СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коммуникативные качества хорошей речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока

Просмотр содержимого документа
«Коммуникативные качества хорошей речи»

ТЕМА УРОКА

Коммуникативные качества хорошей речи.


Актуальность: Чтобы красиво говорить, чтобы суметь убедить собеседника в принятии определенного решения, расположить его к себе, быть им правильно понятым ,недостаточно знать о норме литературного языка и уметь говорить и писать без ошибок. Кроме правильности речи, существует еще множество других коммуникативных качеств хорошей речи, без умения использовать которые речь не будет производить желаемого эффекта. Поэтому изучение коммуникативных качеств хорошей речи является необходимым для каждого образованного человека, в том числе и для будущих медицинских работников.

Цель:

После изучения Темы студент должен

знать:

-содержание основных понятий темы;

-нормы устной и письменной речи русского литературного языка;

-условия и лингвистические средства, способствующие созданию точной речи;

- условия логичности речи;

- условия и аспекты уместности речи; - языковые средства, разрушающие чистоту речи; - условия, обеспечивающие богатство речи; - условия, способствующие созданию выразительной речи;

- классификацию средств выразительности.

уметь:

-строить свою речь в соответствии с нормами устной и письменной речи русского

литературного языка;

-распознавать и исправлять ошибки и неточности в своей речи и речи окружающих(пациентов, их родственников, коллег) в соответствии с нормами устной и письменной речи русского литературного языка;

использовать лингвистические средства, способствующие созданию точной речи;

-выстраивать композицию публичного выступления на медицинскую тематику в соответствии с условиями логичности;

-стилистически правильно выражать свои мысли;

-использовать языковые средства в своей речи, руководствуясь знанием

функциональных стилей русского литературного языка;

-избегать использования в своей речи языковых средств, разрушающих чистоту речи;

-использовать в своей речи вербальные и невербальные средства выразительности.

Блок информации:

Б. H. Головин в книге «Основы культуры речи» выделяет следующие

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ХОРОШЕЙ РЕЧИ:

l) правильность;

2) точность;

3) логичность;

4) уместность;

5) чистота;

6) богатство (разнообразие);убери

7) выразительность.

Остановимся подробнее на каждом из выделенных качеств хорошей речи.

Первое и главное качество хорошей речи - это ее ПРАВИЛЬНОСТЬ. Однако

высокая культура речи правильностью не исчерпывается. С. И. Ожегов в одной из последних работ писал: «Что такое высокая культура речи? Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.

Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка...Но высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения мысли, но и наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т. е. самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное)»

Л. И. Скворцов предлагает говорить о «правильности речи» и «культуре речи» как о двух ступенях освоения литературного языка и двух способах владения им.

"Первой, низшей, ступенью оказывается правильность речи. О правильности мы говорим при овладении литературной речью и ее нормами. Оценки вариантов на уровне правильности речи: правильно - неправильно, по-русски - не по-русски и т. п..

Правильность речи является, в сущности, предметом школьного обучения. Программа средней школы и предполагает в общем виде привитие навыков правильной речи (преимущественно в области грамматики).

Второй, высшей, ступенью освоения литературного языка является культура речи в собственном смысле. О культуре речи можно говорить в условиях владения литературной речью, в условиях правильности (т. e. владения литературными нормами). Оценки вариантов на уровне культуры речи иные: лучше - хуже, точнее, уместнее и т. п.».

Главенство правильности речи среди других качеств хорошей речи связано с тем, что прежде всего правильностью речи обеспечиваются ее взаимопонимаемость, ее единство. Без правильности речи оказываются недейственными ее точность, логичность, уместность и т. д.

Правильность речи - это соответствие ее языковой структуры действующим языковым нормам. Однако владеть литературной нормой языка еще. разумеется, не означает уметь хорошо писать и хорошо говорить. Это только начало большой работы над языком. Остановимся на другом важном коммуникативном качестве хорошей речи - ее точности.

ТОЧНОСТЬ издавна осознается как одно из главных достоинств речи. Уже в

античных руководствах по красноречию первым и основным требованием,

предъявляемым к речи, было требование ясности. Содержание, которое вкладывалось древними теоретиками в это понятие, во многом сходно с современным понятием точности. Аристотель считал, что если речь неясна, она не достигает цели. "Достоинство слога - быть ясным и не низким». С античности начинается осознание связи между способностью хорошо говорить, писать и умением правильно мыслить: ясным и точным

может быть лишь изложение ясной (для автора) мысли.

«Кто ясно мыслит, ясно излагает»,- гласит известный афоризм.

Б. Н. Головин (автор основополагающего пособия по культуре речи) считает, что «есть все основания различать два вида точности: точность предметную и точность понятийную».

«Точность предметная задается связью речь действительность и состоит в соответствии содержания речи тому кругу предметов, явлений действительности, которые речью отображаются. В речи должны верно обозначаться явления жизни, предметы и события действительности, о которых сообщается. А для этого человек хорошо обязан

знать то, о чем он говорит. Предмет речи должен быть познан глубоко - в его сущностных свойствах и в его разнообразных проявлениях.

Всестороннее знание предмета речи - это важнейшее условие создания предметно точной речи.

Но слово отражает не только предмет, оно отражает (выражает) и мысль, работу нашего сознания. Одной предметной точности недостаточно, чтобы речь во всех ее проявлениях была точной. Существует еще и точность понятийная, как соответствие содержания речи той системе понятий, которая в ней обозначена». Именно об этом говорил Л. Н. Толстой: «Слово выражение мысли...и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает».

В связи с этим Б. Н. Головин дает следующее определение точности как особого качества речи:

«Точность - это такое коммуникативное качество речи, которое возникает как

соответствие смысловой стороны речи (плана содержания) предметно-вещной действительности и / или системе выражаемых понятий и проявляется в использовании слов в полном соответствии с их языковыми значениями».

