СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комедия "Горе от ума"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комедия "Горе от ума"»

«Горе от ума» А.С. Грибоедов

«Горе от ума»

А.С. Грибоедов

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829) Грибоедов – выходец из старинного дворянского рода. Знал основные европейские, древние, восточные языки, сочинял музыку, был пианистом – импровизатором. 1818 год – секретарь русской дипломатической миссии в Персии 1824 года – завершил работу над «Горем от ума». Замысел комедии возник в 1820 году. 1825-1826 года – привлечение Грибоедова к следствию после восстания декабристов. 30 января 1829 года Грибоедов убит во время нападения на русскую миссию в Тегеране толпы воинственно настроенных мусульман.

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)

  • Грибоедов – выходец из старинного дворянского рода.
  • Знал основные европейские, древние, восточные языки, сочинял музыку, был пианистом – импровизатором.
  • 1818 год – секретарь русской дипломатической миссии в Персии
  • 1824 года – завершил работу над «Горем от ума». Замысел комедии возник в 1820 году.
  • 1825-1826 года – привлечение Грибоедова к следствию после восстания декабристов.
  • 30 января 1829 года Грибоедов убит во время нападения на русскую миссию в Тегеране толпы воинственно настроенных мусульман.
Комедия «Горе от ума» «Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила» И. А. Крылов «Это не комедия, ибо в ней нет ни плана, ни завязки, ни развязки… Это просто поговорка в действии, в которой воскрешен Фигаро, но, как копия, далек от оригинала… В самой пьесе нет другой цели, чтобы сделать презрительным не порок, а возбудить презрение к одному только классу общества… Ему хотелось высказать свои философско-политические понятия, а о прочем он не думал» Дмитрий Рунич, попечитель Санкт-Петербургского учебного округа  «XIX век создал сразу великую комедию. «Горе от ума» - до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение всей литературы». Александр Блок

Комедия «Горе от ума»

«Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила»

И. А. Крылов

«Это не комедия, ибо в ней нет ни плана, ни завязки, ни развязки… Это просто поговорка в действии, в которой воскрешен Фигаро, но, как копия, далек от оригинала… В самой пьесе нет другой цели, чтобы сделать презрительным не порок, а возбудить презрение к одному только классу общества… Ему хотелось высказать свои философско-политические понятия, а о прочем он не думал»

Дмитрий Рунич, попечитель Санкт-Петербургского учебного округа

«XIX век создал сразу великую комедию. «Горе от ума» - до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение всей литературы».

Александр Блок

Особенности произведения «Горе от ума» К какому литературному роду относится? В каком жанре написана? Какие черты говорят об этом? К какому литературному направлению можно отнести?

Особенности произведения «Горе от ума»

  • К какому литературному роду относится?
  • В каком жанре написана? Какие черты говорят об этом?
  • К какому литературному направлению можно отнести?
Направление Романтизм Реализм Классицизм Говорящие фамилии/имена героев. Герой – сильная личность, стремящаяся к идеалу, непонятая обществом. Многогранные характеры. Детальное описание среды. Амплуа. (Герои придерживаются одной тактики поведения, свойственной заданному типу). Разрыв с окружающими приводит к отъезду героя. Живой язык. Правило трех единств (места, действия, времени).

Направление

Романтизм

Реализм

Классицизм

  • Говорящие фамилии/имена героев.
  • Герой – сильная личность, стремящаяся к идеалу, непонятая обществом.
  • Многогранные характеры.
  • Детальное описание среды.
  • Амплуа. (Герои придерживаются одной тактики поведения, свойственной заданному типу).
  • Разрыв с окружающими приводит к отъезду героя.
  • Живой язык.
  • Правило трех единств (места, действия, времени).
Действие 1 Расскажите о воспитании Софьи. Отличается ли оно от воспитания большинства девушек того времени? Перечитайте сон Софьи (действие 1, явление 4). Видела ли она его на самом деле? Зачем она его рассказывает? О каких качествах характера это говорит? Как Молчалин смог оправдать своё присутствие в комнате Софьи? (действие 1, явление 4). О каком качестве характера это говорит? Что связывает Софью и Чацкого? Почему она встречает его так холодно? Как ведёт себя Чацкий с Софьей? Так ли стоит вести себя человеку, который 3 года не видел свою возлюбленную? Почему?

Действие 1

  • Расскажите о воспитании Софьи. Отличается ли оно от воспитания большинства девушек того времени?
  • Перечитайте сон Софьи (действие 1, явление 4). Видела ли она его на самом деле? Зачем она его рассказывает? О каких качествах характера это говорит?
  • Как Молчалин смог оправдать своё присутствие в комнате Софьи? (действие 1, явление 4). О каком качестве характера это говорит?
  • Что связывает Софью и Чацкого? Почему она встречает его так холодно?
  • Как ведёт себя Чацкий с Софьей? Так ли стоит вести себя человеку, который 3 года не видел свою возлюбленную? Почему?
Действие 1 Как разговаривает Чацкий с Фамусовым? Как встречает его Фамусов? Как реагирует на высказывания Чацкого Фамусов? Действие 2 Перечитай монолог Фамусова (явление 1). О какой жизни он свидетельствует? Перечитай разговор Чацкого и Фамусова (2 действие, 2 явление). О чём они говорят? Как ведёт себя Чацкий? О чём они спорят?

