Лекция 7
КОММЕРЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ ЗАЩИТА
-
Понятие коммерческой информации и источники ее получения
Информация (лат. - information) - сообщение о чем-либо.
Коммерческая информация - это сведения о сложившейся ситуации на рынке различных товаров и услуг. Сюда относят количественные и качественные показатели торговой деятельности фирмы (коммерческой структуры, торгового предприятия и т. п.), различные сведения и данные о коммерческой деятельности (цены, поставщики, конкуренты, условия поставок, расчеты, ассортимент товаров и др.).
Назначение коммерческой информации состоит в том, что она позволяет торговым организациям (предприятиям) проводить анализ своей коммерческой деятельности, планировать ее, осуществлять контроль за результатами этой деятельности (эффективностью работы).
Источниками коммерческой информации могут служить:
а) маркетинговые исследования по конкретным товарам. Однако перед тем, как вкладывать денежные средства в проведение исследований, сбор и анализ информации, необходимо провести сравнительную оценку затрат и значимости (ценности) возможных результатов. Если прирост прибыли от использования коммерческой информации превысит прирост затрат на ее получение, то проведение маркетинговых исследований является целесообразным;
б) внутренние материалы и документы торговой фирмы, в частности, сведения об объемах товарооборота, затратах на продажу, товарных запасах, прибыли, расходах на рекламу и др.;
в) данные внешней статистики и публикуемые в средствах массовой информации сведения о состоянии рынка.
В последнее время все большее распространение получает покупка информации у различных фирм, основным видом деятельности которых является "производство и продажа чистой информации". Так, в настоящее время создано Международное бюро информации и телекоммуникации (МБИТ), специализирующееся на создании информационных ресурсов России.
-
Коммерческая тайна и ее содержание
Коммерческая тайна - явление, присущее только рыночной, капиталистической экономике. Не случайно один из первых декретов В. И. Ленина был декрет об отмене коммерческой тайны. В условиях конкурентной борьбы коммерческая тайна - эффективное средство повышения конкурентоспособности продукции и услуг.
Коммерческая тайна - "Преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические, технические, организационные и пр. данные и сведения о различных сторонах и сферах хозяйственной деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности фирмы (предприятия)".
Коммерческая тайна возникает тогда, когда она представляет интерес для конкурентов. В отличие от государственной тайны, коммерческая тайна не определена конкретным перечнем, поскольку она всегда разная применительно к разным предприятиям или фирмам.
Разглашение коммерческой тайны может ухудшить экономическое положение предприятия или фирмы. Чтобы этого не произошло, следует перевести такую информацию в разряд охраняемой. Это делается приказом руководителя фирмы, в котором перечисляются сведения, относящиеся к коммерческой тайне.
-
При засекречивании информации надо исходить из принципа экономической выгоды и безопасности фирмы. Чрезмерное засекречивание деятельности фирмы может обернуться потерей прибылей, так как условия рынка требуют широкой рекламы производимой продукции и услуг. Те же результаты может вызвать пренебрежительное отношение к коммерческой тайне, так как рынок - это всегда конкуренция.
-
Информация типа ноу-хау, безусловно, должна быть отнесена к разряду коммерческой тайны. Ее надо охранять и от собственного персонала, ибо всегда существует опасность, что тот или иной сотрудник уволится и устроится на работу в конкурирующую фирму. Сведения же, которыми он владеет, не могут быть у него изъяты.
-
Информация о рационализаторском предложении, изобретении и т. п., находящихся на стадии разработки, несомненно, относится к коммерческой тайне.
Изобретение после выдачи на него патента имеет специальную правовую охрану и поэтому не нуждается в защите путем отнесения к коммерческой тайне.
-
Особое внимание следует уделить охране договоров, заключаемых предприятием. Большая их часть, безусловно, относится к коммерческой тайне. Причем в определенных случаях охране подлежит не только текст договора, но и сам факт его заключения.
Итак, что же относится к коммерческой тайне и требует защиты утечки информации и ее похищения?
Деловая информация:
-
деловые планы и планы производства новой продукции;
-
списки клиентов и продавцов, контракты, преференции и планы;
-
информация о маркетинге;
-
соглашения, предложения, квоты;
-
списки персонала, организационные схемы и информация о сотрудниках (их характеристики).
Техническая информация:
-
научно-исследовательские проекты;
-
конструкторские разработки по производству какой-либо продукции и ее технические параметры;
-
заявки на патенты;
-
дизайн, эффективность и возможности производственных методов, оборудования и систем;
-
информационный процесс;
-
программное обеспечение ЭВМ.
-
Роль товарных знаков в коммерческой работе
Товарный знак или товарная марка - это отдельный знак символ, имя или их сочетание, которые указывают на принадлежность данного товара определенной фирме. Товарный знак как бы выделяет продукцию (товар) или услугу конкретной фирмы, магазина от других одноименных (одинаковых) товаров, услуг, предприятий.
Существуют 4 типа обозначения товарного знака.
-
Фирменное имя или словесный товарный знак - слово, буква или группа слов, букв, которые могут быть произнесены, должны характеризоваться хорошей запоминаемостью (например, водка "Смирновская", "Столичная", компания "Макдональдс", фотоаппарат "Кодак" и др.).
-
Изобразительный товарный знак представляет собой оригинальный рисунок, эмблему фирмы (например, завод АвтоВАЗ на легковых машинах устанавливает стилизованное изображение старинной ладьи, обувь фирмы "Пума" - изображение пумы, спортивная производственная фирма "Адидас" - надпись под трехлистником и т. п.).
-
Объемный товарный знак дается в трехмерном измерении (например, стилизованная бутылка кока-колы, флакон духов "Дали", французское вино с наклонной головкой).
-
Комбинированный товарный знак представляет собой сочетание приведенных выше
типов.
Товарные знаки выступают в роли своеобразных рекламных указателей, помогающих
потребителям выбирать те или иные товары и пользоваться услугами тех или иных торговых фирм. Товарный знак является как бы лицом фирмы, способствует ее узнаваемости.
Сейчас появился термин - брэнд (разновидность товарного знака, ориентированная на конкретный товар). Известная компания среди многих своих товаров присваивает этот брэнд какому-либо одному товару или группе товаров (позиционирует их) с целью быстрейшего продвижения его на рынок, усиливая рекламное воздействие с целью увеличения продажи.
Для того чтобы обеспечить правовую охрану товарного знака (т. е. чтобы товарный знак был защищен законом), он должен быть зарегистрирован на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. На зарегистрированный товарный знак выдается специальное свидетельство. Регистрация товарного знака осуществляется в Государственном патентном ведомстве Рф (Патентное ведомство) путем подачи в это ведомство заявки на регистрацию товарного знака.
Коллективным знаком является товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий (далее - объединение), предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.
Коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам. Использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) их упаковке владельцем товарного знака или лицом,
которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора.
Уступка товарного знака (товарный франчайзинг)
Товарный знак может быть уступлен его владельцем по договору юридическому или физическому лицу в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.
Уступка товарного знака не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.
Право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору.
Договор об уступке товарного знака и лицензионный Договор регистрируются в Патентном ведомстве.