Общение играет особую роль в психическом развитии детей. Развитие психики ребенка – это процесс, происходящий путем присвоения им общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения с взрослыми – носителями этого опыта. Т. е., мы, взрослые, передаем общественный опыт детям, и происходит это в процессе общения.
Положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка было выдвинуто Л.С. Выготским, который неоднократно подчеркивал, что психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры. В исследованиях Выготского намечена взаимосвязь и взаимозависимость отношений «ребенок-ребенок» и «взрослый-ребенок» в психическом развитии детей.
В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, согласно которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что «развитие общения дошкольников со сверстниками, как и с взрослыми, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности».
Задачи коммуникативно-речевого развития ребенка:
– обеспечить целостность и жизнеспособность различных сообществ людей – «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок», «дети – сверстники и малыши»;
– развивать все формы (эмоционально – личностное, ситуативно – деловое, внеситуативное) и средства (невербальные и речевые) общения воспитанников дошкольного возраста;
– учить дифференцировать эмоции (моральные интеллектуальные эстетические);
– развивать творческие проявления в речевой деятельности;
– развивать разные стороны речи детей;
– стимулировать речевое взаимодействие детей;
– формировать интеллект и исследовательскую деятельность, способы познания окружающего мира;
– формировать творческое (продуктивное) отношение к организации деятельности и общения;
Дети, обладающие хорошо развитыми коммуникативно-речевыми умениями и постоянно пребывающие в центре внимания, гораздо легче адаптируются в обществе. Они охотно идут на контакт и легче завязывают новые знакомства. В тоже время другим детям, сложно отважиться произнести даже слово. Коммуникативно-речевые умения замкнутых детей развиты слабо, хотя зачастую оказывается, что их внутренний мир богаче, а общение с ними наполняет собеседника спокойствием и умиротворением.
Отсутствие коммуникативно – речевых умений может стать серьезной проблемой для дальнейшего успешного развития детей и сохранения их эмоционального и психического здоровья. Доказано, умение детей позитивно общаться позволяет им комфортно жить в обществе людей и успешно, всесторонне развиваться.
Таким образом, коммуникативно-речевое развитие играет важную роль в формировании ребенка как личности. В процессе общения у ребенка появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, позволит в дальнейшем реализовать себя и свои возможности в жизни, занять собственное место в обществе. Следовательно, коммуникативно-речевые умения – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми.
Просмотр содержимого документа
«Коммуникативно-речевые умения»
СТАТЬЯ
Коммуникативно-речевые умения
Общение играет особую роль в психическом развитии детей. Развитие психики ребенка – это процесс, происходящий путем присвоения им общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения с взрослыми – носителями этого опыта. Т. е., мы, взрослые, передаем общественный опыт детям, и происходит это в процессе общения.
Положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка было выдвинуто Л.С. Выготским, который неоднократно подчеркивал, что психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры. В исследованиях Выготского намечена взаимосвязь и взаимозависимость отношений «ребенок-ребенок» и «взрослый-ребенок» в психическом развитии детей.
В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, согласно которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что «развитие общения дошкольников со сверстниками, как и с взрослыми, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности».
Задачи коммуникативно-речевого развития ребенка:
– обеспечить целостность и жизнеспособность различных сообществ людей – «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок», «дети – сверстники и малыши»;
– развивать все формы (эмоционально – личностное, ситуативно – деловое, внеситуативное) и средства (невербальные и речевые) общения воспитанников дошкольного возраста;
– учить дифференцировать эмоции (моральные интеллектуальные эстетические);
– развивать творческие проявления в речевой деятельности;
– развивать разные стороны речи детей;
– стимулировать речевое взаимодействие детей;
– формировать интеллект и исследовательскую деятельность, способы познания окружающего мира;
– формировать творческое (продуктивное) отношение к организации деятельности и общения;
Дети, обладающие хорошо развитыми коммуникативно-речевыми умениями и постоянно пребывающие в центре внимания, гораздо легче адаптируются в обществе. Они охотно идут на контакт и легче завязывают новые знакомства. В тоже время другим детям, сложно отважиться произнести даже слово. Коммуникативно-речевые умения замкнутых детей развиты слабо, хотя зачастую оказывается, что их внутренний мир богаче, а общение с ними наполняет собеседника спокойствием и умиротворением.
Отсутствие коммуникативно – речевых умений может стать серьезной проблемой для дальнейшего успешного развития детей и сохранения их эмоционального и психического здоровья. Доказано, умение детей позитивно общаться позволяет им комфортно жить в обществе людей и успешно, всесторонне развиваться.
Таким образом, коммуникативно-речевое развитие играет важную роль в формировании ребенка как личности. В процессе общения у ребенка появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, позволит в дальнейшем реализовать себя и свои возможности в жизни, занять собственное место в обществе. Следовательно, коммуникативно-речевые умения – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми.