«Горе от ума»
А.С. Грибоедов
Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)
- Грибоедов – выходец из старинного дворянского рода.
- Знал основные европейские, древние, восточные языки, сочинял музыку, был пианистом – импровизатором.
- 1818 год – секретарь русской дипломатической миссии в Персии
- 1824 года – завершил работу над «Горем от ума». Замысел комедии возник в 1820 году.
- 1825-1826 года – привлечение Грибоедова к следствию после восстания декабристов.
- 30 января 1829 года Грибоедов убит во время нападения на русскую миссию в Тегеране толпы воинственно настроенных мусульман.
Комедия «Горе от ума»
«Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила»
И. А. Крылов
«Это не комедия, ибо в ней нет ни плана, ни завязки, ни развязки… Это просто поговорка в действии, в которой воскрешен Фигаро, но, как копия, далек от оригинала… В самой пьесе нет другой цели, чтобы сделать презрительным не порок, а возбудить презрение к одному только классу общества… Ему хотелось высказать свои философско-политические понятия, а о прочем он не думал»
Дмитрий Рунич, попечитель Санкт-Петербургского учебного округа
«XIX век создал сразу великую комедию. «Горе от ума» - до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение всей литературы».
Александр Блок
Особенности произведения «Горе от ума»
- К какому литературному роду относится?
- В каком жанре написана? Какие черты говорят об этом?
- К какому литературному направлению можно отнести?
Направление
Романтизм
Реализм
Классицизм
- Говорящие фамилии/имена героев.
- Герой – сильная личность, стремящаяся к идеалу, непонятая обществом.
- Детальное описание среды.
- Амплуа. (Герои придерживаются одной тактики поведения, свойственной заданному типу).
- Разрыв с окружающими приводит к отъезду героя.
- Правило трех единств (места, действия, времени).
Действие 1
- Расскажите о воспитании Софьи. Отличается ли оно от воспитания большинства девушек того времени?
- Перечитайте сон Софьи (действие 1, явление 4). Видела ли она его на самом деле? Зачем она его рассказывает? О каких качествах характера это говорит?
- Как Молчалин смог оправдать своё присутствие в комнате Софьи? (действие 1, явление 4). О каком качестве характера это говорит?
- Что связывает Софью и Чацкого? Почему она встречает его так холодно?
- Как ведёт себя Чацкий с Софьей? Так ли стоит вести себя человеку, который 3 года не видел свою возлюбленную? Почему?
Действие 1
- Как разговаривает Чацкий с Фамусовым? Как встречает его Фамусов?
- Как реагирует на высказывания Чацкого Фамусов?
Действие 2
- Перечитай монолог Фамусова (явление 1). О какой жизни он свидетельствует?
- Перечитай разговор Чацкого и Фамусова (2 действие, 2 явление). О чём они говорят? Как ведёт себя Чацкий? О чём они спорят?
- Что ценит Фамусов в Скалозубе? Как он его принимает?
- Опиши полковника Скалозуба. Что мы узнаём о нём?
- Зачем Скалозуб вспоминает своего двоюродного брата?
- Как ведёт себя Софья, когда видит, что Молчалин упал с лошади? Почему Чацкий не понимает причин её поведения?
- Почему Молчалин и Лиза так ругают Софью за проявление чувств?
- Перечитай диалог Лизы и Молчалина (действие 2, явление 12). Как ведёт себя Молчалин? Выпиши самую важную фразу, описывающую его поведение. О каком качестве характера она говорит?
- Перечитай диалог Чацкого и Софьи (действие 3, явление 1). Какие качества выделяет Софья в Молчалине? Почему Чацкий не верит Софье?
- Перечитай диалог Чацкого и Молчалина (действие 3, явление 3). Какие качества характера Молчалина ярко в нём проявляются?
- Перечитай разговор Чацкого и Горичей (действие 3, явление 6). Как ты думаешь, зачем нужны А.С. Грибоедову эти герои? Обрати внимание, кто отвечает на большую часть вопросов Чацкого!
- Перечитай диалог Тугоуховских и Натальи Дмитриевны (действие 3, я явление 7). Объясни фразу: - Князь, князь! Назад!
- Почему Загорецкого ругают, но продолжают принимать в обществе? На кого из героев пьесы он похож своей жизненной философией?
- Перечитай разговор Софьи с г.N (действие 3, явление 14). Что делает Софья? Найдите переломный момент в её размышлениях. Почему она принимает такое решение?
Действие IV
- Охарактеризуй Репетилова. Что общего в его действиях и словах и поведении Чацкого. Каких людей и за что хвалит Репетилов?
- Почему Репетилов сначала не верит в сумасшествие Чацкого, а потом соглашается?
- Как ведёт себя Софья, когда узнаёт правду о Молчалине и Лизе?
- Как ведёт себя Молчалин?
- Как ведёт себя Чацкий?
- Кого наказывает Фамусов в финале комедии?
- Чего больше всего боится Фамусов? Подтверди свою мысль цитатой.
Темы сочинений
- В чем заключается конфликт между представителями “века нынешнего” и “века минувшего”?
- Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина.
- Имена-характеристики в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».