СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Колокольность в музыке и ИЗО"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 5 классе по теме «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. «Музыка» . Урок разработан для проведения в общеобразовательном классе с разным уровнем подготовки.

Просмотр содержимого документа
«Суетина_Е._сценарий урока»

Сценарий урока музыки в 5 классе по теме «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»

по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской «Музыка. 5 класс» III четверть.

Учитель Суетина Елена Ивановна

Для проведения данного урока необходимы следующие наглядные пособия и технические средства обучения: ПК, проектор, экран, презентация, синтезатор, металлофон, треугольник, по 2 карточки с таблицами на каждого ученика, таблички со словами РИТМИЧНОСТЬ, ЗВОН, МОЩНОСТЬ, ТОРЖЕСТВЕННОСТЬ, ПЕВУЧЕСТЬ.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Планируемые результаты:

  • личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре; готовность и способность обучающихся к творческому самовыражению.

  • метапредметные: отработка навыков смыслового чтения, умения анализировать полученную информацию; вербализировать эмоциональное впечатление; делать выводы

  • предметные: определять, что такое колокольность в музыке; анализировать средства музыкальной выразительности; называть композиторов и их произведения, в которых используется колокольность; находить взаимосвязь между музыкой и изо; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационно – мотивационный




Обозначение темы









проблема

Здравствуйте, садитесь.

Ребята, давайте улыбнемся друг другу, чтобы приободриться и получить удовольствие от музыки, которую сегодня услышим на уроке.

(приглашаются дети для исполнения песни «Колокола» сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова)



Исполнение песни «Колокола» исполняет ансамбль девочек.

Коммуникативные УУД:

Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности


Спасибо, девочки, ваше чудесное исполнение создало особое настроение у слушателей.

Ребята, вы уже поняли, какая музыка будет звучать сегодня?


Да, но в рамках нашей четвертной темы «Музыка и изобразительное искусство», тема урока звучит: «Колокольность в музыке и изо». (запишите в тетради)



Колокольный звон.



Запись в тетради.


Еще с начальной школы мы с вами знаем, что такое колокол. Это?




Из каких частей он состоит?



Правильно, молодцы. А что такое «колокольность» и как оно может проявиться в музыке и ИЗО?

колокол - это ударный музыкальный инструмент.


уши, голова, талия, язык.

Предположения детей


Регулят. УУД:


Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения


Операционально-обучающий


Работа с текстом















Работа с

наглядностью

Да, непростой вопрос, но мы попробуем разобраться. Понять слово «колокольность» нам помогут стихи о колоколах. Найдите в них слова, которые характеризуют звучание колоколов


СТИХИ (читаются под звуки колокольного звона).

Колокол дремавший разбудил поля,

улыбнулась солнцу сонная земля.

Понеслись удары к синим небесам

Звонко раздается голос по лесам.

**** С. Есенин

(см. в Приложение)


Как вывод на доску помещаются слова, характеризующие колокольное звучание: РИТМИЧНОСТЬ, ЗВОН, МОЩНОСТЬ, ТОРЖЕСТВЕННОСТЬ, ПЕВУЧЕСТЬ.


– да, именно эти свойства колокольного звона можно назвать «колокольностью» и именно их должна изобразить музыка своими средствами выразительности.

А что должен изобразить художник на картине, если мы говорим о колокольности?


Просмотр картины И. Левитана «Вечерний звон».










Ребята определяют слова, которые характеризуют звучание колокола.









Колокола, природу, русские дали, небо, храм…


Познават. УУД:


Находить в тексте требуемую информацию;






Умение определять понятия, создавать обобщения,



Давайте посмотрим на картину художника А. Васнецова «Расцвет Кремля» и послушаем фрагмент вступления к опере «Хованщина» «Рассвет на Москва-реке» М. Мусоргского.


Ребята, какими средствами выразительности удалось передать колокольный звон в музыке и в живописи?


Правильно, с помощью тембров музыкальных инструментов, с помощью четкого ритма, громкой динамики, певучестью скрипок мы поняли, что Мусоргский хотел изобразить именно колокольный звон. И это созвучно с изображением на картине!