Действие 1

  • Как разговаривает Чацкий с Фамусовым? Как встречает его Фамусов?
  • Как реагирует на высказывания Чацкого Фамусов?

Действие 2

  • Перечитай монолог Фамусова (явление 1). О какой жизни он свидетельствует?
  • Перечитай разговор Чацкого и Фамусова (2 действие, 2 явление). О чём они говорят? Как ведёт себя Чацкий? О чём они спорят?
Что ценит Фамусов в Скалозубе? Как он его принимает? Опиши полковника Скалозуба. Что мы узнаём о нём? Зачем Скалозуб вспоминает своего двоюродного брата? Как ведёт себя Софья, когда видит, что Молчалин упал с лошади? Почему Чацкий не понимает причин её поведения? Почему Молчалин и Лиза так ругают Софью за проявление чувств? Перечитай диалог Лизы и Молчалина (действие 2, явление 12). Как ведёт себя Молчалин? Выпиши самую важную фразу, описывающую его поведение. О каком качестве характера она говорит?
  • Что ценит Фамусов в Скалозубе? Как он его принимает?
  • Опиши полковника Скалозуба. Что мы узнаём о нём?
  • Зачем Скалозуб вспоминает своего двоюродного брата?
  • Как ведёт себя Софья, когда видит, что Молчалин упал с лошади? Почему Чацкий не понимает причин её поведения?
  • Почему Молчалин и Лиза так ругают Софью за проявление чувств?
  • Перечитай диалог Лизы и Молчалина (действие 2, явление 12). Как ведёт себя Молчалин? Выпиши самую важную фразу, описывающую его поведение. О каком качестве характера она говорит?
Перечитай диалог Чацкого и Софьи (действие 3, явление 1). Какие качества выделяет Софья в Молчалине? Почему Чацкий не верит Софье? Перечитай диалог Чацкого и Молчалина (действие 3, явление 3). Какие качества характера Молчалина ярко в нём проявляются?  Перечитай разговор Чацкого и Горичей (действие 3, явление 6). Как ты думаешь, зачем нужны А.С. Грибоедову эти герои? Обрати внимание, кто отвечает на большую часть вопросов Чацкого! Перечитай диалог Тугоуховских и Натальи Дмитриевны (действие 3, я явление 7). Объясни фразу: - Князь, князь! Назад! Почему Загорецкого ругают, но продолжают принимать в обществе? На кого из героев пьесы он похож своей жизненной философией? Перечитай разговор Софьи с г.N (действие 3, явление 14). Что делает Софья? Найдите переломный момент в её размышлениях. Почему она принимает такое решение?
  • Перечитай диалог Чацкого и Софьи (действие 3, явление 1). Какие качества выделяет Софья в Молчалине? Почему Чацкий не верит Софье?
  • Перечитай диалог Чацкого и Молчалина (действие 3, явление 3). Какие качества характера Молчалина ярко в нём проявляются?
  • Перечитай разговор Чацкого и Горичей (действие 3, явление 6). Как ты думаешь, зачем нужны А.С. Грибоедову эти герои? Обрати внимание, кто отвечает на большую часть вопросов Чацкого!
  • Перечитай диалог Тугоуховских и Натальи Дмитриевны (действие 3, я явление 7). Объясни фразу: - Князь, князь! Назад!
  • Почему Загорецкого ругают, но продолжают принимать в обществе? На кого из героев пьесы он похож своей жизненной философией?
  • Перечитай разговор Софьи с г.N (действие 3, явление 14). Что делает Софья? Найдите переломный момент в её размышлениях. Почему она принимает такое решение?
Действие IV Охарактеризуй Репетилова. Что общего в его действиях и словах и поведении Чацкого. Каких людей и за что хвалит Репетилов? Почему Репетилов сначала не верит в сумасшествие Чацкого, а потом соглашается? Как ведёт себя Софья, когда узнаёт правду о Молчалине и Лизе? Как ведёт себя Молчалин? Как ведёт себя Чацкий? Кого наказывает Фамусов в финале комедии? Чего больше всего боится Фамусов? Подтверди свою мысль цитатой.

Действие IV

  • Охарактеризуй Репетилова. Что общего в его действиях и словах и поведении Чацкого. Каких людей и за что хвалит Репетилов?
  • Почему Репетилов сначала не верит в сумасшествие Чацкого, а потом соглашается?
  • Как ведёт себя Софья, когда узнаёт правду о Молчалине и Лизе?
  • Как ведёт себя Молчалин?
  • Как ведёт себя Чацкий?
  • Кого наказывает Фамусов в финале комедии?
  • Чего больше всего боится Фамусов? Подтверди свою мысль цитатой.
Темы сочинений В чем заключается конфликт между представителями “века нынешнего” и “века минувшего”? Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина. Имена-характеристики в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Темы сочинений

  • В чем заключается конфликт между представителями “века нынешнего” и “века минувшего”?
  • Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина.
  • Имена-характеристики в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя