СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коми подвижные игры для дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коми подвижные игры для дошкольников»

Картотека

Дидактические игры







10. «Ошкö-бабō»

«Ошкö-бабö, ошкö-бабö,

Пувтö вотам, чöдтō вöтам,

Бур вотöссö босьтам,

Лек вотöссö шыбитам.»






Выбирается «медведь», он сидит на пеньке. Дети, произнося текст, двигаются по направлению к медведю. С последним словом – разбегаются, а медведь ловит их.











11. Мачöн ворсöм.


«Котрав, котрав öдйö мач,

Код дорö тэ веськалан.


1-вариант: Сiйö шуас рöм (Сiйö шуас миян стŏч: дзоридз али тшак,…)

2-вариант: Сылы мыйкö вöчны (чеччав, котöрт, мыссьы…).»






В кругу дети передают друг другу мяч. У кого окажется мяч на последнее слово:

1-й вариант: называет любое слово по теме.

2-й вариант: выполняет движение, действие.











12. «Ема-Кулема»

« -Тотш-тотш!

-Кодi сэнi?

-Ме, Ема-Кулема.

-Мый тэныд колö?

-Меным колö ош (краска,дзоридз…).

-Кутшöм ош (рŏма краска,дзоридз,…)?

-Ичöт (лöз, вижъюр..) ош (рŏма краска,дзоридз..)

- Верман-кö, босьт!»




Использовать можно при прохождении многих тем. Детям раздаются тематические карточки. С последними словами ребенок, на чьей карточке окажется предмет, животное и т.д., названное Емой Кулемой, убегает, а Ема-Кулема его пытается поймать.






13. «Рок пуōм»



Дети сидят на стульчиках. У каждого игрока в руке карточка с изображенными на ней одним из видом продуктов: Молоко. Масло. Крупа. Соль.., необходимых для варки каши. В центре стоит «повар», у него нет карточки. Он произносит слова: «Каша» - все меняются местами, слово «молоко» - меняются, только те у кого на карточке нарисовано Молоко и т.д. «Повар», когда начинают меняться местами, старается занять свободный стул. Кто останется без места, становится «поваром» и отдает свою карточку бывшему «повару».

(Эту игру можно проводить при прохождении других тем и название игры будет меняться: Мебель – «Столяр», Цвета – «Маляр», Звери – «Охотник», Животные –«Пастух» и другие. В игре развивается внимание, память.)




14. «Кепысь»


Рöдтам- гöнитам,

Мича кепысь аддзам.

Кодлы кепысь веськалас-

Сылы – мыйкö вöчны.

(Чеччав, котрав, йöкты,мыссьы, пуксьы…..)







Дети скачут по кругу, приговаривая текст, а навстречу – водящий с рукавичкой. В какой-то момент он из руки выпускает рукавичку. Тот, кто подберет рукавичку, необходимо выполнить задание.











15. «Ном»


-Ном, ном, вöсни кока ном, кытчö лэбан?

-Сеян корсьны.

-Кодöс курччан?

-Кодi бöрдö - сiйöс курчча.

-Миянöс кöть эн жö курччы.

-ог кö курччы – повзьöда,

Пель дораныд дзизнита:дзиз-дзиз-дзиззззззззз.





Выбирается «комар» и ведется с ним диалог. С последними словами все убегают от комара, чтобы «не укусила».











16. «Колипкай»


Колипкай, тэ колипкай, висьтав меным колипкай

Кыдзи Маша(челядь) йöктö(йöктöны)?

Вот тадз, вот тадз, тадзи Маша(челядь) йöктö(йöктöны).






В конце песни выполняет движения:(1-й вариант) девочка с данным именем или(2-й вариант) все дети.

В этой игре закрепляются глаголы. (Кодi йöктö? Маша мый вöчö? Или: Кодъяс йöктöны? Мый вöчöны челядь?) – эти вопросы задаем в конце каждого выполнения движения, предложенного в песне.








17. «Чом»


Чом, чом, мича чом,

Чом,чом ыджыд чом!Чом,чом мича чом!