Итак, существует несколько основных условий, способствующих созданию точной речи:

1) знание предмета речи;

2) знание языка, его системы, возможностей, которые он предоставляет для

выражения актов сознания;

3) умение соотнести знание предмета со знанием языковой системы и ее

возможностей в конкретном акте коммуникации.

ионизатор

Следует сформулировать и конкретные лингвистические средства, которые

способствуют созданию точной речи:

1. знание синонимических возможностей языка, позволяющее верно выбрать нужное слово из синонимического ряда и тем самым достичь точности выражения, строгого соответствия речи передаваемому содержанию, например: красный, алый, багровый, багряный.

2. знание и четкое разграничение полисемии (многозначных слов). Например: ключ (к замку) и ключ (к разгадке), кисть (часть руки) и кисть (винограда).


3. знание и четкое разграничение омонимов: слов одинаковых по звучанию и написанию, но совершенно различных по значению.

Например: ключ (к замку) и ключ (источник, родник);

коса (песчаная отмель), коса (сельскохозяйственное орудие)

и коса (прическа).

Незнание омонимов приводит к двусмысленности выражения, к каламбурам.

4. четкое разграничение в словоупотреблении однокоренных слов, близких по значению и по сфере употребления, но разных по словообразовательной структуре(паронимов), например: войти и взойти, нетерпимый и нестерпимый, основать и обосновать.

5. знание значений слов узкой сферы употребления ( иноязычных,

профессиональных, архаичных и т. п.).


Тесно связано с точностью речи такое качество речи, как ее ЛОГИЧНОСТЬ.

Логичность речи основана, прежде всего, на связи: речь - мышление. Точность является как бы предварительным условием логичности. Неточная речь не может быть логичной.

Логичность может быть нарушена и при строгом употреблении слов. Логичность как качество речи выводит нас за пределы слова и вводит в пределы высказывания как единицы речи, в область синтаксиса. При оценке логичности особенно важно слышать и видеть (на письме) то целое, которое возникает при соединении слов. Причем это целое оценивается и в пределах одного высказывания, и в пределах текста. Для достижения логичности следует добиться смысловой непротиворечивости частей в одном высказывании и такой же непротиворечивости высказываний в целом тексте. И если точность связана с лексическим уровнем, то логичность связана с синтаксической организацией, как высказывания, так и текста.

Б. Н. Головин предлагает различать логичность предметную и логичность понятийную. «Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная есть отражение структуры логичной мысли и логичного ее развития в семантических связях элементов языка в речи».

Условия логичности:

Овладение логикой рассуждения. Человек, поставивший целью научиться

говорить и писать логично, должен прежде всего научиться логично мыслить.

2) Знание языковых средств, способствующих организации смысловой

связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры, иными словами, овладение логикой изложения (сообщения). Знания


Условия логичности на уровне высказывания:

1) Сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым.

Алогизмы (случаи нарушения логичности) в пределах высказывания могут возникать за счет объединения несоотносимых понятий. Далеко не все слова могут логически сочетаться между собой.

Например:

- Хочу выразить искреннюю благодарность врачу

санаторно-лесной школы. Человек этот всегда в

улыбающимся лицом и вместе с тем с большим

опытом...

(Из газет)


Соединены в однородный ряд явно несоотносимые понятия – располагающая внешность и профессиональный опыт.


2) Важным условием создания логичной речи является правильный порядок

слов. Правильное логическое построение стилистически нейтрального высказывания в русском языке требует, чтобы тема (исходный пункт высказывания) предшествовала реме (коммуникативному центру, сообщающему неизвестное собеседнику). Актуально важная информация тяготеет к концу высказывания.

Например: - Когда Вы идете на прием к врачу?

- Завтра мы идем на прием.

Актуально важная информация вынесена в начало высказывания, что противоречит логическому построению стилистически нейтрального высказывания.

Средством выражения и поддержания логичности в пределах высказывания

могут стать и некоторые особенности его лексического наполнения. Средством выражения логичности служат служебные слова и слова вводные. Нарушают требования строгой логичности плеоназмы, т. е. включение в речевую ткань высказывания лишних, избыточных по смыслу слов. Плеонастическими являются сочетания типа «несколько грубоват», «более подробнее», «самая великолепнейшая» и т. д.


Значительное место в пособии Б. Н. Головина занимает такое качество хорошей речи, как УМЕСТНОСТЬ. Уместность Головин определяет как «такой подбор, такую организацию средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения».

Соблюдение уместности речи предполагает знание стилей литературного языка.

Выделяются следующие аспекты уместности речи:

1) Уместность стилевая. Уместность отдельного слова, оборота,

конструкции или композиционно - речевой системы в целом может предопределяться стилем языка. Выделяют пять стилей литературного языка, каждый из которых имеет свою специфику, свои закономерности отбора и употребления языкового материала.

Нарушает уместность смешение различных стилей. Но это происходит не всегда. Например, художественная проза и поэзия часто используют элементы разговорной речи. Но они уместны и органичны в том случае, если эстетически преобразованы, выступают в новой функции, несут художественную нагрузку. Неуместными являются излишества технической терминологии, увлечение штампами деловой речи в художественном тексте.


2) Уместность контекстуальная. "Контекстуальная уместность речевого

факта предполагает соответствие его стилистической окраски общей стилистической тональности высказывания..." "Нарушением уместности речи считается сближение, смешение в контексте слов различной стилистической окраски». «Если кто в серьезной книге напишет «фагоциты уплетают микробов», это будет глупо и неуместно», - указывал Л. В. Щерба.


3) Уместность ситуативная. Это уместность в определенных речевых системах, в ситуациях речи, в стиле произведения в целом. Неуместностью в художественном произведении страдают иногда отдельные композиционные компоненты текста, например - диалог, построенный без учета закономерностей разговорной речи, фотографичный и бессодержательный.


4) Уместность личностно-психологическая. Умение найти нужные слова,

интонацию в той или иной ситуации общения - залог успешного взаимоотношения собеседников, возникновения т. н. доверительного общения. Грубость - одно из наиболее ярких проявлений неуместности речи.

Условия уместной речи:

  • Хорошее знание структуры языка (единиц –слов, фразеологических оборотов, синтаксических конструкций), знание системы языка, т. е. связей и отношений, в которых находятся его структурные элементы, знание специфики стилей литературного языка;

  • Умение пользоваться языком, навык разумного применения его ресурсов (эти навыки связаны с культурой мышления и речи людей):

  • Хорошее знание того предмета, о котором мы собираемся говорить;

  • Нравственно-психологические факторы - культура говорящего, его чуткость, доброжелательное отношение к людям и т. д.


Такое качество хорошей речи, как ее ЧИСТОТА, может быть описано на базе соотношения речи с литературным языком и нравственной стороной нашего сознания.

Головин чистой называет «такую речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов (прежде всего слов и словосочетаний) и нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности».

Образование и воспитание должны быть направлены на искоренение из речи людей языковых средств, которые разрушают ее чистоту. Какие это средства?

  1. Это диалектизмы, т. е. слова и другие знаки языка, свойственные не

общему языку народа, а местным говорам;

  1. Это варваризмы, т. е. включаемые в речь безо всякой надобности

иноязычные слова и словосочетания;

  1. Это жаргонизмы, т. е. слова и словесные обороты, возникающие и

узкогрупповых ответвлениях от языка народа,

применяемые в жаргонах обслуживающих замкнутые в пределах группы потребности общения;

  1. Это вульгаризмы, т. е. слова и выражения, грубо, вульгарно обозначающие какой-то круг предметов и явлений жизни унижающие достоинство и честь человека. К числу этих средств относятся бранные слова и обороты речи, а также инвективы(мат);

  2. Это и засоряющие речь слова-паразиты, каждое из которых само по себе не вызывает никакого осуждения, однако навязчивое повторение таких слов в речи делает их чуждыми задачам общения;

  3. Это и канцеляризмы, используемые в разговорном и художественном стилях и т.д.

Одно из главных коммуникативных качеств речи - ее БОГАТСТВО или

разнообразие. Речь тем богаче, чем реже повторяются в ней одни и те же знаки и цепочки знаков. а это означает, что речь тем богаче, чем она разнообразнее по своей языковой структуре.



Условия, обеспечивающие богатство речи:

  1. Активный запас языковых средств т. е. запас слов, их значений,

моделей предложений и т. п., благодаря которым человек способен выбрать нужное ему средство и применить его для построения речи.

  1. Совокупность навыков, нужных для незатрудненного и целесообразного применения средств языка, которые находятся в активном языковом запасе человека.


Не менее важным качеством хорошей речи является ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ,

которой называются такие особенности структуры речи, что поддерживают внимание и интерес у слушателей или читателей; соответственно речь, обладающая этими особенностями. и будет называться выразительной. Выразительности речи способствуют средства выразительности, которые для удобства можно представить в виде

Классификация средств выразительности речи


Вербальные Невербальные

(паралингвистические)



Языковая система Фонационные Кинесические

И образы (мелодико- Динамические) (зрительно- воспринимаемые)


ГОЛОС Внешний облик (темп, тембр, звучность Дыхание, высота Жесты



Поза

Дикция

(произношение и артикуляция)

Манеры


Рассмотрим подробнее все группы средств выразительности.

Группа ВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ представлена

возможностями языковой системы и образами. Языковая система в качестве средств выразительности предлагает нам различные языковые средства контакта, применяемые для активизации функции воздействия в коммуникативном процессе.


Наиболее распространенные формы контакта (адресации).

1) Личные местоимения 1 лица («я», «мы») - первый источник проявления

контакта, они отражают ваше отношение к сказанному. С помощью местоимения «я» вы

выражаете свои эмоции, побуждаете к действию, сообщаете, задаете вопрос, устанавливаете контакт. «Мы» содержит ряд значений:

  1. лекторское «мы» (=я);

Б) в значении «мы с вами» - помогает создать атмосферу взаимопонимания;

B) в выражениях «я с вами», «мы все вместе»

слова – конкретизаторы от степени контактности.

Ту же роль играют вводные слова "мне кажется», «на мой взгляд».

2) Глагольные формы 1 лица - активное средство контактности, т. к. объединяют оратора со слушателями в каком-либо мыслительном или физическом действии. Например: Попробуем вместе с вами. Вернемся к нашей проблеме и посмотрим. Т. е. глаголы обозначают здесь совместное действие (попробуем понять, скажем прямо, отметим). Глаголы - операторы выражают волю:

A) направленную на другого человека, например: прошу вас, запишите,

внимательно слушайте, отметьте себе и т. д.;

Б) направленную на самого говорящего, например:

я обещаю, я соглашусь с вами.

3) Местоимения и глаголы 2 лица («вы», «ты»). Местоимение «вы» употребляется в значении «аудитория». Например: Я благодарен ВАМ за огромное внимание; ВЫ задаете себе вопрос: что это такое? Как ВЫ понимаете и т. д. Могут использоваться побудительные конструкции, цель которых - побудить к действию, например: подумайте,

4) Вопрос как разновидность высказывания имеет целью вызвать реакцию, он связан с побуждением к действию. Использование риторических вопросов (сам задающий вопрос отвечает на него) утверждает этот ответ с целью привлечения внимания, придает сообщению большую убедительность. Вопросно-ответное единство создает ситуацию

непосредственного общения, придает характер непринужденности и разговорности.


Но смысловую информацию передают не только вербальные (языковые) средства речевой коммуникации участвуют также и НЕВЕРБАЛЬНЫЕ (неязыковые) СРЕДСТВА. "Совокупность невербальных средств, участвующих в речевой коммуникации, включенных в речевое сообщение и передающих, вместе с вербальными, смысловую информацию, называется паралингвистическими средствами».

Различают фонационные и кинетические паралингвистические средства.

К фонационным относятся все мелодико - динамические средства речи (ее темп, тембр, громкость, особенности произнесения звуков, т. е. все мелодические явления).

К кинесическим компонентам относятся зрительно воспринимаемые элементы (жесты, тип выбираемой позы, мимика, манеры, т. е. весь внешний облик).

Паралингвистические средства не только дополняют смысл вербального сообщения, но и являются источником информации о говорящем, о его социальных и возрастных чертах, свойствах характера и прочее.

Хотя невербальные средства, не входя в систему языка, не являются и речевыми единицами, тем не менее, речевое сообщение не может быть фактом коммуникации без паралингвистического сопровождения. По отношению к высказыванию (его вербальной стороне) они выполняют три функции:

1) Вносят дополнительную информацию (иногда противоречащую смыслу вербальной). Например, позитивный жест может сопровождаться фонационными характеристиками со значением отрицательного отношения (неодобрительной интонацией).

2) Могут замещать вербальный компонент. Например: Вопрос: «Завтра пойдешь на прием к врачу?» Ответ: отрицательный жест.

3) Могут комбинироваться с вербальными средствами, передавая тот же смысл. Например: «Мне нужно купить вот это лекарство» + указательный жест.

Фонационные средства выразительности речи.

Основным аппаратом техники и выразительности речи являются мелодико-динамические средства речи. И поэтому первоначальную основу речи любого человека, чья профессия - это общение с людьми, представляет культура его голоса.

Архиепископ Мэджи различал три категории ораторов: «Одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать». От нашего голоса зависит, будут ли нас слушать вообще.


В устной речи многих людей имеется немало недочетов, которые не осознаются.

Это:

1. недочеты дикции;

2. излишняя быстрота речи;

3. чрезмерная громкость голоса;

4. однообразие звучания (монотонность);

5. гнусавость;

6. резкость голоса;

Каковы же требования к голосу?

1) Прежде всего это СИЛА ЗВУКА или звучность, которая дает возможность

донести речь до аудитории. Как добиться звучности? Психологической основой полноты звука является уверенность в себе, подъем. Физическая основа звучности – правильное дыхание (т. е. глубокое, частое и контролируемое). В чем отличие фонационного дыхания

от обычного? Вдох и выдох обычного дыхания осуществляются через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность его - вдох, выдох, пауза. Для произнесения речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь требует большого количества воздуха, экономного его расходования и своевременного возобновления. В речевом дыхании выдох длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого

вдоха пауза для закрепления брюшного пресса, а затем длинный звуковой выдох. Звуки речи образуются при выдохе. Поэтому организация его имеет большое значение для постановки речевого дыхания и голоса, их усовершенствования.

2) Скорость речи в целом и длительность звучания отдельных слов, слогов, пауз в сочетании с ритмической организованностью речи составляет ее ТЕМП. Это очень важный элемент речи, включающий в себя:

  • скорость речи;

  • длительность звучания отдельных слов; и

  • интервалы и длительность пауз.

Скорость речи зависит от индивидуальных качеств человека, содержания его речи и ситуации общения. Встречается такой недостаток как торопливость вызываемый подчас либо робостью, либо безразличием (быстрее отделаться), либо излишним возбуждением. Другой недостаток - вялая речь, неуверенная, вымученная, когда оратор сам не имеет ясного представления о предмете речи. Не нужно забывать, что выразительность и скорость - разные вещи. Хороший оратор произносит около 100 – 120 слов в минуту.

Длительность звучания отдельных слов зависит не только от их длины, но и от значимости их в данном контексте.

Например, когда вы произносите фразу: «Ночь напролет», какое слово кажется наиболее длинным? В печати - слово «напролет», а в речи - слово «ночь». Слова можно растягивать и сжимать в зависимости от их значимости. Или во фразе «Это самое худшее, что вы могли сделать» акцентируются только два подчеркнутых слова. Т. е. нужно учиться правильно выделять слова.

Длительность звучания отражает значение слов во фразе и смысловые оттенки. Чем важнее слово, тем медленнее речь. Слова нужно выделять правильно. Трудную часть материала следует излагать в замедленном темпе. Обязательно замедляется речь, когда нужно сформулировать тот или иной вывод - определение, правило, закон. В более быстром темпе и с понижением голоса читаются: слова автора по отношению к прямой речи, пояснительные замечания (информация в скобках), вводные слова.

Следует учитывать и степень возбуждения слушателей. Чем больше возбуждена аудитория, тем медленнее и тише следует говорить оратору.

Для достижения выразительности звучания следует правильно пользоваться паузами: логическими и психологическими.

Логическая пауза акцентирует мысль оратора и обращена к мышлению слушателей. Психологическая пауза - средство эмоционального контакта, методический прием усиления внимания. Без логических пауз

речь- безграмотна, без психологических - безжизненна.

Функции паузы:

A) оттеняет наиболее существенные слова;

Б) облегчает дыхание;

В) дает возможность сообразить, к какой мысли следует перейти;

Г) помогает наиболее ярко подчеркнуть определенное место в речи;

Д) от нее зависит ритм речи.

3) ВЫСОТА - тональный уровень голоса. С изменениями по высоте связана тональность голоса. В речи происходит сдвиг от одной звуковой единицы (слога) к другой. Происходит как бы переход, плавное скольжение, и возникает мелодический рисунок речи. Т. е. любой фразе свойственна определенная интонация. По тону мы можем определить состояние человека. Неопределенность, сомнение, радость, тревога находят выражение в интонациях.

Например, медленно поднимающиеся и неглубокие интонации:


Да я и не уверен.

