СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Командная игра «сохраним волгу»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игру рекомендуется провести в один из учебных дней в апреле или мае накануне экологического праздника «День Волги», который ежегодно отмечается 20 мая.

Просмотр содержимого документа
«Командная игра «сохраним волгу»»

КОМАНДНАЯ ИГРА

«СОХРАНИМ ВОЛГУ»

5–9-е КЛАССЫ


Игру рекомендуется провести в один из учебных дней в апреле или мае накануне экологического праздника «День Волги», который ежегодно отмечается 20 мая.


Мероприятие можно проводить для одного класса, для параллели классов или для сборных команд из представителей разных классов.


Цель занятия — знакомство с экологическими проблемами Волги и способами их решения.


В ходе мероприятия ребята:


  • узнают о значении Волги для жителей России;

  • познакомятся с основными экологическими проблемами реки и способами их ре- шения на разных уровнях;

  • примут участие в командной работе;

  • освоят азы дизайн-мышления;

  • смогут выбрать подходящий для себя способ внести вклад в решение экологиче- ских проблем.


Количество участников: любое.


Участников нужно разделить на группы. Рекомендуемое количество участников — от 3 до 8 человек, приблизительно одинаковое в каждой группе.

Продолжительность: 90–120 минут.


Для проведения игры вам понадобятся:


  • группы участников, ведущий, зрители (по желанию);

  • помещение подходящего размера;

  • по одному столу для каждой группы и стулья для всех участников;

  • оборудование для демонстрации презентации и видео со звуком;

  • материалы для прототипирования (бумага, ручки, пластилин, зубочистки, втор- сырье и т.п.) для каждой группы;

  • 2 микрофона, если игра проводится для большого количества участников.




ОПИСАНИЕ ИГРЫ


Игра направлена на раскрытие творческого потенциала и практику нестандарт- ного решения задач. В решении экологических проблем сегодня перед человече- ством стоит задача поиска оригинальных решений и выхода за пределы того, что мы умеем и знаем. С одной стороны, нам необходимо продолжить обеспечивать себя всем необходимым, не отказываясь от плодов научно-технической револю- ции, а с другой — как минимум, снизить негативное влияние на окружающую сре- ду, сделать нормой непричинение вреда природе и, как максимум, сделать так, чтобы хозяйственная деятельность человека улучшала общую среду обитания всех живых существ. Это непростая задача, требующая переосмыслить прогресс и научиться думать по-другому. Для этого в самых разных областях применяется дизайн-мышление. Это методика, которая помогает выйти за пределы существу- ющих стереотипов и привычных способов решения задачи, чтобы найти нестан- дартное решение. Главной особенностью дизайн-мышления, в отличие от ана- литического мышления, является не критический анализ, а творческий процесс, в котором порой самые неожиданные идеи ведут к лучшему решению проблемы.


В ходе игры ребятам предстоит посмотреть видеоурок, выбрать проблему, над решением которой им интересно поработать, освоить азы дизайн-мышления и со- здать прототипы устройств, которые помогут людям сохранить здоровье Волги.




ХОД ИГРЫ


Вы можете менять отведенное на выполнение заданий время по своему усмотре- нию в зависимости от возможностей и увлеченности участников. Однако перед выполнением задания важно сообщать участникам, сколько времени у них есть, чтобы ребята могли учиться расставлять приоритеты и правильно распоряжать- ся имеющимся временем. По согласованию с командами или ощущая необходи- мость, вы можете добавить к оговоренному дополнительное время.


Помните также, что задания не имеют правильных ответов. Важная составляющая игры — дать ребятам возможность проявить себя в творческом решении задач. Сложные проблемы часто обезоруживают нас, вызывают ощущение беспомощ- ности и желание отвернуться. Однако креативный подход поможет почувствовать

противоположное — решение проблем может быть увлекательным и приносить удовольствие. Чем больше людей проявят интерес к современным экологическим проблемам, руководствуясь искренним желанием принести пользу обществу и про- явить свои творческие способности, тем быстрее человечество найдет их решение.


СЛАЙД 1. ТИТУЛЬНЫЙ. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЩЕГО


Ведущий приветствует участников и рассказывает, что послужило поводом для проведения игры «Сохраним Волгу».


