СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Колыбельные песни и шутки прибаутки в развитииречи детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

сообщение на семинаре по теме.колыбельные песи ишутки прибаутки в развитии реч детей

Просмотр содержимого документа
«Колыбельные песни и шутки прибаутки в развитииречи детей дошкольного возраста»

       



«Колыбельные песни и шутки прибаутки в развитии речи детей дошкольного возраста.»








Воспитатель:

Диордиева М.П.



























Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языкуразвитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача включает ряд специальных частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной (диалогической) речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте. 

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным. Одним из условий нормального психофизического развития детей, формирования полноценной личности, является своевременное овладение правильной речью, активное пользование ею. Педагоги дошкольного образования все чаще в своей работе сталкиваются с детьми с нарушением речи.



Одним из средств активизации речи детей является использование устного творчества (детского фольклора). Это потешки, прибаутки, колыбельные песни, пестушки, заклички, приговорки, дразнилки, молчанки, перевертыши, переклички, считалки, пословицы, поговорки, сказки. 

Использование устного творчества (детского фольклора) позволяет в легкой непринужденной форме обогащать активный словарь ребенка. Детский фольклор способствует легкому установлению с ребенком эмоционального контакта. Эмоционального общения. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Они забавляют ребенка и в то же время способствуют развитию активной речи детей. 


В младшем дошкольном возрасте использование потешек, пестушек, колыбельных в разных режимных моментах. Также особое внимание уделяется пальчиковым словесным играм. 
Одна из главных задач воспитания и обучения детей – развитие речи. 

В среднем дошкольном возрасте используются также и прибаутки и заклички, дразнилки, молчанки, а также пословицы, поговорки, сказки. 

В старшем дошкольном возрасте ко всему перечисленному добавляются частушки, шутки, прибаутки, пословицы, перевертыши, считалки, драматизация сказок, театрализованные игры. 


Задачи: 

  1. Развивать диалогическую речь детей.

  2. Учить понимать и использовать язык мимики и жестов.

  3. Эмоционально и интонационно обогащать речь детей.

  4. Приобщать детей к художественно-эстетической деятельности.




 

  КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

Название песен, которыми убаюкивают ребенка, - колыбельные - идет от основы колыбать (колыхать, колебать, качать). Отсюда же - колыбель, коляска. В народном обиходе было и название "байка" - от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять). Собиранием и изучением колыбельных песен занимались десятки фольклористов, этнографов, врачей, педагогов начиная с первой половины XIX века.

Наиболее существенный вклад в изучение жанра внесли А. Ветухов, Г. Добряков, Г.С. Виноградов, О.И. Капица, М.В. Красноженова, Г.А. Барташевич, А.Н. Мартынова.

В народе дорожили колыбельным песенным мастерством и передавали его из поколения в поколение. Едва дочка начнёт забавляться со своими куклами, как мать её учит правильно "байкать". Этот урок не простая забава матери с ребенком и не пропадает даром. В крестьянской русской семье девочки с б-7-летнего возраста уже сами становились няньками младших братишек и сестренок, а то и нанимались в чужие семьи.

Всё это даёт основание утверждать, что колыбельная песня вызвана к жизни бытовыми, педагогическими надобностями народа. Колыбельная песня - элемент повседневного бытия.

Например:

Колыбельная "Баю-баюшки-баю"

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю:

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток;

Там птички поют,

Тебе спать не дадут.

 

Колыбельная «Уж как сон ходил по лавке»

Уж как сон ходил по лавке

Дрема по полу брела

Дрема по полу брела

К Маше нашей забрела

К ней в кроватку забрела,

На подушку прилегла.

На подушку прилегла,

Машу ручкой обняла.

 

Колыбельная из кинофильма "Гусарская баллада"

Лунные поляны,

Ночь, как день, светла...

Спи, моя Светлана,

Спи, как я спала:

В уголок подушки

Носиком уткнись...

Звёзды, как веснушки,

Мирно светят вниз.

Лунный сад листами

Сонно шелестит.

Скоро день настанет,

Что-то он сулит.

Догорает свечка,

Догорит дотла...

Спи, моё сердечко,

Ночь, как сон, светла.

 

Догорает свечка,

Догорит дотла...

Спи, моё сердечко,

Спи, как я спала.

 

Колыбельная Медведицы 

Ложкой снег мешая,

Hочь идет большая,

Что же ты, глупышка, не спишь?

Спят твои соседи,

Белые медведи,

Спи и ты скорей, малыш.

 

Мы плывем на льдине

Как на бригантине,

По седым суровым морям.

И всю ночь соседи -

Звездные медведи

Светят дальним кораблям.

 

Колыбельная песня

Спят медведи и слоны,

Дяди спят и тети.

Все вокруг спать должны,

Но не на работе.

 

Спи, сокровище мое,

Ты такой богатый.

Все твое, все твое,

Зори и закаты.

{module БанерКонтентНиз}

Колыбельная песенка "Ни дождика, ни снега…"

("Песня звездочета" из кинофильма "Красная Шапочка")

Ни дождика, ни снега,

Ни пасмурного ветра -

В полночный безоблачный час.