Например, интонация противопоставления:


Хотя и не преступный, поступок все же неверный.


Одно из основных проявлений интонации - ударение. Оно определяется не только правилами орфоэпии, но и психолого - педагогическими критериями речевого процесса. Избыточность ударений, а равно и их ослабленность или однообразие, повлекут к снижению внимания слушателей. Нужно учиться процессу гибкости ударений в речевом процессе. Выделяют следующие виды ударений:


  • Словесное - когда один из слогов выделен большей силой голоса или высотой тона. Правильность словесного ударения является показателем языковой культуры оратора.

  • Фразовое - имеет выраженный синтетический характер, объединяет другие слова (безударные и со слабым ударением в данной фразе).

  • Смысловое (логическое) - побудитель внимания слушателей (особенно важно в лекторской речи).

4) Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. ТЕМБР - окраска звука, яркость, его мягкости, теплота, индивидуальность. Это способность голоса варьироваться в зависимости от выражаемых мыслей и чувств. Тембр зависит от психологического состояния. При хорошем тембре звучание открытое, насыщенное, с чистыми вибрациями.


Проверяйте свой тембр!

  • При употреблении конкретных обозначений тембр меняется в соответствии с тем, о чем идет речь (твердое или мягкое, тяжелое или легкое, острое или тупое).

  • Тембр всегда обозначает настроение.

  • Тембр выражает оценку ситуации, положительную или отрицательную.

  • Тембральная окраска Вашего голоса должна отражать чувства и ощущения и быть связана со словами и контекстом.

5) ДИКЦИЯ (произношение и артикуляция). Четкость произношения для человека, чья работа - постоянное общение с людьми, - профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию речи собеседниками. ДИКЦИЯ - это ясность и четкость в произношении слов, слогов и звуков. Совершенствование дикции связано, прежде всего, с отработкой артикуляции - движения органов речи с членораздельным произношением. Артикуляция играет роль в образовании звуков (участвуют язык, зубы, губы, неба, десны, челюсти). Неправильное произнесение звуков и неправильное произношение дают одни и те же результаты. Произношение касается правильной речи (нормы), а в неправильном произнесении слова звуки пропадают, видоизменяются. От дурного произношения можно избавиться, систематически изучая словари и

прислушиваясь к речи окружающих. С плохим произнесением следует бороться, критически прислушиваясь к собственной речи и упражняясь в достижении четкости и членораздельности. Этому служит специальная гимнастика, которая включает упражнения для разминки речевого аппарата, для отработки правильной артикуляции каждого гласного и согласного звука.

ИТАК, голосовой механизм - сложная система, состоящая из аппарата дыхания, вибраторов, резонаторов и артикуляторов. Эти органы, благодаря непроизвольной координации, о которой вы не должны думать во время выступления перед аудиторией, оказывают влияние на пять элементов: звучность, темп, высоту, тембр и артикуляцию. Причины дефектов следует искать в чисто личных недостатках (вялость, робость, сомнение), в неправильных установках момент произнесения речи (безразличие, застенчивость, поспешность, недостаточное владение материалом) или в других привычках. Хорошая речь невозможна до тех пор, пока вы не прониклись интересом к ней.


Кинесические средства выразительности речи

Ваш внешний вид должен быть эстетически выразительным. В первую очередь мнение о вас складывается по вашему внешнему виду, по тому, как вы стоите, какая у вас походка, выражение лица, что вы делаете с руками. Все это - зрительно воспринимаемые элементы речи. Однако всякие ухищрения в манерах, осанке, жестах не создадут вашего настоящего облика. Контакт с собеседником наступит только тогда, когда в вашем сознании сами вы, собеседник и слово сольются воедино.

Внешность и манеры.

Главное требование к одежде - скромность, элегантность, отсутствие излишеств; следует избегать эксцентричности в одежде. Оратору перед аудиторией следует постараться захватить внимание всех слушателей в целом. Вы должны овладеть умением создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу.

Рекомендации:

  • ознакомьтесь с условиями помещения;

  • не суетитесь, спокойно направляйтесь к своему месту; не перебирайте на ходу заметки, не приводите в порядок прическу, не застегивайте пуговицы и т. д.

  • не начинайте речи, пока не выберите удобное положение; примите нужную позу

  • сразу, сделав последний шаг;

  • не смотрите во время произнесения речи вверх, вниз, на руки и тем более в записи.

Поза и осанка выражают внутреннее достоинство личности, согнутый человек не производит впечатления. Сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о неуверенности в себе, нежелании работать. Прямая походка, собранность указывают на внушительность, внутреннюю силу. Эстетика позы не терпит плохих привычек покачивания взад - вперед, переминание с ноги на ногу, привычек держаться за спинку стула. Не все хорошие ораторы держаться одинаково. Если выработана привычка к

правильной и удобной манере стоять, утвердится чувство уверенности. Необходимо упражняться в манере стоять, пока не появится привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности.

Для правильной координации движения и течения мыслей движение скорее должно предшествовать, предвосхищать ход мысли, но не отставать от него. Следите, чтобы более выразительные места речи подчеркивались движением на шаг вперед или выносом ноги вперед; паузы и передышки - подходящий момент, чтобы отступить на шаг.

Мимика.

Мимика - это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения движением мускулов лица. С помощью мимики передается вся палитра человеческих эмоций. Мимика и взгляды передают множество оттенков во взаимоотношениях. Неслучайно мы пристально вглядываемся в лицо собеседника, невольно ищем подтверждение его словам.

Мимика безотчётнее языка, а потому достовернее. Люди нередко отказываются от языка слов. Они изъясняются мимикой и взглядом, инстинктивно чувствуя, что в критических ситуациях жизни этот безмолвный язык - более тонкий регулятор отношений. Известно, что при разговоре люди придают словам лишь 7 % значимости, интонации - 38 %, а мимике и жестам - 55 %.