У вас на парте лежит карточка желтого цвета, на которой в таблице записаны названия произведений, авторы. вам необходимо заполнить третью колонку «Выразительные средства». т.е. с помощью чего композитору удается изобразить колокольное звучание. (см. Приложение)

слушание


мы слышали удары, звуки медных духовых инструментов, а на картине изображены храмы, панорама Кремля, небо…


Записывают: громкая динамика, медные духовые, удары литавров



Коммуникат. УУД:

Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей;



Познават УУД:

анализировать, обобщать музыковедческую информацию



Еще об одном свойстве колокола рассказывают нам легенды, одна из них о колоколе древнейшего храма России – Собора Святой Софии в Новгороде расскажет ученик _____________(см. Приложение)

Ребята, о каком легендарном свойстве колокола идет речь?

Слушают легенду. (колокол вещает, несет весть)


Познават УУД:

Резюмировать главную идею текста

Работа в парах

Да, колокол всегда о чем-то возвещает.

О чем, нам подскажут виды звонов. их очень много, мы послушаем лишь три.

А вы, ребята, возьмите карточку белого цвета и заполните ее после прослушивания, работая в паре.

Примеры звонов. (звучат, определить звон по карточкам, на которых описаны звоны и продублированы на слайде). Затем эти карточки оставить себе и вклеить в тетрадь.(см. Приложение)



Итак, НАБАТ, БЛАГОВЕСТ, ТРЕЗВОН.

О чем они возвещают?



Слушают, самостоятельно определяют, записывают в карточку, затем проверяем.


Зачитывают правильные ответы по карточке.

Коммуникат. УУД:

Определять свои действия и действия партнера

Познават УУД:

Объединять явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать

Физкультминутка. Трезвон

Итак, колокола своим звоном несут нам весть. Особенно радостные вести мы слышим в праздник Пасхи. На первой неделе после Пасхи открыты все колокольни, и каждый, особенно ребенок, может подняться туда и звонить в колокола. Мы тоже попробуем «звонить во все колокола» т.е. хлопать в ладоши ритмический рисунок и передать трезвон.


(имитация колокольного звона через передачу ритмического рисунка хлопками по рядам)


Коммуникат. УУД: Играть определенную роль в совместной деятельности

Регулят УУД: регуляция эмоционального и психологического состояния.

Слушание музыки

Молодцы.

Радостный и торжественный трезвон передал в своей музыке Сергей Рахманинов. Когда он был маленький, бабушка приводила его в новгородский Софийский собор, и он слышал звучание новгородских колоколов. затем, будучи уже композитором он сочинил Сюиту для двух фортепиано, где воплотил свои впечатления от колокольного звона в музыке, в части «Светлый праздник».



??? Вы услышали ритмический рисунок? Он повторялся? А ритмы всех колоколов были одинаковые? А какие регистры соответствовали звону разных колоколов? Ребята, какой звучал инструмент?

Рахманинов задействовал все три регистра, чтобы показать размеры колоколов; четкий ритм и повторение мелодических линий, громкая динамика – вот эти выразительные средства, которые подчеркивают колокольность звучания в произведении.


Слушание музыки и просмотр картин с Новгородским собором. Обратить внимание на регистры и ритмический рисунок.

Отвечают на вопросы


Фортепиано.

Заполняют карточки.









Познават. УУД:

сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки















Исполнение на музыкальных инструментах

Ребята, есть музыкальные инструменты, которые своим звучанием уже напоминают колокольный звон. Это колокола симфонического оркестра, металлофоны, треугольники и др. Советский композитор Валерий Кикта использовал подобные инструменты в симфонии «Фрески Софии Киевской». Композитор сочинил ее под впечатлением от красоты и величия собора Святой Софии в Киеве – главного православного храма Древней Руси, возведенного по велению русского князя Ярослава Мудрого в начале 11 века. В этой симфонии 9 частей, одна из которых называется «Орнамент».

Что такое орнамент?

Это произведение помогут мне исполнить учащиеся ____________

(«Орнамент» В. Кикта. Исполн. Учитель на синтезаторе и учащиеся на метавллофоне и треугольнике)


Ваша задача внимательно послушать и определить, что особенного в этой музыке, почему она получила такое название.










Правильно, но в исполнении симфонического оркестра вы услышите настоящую арфу, звуки симфонических колоколов и других инструментов, которые изображают многоцветие и сложность красочного орнамента.

Колокола тоже очень красивы, на них есть сложные орнаменты, это можно сравнить с ритмическим орнаментом колокольного звучания. Домашним заданием у вас было нарисовать колокола с орнаментами. Посмотрим выставку ваших рисунков под музыку Валерия Кикты «Орнаменты» в исполнении симфонического оркестра.









