СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Командная игра по информатике "Алгоритмы в нашей жизни"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Командная игра называется "Алгоритмы в нашей жизни". Игру можно организовать для учащихся 9-х классов во время изучения главы "Управление и алгоритмы". В ходе соревнования зрители смогут узнать историю возникновения понятия «алгоритм», что они бывают линейные, разветвляющиеся и циклические, как они представляются.Так же они узнают,  где встречаются алгоритмы в повседневной жизни, что алгоритмы нужны для улучшения и удобства нашей жизни.

Просмотр содержимого документа
«Командная игра по информатике "Алгоритмы в нашей жизни"»

Командная игра «Алгоритмы в нашей жизни»


Выступление ведущей. Уважаемые друзья, я приглашаю вас на командную игру «Алгоритмы в нашей жизни». При изучении дисциплины «Информатика» мы проходили тему «Алгоритмы». Мы ежедневно сталкиваемся с множеством алгоритмов, они окружают нас всюду: дома, в школе, на улице, во время игры с друзьями.

Нам приходиться постоянно решать какие-то задачи: подготовиться к урокам на завтра; составить режим дня; распланировать свои каникулярные дни; уборка по дому; включение бытовых приборов; как одеться по погоде; решить задачу на компьютере; заварить чай; правила умножения, деления, сложения, вычитания чисел; грамматические правила правописания слов и предложений, а также разнообразные инструкции, рецепты и указания. Алгоритмы существуют всюду, где есть жизнь. Они ухитряются жить в каждом живом существе, в каждой живой клетке – от холерного вибриона до незабудки и слона. Решении этих и множества других задач начинается с определения порядка выполнения отдельных действий, приводящей к поставленной цели. Следовательно, чтобы решить задачу, сначала ее необходимо алгоритмизировать.

Слово «алгоритм» происходит от algorithmi – латинской формы написания имени выдающегося математика IX века Мухаммеда Аль-Хорезми, который сформулировал правила выполнения арифметических действий «Аль-Хорезми» означает «из Хорезма» (области в нынешнем Узбекистане).

Около 825 года Аль-Хорезми написал сочинение, в котором впервые дал описание придуманной в Индии десятичной системы счисления. Аль-Хорезми сформулировал правила вычислений в новой системе и, вероятно, впервые использовал цифру 0.

Сегодня ни у кого нет сомнений, что слово «алгоритм» попало в европейские языки именно благодаря этому сочинению.

Сначала слово «алгоритм» означало искусство счёта с помощью арабских цифр. Постепенно значение слова изменялось. К началу 20 века для математиков слово «алгоритм» уже обозначало любой математический процесс, выполняемый по строго определённым правилам. К концу 20 века слово «алгоритм» появилось в информатике. Это связано с распространением компьютеров. Слово «алгоритм» в наши дни известно каждому. Оно встречается в разговорной речи, в газетах, в выступлениях по телевидению.

Алгоритм – точное предписание, определяющее процесс перехода от исходных данных к искомому результату.

Ведущая: мы начинаем нашу игру, ждем представления команд!

Приветствие команд (название команд, капитан).

Ведущая: я представляю членов нашего строгого, но справедливого жюри!

Представление жюри.

  1. Ведущая: итак, 1-й конкурс. «Алгоритмы вокруг нас»

Командам нужно привести примеры алгоритмов из окружающего нас мира. Предлагаются 4 темы: алгоритмы в природе, алгоритмы в кулинарных рецептах, бытовые алгоритмы, учебные алгоритмы. По каждой теме командам необходимо предложить не менее двух алгоритмов. Каждый алгоритм оценивается в 1 балл. На выполнение первого конкурса дается 5 минут.

  1. «Алгоритмы в природе».

Возможные варианты ответов:

день сменяет ночь, после ночи вновь наступает день;

из года в год чередуются весна, лето, осень, зима;

весной деревья расцветают, появляется листва, плоды;

круговорот воды в природе;

весной прилетают птицы, осенью улетают;

пчелы просыпаются весной, они производят мед, осенью засыпают.


2. «Алгоритмы в кулинарных рецептах».

Любой кулинарный рецепт – это алгоритм. Имя алгоритма – это название производимого продукта.

Пример: алгоритм «Приготовление яичницы»

начало

        включить газ

        поставить сковородку на газ

        налить масло

        разбить яйцо на сковородку

        посолить

        ждать, пока пожарится яйцо

        выключить газ

конец

У каждой хозяйки много кулинарных рецептов.

