Конспект урока по Всеобщей истории для 7 класса (для учащихся с ОВЗ)
Учебник: В. Р. Мединский. «История Нового времени. 7 класс» (2025 г.)
Тема урока: § 3. «Колониальные империи раннего Нового времени»
Цель: Сформировать у учащихся представление о процессе создания колониальных империй и его последствиях для мира.
Задачи:
1. Образовательные:
Познакомить с понятиями: колония, метрополия, конкистадор, колониальная империя.
Выяснить, какие европейские страны создали первые колониальные империи (Испания, Португалия).
Узнать, кто такие конкистадоры и каковы были последствия их походов для народов Америки.
Сформировать представление об основных чертах колониализма.
2. Коррекционно-развивающие:
Развивать умение работать с упрощенной картой (найти метрополии и их колонии).
Развивать наглядно-образное мышление через работу с иллюстрациями и видеофрагментами.
Коррекция и развитие связной речи через составление коротких устных ответов по опорным словам.
Развивать умение делать простые выводы с помощью учителя.
3. Воспитательные:
Воспитывать эмпатию и уважение к культурам других народов.
Формировать негативную оценку жестокости и насилия в истории.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие, определение готовности к уроку.
Проверка домашнего задания: заполненная таблица в тетради по теме «Великие географические открытия»
2. Актуализация опорных знаний
«Ребята, вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке?» (Об открытии новых земель).
«Кто из мореплавателей первым достиг берегов Индии?» (Васко да Гама).
«А кто открыл для европейцев Америку?» (Христофор Колумб). *Показать портрет и маршрут на карте.
«Молодцы! Вы хорошо помните прошлую тему. Сегодня мы узнаем, что же стало происходить после этих открытий».
3. Мотивация
Прием «Загадка»: Учитель показывает изображения золотых украшений ацтеков и обычной картофелины.
«Скажите, что ценнее: этот золотой слиток или эта картошка? (Выслушать мнения). Для европейских завоевателей ценнее было золото. Они отправлялись в далекие страны не просто для исследований, а чтобы забрать у местных жителей богатства и земли. Как вы думаете, как называется тема нашего урока?»
Объявление темы: «Сегодня мы будем говорить о колониальных империях».
4. Объяснение нового материала
1. Что такое колония и метрополия?
Объяснение учителя. Учитель дает четкие, простые определения, записывает их на доске и просит записать в тетрадь.
Метрополия – государство, которое владеет колониями. (Например, Испания).
Колония – зависимая территория, находящаяся под властью метрополии. (Например, земли в Америке).
Конкистадор – испанский завоеватель.
Работа с картой: Учитель показывает на карте-схеме: «Вот Испания и Португалия (метрополии). А вот их огромные владения в Америке (колонии)».
2. Завоевания испанцев: Кортес и Писарро.
Рассказ учителя: Краткий, образный рассказ с опорой на портреты и карту.
«Конкистадор Фернандо Кортес с небольшим отрядом отправился завоевывать государство ацтеков (Мексика). У них были ружья и лошади, которых ацтеки никогда не видели. Это их испугало. Король ацтеков Монтесума сначала принял испанцев за богов. Кортес коварством и силой захватил их столицу и сокровища».
«Другой конкистадор, Франсиско Писарро, так же жестоко завоевал государство инков (в горах Южной Америки), богатое золотом».
3. Как жилось народам в колониях?
Беседа: Учитель задает наводящие вопросы, подводя к выводу о тяжелой жизни.
«Как вы думаете, хорошо ли жилось местным жителям под властью испанцев?» (Нет).
«Их заставляли работать на рудниках, добывая золото и серебро. Многие умирали от непосильного труда и болезней».
Вывод: Колонизация принесла коренным народам Америки разорение, гибель и страдания.
5. Физкультминутка
6. Закрепление изученного материала
1. Работа с карточками-заданиями (индивидуально или в парах). Соедини стрелкой понятие и его определение.
Метрополия - Государство, владеющее колониями.
Колония - Зависимая территория.
Конкистадор - Испанский завоеватель.
2. Беседа по вопросам (фронтально):
«Назовите главные европейские страны, которые создали первые колониальные империи».
«Кто такие конкистадоры и чего они добились?»
«Скажите, пожалуйста, положительным или отрицательным было значение колонизации для народов Америки? А для Европы?»
7. Рефлексия и подведение итогов
«Всё ли было понятно на уроке, что было самым интересным?»
Итог: «Ребята, сегодня мы узнали, как европейские страны создавали колониальные империи. Это была сложная и часто жестокая страница истории. Главный вывод: сильные страны не должны угнетать слабые».
8. Домашнее задание. Прочитать § 3. Ответить на вопрос 1 в конце параграфа (устно).