СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коммуникативный метод обучения английскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коммуникативный метод обучения английскому языку»

Мавлютова О.С.

учитель английского языка ГБОУ гимназии №642

«Земля и Вселенная» Санкт-Петербург


Коммуникативный метод обучения английскому языку


Существует множество различных методик по изучению английского языка. Мне хотелось бы остановиться на коммуникативной методике изучения английского языка


Основное внимание в данной методике уделяется практике общения и преодолению языкового барьера. Поэтому, главное в коммуникативной методике - говорить как можно больше. 

Коммуникативная методика изучения английского языка появилась в 60-х годах, в качестве противовеса традиционному (грамматико-переводному) подходу изучения языков. В 1983 году ученые Финокьяро и Брамфит вывели основные принципы коммуникативной методики. До настоящего времени они остались практически без изменений.

Как и у любого метода изучения языка, у коммуникативной методики есть свои принципы. 

Основные принципы коммуникативной методики изучения языка:

  1. Значение первостепенно.

  2. Диалоги должны быть функционально значимыми; в заучивании наизусть нет необходимости.

  3. Основой для презентации языка является контекст.

  4. Нет необходимости в постановке идеального произношения; просто понятного произношения вполне достаточно.

  5. Попытки коммуникации на изучаемом языке поощряются с самого начала обучения.

  6. Родной язык практически не используется.

  7. Перевод может быть использован в минимальных количествах и только если это идет на пользу учащимся.

  8. Работа со всеми четырьмя языковыми навыками начинается с первых занятий.

  9. Учащиеся много работают в парах, группах и всем классом.

  10. Язык изучается методом проб и ошибок.

  11. На первое место ставится уверенность и беглость речи; грамматическая точность приобретается чуть позже.

  12. Внутренняя мотивация учащихся возрастает из-за интереса к коммуникации на изучаемом языке.

В 1980 году ученые Канале и Свейн выделили четыре типа коммуникативных компетенций:

  1. Грамматическая компетенция (насколько учащийся владеет грамматикой и лексикой изучаемого языка)

  2. Социолингвистическая компетенция (понимание экстралингвистического контекста ситуации, в которой осуществляется коммуникация – отношения, социальные роли и т.д.)

  3. Дискурсивная компетенция (понимание отдельных элементов текста и их взаимосвязи)

  4. Стратегическая компетенция (умения начать, поддержать, закончить, возобновить и перенаправить коммуникацию)

  5. Коммуникативная методика подразумевает развитие учащимися всех четырех компетенций.

В чем преимущества коммуникативного метода?

Именно коммуникативный метод лучше всего развивает умение грамотно и бегло общаться, не стесняться говорить на английском языке и избегать неловких пауз в речи.


1. 2/3 времени занятия, проходящего по коммуникативной методике, посвящено разговорной практике.

2. Коммуникативная методика стимулирует английскую языковую среду, при этом не нужно ехать в другую страну.

3. Работа в паре или группе помогает в формировании коммуникативных навыков.

4. Лексические и грамматические конструкции усваиваются проще, чем заучивание правил - это важное условия коммуникативного метода.

5. Дискуссии и речевые игры — важная часть коммуникативной методики обучения — помогают достичь способности легко общаться на английском языке в реальных речевых ситуациях.

6. Коммуникативная методика обучения может дополняться игровыми элементами — ролевые игры, сценки.

Вот пример урока, построенного по коммуникативной методике:

  1. Презентация изучаемой грамматической конструкции через текст (устный или письменный): учащиеся читают или слушают текст, отвечают на вопросы относительно содержания текста

  2. Работа непосредственно с изучаемой конструкцией: учащиеся находят ее в тексте, с помощью педагога выводят правило, как эта конструкция функционирует в языке

  3. Контролируемая практика: учащиеся выполняют письменные задание на отработку данной конструкции: заполнение пропусков, выбор нужного варианта ответа и т.д.

  4. Более свободная практика: учащиеся выполняют устное задание, где требуется применить изучаемую конструкцию. Подразумевается ограниченная коммуникация

  5. Свободная практика: учащиеся выполняют задание в парах или группах, где им дается более общее задание. При его выполнении они могут применять как только что изученную конструкцию, так и любые другие известные им языковые средства.


Кому подходит коммуникативный метод обучения английскому языку?


Больше всего коммуникативный метод изучения английского языка подходит тем, кто уже на каком-то (даже небольшом) уровне знаком с языком, но хочет научиться бегло и грамотно общаться на английском языке, научиться думать сразу на английском, улучшить свое произношение, бегло читать книги на английском языке и смотреть любимые фильмы без субтитров.

Кроме того, обучение по коммуникативного метода станет удачным выбором для тех, кто хочет, чтобы уроки по изучению языка проходили живо и весело, ведь большую часть занятия занимает практика, сценки и живое общение.