СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Командная игра :"Путешествие в страну занимательной математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -игра разработан для пятого класса и был представлен на семенаре учителей математики г. Павловского Посада в 2018г

Просмотр содержимого документа
«Командная игра :"Путешествие в страну занимательной математики"»

Урок-командная игра:

« Путешествие в страну занимательной математики»

Аннотация к уроку:

В 2017-2018 учебном году наша гимназия осуществила переход от учебника математики для 5 класса автора Виленкин Н.Я. к учебнику Никольского С.Н. Изучая структуру учебника, содержание тем, я обнаружила после каждой главы дополнительные материалы, содержащие исторические сведения, теоретический материал, углубляющий содержание темы, занимательные задачи. Таким образом, я решила при составлении рабочих материалов выделить несколько уроков (в системе уроков они следуют за уроками контроля и коррекции знаний) для разбора подобных задач,для исследований и творчества учащихся. Такие уроки помогают учащимся как в достижении предметных результатов обучения,так и при формировании надпредметных учебных действий, способствуют успешному участию в олимпиадах и конкурсах.

На данном уроке мы обобщим полученные навыки решения творческих логических задач, в условиях взаимодействия ,сотрудничества исследуем некоторые геометрические и топологические объекты, а также рассмотрим старинные задачи по последней из пройденных тем. Урок построен согласно принципам личностно-ориентированного обучения, особенностям развития учащихся данного класса, их уровню обученности и обучаемости. Урок проводится в форме соревнования команд и сопровождается презентацией.

Реализация целей осуществляется в течение всего урока.

При работе осуществляется чередование разных видов деятельности учащихся, что способствует хорошей работоспособности, сохранению внимания и снятию утомления. Логически продуман переход от одного вида деятельности к другому. На уроке обеспечивается активное участие каждого ученика в процессе образования. Темп и ритм урока оптимальны. 

При подведении итогов урока проводится рефлексия, дается балльная и вербальная оценка деятельности учащихся.









Класс: 5Б

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний по основным темам и дополнительным материалам к курсу математики 5 класса.

Оборудование: презентация, заготовки из бумаги с заданиями, карточки.

Цели урока:

Предметные УУД: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным темам курса математики 5 класса и предметным дополнительным материалам курса.

Познавательные УУД: приобщение учащихся к творческой деятельности, расширение математического кругозора, развитие логического мышления, познавательного интереса

Регулятивные УУД: научатся самостоятельно анализировать условия достижения цели и планировать пути её достижения, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров,контроль и оценка результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, .

Личностные УУД: формировать чувства ответственности за результат работы,стремления к совершенствованию знаний, преодолению трудностей.

Учебник: Математика 5 класс С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин (2017 год)

Формы работы: Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.















ХОД МЕРОПРИЯТИЯ



Этап урока

Слайд презентации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемые результаты

1) Организационный этап

1,2 слайд

Класс делится на четыре команды ,выбираются капитаны команды, ее название (девиз). Из числа присутствующих учителей (приглашенных гостей, учащихся старших классов) избирается жюри (3 человека), отвечающее и контролирующее объективность игры.

Здравствуйте, дорогие ребята! сегодня мы с вами совершим необычное путешествие по очень большой стране, именуемой МАТЕМАТИКА. Путь наш будет неблизкий, но мы часто будем останавливаться на математических станциях, чтобы пополнить свой багаж знаний. Итак, мы отправляемся. В добрый путь!

Встречайте внимательных и любознательных, весёлых и находчивых, юных математиков из вагончиков и их капитанов

ВАГОНЧИК 1 (УДАЧА)Капитан Григорян Андрей

ВАГОНЧИК 2 (РАДУГА)Капитан Фомина Алина

ВАГОНЧИК 3 (ТОРНАДО). Капитан Гацук Наталья

ВАГОНЧИК 4 (АПЕЛЬСИН ) Капитан Муртазалиева Алина

Учащиеся делятся на 4 команды, размещаются за столами, готовятся к уроку


2) Актаулизация знаний (разминка)

1,2 слайд

Сейчас я попрошу Вас поднять кружочки-смайлики,которыми вы просигналите мне о Вашем настроениии и готовности начать путешествие. Зеленый-настроение хорошее,готовы к путешествию, Желтый-настроение нормальное, можем начинать, красный-настроение неуверенное ,но все впереди!

