Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московской области
«Академия социального управления»
кафедра математических дисциплин
Самостоятельная работа № 5
Тема. Комбинаторика. Статистика
Выполнила
слушатель учебного курса
«Особенности методики обучения математике при подготовке школьников к итоговой аттестации»
учитель математики
МОУ Порецкая СОШ Можайского района
Новикова Светлана Николаевна
Руководитель курса:
к.ф-м.н., доцент кафедры математических дисциплин
Ю.В. Гавриленко
Москва, 2016
Математическая статистика – это раздел математики, изучающий методы сбора, систематизации и обработки результатов наблюдений случайных массовых явлений с целью выявления существующих закономерностей.
Ряд чисел, полученный в результате статистического исследования, называется статистической выборкой или просто выборкой, а каждое число этого ряда – вариантой выборки.
Медианой упорядоченного ряда чисел с нечётным числом членов называется число, записанное посередине, а медианой упорядоченного ряда чисел с чётным числом членов называется среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине.
Найденные значения характеризует средний показатель ряда Медианой произвольного ряда чисел называется медиана соответствующего упорядоченного ряда. Обычно медиану находят в тех случаях, когда хотят определить те значения, которые превосходят срединное значение или меньше его.


Задача: Оля записывает на доске ряд чисел, одно за другим, а Маша вычисляет их медиану и записывает её в тетрадь Первое число которое записала Оля 1 В Машиной тетрадке оказались числа 1;2;3;2,5;3;2,5;2;2;2;2,5
Какое число было записано на доске четвертым?
Какое число было записано на доске восьмым?
Решение:
Оля записывает на доске ряд чисел, одно за другим, а Маша вычисляет их медиану и записывает её в тетрадь Первое число которое записала Оля 1 и у Маши 1
Если а
, то медиана
а
= 3.
Получим упорядоченный ряд 1,3,а
,а
по возрастанию ,и т.к. медиана у Маши 3,то а
≥ 3, т.к следующая медиана 2,5 то этот случай и случай 1,3, а
,а
, невозможен . Имеем: 1, а
, 3, а
Медиана:
= 2,5
а
=2
Случай а
,3,1, а
невозможен ( медиана 2). Значит
= 2.
Имеем: Оля: 1, 3, а
, 2 ( а
≥ 3)
Маша: 1, 2, 3, 2,5
Случай 1,2,3,а3,а5 не может быть а5
3, а6 куда попадёт ? медиана 2,5
а6 = 2
Получили: 1, а6 ,2,3, а3,а5 , а5 ≥ 3, а6 ≤ 2
Имеем Маша: 1;2;3;2,5;3;2,5;2;2;2 Добавим а7 ≤ 2 т,к, медиана 2, тогда
1,а6,а7,2,3,а3,а5. Добавим а8 , медиана 2 ,значит а8 =2 или ….
Если а8 =2 .то а7=2,тогда имеем :1;а8;а6;2;2;3;а5;а6;
Добавим а9 , медиана 2 ,значит а8 ≤ 2 и получим: 1; а8; а6; 2; 2;2; 3; а5; а6;
Если добавим а10 =3 но медиана 2,5 это невозможно
Вывод:
Если добавим а8, то медиана 2
Если добавим а9, то медиана 2, значит а8 = 2
Если а8
2, то а6 =2 и а7 =2 тк медиана 2,5 , то а10 =3
Используемая литература.
И. Р. Высоцкий, И. В. Ященко «ЕГЭ 2012 Математика. Задача В10. Теория вероятностей. Рабочая тетрадь». М.: МЦНМО, 2012.
Л. Н. Евич, Л. С. Ольховская, А. С. Ковалевская «Математика. Подготовка к ЕГЭ 2012. Элементы теории вероятностей и статистики» /под редакцией Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.
А. Роганин «МАТЕМАТИКА. Все темы для подготовки к ЕГЭ». М.: ЭКСМО, 2011.
П. И. Захаров, А. В. Семенов, И. В. Ященко, «ЕГЭ-2012. Математика. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся». М.: Интеллект-Центр, 2012.
И. Высоцкий «Готовимся к ЕГЭ. Задача В10 – вероятность». Журнал «Математика в школе» №1 2012.
А. Г. Клово «Математика. Тесты к ЕГЭ». Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.