СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коммуникативно-речевая направленность уроков русского языка и чтения как фактор развития речевых и умственных способностей обучающихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация представляет мой опыт работы по данной теме. 

Просмотр содержимого документа
«Коммуникативно-речевая направленность уроков русского языка и чтения как фактор развития речевых и умственных способностей обучающихся»

Коммуникативно-речевая направленность уроков русского языка и чтения как фактор развития речевых и умственных способностей обучающихся Презентацию подготовила учитель  русского языка высшей категории Белоглазова Н.Л. ГКОУ РО Красносулинская школа – интернат №1

Коммуникативно-речевая направленность уроков русского языка и чтения как фактор развития речевых и умственных способностей обучающихся

Презентацию подготовила учитель

русского языка высшей категории Белоглазова Н.Л.

ГКОУ РО Красносулинская

школа – интернат №1

Коммуникативная стратегия обучения русскому языку  Современные методисты (Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, М.Р. Львов и др.) всё больше приходят к выводу, что окончательной целью обучения языку является не овладение его системой, а овладение речью, речевыми действиями.  Формирование коммуникативной компетенции  у ребёнка с ОВЗ  предполагает :  -знания о речи, её функциях;  -развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения,слушания,чтения, письма).

Коммуникативная стратегия обучения русскому языку

  • Современные методисты (Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, М.Р. Львов и др.) всё больше приходят к выводу, что окончательной целью обучения языку является не овладение его системой, а овладение речью, речевыми действиями.
  • Формирование коммуникативной компетенции у ребёнка с ОВЗ предполагает :

-знания о речи, её функциях;

-развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения,слушания,чтения, письма).

Коммуникативная направленность моих методов обучения детей с ОВЗ Привнесение коммуникативной мотивированности в рассмотрение различных тем.. Обучение культуре речи и речевого поведения одновременно с изучением языка. Обращение при обучении созданию предложений и текстов к реальным речевым жанрам, актуальным для практики общения. Обучение детей не только созданию, но и восприятию высказываний: чтению текстов и слушанию собеседника.

Коммуникативная направленность моих методов обучения детей с ОВЗ

  • Привнесение коммуникативной мотивированности в рассмотрение различных тем..
  • Обучение культуре речи и речевого поведения одновременно с изучением языка.
  • Обращение при обучении созданию предложений и текстов к реальным речевым жанрам, актуальным для практики общения.
  • Обучение детей не только созданию, но и восприятию высказываний: чтению текстов и слушанию собеседника.
Значимость формирования коммуникативной компетенции у современного школьника Способность реализовать себя в динамичных социально-экономических условиях. Умение адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Коммуникабельность, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных общественных сферах применения языка.

Значимость формирования коммуникативной компетенции у современного школьника

  • Способность реализовать себя в динамичных социально-экономических условиях.
  • Умение адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам.
  • Коммуникабельность, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных общественных сферах применения языка.
Речевые умения, которые я развиваю у обучающихся с ОВЗ : стереотипно и творчески, кратко и развёрнуто пересказывать текст; рационально и эмоционально выражать свои мысли; пользоваться различными языковыми и образными средствами в своей речи; передавать чужие мысли и речь; строить эмоционально-экспрессивные высказывания различной окраски в пределах этикетных норм; варьировать коммуникативные средства в процессе общения в разных ситуациях.

Речевые умения, которые я развиваю у обучающихся с ОВЗ :

  • стереотипно и творчески, кратко и развёрнуто пересказывать текст;
  • рационально и эмоционально выражать свои мысли;
  • пользоваться различными языковыми и образными средствами в своей речи;
  • передавать чужие мысли и речь;
  • строить эмоционально-экспрессивные высказывания различной окраски в пределах этикетных норм;
  • варьировать коммуникативные средства в процессе общения в разных ситуациях.
Формирование навыков речевого общения  С этой целью развиваем: умение понять тему сообщения и осмыслить логику развития мыслей собеседника; умение извлечь нужную информацию; умение вести диалог; умение участвовать в ролевых играх; умение пользоваться различными типами речи, языковыми средствами; умение построить монологическое высказывание.

Формирование навыков речевого общения

  • С этой целью развиваем:
  • умение понять тему сообщения и осмыслить логику развития мыслей собеседника;
  • умение извлечь нужную информацию;
  • умение вести диалог;
  • умение участвовать в ролевых играх;
  • умение пользоваться различными типами речи, языковыми средствами;
  • умение построить монологическое высказывание.
Ситуация речевого общения(коммуникация) Постоянно создаю ситуацию общения вокруг определённых тем в рамках урока или с использованием текстов разных жанров. Система ситуативных (коммуникативных) упражнений с целевыми установками. Внимание обучающихся направлено не только на содержание высказывания, но и на то, как оно соотносится с их опытом , окружающей их действительностью. Моделирование речевых ситуаций, которые вызывают потребность в общении.