При контакте со слушателями особого внимания заслуживает язык глаз.

Говорящий обычно меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Это дает ему возможность концентрироваться на содержании своих высказываний. Взгляд помогает поддерживать контакт при разговоре. Он компенсирует действие факторов, разделяющих собеседников (особенно если расстояние между ними увеличено, частота взглядов соответственно увеличивается и компенсирует). Как видите, здесь невербальный язык предстает подлинным средством общения. А вот отсутствием взгляда вообще можно игнорировать партнера. Контакт со слушателями очень легко потерять, стоит вам время от

времени поглядывать в окно, опускать глаза на пол или поднимать к потолку, уткнуться в заметки и т. д. Но ничто так не приводит окружающих в смущение, как пустой взгляд, манера смотреть на людей как в пустое пространство. Наличие зрительного контакта совсем не означает, что нужно смотреть на всем и каждого. Можно создать такое впечатление, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую.

Если вы действительно обращаетесь к людям, они это чувствуют. Если вы

смотрите на них и воодушевлены поставленной целью, они будут чувствовать вашу целеустремленность как свою собственную. Также ценится такое мимическое выражение в общении как улыбка. Улыбка, как и вежливости предназначена другому; посланная собеседнику, она обретает магическую силу. Даже если улыбка только форма, то это куда

лучше, чем привычно угрюмое выражение лица.

Пантомимика.

Жест - это движение рук и/или тела, помогающее выделить главное в речи, нарисовать образ. Самые выразительные и бросающиеся в глаза - движения рук и кистей. Но и любое движение тела с целью подчеркнуть значение произнесенных слов – тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного сочетания движений головы, рук, шеи, плеч. Никогда не стоит прибегать к произвольной и механической жестикуляции. При достаточной тренировке подвижности мышц возникает естественный импульс к соответствующему жесту.

Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании

слушателей. В сочетании со словами руки тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. При передаче своих мыслей вам доставляет удовлетворение физическое проявление чувств, сопровождающих мысль. Осмысленная и выразительная работа рук создает впечатление силы и отвечает естественной человеческой потребности в движении, которая не находит удовлетворения в интеллектуальной деятельности.

Жест имеет и другое достоинство: помогает создать гармонию равновесия в позе оратора и ощущению его у слушателей.

Виды жестов:

  • выразительные - наиболее употребительные, сопровождают сильные,

кульминационные места речи, выражают душевные движения;

  • описательные - с их помощью можно показать движение;

  • подражательные - изображающие наглядно;

  • указующие - самые простые, указывают местоположение, направление.

Правила пользования жестами.

  • Жест должен быть непроизвольным, прибегайте к нему по мере

осуществления потребности в нем, при этом не следует подавлять импульса

наполовину, начатый жест следует довести до конца.

  • Жестикуляция не должна быть непрерывной: не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.

  • Управляйте жестами: жестикуляция - элемент равновесия всей позы; жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.

  • Вносите разнообразие в жестикуляцию.

  • Жест должен отвечать своему назначению, т. е. должен соответствовать характеру речи и аудитории.

Итак, в общении с аудиторией, да и в личной беседе играет роль весь внешний облик говорящего. Для успеха речи необходимо хорошее впечатление от жестов, взгляда, манер, позы, внешности. Лучшая черта во внешнем облике - корректность. Неотъемлемые непринужденность, воодушевление, уверенность и качества хорошего оратора - дружеский тон.

Только выбрав умелое. единственно целесообразное сочетание речи

фонационных и кинесических средств выразительности, Вы сможете добиться эффективности речевого воздействия адекватного восприятия слушателями смысла ваших слов.


План самостоятельной работы студентов (на занятии)


Название этапа

Описание этапа

Цель

Время

1.

Исходный контроль

Тесты

Выявление степени подготовки студентов

10 минут

2.

Выполнение заданий

1.Анализ высказываний и текстов на предмет соблюдения в них коммуникативных качеств хорошей речи, а также их исправление

2.Создание текста с учетом знания норм устной письменной речи

3.Тренировка использования средств выразительности в речи

Выработка умения дифференцировать учебную информацию

120 минут

3.

Отчет

Студенты отчитываются о проделанной работе , доказывают свою точку зрения

Выработка умения доказательно излагать учебный материал

30 минут

4.

Конечный контроль

Контрольное задание

Выяснение степени достижения цели занятия

10 минут


Тесты для контроля исходного уровня знаний студентов.

1. Какие коммуникативные качества хорошей речи принято выделять? Выберите

правильные ответы:

1)правильность

2) информативность;

3) богатство;

4)точность;

5) последовательность;

6) чистота;

7)коммуникативность;

8) выразительность.

Эталон: 1) 3) 4) 6) 8).

2. Выберите условия точности речи: отношений

1) знание предмета речи ;

2) знание языковой системы;

3) знание функциональных стилей

4) знание норм устной и письменной речи; входа улица

5) все ответы верны.

Эталон: 1) 2)

3. Выберите условия логичности речи на уровне высказывания:

1) непротиворечивое сочетание одного слова с другим;

2) правильный порядок слов;

3) овладение логикой рассуждения;

4) овладение логикой изложения;

5) употребление служебных слов и слов вводных.

Эталон: 1) 2) 5).


4. Выберите аспекты уместности речи:

1) уместность стилевая;

2) уместность функциональная;

3) уместность контекстуальная;

4) уместность ситуативная;

5) уместность нормативная;

6) уместность личностно-психологическая.

Эталон: 1) 3) 4) 6).

5. Выберите условия уместности речи:

1) знание структуры языка;

2) культура говорящего;

3) знание функциональных стилей;

4) верное словоупотребление;

5) знание предмета речи.

Эталон: 1) 2) 3) 5).

