СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комбинаторные задачи в ЕГЭ

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комбинаторные задачи в ЕГЭ»

Теория вероятностей и комбинаторные правила решения задач

Теория вероятностей и комбинаторные правила решения задач

Классическое определение вероятности Стохастическим называют опыт, если заранее нельзя предугадать его результаты. Результаты (исходы) такого опыта называются событиями . Пример :  выбрасывается игральный кубик (опыт) ;  выпадает двойка (событие). Событие, которое обязательно произойдет в результате испытания, называется достоверным , а которое не может произойти, - невозможным . Пример :  В мешке лежат три картофелины.  Опыт – изъятие овоща из мешка.  Достоверное событие – изъятие картофелины.  Невозможное событие – изъятие кабачка.

Классическое определение вероятности

Стохастическим называют опыт, если заранее нельзя предугадать его результаты. Результаты (исходы) такого опыта называются событиями .

Пример : выбрасывается игральный кубик (опыт) ;

выпадает двойка (событие).

Событие, которое обязательно произойдет в результате испытания, называется достоверным , а которое не может произойти, - невозможным .

Пример : В мешке лежат три картофелины.

Опыт – изъятие овоща из мешка.

Достоверное событие – изъятие картофелины.

Невозможное событие – изъятие кабачка.

Классическое определение вероятности Равновозможными называют события, если в результате опыта ни одно из них не имеет большую возможность появления, чем другие. Примеры :  1)  Опыт -  выбрасывается монета.  Выпадение орла и выпадение решки – равновозможные события. 2) В урне лежат три шара. Два белых и синий. Опыт – извлечение шара. События – извлекли синий шар и извлекли белый шар - неравновозможны. Появление белого шара имеет больше шансов..

Классическое определение вероятности

Равновозможными называют события, если в результате опыта ни одно из них не имеет большую возможность появления, чем другие.

Примеры : 1) Опыт - выбрасывается монета.

Выпадение орла и выпадение решки –

равновозможные события.

2) В урне лежат три шара. Два белых и синий.

Опыт – извлечение шара.

События – извлекли синий шар и извлекли

белый шар - неравновозможны.

Появление белого шара имеет больше шансов..

Классическое определение вероятности Несовместимыми (несовместными) называют события, если наступление одного из них исключает наступление других. Пример :  1) В результате одного выбрасывания выпадает  орел (событие А) или решка (событие В). События А и В - несовместны.  2) В результате двух выбрасываний выпадает  орел (событие А) или решка (событие В). События А и В - совместны. Выпадение орла в первый раз не исключает выпадение решки во второй

Классическое определение вероятности

Несовместимыми (несовместными) называют события, если наступление одного из них исключает наступление других.

Пример : 1) В результате одного выбрасывания выпадает

орел (событие А) или решка (событие В).

События А и В - несовместны.

2) В результате двух выбрасываний выпадает

орел (событие А) или решка (событие В).

События А и В - совместны. Выпадение орла в первый раз

не исключает выпадение решки во второй

Классическое определение вероятности Полной группой событий называется множество всех событий рассматриваемого опыта, одно из которых обязательно произойдет, а любые два других несовместны.  События образующие полную группу называют элементарными.  Пример :  1)  Опыт –  один раз  выбрасывается монета.  Элементарные события : выпадение орла и выпадение решки образуют полную группу.

Классическое определение вероятности

Полной группой событий называется множество всех событий рассматриваемого опыта, одно из которых обязательно произойдет, а любые два других несовместны.

События образующие полную группу называют элементарными.

Пример : 1) Опыт – один раз выбрасывается монета.

Элементарные события : выпадение орла

и выпадение решки образуют полную группу.

Классическое определение вероятности Вероятностью случайного события А называется отношение числа элементарных событий, которые благоприятствуют этому событию, к общему числу всех элементарных событий, входящих в данную группу.   P(A) = m/n

Классическое определение вероятности

Вероятностью случайного события А называется отношение числа элементарных событий, которые благоприятствуют этому событию, к общему числу всех элементарных событий, входящих в данную группу.

