СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Командообразующие упражнения (тимбилдинг) и рекомендации для руководителя по формированию команды

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения могут быть использованы как для формирования педагогического коллектива директором, так и ученического коллектива классными руководителями.

Просмотр содержимого документа
«Командообразующие упражнения (тимбилдинг) и рекомендации для руководителя по формированию команды»

Упражнения на командообразование


Цель: осознание участниками сходства друг с другом, своего места в группе, определение общегрупповых ценностей. Приобретение опыта группового взаимодействия, улучшение коммуникации между членами группы, получение участниками опыта успешного достижения групповой цели. Создание условий для проявления лидерских способностей.

Упражнение «Образуем круг»

Ведущий: «Мы все очень разные. Интересуемся разными вещами, увлекаемся различными хобби. Но все-таки между нами есть сходства. Следующее упражнение поможет некоторым участникам открыться поновому и, в свою очередь, узнать что-то новое неожиданное о других». В начале упражнения необходимо выбрать одного добровольца. Доброволец выходит в центр круга и говорит «Я люблю кошек», например. Фразу можно заменить, например, «Я увлекаюсь…». Тот человек, который разделяет его интересы, подходит к нему и берет его за руку. И в свою очередь говорит: «Я люблю…». И таким образом образуется цепочка. В конце последний участник берет за руку первого и круг замыкается.

Время проведения: 10-15 минут

Упражнение «Клад»

Инструкция: Представьте, что ваша группа, находясь в походе, нашла настоящий клад. И у вас после этого оказалась 1000 золотых монет старинной чеканки. Ваша задача – разделить эти деньги. Как вы будете это делать, решать вам самим. Критерии отбора и процедуру принятия решения определите самостоятельно. У вас на это есть 5 минут. Запрещено: бросать жребий и распределять вознаграждение поровну. Если вы не сумеете разделить деньги за отведенное время, их у вас конфискуют.


Упражнение «Город группы»

Данное упражнение предполагает одновременное рисование в пределах общей территории: города группы.

Ведущий: «предлагаю нарисовать город нашей школы и поселить себя в нем. В городе может быть инфраструктура – кафе, магазины и т.д. В черте города может быть лес, река, озеро, парк. Не ограничивайте себя в творчестве» (на выполнение задания отводится 10 минут). После того, как участники закончат рисовать, рисунок «города группы» кладется в центр круга.

Обсуждение: Почему ты выбрал данное место для "строительства" своего дома?

-Ты поместил себя в центр листа на краю? Почему?

- С кем рядом ты построил свой дом?

- Участники "поселили" свои персонажи в свои дома или в построенные кем-то другим? И почему?

- Какую лепту ты внес в общий рисунок?

- Какую роль ты выполнял в процессе работы?

- Какую роль выполняли другие? Выявился ли лидер в процессе работы? Комфортно ли тебе было работать с коллегами?

Реквизит: ватман, цветные карандаши, фломастеры. Время проведения: 30 минут.


Рекомендации для руководителя по формированию команды

Успех развития команды состоит из 4 этапов:

  • Формирование (оценка и отбор)

  • Дисциплина (поддержание авторитета и личного развития)

  • Развитие (мотивация, вовлеченность, результативность)

  • Признание (работа с преемниками, делегирование)

На первом этапе происходит отбор кандидатов. Главный фактор, которым характеризуется первый этап – принятие решения о найме человека на работу. Взвешенные решения при отборе обеспечивают командную работу:

  • Правильно подобранные люди не нуждаются в дополнительной мотивации (изначально мотивированы)

  • Нет конкуренции внутри команды – каждый понимает свою задачу и занимается ей

  • Четкие зоны ответственности: каждый человек – лидер на своей задаче

Если кандидат нравится «покупателю», то начинается процесс уговоров.
ВАЖНО: для формирования команды руководителю необходимо уметь следующее:
· Описывать и структурировать задачи, которые требуют решения
· Оценивать и отбирать кандидатов для решения данных задач
Это кропотливый труд, который требует внимания, терпения, готовности понять и разобраться в человеке. Даже при наличии профессионального рекрутера данную задачу никто за руководителя не сделает.
Результат первого этапа– закрытые вакансии. Для каждой задачи определен человек, который готов и хочет ее выполнять. Если кандидат подобран правильно, то не возникает вопросов, связанных с мотивацией. Лучшая мотивация – это выполнение «своей» задачи.