6. Выберите языковые средства, разрушающие чистоту речи:

1) диалектизмы;

3) неологизмы;

4) варваризмы;

5) архаизмы;

6) жаргонизмы;

7) канцеляризмы.

Эталон: 1),4),6).

7. Выберите условия богатства речи:

1) активный запас языковых средств;

2) верное словоупотребление;

3) знание предмета речи;

4) культура говорящего;

5) образность речи.

Эталон: 1).

8. Выберите условия выразительности речи:

1) знание предмета речи;

2) культура говорящего;

3) владение культурой своего голоса;

4) хорошая дикция;

5) активный запас языковых средств;

6) использование средств выразительности речи.

Эталон: 3),4),6)


9. Сгруппируйте по соответствию цифры и буквы:

A) Вербальные средства выразительности;

Б) Фонационные средства выразительности;

B) Кинесические средства выразительности. это

1) темп;

2) жесты;

4) тембр;

8) произношение;

9) мимика.

Эталон: A) - 3) 6); Б) - 1) 4) 5) 8); В) - 2) 7) 9).


10. Выберите составляющие такого понятия, как темп речи:

1) звучность голоса;

2) высота;

3) скорость речи;

4) интонация;

5) длительность звучания отдельных слов;

6) интервалы и длительность пауз; знакомства

7) тембр.

Эталон: 3) 5) 6).


11. Что такое дикция? Выберите правильный ответ.

l) длительность звучания отдельных слов;

2) ясность и четкость в произношении слов, слогов и звуков;

3) окраска звука;

4) сила звука;

5) ясность интонации.

Эталон: 2).


12. Каковы обязательные характеристики внешнего облика и манер оратора? Выберите правильные ответы.

1) элегантность в одежде

2) прямая походка

3) слегка опущенная голова

4) эксцентричность в одежде, чтобы привлечь внимание аудитории

5) взгляд свысока

6) руки за спиной

7) оратор должен ходить по аудитории

8) оратор должен постоянно улыбаться

9) взглядом должен охватывать каждого. итобнипотневдый

Эталон: 1) 2)

13. Назовите правила пользования жестами.

1)… 2)… 3)… 4)… 5)…

Эталон:

1) жест должен быть непроизвольным;

2) жестикуляция не должна быть непрерывной;

3) нужно управлять жестами;

4) вносить разнообразие в жестикуляцию;

5) жест должен отвечать своему назначению.

Задания для самостоятельной работы студентов (на занятии).

Задание 1.

Проанализируйте следующий текст. Определите, какими средствами пользовался автор для создания комического эффекта.


«Я рос в обычной семье, в которой поэтому всегда было место подвигу. Мой отец стоял на часах. Вернее, сидел: он работал часовых дел мастером. Образно выражаясь, небо над головой охраняла и моя мать: она трудилась вахтером в обсерватории. Стало быть, еще с молоком я всосал настоящую цену хлебу, маслу, яйцам и шпротам. Это оставило неизгладимый след на всю жизнь. Трудовых мозоли - это понятие я натер себе с детства».


Задание 2.


Исправьте предложения. Определите, какие из коммуникативных качеств хорошей речи в них не соблюдаются.



1. В проходной следили за снятием верхней одежды.

2. В работу надо как можно больше включать людей и лошадей, которые бы справлялись с уборкой картофеля.

3. Раскольников проснулся и сладко потянулся за топором.

4. Мария Кирилловна была одета в медицинскую форму.

5. Моя мама работает в детской больнице Татьяной Васильевной.

6. В горницу вошел негр, румяный с мороза.

7. Стихотворение написано в рифму, что нередко наблюдается у поэта.

8. Эта картина просто лезет мне в душу.

9. Главный врач представляет нового сотрудника: «Он из большого города. Там даже зоопарк есть. Вот оттуда он к нам и прибыл».

10. Из книги по теории воспитания: «Дети рассказывают о животных, о том, как они живут в зоопарке и на воле».

11. Из газетных заметок: «Санитарки мыли полы - казалось, тряпка не касалась их уже неделю».

12. «Критика врача в нашей стране естественна».

13. При инфаркте миокарда назначается постельный режим. Однако нельзя давать сердцу дрябнуть. Нужно давать больному физическую нагрузку и раннее вставание.

14. - Вы вычислили этот показатель неправильно. Надо было разделить на 5, а Вы шуранули на все число.

- Как шуранула «на все»? Я разделила на число дней трудоспособности!

15. Я поставил больному Н., 17 лет, диагноз: нейроциркуляторная дистония смешанного типа. Ставить диагноз гипертонической болезни этому молодому человеку ручка не поднимается.


Задание 3.


Подготовьте небольшое сообщение на тему «Общение с пациентами, имеющими нарушения в работе дыхательной системы», используя следующие опорные слова. Произнесите перед аудиторией, соблюдая акцентологические нормы устной речи русского литературного языка.



Ларингоскоп, ларингоскопия, ларинготомия, ларинготрахеит, ларингэктомия, бронхоскоп, бронхоскопия, бронхофония, бронхография, рентгенография, флюорография, спирометрия, спирография, спирометр, бронхоэктазия.




Задание 4.


Понятен ли смысл следующего текста? Какое коммуникативное качество хорошей речи в нем не соблюдается? Докажите свою точку зрения примерами из текста. «Переведите» данный текст на литературный язык.