Кодкō чомйö тотшкöдчö, чомйын овны вöзйысьö:)

-Тотш-тотш-тотш!

-Кодi сэнi?

Ме Таня.(Ме лягуша-квакуша)

-А тэ кодi?

-ме Саша.(ме шыр есь ныр)

-мый колö, Таня? (лягуша-квакуша)

-Лэдзö менō чомйö.

-Лок пыр, Таня,( лягуша-квакуша)

-Аттьö!



1-й вариант: в масках герои сказки «Теремок»

2-й вариант: дети, кружась вокруг себя, перевоплощаются в героев сказки

3-вариант: дети по очереди стучатся и в конце игры все оказываются в «теремке»





18.Кодi миян локтiс

Кодi миян дорö локтiс? Кодi миян локтiс?

Таня миян дорö локтiс, Таня миян локтiс (хлопаем).




После слов-вопросов воспитатель показывает рукой на любого члена хоровода и его (ее) будем приветствовать, показываем радость, хлопая .




19. Зэв бур


Веськыд кинымöс водзö,

А сэсся сiйöс бöрö

А сэсся бара водзö да неуна вöрöда

Йöктам, йöктам буги-вуги

Бергалiгмоз йöктам буги

Сэсся кекöначасям вот тадз: клоп-клоп-клоп.

Буги-вуги ЗЭВ БУР! – (кыкысь)

Йöктам,йöктам буги-вуги

Бергалiгмоз йöктам буги

Бара кекöначасям вот тадз:клоп-клоп-клоп.


20.Кöчö, кöчö…



Кöчö, кöчö, ичöт, кöч,

Тэ тай миян висьмин.

Вай тэ, кöчиль ,чеччалышт

Тырмас тэныд висьны.












Дети водят хоровод, в центре «зайчик» сидит понурый. После пения «зайчик» прыгает, а дети хлопают.












  1. Кȍчиль мунiс, мунiс, мунiс,

Юмов морков сылы сюрис.

Пуксьыштiс да сейыштiс

Сэсся водзȍ мȍдȍдчис





2. Кȍчиль мунiс, мунiс, мунiс

Гȍгрȍс кȍчан сылы сюрис.

Пуксьыштiс да сейыштiс

Сэсся водзȍ мȍдȍдчис







3. Кȍчиль мунiс, мунiс, мунiс,

Картупель со сылы сюрис.

Пуксьыштiс да сейыштiс

Сэсся водзȍ мȍдȍдчис
























22. Козин










1.Дурпоп ŏдйŏ бергалас

Сэсся сiйŏ усьыштас.

2. Чеччав выло, чеччав скач

Мича, визув, гŏгрŏс мач.

3. Акань кинас клоп-клоп-клоп,

Акань кокнас тотш-тотш-тотш.






23.Масленича.


Ак и Масленича, мича Масленича!

Уна блин ми пŏжалам,

Гŏстьясŏс ми виччысям.

Кодi ŏдйŏ котŏртас.

Сылы чŏскыд блин инмас.




























24 . Шондi.



Дети: ȍзйы, шондi, ярджыка

Гожȍм лоас жарджык мед

А тȍлыс мед шоныджык

Да тулысыс -мелiджык


Солнце: «Югдȍда да ȍзйя»


В центре круга - "солнце" (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:


Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближек "солнцу", сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово " Югдȍда да ȍзйя»- "солнце" догоняет детей.



















































  1. «Домино»

Цель- учить детей путем сравнения, подбора, поиска составлять узор, развивать логическое мышление, сообразительность.

Ход: воспитатель раздает детям фишки поровну, затем каждый игрок поворачивает одну фишку. Тот, у кого две одинаковые картинки-дубль-начинает игу. Далее игра проводится по правилам обычного домино, участвуют в игре 2-4 человека, длительность 15 мин., повторяемость 2-3 раза.

  1. «Узнай и назови» или «Кодi тайÖ?», «Мый тайÖ?».

Цель- учить различать название одушевленных и неодушевленных предметов, спрашивать о предмете и отвечать на вопросы «Кодi тайÖ?», «Мый тайÖ?».

