Теория вероятностей и комбинаторные правила решения задач
Классическое определение вероятности
Стохастическим называют опыт, если заранее нельзя предугадать его результаты. Результаты (исходы) такого опыта называются событиями .
Пример : выбрасывается игральный кубик (опыт) ;
выпадает двойка (событие).
Событие, которое обязательно произойдет в результате испытания, называется достоверным , а которое не может произойти, - невозможным .
Пример : В мешке лежат три картофелины.
Опыт – изъятие овоща из мешка.
Достоверное событие – изъятие картофелины.
Невозможное событие – изъятие кабачка.
Классическое определение вероятности
Равновозможными называют события, если в результате опыта ни одно из них не имеет большую возможность появления, чем другие.
Примеры : 1) Опыт - выбрасывается монета.
Выпадение орла и выпадение решки –
равновозможные события.
2) В урне лежат три шара. Два белых и синий.
Опыт – извлечение шара.
События – извлекли синий шар и извлекли
белый шар - неравновозможны.
Появление белого шара имеет больше шансов..
Классическое определение вероятности
Несовместимыми (несовместными) называют события, если наступление одного из них исключает наступление других.
Пример : 1) В результате одного выбрасывания выпадает
орел (событие А) или решка (событие В).
События А и В - несовместны.
2) В результате двух выбрасываний выпадает
орел (событие А) или решка (событие В).
События А и В - совместны. Выпадение орла в первый раз
не исключает выпадение решки во второй
Классическое определение вероятности
Полной группой событий называется множество всех событий рассматриваемого опыта, одно из которых обязательно произойдет, а любые два других несовместны.
События образующие полную группу называют элементарными.
Пример : 1) Опыт – один раз выбрасывается монета.
Элементарные события : выпадение орла
и выпадение решки образуют полную группу.
Классическое определение вероятности
Вероятностью случайного события А называется отношение числа элементарных событий, которые благоприятствуют этому событию, к общему числу всех элементарных событий, входящих в данную группу.
P(A) = m/n
Для конечных множеств событий при нахождении m и n широко используют правила комбинаторики.
Задача №1 : Сколько двузначных чисел можно
составить, используя цифры 7 ; 8; 9
(цифры могут повторяться) ?
В данном случае легко перебрать все комбинации.
77
78
79
88
87
89
99
97
98
9 вариантов
Задача №2 : Сколько пятизначных чисел можно
составить, используя цифры 7 ; 8; 9
(цифры могут повторяться) ?
Как видим, в этой задаче перебор довольно затруднителен.
Решим задачу иначе.
На первом месте может стоять
любая из трех цифр – 3 варианта.
На втором месте может стоять
любая из трех цифр – 3 варианта.
На третьем месте может стоять
любая из трех цифр – 3 варианта.
На четвертом месте может стоять
любая из трех цифр – 3 варианта.
На пятом месте может стоять
любая из трех цифр – 3 варианта.
Комбинаторное правило умножения
Задачи открытого банка
№ 1
В чемпионате по гимнастике участвуют 50 спортсменок: 24 из США, 13 из Мексики, остальные — из Канады. Порядок, в котором выступают гимнастки, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсменка, выступающая первой, окажется из Канады.
№ 1 В чемпионате по гимнастике участвуют 50 спортсменок: 24 из США, 13 из Мексики, остальные — из Канады. Порядок, в котором выступают гимнастки, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсменка, выступающая первой, окажется из Канады.
Благоприятное событие А : первой выступает
спортсменка из Канады
К-во всех событий группы : n=?
К-во благоприятных
событий : m = ?
Соответствует количеству всех гимнасток.
n= 50
Соответствует
количеству
гимнасток
из Канады.
m =50-(24+13)=13
23.04.20
№ 2
В среднем из 1400 садовых насосов, поступивших в продажу, 14 подтекают. Найдите вероятность того, что один случайно выбранный для контроля насос не подтекает.
№ 2 В среднем из 1400 садовых насосов, поступивших в продажу, 14 подтекают. Найдите вероятность того, что один случайно выбранный для контроля насос не подтекает.
Благоприятное событие А : выбранный насос
не подтекает.
К-во всех событий группы : n=?
Соответствует количеству всех насосов.
n= 1400
К-во благоприятных
событий : m = ?
Соответствует
количеству
исправных
насосов
m =1400-14=1386
23.04.20
№ 3
Фабрика выпускает сумки.
В среднем на 190 качественных сумок приходится восемь сумок со скрытыми дефектами. Найдите вероятность того, что купленная сумка окажется качественной. Результат округлите до сотых.
№ 3 Фабрика выпускает сумки. В среднем на 190 качественных сумок приходится восемь сумок со скрытыми дефектами. Найдите вероятность того, что купленная сумка окажется качественной. Результат округлите до сотых.
Благоприятное событие А : купленная сумка
оказалась качественной.
К-во всех событий группы : n=?
Соответствует количеству всех сумок.
n= 190+8=198
К-во благоприятных
событий : m = ?
Соответствует
количеству
качественных
сумок.
m =190
23.04.20
Вероятность и правило произведения
Два события называются независимыми , если появление одного из них не влияет на вероятность появления другого.
Правило произведения (теорема об умножении вероятностей)
Вероятность совместного появления двух независимых событий равна произведению вероятностей этих событий.
Теорема о сложении вероятностей
Вероятность появления одного из двух несовместных событий равна сумме вероятностей этих событий.
№ 4
В кармане у Пети было 4 монеты по рублю и 2 монеты по 5 рублей.
Петя, не глядя, переложил какие-то три монеты в другой карман.
Найдите вероятность того, что пятирублевые монеты лежат в разных карманах.
Вероятность и правило произведения
Решение:
Всего 6 монет. Возможны варианты перекладывания:
1 карман 2 карман
5 1 1 5 1 1
1 5 1 1 5 1
1 1 5 1 1 5
P 1 = 2 /6 * 4 /5 * 3 /4 = 1 /5
« 5 » « 1 » « 1 »
P 2 =4/6 * 2/5 * 3/4 = 1/5
« 1 » « 5 » « 1 »
P 3 =4/6 * 3/5 * 2/4 = 1/5
« 1 » « 1 » « 5 »
P = P 1 + P 2 + P 3 = 3/5 = 0,6
№ 4
В кармане у Пети было 4 монеты по рублю и 2 монеты по 5 рублей.
Петя, не глядя, переложил какие-то три монеты в другой карман.
Найдите вероятность того, что пятирублевые монеты лежат в
разных карманах.
№ 5 В случайном эксперименте бросают три игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 7 очков. Результат округлите до сотых.
№ 5 В случайном эксперименте бросают три игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 7 очков. Результат округлите до сотых.
Опыт : выпадают три игральные кости.
Благоприятное событие А : в сумме выпало 7 очков.
К-во благоприятных
событий m = ?
К-во всех событий группы n=?
1- я кость - 6 вариантов
2-я кость - 6 вариантов
3-я кость - 6 вариантов
313
322
331
115
124
133
142
151
214
223
232
241
511
412
421
23.04.20
№ 6 В случайном эксперименте симметричную монету бросают четырежды . Найдите вероятность того, что орел не выпадет ни разу.
№ 6 В случайном эксперименте симметричную монету бросают четырежды. Найдите вероятность того, что орел не выпадет ни разу.
Условие можно трактовать так : какова вероятность того,
что все четыре раза выпадет решка ?
К-во всех событий группы n=?
1- й раз - 2 варианта
2-й раз - 2 варианта
3-й раз - 2 варианта
4-й раз - 2 варианта
К-во благоприятных
событий m = ?
m= 1
Четыре раза выпала
решка.
23.04.20
Самостоятельная работа
1 вариант
2 вариант
- 1. В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 5 очков. Результат округлите до сотых.
- 2. В среднем из 1500 садовых насосов, поступивших в продажу, 15 подтекают. Найдите вероятность того, что один случайно выбранный для контроля насос не подтекает.
- 1. В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 6 очков. Результат округлите до сотых
- 2.В среднем из 1300 садовых насосов, поступивших в продажу, 13 подтекают. Найдите вероятность того, что один случайно выбранный для контроля насос не подтекает.