P(A) = m/n

Для конечных множеств событий при нахождении m и n широко используют правила комбинаторики. Задача №1 :  Сколько двузначных чисел можно  составить, используя цифры 7 ; 8; 9  (цифры могут повторяться) ?  В данном случае легко перебрать все комбинации.  77 78 79  88 87 89   99 97 98   9 вариантов

Для конечных множеств событий при нахождении m и n широко используют правила комбинаторики.

Задача №1 : Сколько двузначных чисел можно

составить, используя цифры 7 ; 8; 9

(цифры могут повторяться) ?

В данном случае легко перебрать все комбинации.

77

78

79

88

87

89

99

97

98

9 вариантов

Задача №2 :  Сколько пятизначных чисел можно  составить, используя цифры 7 ; 8; 9  (цифры могут повторяться) ?  Как видим, в этой задаче перебор довольно затруднителен.  Решим задачу иначе.  На первом месте может стоять любая из трех цифр – 3 варианта.  На втором месте может стоять любая из трех цифр – 3 варианта.  На третьем месте может стоять любая из трех цифр – 3 варианта.  На четвертом месте может стоять любая из трех цифр – 3 варианта.  На пятом месте может стоять любая из трех цифр – 3 варианта.  Комбинаторное правило умножения

Задача №2 : Сколько пятизначных чисел можно

составить, используя цифры 7 ; 8; 9

(цифры могут повторяться) ?

Как видим, в этой задаче перебор довольно затруднителен.

Решим задачу иначе.

На первом месте может стоять

любая из трех цифр – 3 варианта.

На втором месте может стоять

любая из трех цифр – 3 варианта.

На третьем месте может стоять

любая из трех цифр – 3 варианта.

На четвертом месте может стоять

любая из трех цифр – 3 варианта.

На пятом месте может стоять

любая из трех цифр – 3 варианта.

Комбинаторное правило умножения

Задачи открытого банка

Задачи открытого банка

 № 1 В чемпионате по гимнастике участвуют 50 спортсменок: 24 из США, 13 из Мексики, остальные — из Канады. Порядок, в котором выступают гимнастки, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсменка, выступающая первой, окажется из Канады.

1

В чемпионате по гимнастике участвуют 50 спортсменок: 24 из США, 13 из Мексики, остальные — из Канады. Порядок, в котором выступают гимнастки, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсменка, выступающая первой, окажется из Канады.

 № 1  В чемпионате по гимнастике участвуют 50 спортсменок: 24 из США, 13 из Мексики, остальные — из Канады. Порядок, в котором выступают гимнастки, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсменка, выступающая первой, окажется из Канады.   Благоприятное событие А : первой выступает спортсменка из Канады К-во всех событий группы :  n=? К-во благоприятных  событий :  m = ? Соответствует количеству всех гимнасток. n= 50  Соответствует количеству гимнасток из Канады.  m =50-(24+13)=13 23.04.20

1 В чемпионате по гимнастике участвуют 50 спортсменок: 24 из США, 13 из Мексики, остальные — из Канады. Порядок, в котором выступают гимнастки, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсменка, выступающая первой, окажется из Канады.

Благоприятное событие А : первой выступает

спортсменка из Канады

К-во всех событий группы : n=?

К-во благоприятных

событий : m = ?

Соответствует количеству всех гимнасток.

n= 50

Соответствует

количеству

гимнасток

из Канады.

m =50-(24+13)=13

23.04.20

№ 2 В среднем из 1400 садовых насосов, поступивших в продажу, 14 подтекают. Найдите вероятность того, что один случайно выбранный для контроля насос не подтекает.

2

В среднем из 1400 садовых насосов, поступивших в продажу, 14 подтекают. Найдите вероятность того, что один случайно выбранный для контроля насос не подтекает.

  № 2  В среднем из 1400 садовых насосов, поступивших в продажу, 14 подтекают. Найдите вероятность того, что один случайно выбранный для контроля насос не подтекает.    Благоприятное событие А : выбранный насос не подтекает. К-во всех событий группы :  n=? Соответствует количеству всех насосов. n= 1400  К-во благоприятных  событий :  m = ? Соответствует количеству исправных насосов  m =1400-14=1386 23.04.20

2 В среднем из 1400 садовых насосов, поступивших в продажу, 14 подтекают. Найдите вероятность того, что один случайно выбранный для контроля насос не подтекает.