Ситуация речевого общения(коммуникация)

  • Постоянно создаю ситуацию общения вокруг определённых тем в рамках урока или с использованием текстов разных жанров.
  • Система ситуативных (коммуникативных) упражнений с целевыми установками. Внимание обучающихся направлено не только на содержание высказывания, но и на то, как оно соотносится с их опытом , окружающей их действительностью.
  • Моделирование речевых ситуаций, которые вызывают потребность в общении.
Коммуникативная функция текста Текст - речевое произведение, коммуникативно ориентированное в рамках определённой сферы общения, имеющее информативно-смысловую и прагматическую сущность. Текст обеспечивает продвижение ребёнка от восприятия и анализа чужого высказывания к созданию собственного. Комплексный анализ текста, который я применяю на уроках чтения, помогает развивать у обучающихся языковое чутьё, способствует уменьшению грамматических, стилистических и речевых ошибок, формирует читательский и речевой опыт, создаёт условия для нравственного воспитания.

Коммуникативная функция текста

  • Текст - речевое произведение, коммуникативно ориентированное в рамках определённой сферы общения, имеющее информативно-смысловую и прагматическую сущность.
  • Текст обеспечивает продвижение ребёнка от восприятия и анализа чужого высказывания к созданию собственного.
  • Комплексный анализ текста, который я применяю на уроках чтения, помогает развивать у обучающихся языковое чутьё, способствует уменьшению грамматических, стилистических и речевых ошибок, формирует читательский и речевой опыт, создаёт условия для нравственного воспитания.
Виды деятельности обучающихся в процессе анализа текста  -Определение темы и главной мысли текста  - Определение главных и второстепенных героев  -Составление краткой или полной характеристики героя  -Оценка действий и поступков героя  -Установление причинно-следственных связей  -Работа над выразительными средствами языка  -Обобщение, умозаключение, вывод из прочитанного  -Сравнение с примерами собственного опыта

Виды деятельности обучающихся в процессе анализа текста

-Определение темы и главной мысли текста

- Определение главных и второстепенных героев

-Составление краткой или полной характеристики героя

-Оценка действий и поступков героя

-Установление причинно-следственных связей

-Работа над выразительными средствами языка

-Обобщение, умозаключение, вывод из прочитанного

-Сравнение с примерами собственного опыта

Работа со словом  Активизация словарного запаса Правильность произношения Лексическое значение Правописание Прямое и переносное значение слова Словообразование, разбор по составу Подбор однокоренных слов Подбор синонимов и антонимов к слову Составление словосочетаний и предложений с данным словом Толкование пословиц и поговорок, в которых слово употребимо

Работа со словом Активизация словарного запаса

  • Правильность произношения
  • Лексическое значение
  • Правописание
  • Прямое и переносное значение слова
  • Словообразование, разбор по составу
  • Подбор однокоренных слов
  • Подбор синонимов и антонимов к слову
  • Составление словосочетаний и предложений с данным словом
  • Толкование пословиц и поговорок, в которых слово употребимо

Работа с предложением Формирование навыка построения простого и сложного предложения Определение логических связей между словами в предложении Работа по замене повторяющихся в предложении слов Дополнение, распространение предложений Восстановление деформированного предложения Составление наибольшего числа предложений с данным словом Замена одних грамматических форм в предложении другими

Работа с предложением

  • Формирование навыка построения простого и сложного предложения
  • Определение логических связей между словами в предложении
  • Работа по замене повторяющихся в предложении слов
  • Дополнение, распространение предложений
  • Восстановление деформированного предложения
  • Составление наибольшего числа предложений с данным словом
  • Замена одних грамматических форм в предложении другими
Проблемы письменной связной речи детей с ОВЗ Нарушение логики и последовательности в изложении своих мыслей Крайне упрощённое изложение и недостаточный объём Бедность словаря Большое количество орфографических, грамматических, стилистических ошибок

Проблемы письменной связной речи детей с ОВЗ

  • Нарушение логики и последовательности в изложении своих мыслей
  • Крайне упрощённое изложение и недостаточный объём
  • Бедность словаря
  • Большое количество орфографических, грамматических, стилистических ошибок
Формирование навыка связной речи Развиваю умение точно и последовательно отвечать собеседнику на поставленный вопрос. Формирую способность определить части текста, их последовательность. Учу коллективно составлять план по содержанию текста и использовать его в монологической речи. В помощь при написании текста(изложения, сочинения)предлагаю опорные слова или словосочетания. Поощряю желание опереться на личные наблюдения и впечатления, высказать личное мнение.

Формирование навыка связной речи

  • Развиваю умение точно и последовательно отвечать собеседнику на поставленный вопрос.
  • Формирую способность определить части текста, их последовательность.
  • Учу коллективно составлять план по содержанию текста и использовать его в монологической речи.
  • В помощь при написании текста(изложения, сочинения)предлагаю опорные слова или словосочетания.
  • Поощряю желание опереться на личные наблюдения и впечатления, высказать личное мнение.

Что мне важно  Какими, выйдя за порог школы,будут мои ученики? Не столь важно, что они будут писать с ошибками. Важно, чтобы они были доброжелательны и чувствовали себя уверенно в общении с людьми. Чтобы смогли стать полезными в своих семьях и в обществе. Надеюсь, что коммуникативная направленность процесса обучения им в этом поможет.

Что мне важно

  • Какими, выйдя за порог школы,будут мои ученики? Не столь важно, что они будут писать с ошибками. Важно, чтобы они были доброжелательны и чувствовали себя уверенно в общении с людьми. Чтобы смогли стать полезными в своих семьях и в обществе. Надеюсь, что коммуникативная направленность процесса обучения им в этом поможет.

Спасибо за внимание! !

Спасибо

за внимание! !