Мавлютова О.С.
учитель английского языка ГБОУ гимназии №642
«Земля и Вселенная» Санкт-Петербург
Коммуникативный метод обучения английскому языку
Существует множество различных методик по изучению английского языка. Мне хотелось бы остановиться на коммуникативной методике изучения английского языка
Основное внимание в данной методике уделяется практике общения и преодолению языкового барьера. Поэтому, главное в коммуникативной методике - говорить как можно больше.
Коммуникативная методика изучения английского языка появилась в 60-х годах, в качестве противовеса традиционному (грамматико-переводному) подходу изучения языков. В 1983 году ученые Финокьяро и Брамфит вывели основные принципы коммуникативной методики. До настоящего времени они остались практически без изменений.
Как и у любого метода изучения языка, у коммуникативной методики есть свои принципы.
Основные принципы коммуникативной методики изучения языка:
Значение первостепенно.
Диалоги должны быть функционально значимыми; в заучивании наизусть нет необходимости.
Основой для презентации языка является контекст.
Нет необходимости в постановке идеального произношения; просто понятного произношения вполне достаточно.
Попытки коммуникации на изучаемом языке поощряются с самого начала обучения.
Родной язык практически не используется.
Перевод может быть использован в минимальных количествах и только если это идет на пользу учащимся.
Работа со всеми четырьмя языковыми навыками начинается с первых занятий.
Учащиеся много работают в парах, группах и всем классом.
Язык изучается методом проб и ошибок.
На первое место ставится уверенность и беглость речи; грамматическая точность приобретается чуть позже.
Внутренняя мотивация учащихся возрастает из-за интереса к коммуникации на изучаемом языке.
В 1980 году ученые Канале и Свейн выделили четыре типа коммуникативных компетенций:
Грамматическая компетенция (насколько учащийся владеет грамматикой и лексикой изучаемого языка)
Социолингвистическая компетенция (понимание экстралингвистического контекста ситуации, в которой осуществляется коммуникация – отношения, социальные роли и т.д.)
Дискурсивная компетенция (понимание отдельных элементов текста и их взаимосвязи)
Стратегическая компетенция (умения начать, поддержать, закончить, возобновить и перенаправить коммуникацию)
Коммуникативная методика подразумевает развитие учащимися всех четырех компетенций.
В чем преимущества коммуникативного метода?
Именно коммуникативный метод лучше всего развивает умение грамотно и бегло общаться, не стесняться говорить на английском языке и избегать неловких пауз в речи.
1. 2/3 времени занятия, проходящего по коммуникативной методике, посвящено разговорной практике.
2. Коммуникативная методика стимулирует английскую языковую среду, при этом не нужно ехать в другую страну.
3. Работа в паре или группе помогает в формировании коммуникативных навыков.
4. Лексические и грамматические конструкции усваиваются проще, чем заучивание правил - это важное условия коммуникативного метода.
5. Дискуссии и речевые игры — важная часть коммуникативной методики обучения — помогают достичь способности легко общаться на английском языке в реальных речевых ситуациях.
6. Коммуникативная методика обучения может дополняться игровыми элементами — ролевые игры, сценки.
Вот пример урока, построенного по коммуникативной методике:
Презентация изучаемой грамматической конструкции через текст (устный или письменный): учащиеся читают или слушают текст, отвечают на вопросы относительно содержания текста
Работа непосредственно с изучаемой конструкцией: учащиеся находят ее в тексте, с помощью педагога выводят правило, как эта конструкция функционирует в языке
Контролируемая практика: учащиеся выполняют письменные задание на отработку данной конструкции: заполнение пропусков, выбор нужного варианта ответа и т.д.
Более свободная практика: учащиеся выполняют устное задание, где требуется применить изучаемую конструкцию. Подразумевается ограниченная коммуникация
Свободная практика: учащиеся выполняют задание в парах или группах, где им дается более общее задание. При его выполнении они могут применять как только что изученную конструкцию, так и любые другие известные им языковые средства.
Кому подходит коммуникативный метод обучения английскому языку?
Больше всего коммуникативный метод изучения английского языка подходит тем, кто уже на каком-то (даже небольшом) уровне знаком с языком, но хочет научиться бегло и грамотно общаться на английском языке, научиться думать сразу на английском, улучшить свое произношение, бегло читать книги на английском языке и смотреть любимые фильмы без субтитров.
Кроме того, обучение по коммуникативного метода станет удачным выбором для тех, кто хочет, чтобы уроки по изучению языка проходили живо и весело, ведь большую часть занятия занимает практика, сценки и живое общение.