Ход: воспитатель, не называя предмета, спрашивает о том, «Мый тайÖ?», ответивший неправильно становится ведущим.

  1. «Парные картинки» или «Öтик и уна»

Цель- закрепление навыков и умений различать формы единственного и множественного числа имен существительных.

Ход: дети получают предметные картинки, на которых изображен один предмет или много предметов. По вызову воспитателя ребенок называет свою картинку, после чего встает тот, у кого парная картинка. Например: «Менам ош- менам ошъяс».

  1. «Кому дадим»

Цель- закрепление умений образовывать и употреблять формы дательного падежа, отвечающих на вопрос: Кодлы? Мыйлы?

Ход: детям показывают предметные картинки: зайчик, кошка, белка, цветок, мальчик, девочка. У другого ребенка в руке картинки с изображением предметов: лента, капуста, цветок, машина и т.д. Воспитатель показывает, например, картинку с изображением машины и спрашивает: «Кодлы сетам машина?». Кто-нибудь из детей отвечает: «Зонкалы».

  1. «Кто что делает?» («Кодi мый вÖчÖ»)

Цель: развивать умение соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью; воспитывать уважение к человеку труда.

Воспитатель раздает детям карточки с изображением представителей различных профессий. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением объекта их деятельности, при этом задавая вопросы: «Кто строит дома?»; «Кто шьет платья?», «Кто продает молоко?» и т.д. Примеры ответов детей: «Строитель строит дома», «Портной шьет платья», «Продавец продает молоко».

  1. «АканьясÖс пасьтÖдÖй»

Цель игры: Приобщить детей к знанию национальных костюмов. Закрепить знания об особенностях национального костюма и его элементах. Учить детей находить сходство и отличие национального костюма с другой национальной одеждой.

Ход игры: Ребёнку предлагается одеть куклу из картона в разные национальные костюмы. Предложить найти сходство и отличие между костюмами. Обратить внимание детей на детали элементов одежды.


Подвижные игры

  1. «КÖчьяс да кÖин»

Öтчыд ичÖт кÖчильяс

Петалiсны ворсыштны. (кÖчьяс нюжмасигтырйи петÖны ас керкаысь)

Котралiсны, котралiсны,

ГажÖдчисны, ворсÖдчисны. (ворсÖны жыр пасьтала)

СÖмын пашкыр коз пу сайын

КÖин виччысис нин найÖс:

«КÖчьясÖс ме радейта,

СтавнысÖ Öд кутала…» («КÖин» уськÖдчÖ «кÖчьяс» вылÖ, куталÖ найÖс).

Литература: Остапова З.В. Ворсыштам, дзолюк.-Сыктывкар: Коми небÖг лэдзанiн, 2005.- 112л.б.

2. «Пышкай»

ПудъясьÖмÖн бÖрйÖны ÖтиÖс- пышкайÖс. СинсÖ сылысь кÖрталÖны. МукÖдыс сувталÖны сы гÖгÖр кытшÖн да сьылÖны:

Миян гажа сад йÖрÖ

Локтiс пышкай да сьылÖ:

- Пышкай, пышкай, эн вуграв,

Кодi нявÖстас, тÖдмав.

Сэсся ставныс ланьтасны, а кодкÖ Öти сьылысьяс пиысь нявÖстас ассьыс гÖлÖссÖ вежны зiльÖмÖн. Пышкайлы колÖ тÖдмавны, кодi нявÖстiс. ТÖдмалас кÖ, нявÖстысьысь лоас пышкайнас, Öнi сылысь нин кÖрталасны синъяссÖ. А оз кÖ тÖд, бÖр ачыс кольÖ пышкайнас. ВорсÖм кыссьÖ водзÖ.

Литература: Рочев Ю.Г. Коми челядьлы важъя ворсÖмъяс.-Сыктывкар: Коми книжнÖй издательство, 1988.-24л.

3. «Керка гÖгÖр…»

Керка гÖгÖр ветлÖдлам

ÖшиньясÖ видзÖдла

ÖшиньясÖ видзÖдла

Код кÖ дорÖ тотшкÖдча

-Тотш,тотш, тотш

Кодi танi олÖ?