3.Привести примеры бытовых алгоритмов

  • Режим дня

  • Помощь родителям по хозяйству (как убирать квартиру, сходить в магазин и т.д.)

  • Как отремонтировать велосипед

  4. Привести примеры учебных алгоритмов

  • Как писать изложение, диктант

  • Как решать задачи по математике

  • Как выучить стихотворение и т.д.

Ведущая: просим уважаемое жюри подвести итоги первого конкурса.

  1. Ведущая: начинаем второй конкурс.

В конкурсе участвуют по два игрока от каждой команды. Конкурс называется игра Баше. Условия конкурса:

На столе 11 предметов, например камешков, орехов или спичек. Количество предметов необязательно должно быть 11, оно может 15, 19, …, 4n-1. Соперники ходят по очереди, и за каждый ход любой из игроков может взять 1,2 или 3 предмета. Проигрывает тот, кто вынужден брать последний предмет.

Для первой пары игроков мы приготовили 11 предметов и первым ходит игрок команды №1. Для второй пары игроков мы приготовили 15 предметов и первым ходит игрок команды №2. Выигрыш оценивается в 5 баллов. Команда, которая сформулирует выигрышный алгоритм, получает бонусные 3 балла.

Если команды не смогли сформулирует выигрышный алгоритм, ведущая его приводит.

Алгоритм выигрыша для первого игрока имеет следующий вид:

  • Первый ход. Взять два предмета.

  • Второй и все последующие ходы. Брать столько предметов, чтобы количество предметов, взятых вместе с соперником за очередной ход, в сумме составляло 4.

      Человек, пользующийся данным алгоритмом, всегда будет выигрывать. Для успешной игры от него требуется только строго следовать алгоритму.

Ведущая: уважаемое жюри, пожалуйста, ознакомьте нас с итогами второго конкурса!

  1. Ведущая: третий конкурс.

Командам необходимо записать виды алгоритмов и перечислить способы их записей. Максимальный балл за третий конкурс – 5 баллов. Время на выполнение конкурса – 5 минут.

Примеры ответов:

  • линейный;

  • разветвляющийся;

  • циклический.

  • словесный, графический, псевдокоды, программный.

Ведущая: уважаемое жюри, огласите, пожалуйста, итоги 3 конкурса!

Ведущая: следующий конкурс называется «Алгоритмы в пословицах»

Командам надо привести примеры пословиц, которые сформулированы как готовый алгоритм. Каждая пословица оценивается в 1 балл. Если пословица дополняется одним из способов записи алгоритма – в копилку команды добавляется еще 1 балл. На выполнение этого конкурса жюри дает вам 5 минут.

Пример.

Пословица: семь раз отмерь, один раз отрежь.

начало





N:=1



N=7

да


нет

N:=N+1






отрежь




конец




Ведущая: просим уважаемое жюри подвести итоги третьего конкурса.

  1. Ведущая: конкурс «Алгоритмы в сказках».

Командам надо привести примеры сказок, в которых героям и персонажам приходится выполнять определенные алгоритмы для достижения своих целей, а иногда даже для спасения себя или своих близких. Каждый пример из сказки оценивается в 2 балла. Если алгоритм дополняется одним из способов записи алгоритма – в копилку команды добавляется еще 2 балла. На выполнение этого конкурса жюри дает вам 10 минут.

Пример. Витязь на распутье

начало

Прямо пойдешь



Да нет

Жизнь потеряешь





конец



Ведущая: уважаемое жюри, пожалуйста, ознакомьте нас с итогами последнего конкурса и объявите нам победителей сегодняшней игры!

Подведение итогов.

Ведущая: Уважаемые зрители, в ходе соревнования двух наших великолепных команд, знатоков алгоритмов, вы узнали историю возникновения понятия «алгоритм», что они бывают линейные, разветвляющиеся и циклические, как они представляются.

Так же вы узнали, где встречаются алгоритмы в повседневной жизни, что алгоритмы нужны для улучшения и удобства нашей жизни.

p.s.

Сценарий игры можно сопровождать презентацией. У ведущей должен быть помощник, который демонстрирует презентацию сидя за компьютером на экране с помощью проектора. На слайдах размещается весь материал к проведению игры. В начале каждого конкурса смена слайдов останавливается, на текущем слайде должна быть информация к данному конкурсу. С начала и до конца конкурса звучит мягкая тихая музыка, которую запускает помощник ведущей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!