•Введение
•В настоящее время профессионально-педагогическая деятельность становится все сложнее. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя.
•Формы повышения квалификации, способствующие становлению ключевых компетенций педагогов
Виды компетенций:
•овладение основами педагогической и творческой деятельности (индивидуальная компетенция);
•овладение элементарными способностями по самопроектированию, самореализации и рефлексии (самостроительная компетенция);
•овладение коммуникативной деятельностью по само- и взаимопомощи в общественной жизни (коммуникативная компетенция);
•овладение навыками исследовательской деятельности (поисково-исследовательская компетенция);
•овладение способами составления проектов и программ (проектировочная и программная компетенция).
•компетенции информационных технологий и др.
Просмотр содержимого документа
«Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность современного педагога»
Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность современного педагога
Баранов Родион Викторович
Учитель физической культуры
МБОУ СОШ №8
г. Миллерово
Ростовской области
Введение
- В настоящее время профессионально-педагогическая деятельность становится все сложнее. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя.
Формы повышения квалификации, способствующие становлению ключевых компетенций педагогов
Виды компетенций:
- овладение основами педагогической и творческой деятельности ( индивидуальная компетенция );
- овладение элементарными способностями по самопроектированию, самореализации и рефлексии ( самостроительная компетенция );
- овладение коммуникативной деятельностью по само- и взаимопомощи в общественной жизни ( коммуникативная компетенция );
- овладение навыками исследовательской деятельности ( поисково-исследовательская компетенция );
- овладение способами составления проектов и программ ( проектировочная и программная компетенция ).
- компетенции информационных технологий и др.
Глава I Модель развития коммуникативной компетентности учителя
Основные функции коммуникации:
- - коммуникативная , включающую обмен информацией;
- - интерактивная , предусматривающую организацию взаимодействия;
- - перцептивная , отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.
Система развития коммуникативной компетентности учителя
4 этапа:
- диагностический
- информационно-мотивационный
- проектно-организационный
- обобщающий
Глава II Показатели развития коммуникативной компетентности педагога
- готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект );
- владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект );
- опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект );
- отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения ( ценностно-смысловой аспект );
- эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.
Глава III Результаты исследования уровня развития коммуникативной компетентности педагогов
Наиболее значимые для педагога мотивы:
- стремление к профессиональному росту (97%)
- желание спокойно работать без неприятностей и “нервотрепки” (87%)
- удовлетворение от хорошо проделанной работы (83%)
- хорошее отношение со стороны коллег (70%)
- осознание общественной значимости своего труда (67%)
- уважение со стороны руководителей (57%)
Стили педагогического воздействия
Ориентация на развитие
Ориентация на результат
Тенденция к “поддерживающему” стилю коммуникации – 35%
Тенденция к “контролирующему” стилю коммуникации – 65%
Демократический стиль педагогической деятельности
Социоцентрический стиль педагогической деятельности
Заключение
- Таким образом, задача формирования демократического стиля педагогической деятельности стоит как перед каждым из педагогов, так и перед коллективом в целом.
- Модель развития коммуникативной компетентности может быть рекомендована для развития и обновления в системе непрерывного образования педагогов внутри образовательного учреждения.
Список использованных источников
1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся//Управление начальной школой. – 2007. - №7.
2. Гапеенкова С.М. Коммуникативная направленность учителя, реализующего принципы Образовательной системы «Школа 2100» // Начальная школа. – 2004. – № 6. – С. 45-48.
3. Прозорова Е.В. Коммуникативная компетентность учителя. – М., 1998.
Спасибо за внимание!