СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коллективный способ обучения (КСО) в условиях перехода на ФГОС

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

   

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • модульное обучение;
  • коллективный способ обучения (КСО) и др.

                                                                           

Просмотр содержимого документа
«Коллективный способ обучения (КСО) в условиях перехода на ФГОС»

Коллективный способ обучения в условиях перехода на ФГОС

Эпиграф

«Общение в паре — это основная и первоначальная ячейка, простейшая и важнейшая форма взаимодействия человека с другими людьми, благодаря которой человек приобщается к знаниям и опыту других людей, а через них — к знаниям и опыту всего человечества». В.К. Дьяченко



В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в образовательном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • развивающее обучение;

  • проблемное обучение;

  • модульное обучение;

  • коллективный способ обучения (КСО) и др.

В научно-методической литературе выделяются следующие основные формы развития КСО:

  • КСО – «здоровьесохраняющая» технология;

  • КСО – интеллектуально развивающая технология;

  • КСО – технология педагогического процесса в контексте деятельностного подхода;

  • КСО – технология гуманного обучения;

  • КСО – технология демократического способа обучения по способностям;

  • КСО – технология самообучения и самоуправления;

Основоположниками этой теории коллективных средств обучения являются: Ривин А.Г. (1877-1944 г.) русский, советский педагог новатор, Дьяченко В.К., современный теоретик КСО, Мкртчян М. современный теоретик КСО. В 80-е годы «Учительская газета» широко освещала идеи и находки педагогов-новаторов. В рамках тематической страницы «Педагогика сотрудничества» была опубликована и статья В.К. Дьяченко и                      В.В. Архиповой «Коллективный способ обучения» (Учительская газета – №8 – 1987. – С. 22-28), где говорилось об основных идеях коллективного обучения и об опыте осуществления этих идей на практике. Статья М. Брейтермана  (Учительская газета – №1 – 1989. – С. 12-20) рассказывала о родоначальнике коллективного обучения А. Ривине и об опыте реализации его смелых педагогических идей в далекие 20-е годы. В последующие годы идеи и практика коллективного обучения интенсивно развивались и распространялись во многих регионах бывшего Советского Союза.

Принципы коллективных учебных занятий

«Каждый – цель; каждый – средство» – ведущий принцип коллективных учебных занятий. Это значит, что всё, что делается в учебной группе, должно делаться ради каждого и через каждого. По сути в этом принципе обобщены два принципа – индивидуализации обучения и всеобщего сотрудничества.

Первый принцип – индивидуализации обучения – требует, чтобы учебный процесс был построен на основе учёта индивидуальных особенностей каждого обучающегося: его опыта, интересов и возможностей, заказа родителей. Обязательное условие: разные ученики должны иметь возможность решать одно и то же содержание, одну и ту же дидактическую задачу разными способами. Как следствие этого принципа – появление разных учебных последовательностей в рамках общего содержания.

Принцип всеобщего сотрудничества означает, что каждый учащийся реализует свою программу за счет разных взаимодействий и в разных кооперациях с остальными участниками учебного процесса, позволяя другим за счет себя решать свои цели. Это не пожелание, а технологическое требование: успешное и плодотворное взаимодействие одного обучающегося с другими должно быть обеспечено организационно. Сотрудничество появляется тогда, когда в учебной группе сознательно выделяются разные позиции (обучающий, обучающийся, координирующий и др.), осваиваемое содержание распределяется между разными школьниками и педагогами. Так обеспечивается реализация индивидуальных маршрутов, возникает возможность осваивать учебный материал своими темпами и способами. Временные кооперации учащихся – это организационно выделенные места, где интересы разных партнеров сходятся.

Принцип «каждый – цель; каждый – средство» применим и для проектирования, проведения коллективных занятий, и для их анализа.



Доминирующей целью внедрения в образовательный процесс коллективных способов обучения, по мнению В.В. Архиповой,  становится развитие личности в целом, её индивидуальности. Новое видение личностной ориентации заключается в том, что отбор содержания и построение учебного процесса не столько направлены на личность, сколько идут от личности, от её опыта, запросов, склонностей, способностей, потребностей в саморазвитии.