Для разминки учитель предлагает командам вопросы (за каждый правильный ответ присуждается 1 балл)

1)Паровоз едет со скоростью 80 км/ч и тянет 4 вагончика. С какой скоростью едет каждый вагончик?

2)Сколько бутербродов получится из батона ,если сделать 10 разрезов?

3)Книга стоит 100 рублей и еще полстоимости книги. Сколько стоит книга?

4)Сколь будет если полтину разделить на половину?

5) Число и месяц Машиного рождения можно записать крестиком и галочкой. Когда же родилась Маша?

Далее учащимся предлагаются шуточные вопросы:

1)Вышел зайчик погулять , лап у зайца ровно….

2)Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается два..

3)У меня собачка есть у нее хвостов аж …

4)Мышь считает дырки в сыре: три плюс две –всего …

5) Отличник тетрадкой своею гордится , внизу под контрольнй стоит…

Учащиеся показывают учителю индикатор настроения.

Отвечают на вопросы разминочного этапа игры

ПУУД

3) 1 конкурс –Станция «Деревушка Х»

3,4 слайд

Ребята! Мы с Вами подъезжаем к 1 станции «Деревушка Х» , сейчас вы получите первое задание.

Учитель раздает листы с подковами и изображениями домов и колодцев. Учащимся предлагается попробовать на раздаточных листах выполнить задание, от команды сдать один вариант, после обсуждения.

1)Как двумя ударами топора разрубить подкову на три,четыре,пять,шесть частей, не перемещая частей после удара?

2)Проложите от каждого домика дорожку к соответствующим воротам так чтобы дорожки не пересекались.

Индивидуально-командная работа.

Учащиеся в тетрадях пробуют разделить подковы на соответствующие части и после обсуждения оформляют ответный лист.

ПУУД,КУУД, РУУД

4) 2 конкурс Станция «Стройка 2Д»

5-8 слайд

-Мы приехали с Вами на необычную стройку. Ваш строительный материал –это фигуры пентамино. Пентамино — очень популярная логическая игра и головоломка одновременно. Элементы в игре — плоские фигуры, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов. Всего в игре участвует 12 элементов.

Первое задание на скорость. Учащимся предлагается собрать фигуру указанным способом (порядок расположения элементов виден на слайде).

Второе задание- сложить фигурки животных, причем указаны только входящие в состав элементы и очертания фигур.

Командная работа

Ребята получают набор Пентамино и выполняют совместно сборку фигур, согласно изображению на слайде.

ПУУД,КУУД

5)3 конкурс- Станция «Пожарная»

9,10 слайд

-Следующая наша станция «Пожарная» ,только здесь нам разрешать безопасно поиграть со спичками

Учитель раздает командам наборы спичек. Учащиеся могут зарисовывать задание в тетрадь. Задачи со спичками:

1) Из спичек сложены верные равенства. Нужно переложить одну спичку так чтобы получилось верное равенство

2)Уберите 4 спички чтобы стало не 9 квадратов ,а 5.

Учащиеся выкладывают из наборов спичек соответствующие изображения и изменив в них положение или количество спичек ,предоставляют результат

ПУУД,КУУД, РУУД

6) Физкульт-минутка


Ну-ка встали, улыбнулись

Выше-выше подтянулись

Плечи бодро распрямите

Поднимите-опустите

Вправо-влево повернитесь

Рук коленками коснитесь

Сжали кулачки, разжали

И на месте побежали

Ребята под руководством учителя выполняют упражнения


7) 4 конкурс- Станция «Историческая»

11-13 слайд

-Мы не можем обойти вниманием насущную тему наших уроков математики-Дроби. Сейчас мы прибыли на станцию Историческая и совершим маленький экскурс в историю возникновения дробей.

