"Колокольные звоны в русском искусстве" 5 класс
Тип урока: интегрированный
Форма урока: урок с элементами исследовательской работы
Ведущий метод: проблемно-поисковый
Цель: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа
Задачи серии уроков:
Образовательные:
сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси
познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов
установить присутствие "колокольной тематики" в музыке и живописи, обратить внимание на элементы выразительности, которыми пользовались авторы для создания своих произведений
сформировать собственный слушательский опыт и личное мнение об услышанных колокольных звонах в русской композиторской музыке
закрепить полученные знания и подготовить к подробному разговору о теме колокольных звонов в русской живописи
Воспитательные:
способствовать патриотическому воспитанию детей
воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившимся символам русской земли
формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства
пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины
Развивающие:
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать знания, полученные на уроке музыки с созвучными в других предметных областях
развивать речь и умение слушая, слышать
расширить представления о значимости колокольных звонов в современном мире
Оборудование урока и методическое обеспечение:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки,
- портреты композиторов М. Глинки, С. Рахманинова, фото А. Пахмутовой
- картины московских художников
- фото колокола, карты города Углич
аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений:
-колокольные звоны: благовест, набат, поминальный колокол
- фрагмент «Концерта №2 для фортепиано с оркестром» С. В. Рахманинова
- Песня "Звезда Россия» сл. И муз Ю.Таран
видеофрагменты:
-Видео песни «Хорошо на колокольне позвонить в колокола» сл. И. Рутенина, муз. Вл. Шамонина
- Видео-выступление детского ансамбля колокольных звонов проекта «Синяя птица» исполняет «Благовест» А.Н. Пахмутовой
Видео-выступление хора музыкальной академии им. Гнесиных «Славься!» М. И. Глинки из оперы «Иван Сусанин»
ХОД УРОКА:
( после организационного момента, представления гостей, приветствия дети садятся, внимание на экран)
ВИДЕО песни « Хорошо на колокольне позвонить в колокола» ( с видами картин, изображающих колокольни Москвы. Время звучания 2: 15)
УЧИТЕЛЬ: Интересно услышать ваши предположения о том, что будет в центре сегодняшнего урока… (ОТВЕТЫ)
Ну что ж, проверим, верны ли ваши предположения.
А сейчас хочу зачитать вам интересный и в то же время трагический исторический документ, который я нашла в книге по истории государства Российского.
Это судебный приговор. Вот его вердикт, т.е. окончательное решение: «ОБВИНЯЕМОГО надлежит подвергнуть следующему наказанию:
-Сбросить с колокольной звонницы;
-Вырвать язык;
-Отрубить ухо;
-Отстегать плетью 12 раз;
-Сослать в Сибирь на каторгу»
Учитель: По-моему, страшное наказание! За что в те далёкие времена можно было так сурово наказать? ( ОТВЕТЫ: за воровство, убийство, подлог, оговор, предательство)
- А вот в народе осуждённого называли «мучеником, «безвинным страдальцем», «защитником невинно убиенного младенца»
- Кто, по-вашему, был этим преступником? (ОТВЕТЫ)
Вы очень удивитесь, но это был не человек, а… колокол.
ФОТО КОЛОКОЛА
- Колокол из старинного русского города Углич, что расположен на берегу Волги. Посмотрите на карту (на экране карта Углича). Не так уж и далеко Углич от Калуги.
- Случилось это в мае 1591 года. В это время в Угличе жила Мария Фёдоровна Ногая со своим маленьким сыном – царевичем Дмитрием, и являлся он сыном самого царя Ивана Грозного. Во время прогулки мальчика, по утверждению матери, его убили «служивые» люди, а сами убежали. И тогда, обезумевшая от горя и страха мать повелевает церковным служителям звонить в церковный колокол – набатом (что это за звон и когда им пользовались, вы знаете …..). Колокол зазвонил оглушительно, созывая горожан для расправы над предполагаемыми убийцами.
ЗВУЧИТ НАБАТНЫЙ КОЛОКОЛ
- Сбежавшиеся на звон набатного колокола горожане, убили тех, кого обвинили в смерти царевича Дмитрия. Царь Борис Годунов жестоко наказал участников этого самосуда. Понёс наказание и колокол. Как вы теперь знаете, его сбросили с колокольни, вырвали язык (ВНОВЬ ФОТО КОЛОКОЛА), оторвали ухо, нанесли удары плетью и волокли его до города Тобольска целый год (там он был арестован и помещён в отдельную избу, а затем служил на городской колокольне, пока сильный пожар не расплавил его).
Вот такая невесёлая, но подлинная история, быль.
- Почему колокол понёс наказание, как человек? (ОТВЕТЫ: голос колокола одушевлялся, к нему относились, как к живому человеку и наказали только за то, что он подал сигнал к чему-то важному, что могло изменить ход истории)
- Мы с вами уже знаем, какую важную роль играли колокола в жизни русских людей. Они сопровождали жизнь человека от рождения до самой кончины. В колокола звонили по разным поводам, например, (ОТВЕТЫ: при рождении, крещении, свадьбе, праздников, побед над врагами, или приезде в город самого царя).