Субъекты образовательного процесса руководствуются при погружении следующими установками: на первый план выдвигается индивидуализация темпов и приемов обучения, педагогизация деятельности каждого участника занятий, культура общения друг с другом, правильная дозировка времени при изучении каждого блока. Каждый учащийся по всем предметам работает по индивидуальному плану.

При использовании коллективных способов обучения на уроках Г.К. Селевко выделяет  следующую систему работы: обучающийся слушает объяснение теории, учит самостоятельно по опорному конспекту, сдает теоретический зачет или впереди идущему товарищу, или учителю, передает знания следующему, приступает к выполнению практической части вопросника (упражнения, развития речи, слова для запоминания и.т.д.), выполняет контрольную работу (диктант, зачет, тест).

Одна из важнейших задач – придание позиции обучающегося в учебном процессе статуса субъекта познания, формирование ценностных ориентаций: обучение для него приобретает личностный смысл;      

  • обучающийся сам определяет цели своего учения (содержание, уровень);       

  • каждый обучающийся обладает свободой выбора и возможностью принимать собственные решения в области вариативного содержания, форм учения, самообразования, темпа, сотрудничества и взаимопомощи, передвижения по классу и  так далее;                

  • каждый обучающийся имеет возможность реализовывать в учебном процессе потребность в творческой деятельности, то есть поощряются собственные оригинальные решения, идеи, оформление и т.д.   

  • каждый обучающийся имеет возможность сам оценить свои учебные достижения, высказать любое собственное оценочное суждение;           

  • ответственность за результаты учения и за любую другую учебную деятельность обучающийся берёт на себя;

  • обучающийся осознаёт свои пробелы и достижения и сам принимает решения и программу самосовершенствования.

В.В. Гузеев в своем научном труде акцентирует внимание на роль учителя при использовании на уроках коллективных способов обучения. Исследователь выделяет, что существенно меняется роль учителя в учебном процессе: его главная задача теперь – обеспечить условия для оптимального удовлетворения вышеназванных запросов обучающихся и помогать становлению их личности.

  • учитель становится организатором отношений и взаимоотношений в учебном процессе

  • осуществляет мотивационное управление учением школьников;      

  • создаёт ситуацию успеха, оказывает помощь и поддержку;    

  • демонстрирует полное доверие ребёнку, веру в его возможности;                    

  • откровенно высказывает собственную позицию.

Обучающиеся, акцентирует в своем научном труде В.В. Гузеев, самостоятельно, под руководством учителя, индивидуально создают конспекты, реализуя свой уровень. Проводятся самостоятельные работы, в которых предлагаются задания базового уровня и повышенного уровня. Они  решают задания обоих уровней в парах сменного состава. Затем сдаются конспекты и далее выполняются задания избранного уровня (задания из учебника или, если они сделаны, то  индивидуальные, даваемые учителем). Если встречаются трудности, ребята не бегут к учителю, они ищут ответы сами, умеют пользоваться учебником, справочником. Дети знают, чего они хотят и чего они могут добиться.

В.В. Архипова в научном труде отмечает, что домашние задания непрерывны, каждый выполняет свою норму, которую определяет себе сам. Каждый может взять индивидуальное задание по теме, чтобы научиться решать задачи на желательном для себя уровне. Перед контрольной работой проводится урок-зачёт: классический тест, компьютерное тестирование, программированный контроль.

Таким образом, анализируя труды вышеуказанных теоретиков и практиков, следует подчеркнуть, что при внедрении коллективных средств обучения в образовательный процесс меняется деятельность обучающихся и деятельность педагога. На коллективных занятиях каждый обучающийся становится учителем. Конечно, это происходит не мгновенно, но происходит обязательно, как только они начинают работать в парах сменного состава. Все обучают всех. При групповом способе обучения учитель все делал сам, при коллективном - все делает коллектив.

Каждый обучающийся вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи.

В процессе обучения происходит усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. В результате обучающийся после окончания школы готов продолжить свое образование самостоятельно, имеет навыки систематически и интенсивно заниматься самообразованием.