-Так же на этой станции Вам предлагается индивидуально решить старинную задачу:

Приходит пастух с 70 быками. Его спрашивают: - Сколько приводишь ты быков из своего многочисленного стада? Пастух отвечает: - Я привожу две трети от трети скота. Сочти, сколько быков в стаде?


Учащиеся слушают сообщение учителя.

Учащиеся индивидуально решают задачу и на маленькие карточки пишут получившийся ответ

ПУУД, РУУД

9) 5 конкурс- Станция «Исследовательская»

14,15 слайд

-Мы прибыли на самую интересную станцию «Исследовательская».

Учитель раздает ленты, ножницы и клей. Предлагает каждому учащемуся индивидуально потрудиться.

-Сегодня я предложу Вашему вниманию очень интересный объект-Ленту Мебиуса – это простая, но удивительная штука. Сделать ее можно за пару секунд, а сюрпризов, закономерностей и свойств у этого явления – масса. Чтобы это было понятнее на практике, возьмите обычную полоску бумаги, клей, соедините ее концы. Но обязательно так, чтобы один конец оказался перевернут относительно другого на пол-оборота. Вот и готова знаменитая лента Мебиуса.

Учитель предлагает разрезать ленту вдоль посередине, предварительно записав в тетрадь гипотезу о предполагаемом результате эксперимента.

После разрезания называет получившуюся фигуру (Афганская лента)

Далее учитель сам разрезает новую ленту вдоль на треть ширины, предварительно поинтересовавшись у класса- какие объекты могут получиться

Работа в парах. Ребята изготавливают ленту Мебиуса. После в тетради ребята записывают гипотезу. Разрезают ленту вдоль посередине.

Выдвигают гипотезы о том какие объекты могут получиться при разрезании ленты вдоль на треть ширины.

ПУУД, РУУД

10) 7 конкурс-Станция «Арифмагия»

16,17 слайд

Учитель раздает каждому учащемуся команд незаполненные магические квадраты.

-Ребята, Вам предлагается индивидуально заполнить ячейки магических квадратов цифрами 1,2,3,4,5,6,7,8,9 таким образом чтобы по горизонтали,по вертикали и по диагонали в сумме получалось число 15. (варианты расположения цифр могут быть различны). Баллы за верно выполненное задание суммируются .

Учащиеся заполняют магические квадраты, предварительно подсчитывая суммы в тетрадях.


10)Подведение итогов


Мы с Вами завершили наше путешествие и подведем итоги. Все справились просто замечательно!

Учитель подсчитывает баллы, объявляет порядок мест ,вписывает в диплом команду-победителя и вручает капитану.



11) Рефлексия,домашнее задание

18,19 слайд

-А сейчас я попрошу Вас приклеить в тетрадь один из разноцветных листочков. Прочитайте и выберите высказывание, характеризующее Ваше отношение к сегодняшнему уроку. Проанализируйте, был ли он для Вас интересен, полезен, что получилось ,а что осталось не понятным и требует дополнительной работы.

Заключительное слово учителя:

Перефразируя Л.Толстого, можно сказать, что человек подобен дроби, числитель – это хорошее, что о нем думают и говорят люди, а знаменатель – это то, что думает он о себе сам. Известное правило – чем больше числитель, тем больше дробь, верно не только в математике, но и в жизни. Не забывайте об этом. Утраивайте свои силы, объем знаний, из всех неудач и промахов извлекайте только положительный корень, а на мир смотрите через призму доброты и гуманности.

Домашнее задание:

1)Продолжить эксперименты с лентой Мебиуса (разрезание,покраска)

2)Выложить фигурками Пентамино свое имя

3) Попробовать составить магический квадрат 4*4


Учащиеся производят рефлексию деятельности на уроке.

Записывают домашнее задание.

РУУД,ЛУУД
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!