СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комедия "Горе от ума". От смысла названия комедии к идее всего произведения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнение первой идеи названия. Вывод. Ответы на вопросы. Итоги урока.

Просмотр содержимого документа
«Комедия "Горе от ума". От смысла названия комедии к идее всего произведения.»

Название комедии.  Изначально комедия имела название «Горе уму». Почему, как вы думаете, Грибоедов отказался от первичной идеи?  Сравним 2 названия! Критерии «ГОРЕ УМУ» «ГОРЕ ОТ УМА»

Название комедии.

  • Изначально комедия имела название «Горе уму».
  • Почему, как вы думаете, Грибоедов отказался от первичной идеи?
  • Сравним 2 названия!

Критерии

«ГОРЕ УМУ»

«ГОРЕ ОТ УМА»

Крите-рии  «ГОРЕ УМУ» Грам-матика Указы-вает на… «ГОРЕ ОТ УМА» Ум для… Вывод Горе ( кому? ) – четкое определение доли ума . Горе (от чего?) – каковы причины горя ? Название восходит к русской пословице , в которой противостояние между «умным и глупым» заканчивалось победой дурака . Название указывается, что причиной страданий является пронзительный ум Чацкого, освещающий все недостатки окружающего. Ум – практический, изворотливый, житейский Ум – связан с поисками блага не для себя, а для Отечества. Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот от ума горе быть даже может .

Крите-рии

«ГОРЕ УМУ»

Грам-матика

Указы-вает на…

«ГОРЕ ОТ УМА»

Ум для…

Вывод

Горе ( кому? ) – четкое определение доли ума .

Горе (от чего?) – каковы причины горя ?

Название восходит к русской пословице , в которой противостояние между «умным и глупым» заканчивалось победой дурака .

Название указывается, что причиной страданий является пронзительный ум Чацкого, освещающий все недостатки окружающего.

Ум – практический, изворотливый, житейский

Ум – связан с поисками блага не для себя, а для Отечества.

Настоящему уму горе причинить нельзя,

а вот от ума горе быть даже может .

Подумаем!  Долгое время в литературоведении Чацкого считали предтечей декабристов, революционером. Можно ли его считать им? Почему?  Не смотря на то, что его «вольные идеи» совпадают в идеями декабристов, Чацкий – не герой-боец, его приезд в Москву не имел цели обличить кого-то или пропагандировать свои взгляды.

Подумаем!

  • Долгое время в литературоведении Чацкого считали предтечей декабристов, революционером. Можно ли его считать им? Почему?
  • Не смотря на то, что его «вольные идеи» совпадают в идеями декабристов, Чацкий – не герой-боец, его приезд в Москву не имел цели обличить кого-то или пропагандировать свои взгляды.

Подумаем!  Чацкий – герой или страдалец? Почему? Чацкий – не герой , он и не стремится им стать. Он страдает от своего одиночества , чувствует общественную невостребованность, а ведь он челвоек активный, полный высоких чувств и порывов.

Подумаем!

  • Чацкий – герой или страдалец? Почему?
  • Чацкий – не герой , он и не стремится им стать. Он страдает от своего одиночества , чувствует общественную невостребованность, а ведь он челвоек активный, полный высоких чувств и порывов.
Подумаем!  Всегда ли Чацкий был таким противником Фамусовского общества?  Когда это случилось? После чего?  За время своего путешествия герой набрался «вольных мыслей».  Помогли ли эти «вольные мысли» ему дальше в жизни? Почему?  Нет. Чацкий, получив их (ум, мысли, мировоззрение и т.д.) утратил способность понимать окружающую действительность , окружающих людей. Т.е. ум есть, но нет возможности его применить.

Подумаем!

  • Всегда ли Чацкий был таким противником Фамусовского общества?
  • Когда это случилось? После чего?
  • За время своего путешествия герой набрался «вольных мыслей».
  • Помогли ли эти «вольные мысли» ему дальше в жизни? Почему?
  • Нет. Чацкий, получив их (ум, мысли, мировоззрение и т.д.) утратил способность понимать окружающую действительность , окружающих людей.
  • Т.е. ум есть, но нет возможности его применить.
Идея «Комедия «Горе от ума» — драма о крушении ума человека в России, о ненужности ума в России, о скорби, которую испытал представитель ума в России».  А. В. Луначарский,

Идея

«Комедия «Горе от ума» — драма о крушении ума человека в России, о ненужности ума в России, о скорби, которую испытал представитель ума в России».

А. В. Луначарский, "А. С. Грибоедов", стенограмма речи на торжественном заседании, посвященном памяти А. С. Грибоедова, 11 февраля 1929 г. 

Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем:  «Век нынешний» и «век минувший».  Чацкий и Молчалин.  Проблема «ума» в комедии А.С.Грибоедова.  «Софья начертано неясно…»  * «Горе от ума» как романтическое произведение.  * «Что будет говорить княгиня Марья Алексеевна?..»

Домашнее задание.

Написать сочинение на одну из тем:

  • «Век нынешний» и «век минувший».
  • Чацкий и Молчалин.
  • Проблема «ума» в комедии А.С.Грибоедова.
  • «Софья начертано неясно…»
  • * «Горе от ума» как романтическое произведение.
  • * «Что будет говорить княгиня Марья Алексеевна?..»