Подобная организация образовательной деятельности на основе коллективных способов обучения дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, и, главное, развитие самостоятельности, уверенности в обучающихся, трудолюбия, умений, что не может дать ни одна существующая система обучения.

         Коллективные способы обучения как педагогический феномен в условиях введения ФГОС

Коллективный способ обучения не может быть принят сразу. Для целенаправленного осуществления на практике перехода к КСО в условиях внедрения ФГОС  выделяются промежуточные этапы переходного периода: использование различных приёмов работы в парах, организация коллективных занятий по отдельным предметам в рамках класса. Специфика коллективного способа обучения состоит в соблюдении следующих принципов:

  • наличие сменных пар учащихся;

  • взаимообучение;

  • взаимоконтроль;

  • взаимоуправление.

Особенность состоит в том, что коллективный способ обучения позволяет: во-первых, объединять различные технологии обучения, во-вторых, через взаимодействие и сотрудничество активно воздействовать на формирование познавательного интереса учащихся.

В основе коллективных способов обучения лежат определённые дидактические принципы:

  • принцип завершенности обучения: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;

  • дифференциации: каждый из обучаемых может работать согласно своим способностям и возможностям;

  • всеобщего сотрудничества и взаимопомощи: любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;

  • разноуровневости: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;

  • разнообразия заданий: с одной стороны, предлагается большее разнообразие заданий в рамках темы; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;

  • педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, и этому необходимо учиться в самом процессе обучения;

  • непрерывности и безотлагательности: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.

Преимущества КСО в результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

  • в процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

  • каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;

  • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

  • обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение;

  • работа в парах способствует успешному формированию коммуникативных навыков.

Таблица 1 Организационная структура учебного процесса и стадии её развития

Вид общения

Организационная форма обучения

Способ обучения

 

1. Общение в паре (два человека)

Индивидуально-парная (один учит другого)

Индивидуальный (парно-индивидуальный) способ обучения (ИСО) — до ХVI-ХVII вв.

 

2. Общение в парах сменного состава (диалогические сочетания)

Коллективная (каждый учит каждого)

Коллективный способ обучения (КСО); включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную

 

КСО идеально подходит для работы в классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ученика. Развитие интереса и познавательной активности обучающихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой подачи материала. Соответствие объема и темпа подачи материала индивидуальным особенностям обучающихся создает чувство успешной деятельности у каждого субъекта.

Основная модель построения образовательного процесса с использованием коллективных способов обучения: педагоги и обучающийся должны сотрудничать.



Работа преподавателя, внедряющего технологию коллективного обучения в практику преподавания своего предмета может строиться следующим образом. 1. Подготовка учебного материала. − Разработать технологическую капсулу изучения темы; − Расчленить учебный материал (текст, § ) на смысловые единицы, абзацы; − Разработать целевые задания (карточки) — обучающие, развивающие, контрольные, в том числе и домашние;

2. Организация работы учащихся. Подготовка их к отработке необходимых учебных умений: − Умения слушать партнера и слышать, что он говорит; − Умения работать в шумовой среде; − Умения ориентироваться в пространстве класса, передвигаться от пары к паре, ориентироваться с помощью цветовых сигналов и маршрутных листов;

− Умения переводить слова в образ и образ в слова (понимать и объяснять, находить общий язык); − Умения находить необходимую информацию; − Умения соблюдать правила игры, т. к. здесь часто используется игровая ситуация.

  1. Знакомство обучающихся с технологической капсулой темы

Технологическая капсула темы (на 10 часов) может включать следующие виды деятельности на уроках: 1 пара (2ч.) — вводная лекция; 2 пара (2ч.) — отработка материала, текста по методикам КСО; 3 пара (2ч.) — отработка темы по карточкам; 4 пара (2ч) — практическое занятие по методикам КСО; 5 пара (2ч.) — тематический контроль.