Это рисунок, состоящий из повторяющихся узоров.


Слушание.


(В этом произведении повторяется одна мелодия у разных инструментов, затем звучит во всем оркестре. Также здесь звучит металлофон, треугольник, они похожи на звучание колоколов, а на синтезаторе звучит арфа)


Просмотр рисунков.













Познават. УУД:

Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство



Умение определять понятия, создавать обобщения










Выражать свое отношение к явлению, предмету через рисунки


Рефлексивный














Хоровое исполнение


Удивительные рисунки, молодцы, ребята!

Давайте подытожим наш урок, как вы поняли, что такое колокольность в музыке?


В каких музыкальных произведениях особенно ярко изображается колокольность? ( «Рассвет на Москва-реке» М. Мусоргского из оперы «Хованщина», «Светлый праздник» С. Рахманинова из Сюиты для двух фортепиано, «Орнамент» В. Кикты из симфонии «Фрески Софии Киевской»).





Правильно!


Ребята, постарайтесь передать торжественность и душевность, певучесть и ритмичность в песне «Дети России», в которой детские голоса возвещают о радости, мире, мечтах и высоких целях.


Дом. задание: В Великом Новгороде рядом с Софийским собором находится памятник, посвященный тысячелетию России. Пользуясь интернетом, познакомьтесь с памятником, почитайте о нем и определите, как отражается колокольность в этой скульптуре и какое муз. произведение, из прозвучавших на нашем уроке, могло бы сопровождать ваш рассказ об этом памятнике.


До новых встреч, пусть этот день несет для вас только благие вести!


Это имитация колокольного звона (ритмичность, торжественность, певучесть, мощь) в музыке с помощью выразительных средств: мелодии, ритма, динамики, тембров музыкальных инструментов.


Познават. УУД:

Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;





Личн. УУД: формирование основ гражданской идентичности;







Коммуникат УУД:

Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ






Приложение



Колокол дремавший разбудил поля,

Улыбнулась солнцу сонная земля.

Понеслись удары к синим небесам

Звонко раздается голос по лесам.

*** С. Есенин



И мощный звон промчался над землею,

И воздух весь, гудя, затрепетал,

Певучие, серебряные громы

Сказали весть святого торжества…

*** А. Хомяков



Музыка над городом плывет

Радостно, торжественно, красиво…

Колокольный звон… какая сила!

Чистый звук, что за душу берет.

*** Т. Лаврова



табл. 1

п/п

Композитор

Название произведения

Музыкальные средства выразительности

(мелодия, темп, динамика, муз. инструменты и др.)

1

Модест Петрович Мусоргский

«Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина»



2

Сергей Васильевич Рахманинов

«Светлый праздник» из Сюиты для двух фортепиано



3

Валерий Григорьевич Кикта

«Орнамент» из симфонии «Фрески Софии Киевской»



Заполнить третий столбец «Музыкальные средства выразительности». Предметные планируемые результаты: анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

табл. 2

Название звона

Характеристика звона

Какую несет весть


Редкие одиночные удары в большой колокол.



Непрерывные, частые удары в большой колокол.



Несколько одновременно звонящих колоколов.



Учитель сообщает, какой сейчас прозвучит звон, ребята слушают и определяют, предварительно посовещавшись в парах, какой звон и какую весть несет. Предметные планируемые результаты: определять характерные особенности музыкального языка (в частности – ритм).

виды звонов:

благовест – редкие одиночные удары в большой колокол.

трезвон - несколько одновременно звонящих колоколов.

набат – непрерывные, частые удары в большой колокол.








Легенда



Колокола, сыгравшие определенную роль в русской истории, служили народу благодатной пищей для немалого количества красивых легенд. Таковой явилась легенда о вечевом колоколе Великого Новгорода и о валдайских колокольчиках.

В 1478 году, желая лишить Новгород самостоятельности и стремясь присоединить его огромные владения к Москве, Иван III с войском подошел к Господину Великому Новгороду и осадил его.

Завладев городом, Иван III приказал снять со звонницы Софийского собора вечевой новгородский колокол и отправить в Москву, чтобы звучал в один голос со всеми русскими колоколами и не возвещал бы больше о вольнице.