Распахивает небо

Сверкающие недра

Для зорких и радостных глаз.

 

Сокровища вселенной

Мерцают, словно дышат,

Звенит потихоньку зенит...

А есть такие люди:

Они прекрасно слышат,

Как звезда с звездою говорит:

 

- Здравствуй!

- Здравствуй!

- Сияешь?

- Сияю.

- Который час?

- Двенадцатый, примерно.

- Там, на Земле, в этот час Так хорошо видно нас!

- А как же дети?

- Дети спят, наверно...

 

Как хорошо, от души

Спят по ночам малыши,

Весело спят - кто в люльке, кто в коляске.

Пусть им приснится во сне,

Как на Луне, на Луне

Лунный медведь вслух читает сказки.

 

Там высоко-высоко

Кто-то пролил молоко,

И полyчилась млечная доpога.

А вдоль по ней, вдоль по ней

Между жемчужных полей

Месяц плывет, как белая пиpога.

 

Там, на Луне, на Луне

На голубом валуне

Лунные люди смотрят, глаз не сводят,

Как над Луной, над Луной

Шар голубой, шар земной

Очень красиво всходит и заходит!

 

 

Колыбельная песня "На тенистой улице мой дом"

(из кинофильма "По главной улице с оркестром")

На тенистой улице мой дом

Где в двоем со Степкой мы живем

Где ему я песенки пою

Баю-баю-баюшки-баю

 

Ты не бойся, закрывай глаза:

Это просто летняя гроза

Волноваться вовсе нет причин

Для таких как мы с тобой мужчин

 

Есть у нас на все один ответ

Нам с тобой ясны и да и нет

Ты, сынок мой, слишком маловат

Чтобы знать - кто прав, кто виноват

 

А еще, мой сын, не знаешь ты,

Что бывают грустные киты,

Что бывают белые слоны

Очень уж большой величины

 

Что бывает рослая трава

Что бывают горькие слова

Но от них тебя я сохраню

Баю-баю-баюшки-баю.





ПРИБАУТКИ

Прибауткой принято обозначать "смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок". В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки-песенки, которые развлекали и потешали детей. От потешек (забавок) они отличаются тем, что не сопровождаются определенными игровыми действиями. Некоторые ученые (Г.Н. Потанин, В.И. Даль, А.Ф. Можаровский, А. Марков), видимо, по признаку наличия юмористических тенденций, к прибауткам относили произведения других жанров: считалки, перевертыши, скороговорки, дразнилки и т.д.).

Небезынтересно проследить процесс формообразования прибауток. Пока действия ребенка ограничены стенами избы, общение с внешним миром - общением с родными и близкими, пока ребенок не вошел в коллектив равных себе и не создал свой мир "жизни-игры", внешние впечатления его предельно ограничены. Это могло бы затормозить процесс психологического развития, но к концу "колыбельного" периода (2-5 лет) ребенок уже владеет обширным словарным запасом, достаточным для введения жизненно важной информации о предметах и явлениях, лежащих за пределами личного опыта и конкретно-чувственного восприятия действительности, и настолько прочными первичными представлениями, что возможна игра понятиями на уровне смысла; настолько владеет речью, что возможна игра словом.

Прибаутка призвана маленький, замкнутый мирок ребенка превратить в "разомкнутый" и бесконечно разнообразный мир, поднять ребенка до понимания социальных проблем, классовых отношений и некоторых философских категорий, что для него жизненно необходимо.

В прибаутках-приговорках чувствуется тяготение к стихотворной организации текста (мерность строк, повторы, иногда рифма, ассонансы и т.д.). Прибаутки уже давно не являются активом репертуара пестуний. Почти все они записаны от престарелых женщин. Лучше сохранились прибаутки-притчи и диалогические прибаутки. Но и они постепенно уходят из репертуара пестуний.


Например:

Прибаутки очень любят дети самого маленького возраста, начиная с 2-3 лет. Прибаутки — это небольшой стишок, в котором присутствует сюжет — действующим персонажем может быть любое животное, птица или человек.

Ехали медведи на велосипеде, 
А за ними кот — задом наперед,
А за ним комарики на воздушном шарике, 
А за ними раки на хромой собаке,
Волки на кобыле, львы — в автомобиле,
Зайчики в трамвайчике, жаба — на метле.
Едут и смеются, и пряники жуют!

Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

Скучно волку жить в лесу – он заводит песню.
Так неладно, так нескладно – хоть беги из лесу.
Перед ним лисица пляшет, рыжей лапой машет.
Хоть ни ладу и ни складу – пляшет до упаду.
Воробей пищит на ветке изо всех силенок.
Пусть нескладно, непонятно – все равно приятно.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Щелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Коза-хлопота
День-деньской занята:
Ей — травы нащипать,
Ей — на речку бежать,
Ей — козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.