Ведущий: Приветствую вас, дорогие друзья! Наше сегодняшнее мероприятие по- священо экологическому празднику — Дню Волги, который отмечается 20 мая. Главная цель праздника Волги — привлечение внимания к экологическим пробле- мам реки и призыв к людям охранять от загрязнений волжские воды. Наша Вол- га — матушка и кормилица России — нуждается в бережном отношении. Сегодня мы с вами узнаем, что угрожает реке и как каждый из нас может помочь сохранить ее здоровье.


Просмотр видеоурока


Ведущий: Перед человечеством сегодня стоит важная задача — сохранить среду своего обитания. Опытным путем и с развитием науки людям удалось выяснить, что ресурсы природы не бесконечны и живые природные системы нельзя пере- гружать и эксплуатировать сверхинтенсивно. Важно найти и сохранять баланс между необходимой хозяйственной деятельностью и заботой об источнике всех наших благ. Однако большинство наших технологий сегодня не могут этого обе- спечить.


С одной стороны, нам необходимо продолжить обеспечивать себя всем необхо- димым, не отказываясь от плодов научно-технической революции, а с другой — как минимум, снизить негативное влияние на окружающую среду, сделать нормой непричинение вреда природе и, как максимум, сделать так, чтобы хозяйственная деятельность человека улучшала общую среду обитания всех живых существ. Это непростая задача, требующая переосмыслить прогресс и научиться думать по-другому. Для этого в самых разных областях применяется дизайн-мышление.


Вы что-нибудь слышали о дизайн-мышлении? Можете предположить, что это такое?


Ребята отвечают.


Ведущий: Я предлагаю вам сегодня попробовать себя в поиске решений важных для нашей страны вопросов и познакомиться с основами дизайн-мышления.


СЛАЙД 2

Ведущий: Процесс решения проблемы с помощью дизайн-мышления состоит из пяти этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототип и тестирование. Мы с вами пройдем через все эти этапы и постараемся найти способы сохранить здоровье Волги. Итак, на первом этапе необходимо выяснить, что же нужно лю- дям, перед которыми стоит та или иная проблема или задача. Знаете ли вы, что такое эмпатия?

Ребята отвечают.


Ведущий: Эмпатию можно определить как умение включиться в переживания и опыт других людей, понять, что на самом деле их волнует, их потребности и же- лания.


СЛАЙД 3

Ведущий: В течение 3 минут обсудите в группах и запишите ответы на вопрос: Что означает «здоровая река» и почему людям нужно, чтобы Волга была здоровой?

Участники выполняют задание в группах. По истечении времени каждая группа называет по кругу по одному ответу, не повторяя те, которые уже были озвучены, и дополняет свои списки.


СЛАЙД 4

Ведущий: Мы выяснили, чего хотят люди. Теперь давайте определим, что мешает Волге быть здоровой.


Проблема № 1. Волга является экономической артерией нашей страны. Она обе- спечивает водой и энергией огромное количество населенных пунктов, промыш- ленных и сельскохозяйственных предприятий. Мы забираем воду из реки, ис- пользуем ее и возвращаем обратно, не утруждая себя как следует ее очистить. Волга уже исчерпала свои возможности по самоочищению. После постройки дамб волжские водохранилища стали практически непроточными, загрязнения не вы- мываются течением, а накапливаются на дне. Это наносит серьезный ущерб ее биологическим ресурсам. Поэтому, если ничего не предпринимать, в недалекой по историческим меркам перспективе волжская вода вообще может стать непри- годной для людей. Очистные сооружения часто отсутствуют, физически износи- лись или технологически устарели. Эксперты говорят, что для оздоровления Вол- ги нужно наладить в Волжском бассейне экологический мониторинг состояния окружающей среды, запустить строительство, модернизацию очистных сооруже- ний жилищно-коммунального хозяйства, внедрить на предприятиях наилучшие технологии по очистке сточных вод, а на вредных производствах в обязательном порядке установить современные автоматизированные системы контроля стоков.


Проблема № 2. В Волге с каждым годом становится меньше воды. Чтобы предот- вратить обмеление, важно позаботиться о малых реках, которые несут свои воды в Волгу. Они мелеют из-за вырубки лесов на их берегах, а также превращаются в свалки из-за обилия мусора на берегах.


