Сценарий урока музыки в 5 классе по теме «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»
по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской «Музыка. 5 класс» III четверть.
Для проведения данного урока необходимы следующие наглядные пособия и технические средства обучения: ПК, проектор, экран, презентация, синтезатор, металлофон, треугольник, по 2 карточки с таблицами на каждого ученика, таблички со словами РИТМИЧНОСТЬ, ЗВОН, МОЩНОСТЬ, ТОРЖЕСТВЕННОСТЬ, ПЕВУЧЕСТЬ.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Организационно – мотивационный Обозначение темы проблема | Здравствуйте, садитесь. Ребята, давайте улыбнемся друг другу, чтобы приободриться и получить удовольствие от музыки, которую сегодня услышим на уроке. (приглашаются дети для исполнения песни «Колокола» сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова) | Исполнение песни «Колокола» исполняет ансамбль девочек. | Коммуникативные УУД: Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности |
Спасибо, девочки, ваше чудесное исполнение создало особое настроение у слушателей. Ребята, вы уже поняли, какая музыка будет звучать сегодня? Да, но в рамках нашей четвертной темы «Музыка и изобразительное искусство», тема урока звучит: «Колокольность в музыке и изо». (запишите в тетради) | Колокольный звон. Запись в тетради. | |
Еще с начальной школы мы с вами знаем, что такое колокол. Это? Из каких частей он состоит? Правильно, молодцы. А что такое «колокольность» и как оно может проявиться в музыке и ИЗО? | колокол - это ударный музыкальный инструмент. уши, голова, талия, язык. Предположения детей | Регулят. УУД: Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения |
Операционально-обучающий Работа с текстом Работа с наглядностью | Да, непростой вопрос, но мы попробуем разобраться. Понять слово «колокольность» нам помогут стихи о колоколах. Найдите в них слова, которые характеризуют звучание колоколов СТИХИ (читаются под звуки колокольного звона). Колокол дремавший разбудил поля, улыбнулась солнцу сонная земля. Понеслись удары к синим небесам Звонко раздается голос по лесам. **** С. Есенин (см. в Приложение) Как вывод на доску помещаются слова, характеризующие колокольное звучание: РИТМИЧНОСТЬ, ЗВОН, МОЩНОСТЬ, ТОРЖЕСТВЕННОСТЬ, ПЕВУЧЕСТЬ. – да, именно эти свойства колокольного звона можно назвать «колокольностью» и именно их должна изобразить музыка своими средствами выразительности. А что должен изобразить художник на картине, если мы говорим о колокольности? Просмотр картины И. Левитана «Вечерний звон». | Ребята определяют слова, которые характеризуют звучание колокола. Колокола, природу, русские дали, небо, храм… | Познават. УУД: Находить в тексте требуемую информацию; Умение определять понятия, создавать обобщения, |
| Давайте посмотрим на картину художника А. Васнецова «Расцвет Кремля» и послушаем фрагмент вступления к опере «Хованщина» «Рассвет на Москва-реке» М. Мусоргского. Ребята, какими средствами выразительности удалось передать колокольный звон в музыке и в живописи? Правильно, с помощью тембров музыкальных инструментов, с помощью четкого ритма, громкой динамики, певучестью скрипок мы поняли, что Мусоргский хотел изобразить именно колокольный звон. И это созвучно с изображением на картине! У вас на парте лежит карточка желтого цвета, на которой в таблице записаны названия произведений, авторы. вам необходимо заполнить третью колонку «Выразительные средства». т.е. с помощью чего композитору удается изобразить колокольное звучание. (см. Приложение) | слушание мы слышали удары, звуки медных духовых инструментов, а на картине изображены храмы, панорама Кремля, небо… Записывают: громкая динамика, медные духовые, удары литавров | Коммуникат. УУД: Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей; Познават УУД: анализировать, обобщать музыковедческую информацию |
| Еще об одном свойстве колокола рассказывают нам легенды, одна из них о колоколе древнейшего храма России – Собора Святой Софии в Новгороде расскажет ученик _____________(см. Приложение) Ребята, о каком легендарном свойстве колокола идет речь? | Слушают легенду. (колокол вещает, несет весть) | Познават УУД: Резюмировать главную идею текста |
Работа в парах | Да, колокол всегда о чем-то возвещает. О чем, нам подскажут виды звонов. их очень много, мы послушаем лишь три. А вы, ребята, возьмите карточку белого цвета и заполните ее после прослушивания, работая в паре. Примеры звонов. (звучат, определить звон по карточкам, на которых описаны звоны и продублированы на слайде). Затем эти карточки оставить себе и вклеить в тетрадь.(см. Приложение) Итак, НАБАТ, БЛАГОВЕСТ, ТРЕЗВОН. О чем они возвещают? | Слушают, самостоятельно определяют, записывают в карточку, затем проверяем. Зачитывают правильные ответы по карточке. | Коммуникат. УУД: Определять свои действия и действия партнера Познават УУД: Объединять явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать |
Физкультминутка. Трезвон | Итак, колокола своим звоном несут нам весть. Особенно радостные вести мы слышим в праздник Пасхи. На первой неделе после Пасхи открыты все колокольни, и каждый, особенно ребенок, может подняться туда и звонить в колокола. Мы тоже попробуем «звонить во все колокола» т.е. хлопать в ладоши ритмический рисунок и передать трезвон. | (имитация колокольного звона через передачу ритмического рисунка хлопками по рядам) | Коммуникат. УУД: Играть определенную роль в совместной деятельности Регулят УУД: регуляция эмоционального и психологического состояния. |