- Говорят, что когда Иван Грозный приехал в Калугу, направляясь в Воротынск к своему войску, звенели колокола всех церквей нашего города. ЗВУЧИТ ПЕРЕЗВОН
- То есть, колокольный звон – это своеобразное звуковое послание людям и напоминание о событиях всей жизни русского человека. И если в давние времена при помощи колоколов люди передавали информацию, то почему и в современной жизни мы так часто слышим звуки колоколов, например, такие:
ЗВУЧИТ БЛАГОВЕСТ (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: ДА, в дни церковных праздников – Пасхи, Троицы, Рождества и других) ), или такие: ЗВУЧИТ ПОМИНАЛЬНЫЙ ЗВОН (ОТВЕТЫ: 9 мая в День Победы, когда минутой молчания поминаем погибших на войне))
- А набат вы слышали? ( НЕТ, его заменяют объявления по радио, телевидению, СМС). В этом вы хорошо разбираетесь.
- А на концертной сцене, или в процессе музыкального спектакля можно услышать колокольные звоны? (ОТВЕТЫ: Да, мы же слушали и музыку С.В. Рахманинова, и музыку М.И. Глинки – финальный хор из оперы «Иван Сусанин», где слышны колокола)
- Послушаем этот замечательный хор в исполнении студентов музыкальной Академии им. Гнесиных
ВИДЕО: ЗВУЧИТ ХОР «СЛАВЬСЯ!» ( время звучания 3:30)
- Почему музыка, написанная в 19 веке, находит такой эмоциональный отклик в сердцах современных людей? ( ОТВЕТЫ)
- С какой целью композитор использует колокольные звоны в финальном хоре оперы? (ОТВЕТЫ)
- Вы их слышали? (ДА) А вы их видели на сцене? (НЕТ)
Действительно, невозможно ведь поместить на сцене или в оркестровой яме целую церковную звонницу! Или можно? (ОТВЕТЫ: Можно, если использовать специальную колокольную установку – металлические пластины, по которым ударяют мягкими молоточками и молотками)
- Да как это сделали во время выступления детского ансамбля колокольных звонов на проекте «Синяя птица». У нас есть возможность послушать музыку современного композитора А. Н. Пахмутовой (ПОРТРЕТ) в исполнении колоколов и симфонического оркестра.
ВИДЕО: « БЛАГОВЕСТ» А.Н. ПАХМУТОВОЙ в исполнении ансамбля «КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ» (2:57)
- Как воздействуют эти звуки на слушателей? (ОТВЕТЫ: Благоговейно, это как молитва, эти звуки душу очищают, люди о чём-то задумываются, что-то вспоминают)
Учитель: перед вами портрет ещё одного великого русского композитора с нелёгкой судьбой эмигранта
Это Сергей Васильевич Рахманинов, его музыка звучала на наших уроках. Я рассказывала вам о том, что Рахманинов глубоко, искренне любил свою Родину, в эмиграции тосковал по ней. В конце 1942 года он принимает решение дать благотворительный концерт в пользу Советской Армии и перечислить деньги от концерта в фонд Красного Креста.
В день концерта он вышел к публике, как всегда, высокий, элегантный (ФОТО), но глубоко взволнованный. Сел за рояль и закрыл глаза, словно отрешаясь от суеты. И в зал на слушателей обрушилась музыка Второго фортепианного концерта. Восемь аккордов, восемь мерных ударов русского колокольного благовеста.
СЛУШАНИЕ фрагмента Концерта № 2 для фортепиано с оркестром ( 1 мин.50 сек.)
Учитель: Рахманинов чувствовал, что играет в последний раз перед большой публикой – к тому времени он уже был болен раком. И потому торопился, «взахлёб» рассказывал народу Америки о своей Родине и слушатели, замершие в креслах, околдованные его музыкой, подсознательно понимали, что народ, у которого есть такая музыка, победить невозможно.
В этой музыке звучала Россия, могучая сила русского народа, которого невозможно поставить на колени!
Продолжение звучания музыки Концерта ( до 3:50)
- А какие чувства вызывает эта музыка у вас?(…) Услышали колокольные интонации в звучании рояля? Почему Рахманинов начинает свой Концерт именно с них?(…)
- Почему именно «колокольность» стала выразителем души русского народа?(…)
Учитель: На протяжении многих веков наша Родина подвергалась опасности со стороны врагов, Это можно наблюдать и в наши дни, когда наша страна и народ подвергаются всяческим нападкам.
- С давних времён колокольный звон собирал людей и на бой, и во время всяческих бедствий. Звонят в колокола и тогда, когда грозит опасность нашей душе от тоски, неверия, злобы, бессилия.
«Когда ты слышишь звон колоколов,
Душа вдруг замирает бесконечно
И в этот миг о тяжести оков не думаешь,
А думаешь о вечном.
По капельке вливается в тебя
Душевная, живительная влага
И хочется обнять весь мир, любя,
И раствориться в нём, другим во благо
А сердце, окрылённое мечтой,
Вновь видит твою главную дорогу.
Знакомые слова молитвы той,
Наполненной любовью к людям, к Богу»
- Колокольный звон пробуждает наше сознание, даёт новые силы для жизни, объединяет народ и напоминает нам о Боге и о нашей любимой Родине, о которой мы споём песню.
ИСПОЛНЕНИЕ песни «Звезда Россия»
Учитель: После того, что вы узнали, осмыслили на уроке, сформулируйте тему сегодняшнего урока (…) - ( на доске в это время портреты русских композиторов, «колокольность», «содружество искусств» - это поможет ребятам более точно сформулировать тему урока: «Колокольность – особенность русского искусства», «Колокола в русской поэзии, живописи, музыке» и т.д.)
И в заключение я благодарю вас за ваши мысли, рассуждения, догадки, за вашу вдумчивость. До встречи через неделю!