Коммуникативные УУД и их роль в социализации обучающихся с ОВЗ в начальной школе
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Форма обучения – это способ организации учебного процесса, который осуществляется в определенном порядке и режиме; это способ внешней организации деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.
Основная форма обучения – урок:
изучается материал по теме или разделу на основе действующей программы и планирования, а также происходит связь с предыдущим материалом и подготовка к изучению последующего;
выполняется достоверность и научность сообщаемых знаний, их связь с жизнью;
образуется доступность формируемых знаний с учетом познавательных возможностей учащихся;
создаются условий для активизации познавательной деятельности учащихся;
учитываются индивидуальные особенности обучающихся и выполняется дифференцированный подход в процессе обучения;
структура и логика урока соответствует поставленным образовательной, воспитательной и коррекционной задачам.
Дополнительные формы обучения детей с ОВЗ: экскурсия, домашняя работа, дополнительные занятия, факультативы, кружковая работа. Существуют и другие формы организации учебной работы: экскурсии, практические и лабораторные работы, домашняя самостоятельная работа,
Ведущая роль в обучении принадлежит учителю, проводящему в основном фронтальную работу, в процессе которой он осуществляет индивидуальный и дифференцированный подход. Учитель в своей работе руководствуется программой, содержанием школьных учебников.
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.
При фронтальной форме организации обучения педагог управляет учебной деятельностью всего класса. Он осуществляет прямое воздействие на коллектив учащихся, организует их сотрудничество, определяет им единый темп работы. Однако фронтальная форма организации обучения не рассчитана на учёт индивидуальных различий школьников. Взятый темп урока слабым ученикам может показаться высоким, а сильным низким. По этой причине слабые учащиеся уйдут, не усвоив учебный материал. Сильные же недостаточно расширяют и углубляют знания.
При индивидуальной работе каждый ученик работает самостоятельно, проявляя инициативу; темп его работы определяется степенью целеустремлённости, работоспособности, развитости интересов, склонностей. Темп работы зависит от учебных возможностей и подготовленности учащегося. При такой организации ученик не вступает в сотрудничество со своими товарищами, но выполняет одинаковые для всего класса задания. Индивидуальная форма учебной деятельности тесно связана с самостоятельной работой учащихся, которая как раз и может создать условия, учитывающие неодинаковость непохожесть детей друг на друга.
При ГРУППОВОЙ форме состав класса разбиваются на группы, звенья. В этом случае управлением учебным процессом требует высокого мастерства учителя. Ему нужно определить задания группам, обеспечить контроль за их деятельностью. Групповая форма предполагает сотрудничество учащихся в малых группах, причём работа в них строится на принципах самоуправления школьников с менее жестким контролем учителя.
Групповая форма создаёт условия для правления возможностей каждого ученика, в частности, потому что, общаясь между собой, учащиеся имеют возможность свободно и значительно чаще, чем при фронтальной работе всего класса.
Особой разновидностью групповой формы обучения является ДИФФЕРЕНЦИРОВАННО-ГРУППОВАЯ форма. Она предполагает организацию работы групп учащихся с разными учебными возможностями, другую – со средними и низкими. Учитель может дать им разные по трудности задания или оказывать помощь в разной мере.
К групповой форме относятся и работа школьников ПАРАМИ, при которой чаще всего взаимодействуют ученики, сидящие за одной партой. Но в отдельных случаях допускается изменение состава пар. В группе продлённого дня ученики, выполнив домашнее задание, проверяют друг у друга качество сделанного. Звеньевые формы учебной работы предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. Групповая учебная деятельность младших школьников организуется главным образом на уроках литературного чтения, трудового обучения и физической культуры. Примерами групповой работы является классная работа на уроке, учебные занятия в бригадах, звёздочках, звеньях, групповая консультация. Минимальное количество участников учебных занятий – три человека.
Наряду с термином «групповая работа» используется и термин «КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА». Нельзя смешивать понятия «коллективная работа» и «фронтальная работа». «Ошибочно считать, что любая фронтальная работа и учебные задания, даваемые учителем для всех учащихся, вовлекают в активную совместную деятельность каждого из них. Очевидно, что коллективной учебной работой может называться лишь такая работа, которая характеризуется постоянным общением учащихся друг с другом, их учебным взаимодействием, формирование коллективного мнения».
Итак, отмечаем, что коллективная учебная деятельность – общая по целям, содержанию, приёмом работы – применяется преимущественно на этапах ознакомления с новым учебным материалом (учитель всему классу рассказывает, объясняет, показывает способы действий) и при закреплении изученного материала (фронтальный опрос, проверка домашней или самостоятельной работы).