Благоприятное событие А : выбранный насос

не подтекает.

К-во всех событий группы : n=?

Соответствует количеству всех насосов.

n= 1400

К-во благоприятных

событий : m = ?

Соответствует

количеству

исправных

насосов

m =1400-14=1386

23.04.20

№ 3 Фабрика выпускает сумки. В среднем на 190 качественных сумок приходится восемь сумок со скрытыми дефектами. Найдите вероятность того, что купленная сумка окажется качественной. Результат округлите до сотых.

3

Фабрика выпускает сумки.

В среднем на 190 качественных сумок приходится восемь сумок со скрытыми дефектами. Найдите вероятность того, что купленная сумка окажется качественной. Результат округлите до сотых.

   № 3  Фабрика выпускает сумки. В среднем на 190 качественных сумок приходится восемь сумок со скрытыми дефектами. Найдите вероятность того, что купленная сумка окажется качественной. Результат округлите до сотых.    Благоприятное событие А : купленная сумка оказалась качественной. К-во всех событий группы :  n=? Соответствует количеству всех сумок. n= 190+8=198  К-во благоприятных  событий :  m = ? Соответствует количеству качественных сумок. m =190 23.04.20

3 Фабрика выпускает сумки. В среднем на 190 качественных сумок приходится восемь сумок со скрытыми дефектами. Найдите вероятность того, что купленная сумка окажется качественной. Результат округлите до сотых.

Благоприятное событие А : купленная сумка

оказалась качественной.

К-во всех событий группы : n=?

Соответствует количеству всех сумок.

n= 190+8=198

К-во благоприятных

событий : m = ?

Соответствует

количеству

качественных

сумок.

m =190

23.04.20

Вероятность и правило произведения Два события называются независимыми , если появление одного из них не влияет на вероятность появления другого. Правило произведения (теорема об умножении вероятностей) Вероятность совместного появления двух независимых событий равна произведению вероятностей этих событий. Теорема о сложении вероятностей Вероятность появления одного из двух несовместных событий равна сумме вероятностей этих событий.

Вероятность и правило произведения

Два события называются независимыми , если появление одного из них не влияет на вероятность появления другого.

Правило произведения (теорема об умножении вероятностей)

Вероятность совместного появления двух независимых событий равна произведению вероятностей этих событий.

Теорема о сложении вероятностей

Вероятность появления одного из двух несовместных событий равна сумме вероятностей этих событий.

№ 4 В кармане у Пети было 4 монеты по рублю и 2 монеты по 5 рублей. Петя, не глядя, переложил какие-то три монеты в другой карман. Найдите вероятность того, что пятирублевые монеты лежат в разных карманах.

4

В кармане у Пети было 4 монеты по рублю и 2 монеты по 5 рублей.

Петя, не глядя, переложил какие-то три монеты в другой карман.

Найдите вероятность того, что пятирублевые монеты лежат в разных карманах.

Вероятность и правило произведения Решение: Всего 6 монет. Возможны варианты перекладывания: 1 карман  2 карман 5 1 1 5 1 1 1 5 1 1 5 1 1 1 5 1 1 5 P 1 =  2 /6  * 4 /5  * 3 /4  = 1 /5  « 5 » « 1 » « 1 » P 2  =4/6 * 2/5 * 3/4 = 1/5  « 1 » « 5 » « 1 »  P 3 =4/6 * 3/5 * 2/4 = 1/5  « 1 » « 1 » « 5 »  P = P 1 + P 2 + P 3 = 3/5 = 0,6 № 4 В кармане у Пети было 4 монеты по рублю и 2 монеты по 5 рублей. Петя, не глядя, переложил какие-то три монеты в другой карман. Найдите вероятность того, что пятирублевые монеты лежат в разных карманах.