Но до Москвы колокол так и не добрался. На одном из крутых склонов валдайских гор сани, на которых перевозили пленный колокол, опрокинулись, испуганные кони понесли. Огромный колокол сорвался с воза и, упав в глубокий овраг, разбился вдребезги. Местные кузнецы бережно собрали обломки вечевого колокола и из них отлили свои первые валдайские колокольчики, которые с тех пор, возвещают славу новгородской вольницы по всему свету.


Просмотр содержимого презентации
«колокольность в музыке и изо открытый урок»

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Колокольность

в музыке и изобразительном искусстве

Составные части колокола Уши 1 1 2 Голова 2 Талия 3 3 Язык 4

Составные части колокола

Уши

1

1

2

Голова

2

Талия

3

3

Язык

4

Колокол дремавший разбудил поля, Улыбнулась солнцу сонная земля. Понеслись удары к синим небесам Звонко раздается голос по лесам. *** С. Есенин И мощный звон промчался над землею, И воздух весь, гудя, затрепетал, Певучие, серебряные громы Сказали весть святого торжества… *** А. Хомяков Музыка над городом плывет Радостно, торжественно, красиво… Колокольный звон… какая сила! Чистый звук, что за душу берет. *** Т. Лаврова

Колокол дремавший разбудил поля,

Улыбнулась солнцу сонная земля.

Понеслись удары к синим небесам

Звонко раздается голос по лесам.

*** С. Есенин

И мощный звон промчался над землею,

И воздух весь, гудя, затрепетал,

Певучие, серебряные громы

Сказали весть святого торжества…

*** А. Хомяков

Музыка над городом плывет

Радостно, торжественно, красиво…

Колокольный звон… какая сила!

Чистый звук, что за душу берет.

*** Т. Лаврова

И.И.Левитан

И.И.Левитан "Вечерний звон"

Н.Н. Дубовик. Колокольня. 2006. 

Н.Н. Дубовик. Колокольня. 2006. 

А.М. Васнецов М. П. Мусоргский Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века.  Рассвет на Москва-реке (вступление к опере «Хованщина») 

А.М. Васнецов

М. П. Мусоргский

Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. 

Рассвет на Москва-реке

(вступление к опере «Хованщина») 

Великий Новгород на реке Волхов. Новгородский детинец. Собор Святой Софии.

Великий Новгород на реке Волхов.

Новгородский детинец. Собор Святой Софии.

Легенда о вечевом колоколе Великого Новгорода

Легенда о вечевом колоколе Великого Новгорода

Виды колокольных звонов. Редкие одиночные удары в большой колокол. Поочередные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым. По одному удару в каждый колокол от малого к большому. Непрерывные, частые удары в большой колокол. Несколько одновременно звонящих колоколов. Благовест Перезвон Перебор Набат Трезвон

Виды колокольных звонов.

Редкие одиночные удары в большой колокол.

Поочередные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым.

По одному удару в каждый колокол от малого к большому.

Непрерывные, частые удары в большой колокол.

Несколько одновременно звонящих колоколов.

Благовест

Перезвон

Перебор

Набат

Трезвон

С.В. Рахманинов «Светлый праздник». IV часть из Сюиты №1 для двух фортепиано.

С.В. Рахманинов

«Светлый праздник». IV часть из

Сюиты №1 для двух фортепиано.

П. П. Кончаловский «Новгород. София»

П. П. Кончаловский

«Новгород. София»

О. Сорокина. София Новгородская

О. Сорокина.

София Новгородская

О. Сорокина. Великий Новгород. Вид с колокольни

О. Сорокина.

Великий Новгород. Вид с колокольни

Ю.А. Походаев Новгород. Кремль-детинец. Звонница Софийского собора

Ю.А. Походаев

Новгород. Кремль-детинец. Звонница Софийского собора

В. Лаповок Великий Новгород. София

В. Лаповок

Великий Новгород. София

Н.Л. Каменская Софийский собор в городе Великий Новгород .

Н.Л. Каменская

Софийский собор в городе Великий Новгород .

В.Г. Кикта «Орнамент». I часть из  концертной симфонии для арфы с оркестром  «Фрески Софии Киевской»

В.Г. Кикта

«Орнамент». I часть из концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»

Орнамент – рисунок, состоящий из повторяющихся узоров.

Орнамент – рисунок, состоящий из повторяющихся узоров.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!