-Ме, Сергей

-КотÖртам?

-КотÖртам.

4. «Стой, Олень!» (Коми игра)

Дети находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Названный воспитателем или выбранный детьми пастух, получив палочку, становится на середине площадки.

После сигнала воспитателя “Бегите, олени!” все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и коснуться палочкой, сказать “Стой, олень”.

Тот, кого коснулись палочкой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух 4-5 «оленей». При повторении игры новым пастухом становится последний пойманный «олень». В игре могут участвовать все желающие.

  1. «Мышь и угол» (ШырÖн-пельÖсÖн)

Игроки бросают жребий. На кого падает, тот водит (он будет котом), остальные- мыши. Мышки занимают пустые углы в комнате (если углов недостаточно, устраивают дополнительно с помощью стульев и скамеек). Водящий ходит по середине комнаты и повторяет:

Мышка, мышка, дай мне угол,

Мышка, мышка, дай мне угол!

Мышки в это время меняются своими углами, перебегают из одного угла в другой. А кот наблюдает за ними, и если останется какой-либо угол пустым, занимает его. Заняв пустой угол, сам становится мышкой, а мышь, оставшаяся без угла, становится котом, начинает ходить по комнате, приговаривая: Мышка, мышка, дай мне угол!



  1. «Ловля оленей». (Коми игра)

Среди играющих выбираются два пастуха. Остальные - «олени» становятся внутри круга. Пастухи в противоположных концах друг против друга. По сигналу 1-2-3 - пастухи бросают мяч в оленей, те убегают от мяча. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным. 4-5 р. - подсчитывается количество оленей. При повторной игре выбираются новые пастухи.

Зимой используются снежки. 10-12 детей.

  1. «Куропатки». (Коми игра)

Выбирается «сова». Остальные — куропатки. Куропатки стоят на отведенных участках. Сова находится в противоположном конце площадки «на холме». По сигналу “день” — куропатки бегают. “Ночь” - куропатки останавливаются и замирают (столбиками). Сова обходит куропаток и того, кто шевелится, забирает и отводит с собой.

2-3 куропатки пойманы - выбирается другая сова. Участвуют все дети.

  1. «Не попадись в круг». (Коми игра)

Чертится круг. Дети стоят по кругу друг против друга. По сигналу участники стараются столкнуть друг друга в круг. Кто окажется в кругу, тот проигрывает и выходит из игры. Игра продолжается. Упасть 10-14 детей.

  1. «Невод». (Коми игра)

Дети выбирают «рыбу». На голову ей надевают платок. «Рыба» стоит в центре круга. Дети стоят по кругу, изображают «невод». На расстоянии 1,5 - 2 метра от хоровода устанавливают 4 украшенные лентами шеста. Рыба, пробившись сквозь невод, бежит к одному из шестов и прячется. Дети догоняют рыбу. Если догонят, рыбой становится тот, кто догнал.

  1. «Прыжки через нарты (сани)». (Коми игра)

Перед играющими командами ставятся в 2 колонны санки ( поЗ санок на расстоянии 40 - 50 см). Участники перепрыгивают через них, приземляясь на обе ноги и передают эстафету.

Та команда, которая закончит становится победителем. У детей должны быть хорошие навыки в прыжках в длину с места.

  1. «Угадай». (Коми игра)

Участники игры садятся на полу в обручах и имеют свой порядковый номер. На расстоянии 3 метров располагается стойка с картинками предметов коми быта. Воспитатель называет номер и один из предметов. Двое играющих бегут к стенке и ищут названный

предмет. Каждый старается поднять его первым. В игре участвуют 2 команды по 5 - 10 человек. В конце игры суммируется, сколько раз команда подняла предмет первой. Команда, набравшая больше очков становится победителем.

  1. «Чья команда скорее составит героя Коми сказки».

На кубах нарисованы части героев Коми сказок. По сигналу воспитателя первые стоящие команд добегают до кубиков, выбирают нужный и начинают складывать Коми героя сказки. Затем возвращаются и передают эстафету другому. Дети должны хорошо знать героев Коми сказок.