Проблема № 3. Бассейн Волги загрязняют несколько сотен затонувших и брошен- ных плавсредств, в том числе нефтеналивных, пассажирских, грузовых судов. Они содержат остатки топлива, которые вымываются течением. Некоторые суда зато- нули с остатками грузов — зачастую это ядохимикаты, которые со временем вы- мываются и попадают в воду. Ржавеющее железо, оставшееся горючее и опасные грузы медленно отравляют Волгу. Затопленные суда могут создавать препятствия течению и представлять опасность судоходству. Если затонувшее судно находится рядом с теплоэлектростанцией, загрязненная отходами вода может привести в не- исправность оборудование и оставить без тепла населенный пункт. Подъем зато- нувших судов стоит немалых денег, и каждая операция по-своему уникальна. Важно

не нанести вреда тяжелой техникой, а также найти способ грамотно утилизировать судно, чтобы оно не продолжило загрязнять окружающую среду на свалке.


Проблема № 4. Если человек знает и любит природу, понимает, какие процес- сы в ней происходят, к каким последствиям приводит тот или иной поступок, на- сколько тесно мы связаны с окружающей средой, он не станет вредить самому себе, как не станет рубить сук, на котором сидит. Все хотят дышать чистым возду- хом, пить чистую воду, есть безопасную пищу, но далеко не все понимают, как мы сами себя лишаем этих благ, принимая неверные решения или надеясь, что при- рода сама о себе позаботится и будет бесконечно снабжать нас всем, что мы по- желаем. Важно, чтобы намерение сохранить Волгу и необходимые экологические знания были у каждого жителя приволжских регионов. Также важно развивать добровольчество (волонтерство), общественный контроль и другие гражданские инициативы, когда простые люди помогают государству и бизнес-компаниям при- нимать и реализовывать правильные решения, служащие общему благу.


Я предлагаю вам поразмышлять над решением одной из предложенных проблем. Выберите ту, которая вам наиболее интересна, и сформулируйте вопросы, на ко- торые будете искать ответ. Решением проблемы может стать устройство, техно- логия, система или последовательность действий. Например, роботы-рыбы могут обнаруживать затонувшие объекты под водой, делать экспресс-тест воды и опре- делять, насколько объект опасен, а также передавать GPS-координаты и другие данные. Подумайте, какие устройства могут очищать воду, обнаруживать загряз- нения, помогут справиться с накопленным мусором, превращать вредное и не- нужное в полезное и сделать так, чтобы новые отходы не появлялись, какие тех- нологии помогут быстро и эффективно обучать людей или напоминать им о том, как вести себя правильно, и т.п.


Участники обсуждают в группе и выбирают проблему, над решением которой хо- тят поработать.


СЛАЙД 5

Ведущий: Итак, вы выбрали проблему, над решением которой хотите поработать. Пришло время генерации идей. Вам нужно придумать устройства и процессы, ко- торые помогут решить вашу проблему наилучшим способом и оздоровят Вол- гу. Направьте свои решения на устранение причин проблемы, то есть думайте не только о том, как устранить последствия, но и как сделать так, чтобы похожая проблема больше никогда не возникала.


В процессе генерации идей есть важное правило: не должно быть никакой кри- тики. В течение 10 минут вам нужно будет записать все идеи, которые приходят в голову, даже самые бредовые. В течение этого времени нет никаких ограниче- ний, просто генерируйте, фантазируйте, фонтанируйте идеями и обязательно все фиксируйте. Договоритесь, кто в группе будет записывать идеи, и решите, буде- те ли вы озвучивать их по кругу или в произвольном порядке. Постарайтесь, что- бы у каждого члена группы была возможность высказать свои идеи. Командная работа очень важна, поэтому старайтесь сотрудничать, подхватывать и развивать идеи друг друга. Первые 5–10 идей обычно стандартные и скучные, а потом начи- наются интересные и оригинальные, так что попробуйте сломать шаблоны и вый- ти за рамки очевидных решений. И еще раз напомню: никакой критики, самые безумные идеи приветствуются!

Участники выполняют задание в группах.


Ведущий: Теперь вам предстоит выбрать одну, лучшую идею. Для этого пусть каж- дый участник группы отметит три наиболее понравившиеся идеи. Вы можете по- ставить «галочки» или любые другие знаки в общем списке рядом с понравившей- ся идеей. За одну идею вы можете отдать только один голос.