— Чух, чух, дятел,
Дома ли Яков?
— Нет дома Якова,
В город уехал:
Сам на лошадке
В новенькой шапке.
Жена на баране —
В новом сарафане.
Детки на кошках —
В новых сапожках.

Павушка летала,
Перышки роняла.
— Кому эти перышка?
— Родимому Вовушке.
— На что ему перышки?
— Шапочку пушить.
— На что шапочка?
— Дедушке дарить.
Дадим Вове каши
В красной чаше,
Хлеба краюшку,
Меда кадушку,
Пышки, лепешки,
Куриные ножки.

Скрип, скрип, скрипачок,
Купи новый башмачок:
Кошке Машке,
Коту Николашке;
Кобылке Нениле,
Мерину Гавриле;
Утке Анютке,
Селезню Васютке;
Кочету Никите,
Курице Улите.

Ездил я на меленку.
Видел там диковинку:
Коза муку мелет,
Я люблю детей насыпает,
Маленький козленочек
В скрипочку играет.
А сорока-белобока
Глазами хлоп, хлоп!
Маленький козленочек
Ногами топ, топ!
Повадился воробей
К нам в погреб летать,
Зернышки клевать.
Мы поймали воробья,
Повели на барский двор.
— Уж ты, барин-судья,
Рассуди наши дела.
Ты не бей его кнутами
Остриги лучше круго
В хоровод его поставь
И плясать скорей заставь!

Тень, тень, потетень,
Выше города плетень.
Под плетнем мальчик
Обжег пальчик,
Побежал на базар,
Всему миру рассказал.
Оглянулся назад—
Три копеечки лежат.
Три копеечки поднял,
Молодичке отдал.
Молодичка-молода
Калачей напекла.
Калачи горячи
Под окошко мечи.
Приехали торгачи,
Подобрали калачи.
Ударили в доску,
Поехали в Москву,
Искали гребенку,
Чесали Матренку.
Чеши, чеши гладко,
Приехал Захарка:
Сам на лошадке,
В красной шапке,
В скрипочку играет,
Матренку забавляет.

Сорока, сорока,
Белый лобок,
Кашу варила,
Гостей манила.
Гости на двор- 
Каша на стол.
Гости со двора-
Каша со стола.
Этому дала,
Этому дала,
А ты больно мал.
Крупу не драл, 
По воду не ходил, 
Каши не варил,
Дрова не носил,
Не дам тебе кашки
На красненькой ложке,
На середненьком окошке,
Захлопала, захлопала,
И-и полетела.

— Уточка-горожаночка,
Где ты ночь ночевала?
— У города.
— Чего ж ты ночью работала?
— Коней пасла.
— Чего выпасла?
— Коня в седле,
В золотой узде.
— Где ж этот конь?
— Николка увел.
— Где ж этот Николка?
— В город уехал.
— Где ж этот город?
— Водой снесло.
— Где ж эта вода?
— Быки выпили.
— Где ж эти быки?
— На гору ушли.
— Где эта гора?
— Черви выточили.
— Где ж эти черви?
— Гуси выклевали.
— Где ж эти гуси?
— В тростник ушли.
— Где тростник?
— Сиротой прибит.
Акулина-сирота
Отворила ворота—
Сучком, крючком,
Тростничком!

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет
Шишка вдруг упала — прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою — топ!

Стуки-стуки, глянь в ворота: верно, в гости едет кто-то.
Едет целая семья — впереди идет свинья.
Гусли гусь настроил, а петух — с трубою.
Кот и песик удивились – даже помирились.

Гречку мыли, гречку мяли,
Мышку по воду послали
По мосту-мосточку, желтому песочку.
Проплутала долго – испугалась волка,
Заблудилась, слезы градом,
А колодец – вот он, рядом.

— Гульки вы, гульки,
Соломенны ножки,
Куда вы летали?
— К Ванюше в гости.
— Что Ваня делает?
— В лесу гуляет.
Его потешают:
Гуси в гусли,
Утки в дудки,
Чечетки в трещотки,
Перепелки в сапелки,
Чайки в балалайки,
Свиристели в свирели.
Синицы в скрипицы,
Кукушки в свистушки,
Скворцы в бубенцы,
Рябчики в органчики,
Соловейки в жалейки,
Соколы в колоколы.

Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капустку,
Мышки – за корку,
Детки – за молоко.

Туру, туру, пастушок,
Калиновый посошок,
Где был, где гулял,
Где овечку потерял?
Овеченька ялова
Увидала барина:
Сидит барин на дубу,
Гнет черемуху в дугу
Жеребенку своему.
Жеребеночек умен,
Побежал он на гумен,
А в гумне под крышей
Завелися мыши.
Уж как Сидор да Назар
Повезли мышь на базар.
Никто мышь ту не торгует,
Никто даром не берет.
Как пришла свинья Аксинья,
Стала мышку торговать.
Торговала, покупала,
Да все рыло обмарала,
Пришла домой, захворала.

Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора – Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху – Грру-грру-угрру-у-грру-у!
Наши курочки в окно – Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А как петя-петушок ранним-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!