«Разговор в ординаторской:
- Бугор сегодня не фонтан.
- Да он был на ковре у супера.
- Втык получал?
- Не то слово, сифонили его!
- И нам перепадёт?
- Уж будь спок.
Входит палатная медсестра.
-Кончай травить, начальники, пошли к нытикам.
- А ты мочу приклеила?
- Какую?
- А той полисной бабки, которая у окна под системой лежит?
- Она не готова.
- Звякни ещё раз, прямо сейчас.
Медсестра говорит по телефону.
- Лаболатория? Это седьмое, час назад я мочу заказывала…
- Нюрка её раздаёт, по этажам пошла.
- А вы её с сахаром сделали?
- С сахаром и с осадком.
Медсестра и ординатор:
- Моча наша готова.
- Дай её мне, там дочка ждёт, за дверью.
- Да я уж выгнала её из палаты, а она к вам рвётся, настырная, зевластая. Сейчас принесу.
В ординаторскую входит молодая полная женщина.
- Доктор, я слышала про мочу с сахаром и не поняла, кому её готовят?
- Как раз для вашей бабули, вас же только что оттуда едва выпроводили.
- Никто меня не провожал, сестра вон вытолкала. Так зачем моча-то с сахаром? Вы что, уриной что ли лечите? Говорят, это сейчас очень модно.
- Мы исследуем, нет ли сахара в моче у вашей бабули.
- Не бабули, а мамы. А сахар у неё и без анализа понятный, ейная рубашка всю дорогу мухами облеплена, не разгонишь.
Входит медсестра, подаёт врачу листок.
- Да, моча у вашей мамули действительно сладкая…»



Задание 5.


Представьте, что вам нужно выступать перед коллегами, людьми, которые вас еще плохо знают, так как работаете вы недавно. Вам нужно произвести на них хорошее впечатление. Продумайте кинесические средства выразительности, которые Вы постараетесь использовать:

  • внешность и манеры

  • поза и осанка

  • мимика

  • взгляд

  • улыбка





Задание 6.


Произнесите ниже предложенные фразы с различными интонациями:

"Посмотрите этого больного".

«Сделайте укол Иванову».

«У Петрова много сахара в крови»,

"К пациенту из третьей палаты пришли родственники».

«Завтра не забудьте взять кровь на общий анализ у Федорова».

«Васильева, Вас завтра выписывают».

«Зоя Петровна, можете уйти сегодня пораньше».



  • сухо-констатирующе, с минимумом эмоций;

  • сердито, тоном, не терпящим возражений;

  • требовательно, призывая к действию;

  • обещая интересное, неординарное;

  • безразличным, равнодушным тоном;

  • мягко, доброжелательно, по-дружески.





Задание 7.


Прочтите наизусть подготовленный дома прозаический отрывок, состоящий из 100-120 слов. Определите, за сколько минут вы его читаете. Постарайтесь ускорить, а затем замедлить темп чтения на полминуты, одну, две минуты.



Задание 8.


Расставьте смысловые акценты (для этого замедлите чтение слов, написанных в разрядку).

Развивайте в ы с о т у голоса. Развивайте с и л у голоса. Чтобы речь не была м о н о т о н н о й , учитесь постепенно и плавно повышать и понижать голос; делать его то громким, то тихим. Следите за темпом речи. Учитесь постепенно ускорять и з а м е д л я т ь


Задание 9.


Ясно и отчетливо произнесите следующие скороговорки. Сначала медленно, четко выговаривая все звуки, затем все более увеличивая темп речи.

1. Добыл бобов бобыль

2. Около кола колокола, около ворот коловорот.

3. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит. и

4. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на

тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.

5. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

6. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

7. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

8. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал. но не мелел Байкал.

9. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

10. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.


Задания для конечного контроля.

Выступите с подготовленным дома небольшим сообщением на медицинскую тематику:


1. «Особенности организации сестринского процесса в терапии».

2. «Особенности организации сестринского процесса в хирургии».

3. «Особенности организации сестринского процесса в акушерстве и

гинекологии».

4. «Особенности организации сестринского процесса в педиатрии».

5. «Особенности организации сестринского процесса в экстремальной медицине».

6. «Особенности организации сестринского процесса в гериатрии».

7. «Особенности организации сестринского процесса в реабилитологии».

8. «Особенности организации сестринского процесса в семейной медицине».


Аудитория оценивает выступление, пользуясь следующим алгоритмом:



Соблюдение коммуникативных качеств хорошей речи

  • правильности;

  • точности;

  • логичности;

  • уместности;

  • богатства;

  • чистоты;

  • выразительности:

  • использование вербальных средств выразительности;

  • использование фонационных средств выразительности;

  • использование кинесических средств выразительности.

Домашнее задание.

Вопросы для самопроверки

Источник информации

Цель

Вопросы самоконтроля

1.

Правильность

Речи



Блок информации Головин Б.Н Основы культуры речи

Знать для построения своей речи в соответствие с нормами устной и письменной речи русского языка и литературы

1.Зарисуйте классификацию

Норм устной и письменной речи

2.Проиллюстрируйте примерами

2.

Точность речи




Блок информации

Знать для создания точной речи

  1. Перечислите условия способствующие созданию точной речи

  2. Приведите примеры нарушения точности

3.

Логичность речи


Блок информации Головин Б.Н Основы культуры речи





Знать для построения логичной речи

  1. Перечислите условия логичности речи

  2. Приведите примеры нарушения





4.

Уместность речи


Блок информации Головин Б.Н Основы культуры речи

Знать для уместного употребления языковых средств речи

1.Перечислите условия и аспекты уместности речи

2.Приведите примеры нарушения уместности



5.

Чистота речи



Блок информации Головин Б.Н Основы культуры речи




Знать для создания чистой речи

Перечислите языковые средства разрушающие речь

6.

Богатство речи




Блок информации Головин Б.Н Основы культуры речи

Знать для создания богатой речи

1.Перечислите условия обеспечивающие богатство речи

2.Подготовьте небольшое сообщение на одну из предложенных тем (см. зад. для контроля.)

7.

Выразительность речи





Блок информации

Знать для создания выразительной речи

1.Зарисуйте классификацию средств выразительности

Приведите примеры.

2.Подберите и выучите наизусть небольшой прозаический отрывок(100-200слов)

3.Поработайте над ясностью и отчетливостью в произношении скороговорок





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!