Слушание музыки | Молодцы. Радостный и торжественный трезвон передал в своей музыке Сергей Рахманинов. Когда он был маленький, бабушка приводила его в новгородский Софийский собор, и он слышал звучание новгородских колоколов. затем, будучи уже композитором он сочинил Сюиту для двух фортепиано, где воплотил свои впечатления от колокольного звона в музыке, в части «Светлый праздник». ??? Вы услышали ритмический рисунок? Он повторялся? А ритмы всех колоколов были одинаковые? А какие регистры соответствовали звону разных колоколов? Ребята, какой звучал инструмент? Рахманинов задействовал все три регистра, чтобы показать размеры колоколов; четкий ритм и повторение мелодических линий, громкая динамика – вот эти выразительные средства, которые подчеркивают колокольность звучания в произведении. | Слушание музыки и просмотр картин с Новгородским собором. Обратить внимание на регистры и ритмический рисунок. Отвечают на вопросы Фортепиано. Заполняют карточки. | Познават. УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки |
Исполнение на музыкальных инструментах | Ребята, есть музыкальные инструменты, которые своим звучанием уже напоминают колокольный звон. Это колокола симфонического оркестра, металлофоны, треугольники и др. Советский композитор Валерий Кикта использовал подобные инструменты в симфонии «Фрески Софии Киевской». Композитор сочинил ее под впечатлением от красоты и величия собора Святой Софии в Киеве – главного православного храма Древней Руси, возведенного по велению русского князя Ярослава Мудрого в начале 11 века. В этой симфонии 9 частей, одна из которых называется «Орнамент». Что такое орнамент? Это произведение помогут мне исполнить учащиеся ____________ («Орнамент» В. Кикта. Исполн. Учитель на синтезаторе и учащиеся на метавллофоне и треугольнике) Ваша задача внимательно послушать и определить, что особенного в этой музыке, почему она получила такое название. Правильно, но в исполнении симфонического оркестра вы услышите настоящую арфу, звуки симфонических колоколов и других инструментов, которые изображают многоцветие и сложность красочного орнамента. Колокола тоже очень красивы, на них есть сложные орнаменты, это можно сравнить с ритмическим орнаментом колокольного звучания. Домашним заданием у вас было нарисовать колокола с орнаментами. Посмотрим выставку ваших рисунков под музыку Валерия Кикты «Орнаменты» в исполнении симфонического оркестра. | Это рисунок, состоящий из повторяющихся узоров. Слушание. (В этом произведении повторяется одна мелодия у разных инструментов, затем звучит во всем оркестре. Также здесь звучит металлофон, треугольник, они похожи на звучание колоколов, а на синтезаторе звучит арфа) Просмотр рисунков. | Познават. УУД: Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство Умение определять понятия, создавать обобщения Выражать свое отношение к явлению, предмету через рисунки |
Рефлексивный Хоровое исполнение | Удивительные рисунки, молодцы, ребята! Давайте подытожим наш урок, как вы поняли, что такое колокольность в музыке? В каких музыкальных произведениях особенно ярко изображается колокольность? ( «Рассвет на Москва-реке» М. Мусоргского из оперы «Хованщина», «Светлый праздник» С. Рахманинова из Сюиты для двух фортепиано, «Орнамент» В. Кикты из симфонии «Фрески Софии Киевской»). Правильно! Ребята, постарайтесь передать торжественность и душевность, певучесть и ритмичность в песне «Дети России», в которой детские голоса возвещают о радости, мире, мечтах и высоких целях. Дом. задание: В Великом Новгороде рядом с Софийским собором находится памятник, посвященный тысячелетию России. Пользуясь интернетом, познакомьтесь с памятником, почитайте о нем и определите, как отражается колокольность в этой скульптуре и какое муз. произведение, из прозвучавших на нашем уроке, могло бы сопровождать ваш рассказ об этом памятнике. До новых встреч, пусть этот день несет для вас только благие вести! | Это имитация колокольного звона (ритмичность, торжественность, певучесть, мощь) в музыке с помощью выразительных средств: мелодии, ритма, динамики, тембров музыкальных инструментов. | Познават. УУД: Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; Личн. УУД: формирование основ гражданской идентичности; Коммуникат УУД: Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ |
табл. 1
Заполнить третий столбец «Музыкальные средства выразительности». Предметные планируемые результаты: анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.
табл. 2
Учитель сообщает, какой сейчас прозвучит звон, ребята слушают и определяют, предварительно посовещавшись в парах, какой звон и какую весть несет. Предметные планируемые результаты: определять характерные особенности музыкального языка (в частности – ритм).
благовест – редкие одиночные удары в большой колокол.
трезвон - несколько одновременно звонящих колоколов.
набат – непрерывные, частые удары в большой колокол.
Колокола, сыгравшие определенную роль в русской истории, служили народу благодатной пищей для немалого количества красивых легенд. Таковой явилась легенда о вечевом колоколе Великого Новгорода и о валдайских колокольчиках.
В 1478 году, желая лишить Новгород самостоятельности и стремясь присоединить его огромные владения к Москве, Иван III с войском подошел к Господину Великому Новгороду и осадил его.
Завладев городом, Иван III приказал снять со звонницы Софийского собора вечевой новгородский колокол и отправить в Москву, чтобы звучал в один голос со всеми русскими колоколами и не возвещал бы больше о вольнице.
Но до Москвы колокол так и не добрался. На одном из крутых склонов валдайских гор сани, на которых перевозили пленный колокол, опрокинулись, испуганные кони понесли. Огромный колокол сорвался с воза и, упав в глубокий овраг, разбился вдребезги. Местные кузнецы бережно собрали обломки вечевого колокола и из них отлили свои первые валдайские колокольчики, которые с тех пор, возвещают славу новгородской вольницы по всему свету.