Вероятность и правило произведения

Решение:

Всего 6 монет. Возможны варианты перекладывания:

1 карман 2 карман

5 1 1 5 1 1

1 5 1 1 5 1

1 1 5 1 1 5

P 1 = 2 /6 * 4 /5 * 3 /4 = 1 /5

« 5 » « 1 » « 1 »

P 2 =4/6 * 2/5 * 3/4 = 1/5

« 1 » « 5 » « 1 »

P 3 =4/6 * 3/5 * 2/4 = 1/5

« 1 » « 1 » « 5 »

P = P 1 + P 2 + P 3 = 3/5 = 0,6

№ 4

В кармане у Пети было 4 монеты по рублю и 2 монеты по 5 рублей.

Петя, не глядя, переложил какие-то три монеты в другой карман.

Найдите вероятность того, что пятирублевые монеты лежат в

разных карманах.

№ 5  В случайном эксперименте бросают три игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 7 очков. Результат округлите до сотых.

5 В случайном эксперименте бросают три игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 7 очков. Результат округлите до сотых.

  № 5  В случайном эксперименте бросают три игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 7 очков. Результат округлите до сотых. Опыт : выпадают три игральные кости. Благоприятное событие А : в сумме выпало 7 очков. К-во благоприятных  событий m = ? К-во всех событий группы n=? 1- я кость - 6 вариантов 2-я кость - 6 вариантов 3-я кость - 6 вариантов  313 322 331 115 124 133 142 151 214 223 232 241 511 412 421  23.04.20

5 В случайном эксперименте бросают три игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 7 очков. Результат округлите до сотых.

Опыт : выпадают три игральные кости.

Благоприятное событие А : в сумме выпало 7 очков.

К-во благоприятных

событий m = ?

К-во всех событий группы n=?

1- я кость - 6 вариантов

2-я кость - 6 вариантов

3-я кость - 6 вариантов

313

322

331

115

124

133

142

151

214

223

232

241

511

412

421

23.04.20

№ 6  В случайном эксперименте симметричную монету бросают четырежды . Найдите вероятность того, что орел не выпадет ни разу.

6 В случайном эксперименте симметричную монету бросают четырежды . Найдите вероятность того, что орел не выпадет ни разу.

  № 6  В случайном эксперименте симметричную монету бросают четырежды. Найдите вероятность того, что орел не выпадет ни разу. Условие можно трактовать так : какова вероятность того, что все четыре раза выпадет решка ? К-во всех событий группы n=? 1- й раз - 2 варианта 2-й раз - 2 варианта 3-й раз - 2 варианта 4-й раз - 2 варианта К-во благоприятных  событий m = ? m= 1 Четыре раза выпала  решка. 23.04.20

6 В случайном эксперименте симметричную монету бросают четырежды. Найдите вероятность того, что орел не выпадет ни разу.

Условие можно трактовать так : какова вероятность того,

что все четыре раза выпадет решка ?

К-во всех событий группы n=?

1- й раз - 2 варианта

2-й раз - 2 варианта

3-й раз - 2 варианта

4-й раз - 2 варианта

К-во благоприятных

событий m = ?

m= 1

Четыре раза выпала

решка.

23.04.20

 Самостоятельная работа 1 вариант 2 вариант 1. В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 5 очков. Результат округлите до сотых. 2. В среднем из 1500 садовых насосов, поступивших в продажу, 15 подтекают. Найдите вероятность того, что один случайно выбранный для контроля насос не подтекает.   1. В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 6 очков. Результат округлите до сотых 2.В среднем из 1300 садовых насосов, поступивших в продажу, 13 подтекают. Найдите вероятность того, что один случайно выбранный для контроля насос не подтекает.

Самостоятельная работа

1 вариант

2 вариант

  • 1. В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 5 очков. Результат округлите до сотых.
  • 2. В среднем из 1500 садовых насосов, поступивших в продажу, 15 подтекают. Найдите вероятность того, что один случайно выбранный для контроля насос не подтекает.
  • 1. В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 6 очков. Результат округлите до сотых
  • 2.В среднем из 1300 садовых насосов, поступивших в продажу, 13 подтекают. Найдите вероятность того, что один случайно выбранный для контроля насос не подтекает.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!