КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС РУКОВОДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ПРАКТИКЕ ПРИНЦИПОВ
УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАЦИИ «ТОЙОТА»)
Новикова Л.А, заместитель директора по воспитательной работе
МОУ «Школа №119 г.Донецка»
В условиях направленности образовательного пространства на внедрение инноваций и личностную ориентацию, целью которых является создание условий для самореализации учащегося, особую актуальность приобретает проблема формирования такой системы управленческой деятельности в учебном заведении, при которой руководитель будет выступать главным субъектом формирования педагогического коллектива как команды, способной целенаправленно организовывать целостное образовательное пространство, решая задачи поэтапного перехода к стандартам инновационного образования.
Считаем целесообразным в процессе командообразования взять за основу для управленческих действий положительный опыт управления человеческим ресурсом, сформулированный в принципах деятельности корпорации «Тойота». Согласно этим принципам, главной ценностью организации считаются рядовые работники, которые являются не только звеньями образовательной цепи, они могут решать проблемы, быть новаторами и совершенствовать образовательный процесс. Как и в корпорации, так и в учебном заведении, при определении стратегии развития и в повседневной деятельности работники должны придерживаться принципов социальной ответственности, то есть целью образовательной деятельности становится не только обучение школьника (готовый продукт), но и содействие социальному прогрессу, укреплению нравственной устойчивости и формированию правового сознания всех участников образовательно-воспитательного процесса.
Управленцам особое внимание следует уделить профессиональному развитию персонала, систематическими должны стать программы сообучения, тренингов, стажировок, взаимообмена опытом в процессе как теоретического, так и практического обучения.
Конечно, прежде, чем внедрять в практику такое управление, руководитель образовательного учреждения должен построить стратегический план: изучить образовательные запросы населения, обеспечить учебное заведение специалистами соответствующего уровня, предусмотреть пути удовлетворения образовательных запросов наиболее экономичными способами, но без потери качества предоставляемых образовательных услуг. В основу стратегического плана развития следует положить принципы, разработанные вице-президентом Тоyota Motor Таичи Оно.
К образовательным услугам общеобразовательного учебного заведения их можно адаптировать следующим образом:
1.Оказывать такие образовательные услуги, на которые есть запрос, и тогда, когда этот запрос имеется. Все остальное способствует расточительству.
2. При возникновении проблемы, ошибки, приводящей к сбою образовательного процесса, следует сразу же найти ее причину, устранить ее с целью недопущения в будущем. Но делается это не просто механически. Работники должны проанализировать ситуацию, выявить не один, а все возможные факторы, которые привели к аналогичной ситуации.
3. Все педагогические работники должны постоянно повышать качество предоставляемых образовательных услуг, совершенствовать образовательный процесс и повышать собственный профессиональный уровень. При анализе образовательной деятельности равноправными являются показатели как количества, так и качества предоставляемых услуг. В то время, как в других образовательных учреждениях для улучшения деятельности учитываются лишь мысли штатных экспертов, мы склоняемся к мнению, что следует (как и в компании Тоyota) каждому работнику образовательного учреждения дать навыки, инструменты и разрешение на решение текущих проблем в случае их возникновения и полномочия предотвращать появление новых проблем еще до их развития и укоренения. Таким образом руководитель получит от своих подчиненных больше, чем конкуренты от своих.
В результате реализации этих пунктов сформируется качественно новая система взаимоотношений в педагогическом коллективе: объединение вокруг базовых целей деятельности и возникающих проблем, переориентация основ профессионального взаимодействия, формирования педагога как активного участника образовательных реформационных, а вследствие этого- формирование командного духа, синергетики коллектива, психологической готовности к сотрудничеству по оптимизации профессиональной деятельности, повышение статуса учебного заведения.
В большинстве своем традиционные команды управления, не желая меняться, могут держать в заложниках возможности учебного заведения для процветания в будущем. Поэтому нужен кризис в организации, чтобы перейти к внедрению новой системы управления. А начать нужно с поиска среди педагогических работников людей с неформатными увлечениями, с неокостеневшие взглядами, которые не боятся бросить вызов традиционной авторитарной форме управления. Предоставляя таким работникам право 10-15% своего рабочего времени проводить в разработке и реализации текущих проектов, будучи при этом членом определенных динамических групп, руководитель учебного заведения уже совсем скоро увидит больше вариантов для развития учебного заведения, а принимаемые им управленческие решения будут не однобоко субъективными, а подкрепленные многовариантной проверкой.
Ни одно учебное заведение не может опровергнуть тот факт, что с каждым годом действительность становится менее надежным проводником в будущее, где существующие формы и методы управления будут все меньше подходить. Вот почему нужны изменения. Изменения, за которые выступает наше учебное заведение, - это адаптация и внедрение в практику принципов управления кадровым ресурсом, разработанных компанией Тоyota Motor.