня лично продвинуло?
- Что получила творческая группа? Каковы основные результаты?
- Что мне следует изменить?
- Пожелания всем.
- Что делать дальше?
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