На втором этапе руководителю нужно показать, кто в доме хозяин. Это актуально, когда возникают конфликтные ситуации внутри коллектива. Распространённые причины конфликтов: неопределенность границ, понимания «территории», рамок «можно» и «нельзя». Важно навести порядок. Ситуация может быть осложнена, если команда «досталась» руководителю, и он не участвовал в ее формировании.
Руководитель выступает в роли «вождя» – устанавливает правила и наводит порядок в своем доме. Он формирует собственный авторитет и уважение к себе. Кто задает правила – тот и лидер. Без установленных правил возникает риск появления «альтернативной власти».

ВАЖНО: управляя конфликтом, руководитель формирует порядок и уважение в коллективе.
На этом этапе действует следующий алгоритм работы:

  • Определение поведения, которое не устраивает руководителя

  • Формулирование и установление правил

  • Предоставление корректирующей обратной связи в случае нарушения (подробнее в статье)

  • Открытая конфронтация при отсутствии предыдущих пунктов (в отрывке из фильма «Человек, который изменил все»)

В результат данного этапа формируется порядок и дисциплина. Люди готовы выполнять требования руководителя и принимают правила игры. Если порядок установлен, то не возникает вопросов, связанных с пониманием, уважением, дисциплиной и решением конфликтных ситуаций.
Если руководитель не готов устанавливать правила и управлять конфликтными ситуациями, то, к сожалению, не сможет стать результативным управленцем. Управлять будет не он – управлять будут им.

На третьем этапе задача руководителя – создать благоприятные условия для развития команды. Важно, чтобы люди поверили в себя, начали развивать свои таланты и достигать большего.
Роль руководителя снова меняется. Теперь он выступает в роли «тренера» для своей команды. Ценность роли «тренера» – это гармоничное сочетание поддержки и вызова. Вызов формирует азарт, а поддержка – уверенность. Это способствует прогрессу и развитию сотрудников. Задача руководителя – усилить сильные стороны сотрудников и помочь справиться со слабостями (деструкторами).
На примере отрывков из фильмов «Легенда 17», «Дублеры», «Тренер» и «Человек, который изменил все» мы видим, как поменялась роль руководителя.
На этом этапе действует следующий алгоритм работы:

  • Определение деструкторов поведения

  • Подбор инструмента в формате «вызов и поддержка»

Результат третьего этапа – развитие, взросление сотрудников. Благодаря этому они переходят на новый уровень и ощущают в себе способность брать большую ответственность, чувствуют мотивацию и готовность побеждать.

На четвертом этапе наступает момент, когда руководителю нужно как бы отойти в сторону и предоставить сотрудникам место для самостоятельного движения вперед. Важно, чтобы люди приняли на себя больше ответственности.
Теперь руководитель выступает в роли «советника». Он больше доверяет, делегирует, общается на равных и подключается только по запросу. Структура отношений становится более плоской. Руководитель может смело предъявлять свои слабости. Это уже не влияет на дисциплину и его авторитет. Рядом с ним взрослые и самостоятельные люди, которые прошли большой путь.

На этом этапе действует следующий алгоритм работы:

  • Признание силы и возможностей сотрудников (благословение)

  • Снятие с себя части полномочий, переход на роль наставника/ советника

В результат данного этапа формируется самостоятельная работа команды и отдельных участников, а так же появляются новые лидеры.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!