  1. «Попади в ямку». (Коми игра)

На одной линии выкапывается несколько ямок (по числу играющих). Выбирается водящий Водящий берет мяч, отходит от линии на несколько шагов, кладет мяч на землю и пинает, стараясь попасть в яму. В чью яму попадет, тот и становится водящим. В игре участвуют 4 — 5 детей.

  1. «Медведь». (Коми игра)

Выбирается «медведь». Он опускается на четвереньки, его накрывают шубой. Остальные ходят, собирают ягоды.

Мишка, мишенька,

Собираем мы бруснику.

Мишка, мишенька,

Собираем голубику.

Ягодки берем, медведю не даем.

После этих слов медведь догоняет детей.

  1. «Кукушка». ( Коми игра)

Дети, держась за руки, идут по кругу и поют:

К нам кукушка в огород Залетела и поет.

Эй, кукушка, не зевай,

Кто окликнул, отгадай.

В центре круга - кукушка с закрытыми глазами. После слов дети останавливаются, воспитатель молча показывает на одного из детей. Тот произносит: «кукушка». Кукушка должна отгадать, кто ее позвал.


ЧуньÖн ворсÖсÖдчÖмъяс.

1.ТайÖ чуньыс дедÖ, ТайÖ чуньыс бабÖ,

ТайÖ чуньыс батьÖ, ТайÖ чуньыс мамÖ,

А тайÖ миян кага, шуÖны ДенисÖн.

Литература: Лызлова М.С. Мича лун.-Сыктывкар, коми книжнÖй издательство, 1991.

2.Чаль чунь, чаль чунь,ичÖт чунь,

КÖн тэ вÖлiн быдса лун?

Ыджыд воккÖд пуим шыд,

МÖдкÖд тшак вотiм рытбыд,

ШÖркост воккÖд сёйим рок,

Эз вÖв сÖмын нёльÖд вок.

3.Катша рок пуис,

Да пуис, да пуис.

(новлÖдлÖны дзолюклÖн чуньнас мÖд ки пыдÖстiыс)

Öтик видлiс (кусыньтÖны Öти чуньсÖ),

МÖд солалiс (кусыньтÖны мÖд чуньсÖ),

КоймÖд гудралiс (кусыньтÖны коймÖд чуньсÖ),

НёльÖд паньыштiс (кусыньтÖны нёльÖд чуньсÖ),

ВитÖдыслы дзик нинÖм эз вичмы.

(кыкнан кинас морÖс водзас тшÖктÖны шевкнитны)

Ва карнан босьтiс да,

КотÖртiс, КотÖртiс да,

(верстьÖ чуньяснас петкÖдлÖ ки кузя котÖртÖмсÖ)

Зэрмис. Коз улÖ тюр пырис. (кисÖ дзебÖ киняулÖ).

Литература: Остапова З.В. Ворсыштам, дзолюк.-Сыктывкар: Коми небÖг лэдзанiн, 2005.- 112л.б.


Ворсам кытшÖн.

  1. «Кыдзи Галя чужан лунÖ»

Кыдзи Галя чужан лунÖ

Ми пÖжалiм тупÖсь нянь,

ТупÖсь нянь, тупÖсь нянь.

Эта судта, эта ляпта,

Эта пасьта, эта оттÖм.

ТупÖсь нянь, тупÖсь нянь,

Кодi муса, сiйÖс босьт!

  1. «Карусель»

Öдва, Öдва, Öдва, Öдва,

Карусельным мÖдÖдчис.

Сэсся Öддзис, Öддзис, Öддзис, Öддзис,

НьÖв моз тÖвзьыны кутiс.

ÖдйÖ, ÖдйÖ, ÖдйÖ, ÖдйÖ,

ÖдйÖ, ÖдйÖ котÖртам!

ЛÖня, лÖня, лÖня, лÖня,

КарусельтÖ сувтÖдам.

Литература: Остапова З.В. Ворсыштам, дзолюк.-Сыктывкар: Коми небÖг лэдзанiн, 2005.- 112л.б.