  1. Ход учебного занятия в технологии КСО опирается на основной алгоритм, который следует отработать и освоить с учащимися на первых этапах введения этой технологии:

− Прочитай текст и подели его на смысловые абзацы; − Найди первого партнера; − Проработайте вместе первый абзац твоего текста: − О чем этот абзац? − О каких явлениях, фактах, событиях идет речь в этом абзаце (ключевые слова)? − Какова основная мысль абзаца (определяется по ключевым словам)? − Как связана основная мысль с предыдущим абзацем? О чем будет идти речь далее? − Выдели и выпиши основные понятия (незнакомые слова и словосочетания) в свою тетрадь; − Перескажи текст данного абзаца партнеру; − Ответь на вопросы партнера; − Подумайте над заголовком данного абзаца, который станет опорным сигналом при дальнейшем пересказе текста, запишите его в тетради; − Прочитайте второй абзац текста; − Выпишите новые слова; − Выслушай пересказ партнером первого и второго абзацев; − Задай вопросы партнеру по первому и второму абзацу; − Подумайте и запишите заголовок второго абзаца; − Поблагодарите друг друга за работу. Этот ключевой алгоритм лежит в основе разнообразных методик технологии КСО. Обучающиеся могут работать с текстом одного параграфа или с разными текстами — у каждого партнера свой текст, или с карточками — заданиями, могут меняться партнерами после каждого задания, работая по способу «лабиринт» или работать вместе над несколькими заданиями подряд; пересказывающий текст ученик может играть роль «ученика», т. е. получать отметку от «учителя», отвечать на его вопросы, или играть роль «учителя», т. е. объяснять материал и задавать вопросы, чтобы откорректировать знания партнера, поставить ему отметку.

  1. Посадка детей в технологии КСО имеет большое значение.

Лекция, объяснение — посадка рядами;

Семинар, диспут — круговая посадка;

Групповая работа — посадка по 4 или по 6 человек;

Защита проектов — посадка в два ряда напротив друг друга.

При разработке карточек-заданий следует придерживаться цветовых сигналов:

1 уровень — репродуктивные задания на воспроизведение материала имеют желтый цветовой сигнал;

2 уровень — задания конструктивного типа на объяснение, установление причинно-следственных связей, сравнение, выведение закономерностей имеют синий цветовой сигнал;

3 уровень — творческие задания на создание собственных проектов, моделей, написание сочинений, рецензий имеют зеленый цветовой сигнал (что можно рассматривать как сумму желтого и синего). Контрольные карточки имеют красный цвет.

Методика использования разноуровневых заданий определяется учителем в зависимости от типа урока, уровня сложности материала, программных требований, вида деятельности и уровня развития учащихся. Так, на уроке изучения нового материала все должны освоить задания репродуктивного уровня. На уроках отработки материала, закрепления и обобщения учащиеся постепенно продвигаются по сложности заданий: желтые — синие — зеленые, могут сами выбирать уровень заданий, с которого начинать. При отработке материала в парах, желательно, чтобы задания у обоих партнеров были «одного цвета». В контрольную карточку по итогам прохождения всей темы включаются задания всех уровней.

Учет знаний при работе по технологии КСО ведется на специальных оценочных листах, которые имеются у каждого ученика, в каждой малой группе или один на весь класс — в зависимости от использующейся методики.

Приемы и методы технологии КСО

− взаимные диктанты в парах сменного состава;

− разучивание стихотворений;

− работа в парах сменного состава по карточкам;

− методика М. Г. Булановской; −

взаимообмен заданиями (ВОЗ); −

методика работы по вопросникам; − методика Ривина А. Г.;

− сотрудничество учащихся «по вертикали»;

− педагогика сотрудничества и «погружение».

Каждая группа методик для сменных пар требует определенных навыков и умений как у учащихся, так и учителей. Эти умения сначала вырабатываются в постоянных парах, и только после этого класс переводится на работу в парах сменного состава. При работе в парах партнеры все время говорят, в классе шумно. Работа в шуме непривычна. Потому задача учителя на первых порах: научиться слушать и слышать несколько пар, направлять работу отдельных учеников и управлять процессом в целом. У учащихся иные задачи: учиться работать в шуме, регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер его хорошо слышал, а другим ученикам голос не мешал; слушать товарища и слышать его; учиться сидеть так, чтобы было удобно общаться друг с другом. У учащихся вырабатываются навыки социального и делового общения, происходит усвоение изучаемого материала, формируются педагогические умения и навыки. Обучение в парах сменного состава значительно обогащает каждого участника.