Участники голосуют и выбирают одну идею, с которой они продолжат работать дальше, подсчитывают голоса и при необходимости проводят дополнительное го- лосование среди выбранных идей, если голоса разделились поровну.


СЛАЙД 6

Ведущий: Настало время эксперимента. Теперь попробуйте сделать прототип ва- шего решения. Вы знаете, что это такое?


Участники отвечают.


Ведущий: Прототип — это то, что объясняет, как будет работать решение. Это мо- жет быть рисунок или модель из подручных материалов. Создание прототипа не- обходимо для того, чтобы проверить работоспособность своей идеи, представить ее публике и получить отзывы. Создайте прототип вашего изобретения и сделай- те это так, чтобы другие люди могли понять вашу идею и представить себе, как она будет выглядеть и работать. Создавайте картинки, осязаемые материалы, пусть прототип задействует как можно больше чувств. Можете сперва сделать эскиз на бумаге или сразу переходите к конструированию.


Участники в группах создают прототипы своих изобретений из подручных матери- алов (15–20 минут). Заранее приготовьте наборы материалов, чтобы группы могли выбрать те, которые им больше всего подходят. Ни в коем случае не покупайте специально одноразовый «мусор», постарайтесь собрать то, что уже было исполь- зовано и есть под рукой. Это могут быть бумажные черновики, картонные коробки, пластиковые бутылки и крышечки от них, алюминиевые и стеклянные банки, пено- пласт, другая упаковка от продуктов с интересной формой и фактурой. Скреплять детали можно кусочками пластилина, скрепками, веревкой, канцелярский клеем или бумажным скотчем. Также участникам могут понадобиться ножницы, макет- ные ножи и шило. Напомните ребятам о технике безопасности при работе с этими инструментами. После занятия по возможности сдайте материалы в переработку или используйте повторно.


СЛАЙД 7

Ведущий: Итак, прототипы готовы. Можно переходить к тестированию. Представ- ление прототипа публике поможет вовремя заметить недостатки и доработать идею. Воплощение идей требует больших затрат времени и денег, поэтому важ- но убедиться в том, что решение работает и подходит пользователям. За столом каждой группы сейчас останется один или два человека, а остальные участники переместятся за столы других групп. «Хозяева» стола будут представлять «го- стям» свои прототипы, а гости смогут задавать вопросы и предлагать улучшения.

«Хозяевам» нужно будет зафиксировать комментарии «гостей», а когда группа вернется, обсудить с ней замечания и предложения и сделать доработки, если потребуется.

Группы представляют свои прототипы членам других групп. Участники могут хаотично перемещаться по группам по своему желанию (при небольшом количе- стве групп и участников) или двигаться по кругу по сигналу ведущего (при боль- шом количестве групп и участников). Рекомендуется отвести 3–5 минут на презен- тацию и обсуждение, а затем дать сигнал к смене группы. Повторите этот процесс несколько раз в зависимости от имеющегося в вашем распоряжении времени. По- сле возвращения в свои группы дайте участникам немного времени на обсужде- ние вопросов и комментариев, а также доработку идеи и/или прототипа.


Если у вас достаточно времени, можете сделать общую презентацию, во время которой каждая группа представит свой проект всем участникам. Отведите на вы- ступление около 2 минут. На этом этапе ребятам понадобятся не только навыки публичного выступления, но и умение доходчиво и увлекательно отстаивать свое предложение. Также все прототипы можно выставить рядом и дать возможность каждому участнику проголосовать за наиболее понравившийся (за работу своей группы голосовать нельзя). Каждый участник может использовать один, два или три голоса по вашему усмотрению, чтобы были оценены как можно больше работ.


СЛАЙД 8 Подведение итогов и рефлексия


Подведите итоги. Поблагодарите участников за их заинтересованность, актив- ность, креативность. Сделайте акцент на том, что в игре нет победителей и про- игравших. Волге нужны и важны усилия каждого! Призовите ребят развивать творческое мышление и получать знания, которые помогут решать задачи, прино- сящие пользу людям и природе.


Обсудите впечатления участников с помощью вопросов: Что нового вы узнали (о Волге или друг о друге)?

Что больше всего вам понравилось и запомнилось?

Что вы планируете сделать в ближайшее время или в будущем для сохранения Волги?






2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!