Техника организации групповой работы в четверках — «Междусобойчик»

Этап

Содержание деятельности

1. Индивидуальная работа

Педагог предлагает задание (достаточно большое по объему): изучить и составить конспект 3–4 параграфов учебника; продумать вопросы к дискуссии по актуальной теме и т. д. На подготовку и выполнение данного задания дается 15–20 минут. Важно, чтобы к концу контрольного времени каждый член группы имел свой вариант выполненного задания.

2. Работа в парах (горизонтальные связи)


Предположим, что каждый член группы имеет условное обозначение: четыре человека — четыре буквенных знака: А, Б, В, Г. На втором этапе каждый участник выбирает себе партнера: напр., А-Г, В-Б. Задание по содержанию остается прежним. Но цель данного этапа заключается в нахождении общего решения между групповыми парами. Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение двух участников. Время — 10 мин.

3. Работа в парах (вертикальные связи)


В четверках снова меняются пары. Содержание прежнее. Представители предыдущих пар сообщают новым партнерам свой путь решения и вновь ищут возможность обновления проблемы. Время — 10 мин. Таким образом, каждый участник группы имеет возможность выслушать чужое мнение, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать найденное решение.

4. Принятие группового решения

Каждая четверка собирается вместе. Поскольку все члены уже осведомлены о возможных способах решения, цель данного этапа заключается в выработке общих положений, при этом большое внимание уделяется не только содержательной части, но и форме ее исполнения (группы могут предложить решение в виде конспекта, рисунка, схемы, стихов…). Время на поиск — 10 мин.

Техника «Мозаика»

Работа осуществляется в четыре этапа (продолжительность каждого этапа от 10 до 20 мин). Участники делятся на тройки или четверки по карточкам с буквенными индексами (А, В, С) или (А, В, С, Д), которые заранее подготовлены и разложены на каждом столе.

1 этап. Внутри круга. Название говорит само за себя: прежде всего проблема решается внутри микрогруппы из 3–4 человек. Преподаватель предлагает задание: например, составить проблемный тезаурус какой-либо темы, определить характерные черты изучаемого явления или события и т д. В итоге каждый участник микрогруппы должен иметь листок с согласованным в микрогруппе решением.

2 этап. В людях. Вновь название подсказывает дальнейшие действия. Первоначальные группы временно распадаются, но появляются новые, сформированные по принципу ‘’буквенного единства’’: А-А; В-В и т. д. Каждый из участников новой группы привносит свой путь решения проблемы и знакомится с вариантами других групп. Выбирается общее или лучшее решение.

3 этап. Следующий этап по форме практически повторяет предыдущий: работа ведется в парах буквенного единства», но уже с новыми партнерами. Таким образом, к концу третьего этапа каждый участник имеет многовариантный конспект решений проблемы.



4 этап. Поиск нового решения. Восстанавливаются и объединяются первоначальные группы. Но участники приходят с обогащенным видением проблемы и пониманием многозначности ее решений. В таком совместном поиске находится более объективное решение по сравнению с работой одной изолированной группы. При таком взаимодействии решение каждой отдельной группы оказывается приближенным к единому решению всего коллектива.

Данная техника позволяет преподавателю показать вариативность, полифоничность решаемых задач. При этом необходимо обратить внимание участников на то, что здесь не может быть «неправильных» или «правильных»

решений. В каждом из предложенных вариантов обязательно содержится рациональное зерно — нужно только уметь его вырастить .

Литература

1. Ефимова Э. Л. Технология коллективного взаимодействия как способ развития самостоятельности и коммуникативных умений обучающихся [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 52-60.

2. Мкртчян М.А. Концепция коллективных учебных занятий // Школьные технологии. – 2011. – № 2. – С. 65-72.

3. Софронова Л. А. Коллективные способы обучения в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов