СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комнатные растения и уход за ними

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предполагает практическую работу по пересадке растений.Рнфлексия урока проведена по новой технологии.

Просмотр содержимого документа
«Комнатные растения и уход за ними»

Муниципальный этап IV Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок»













Конспект урока по теме


« Комнатные растения в интерьере квартиры и уход за ними »








Макарова

Марина Владимировна,

учитель технологии

МОУ Гимназия №33 г. Ульяновска













2009 год

Конспект урока по теме

« Комнатные растения в интерьере квартиры и уход за ними »

Цель урока:

Способствовать расширению представлений учащихся о роли комнатных растений в жизни человека, экологической значимости и размещении в интерьере квартиры.

Практическая направленность

Научить правильному уходу за комнатными цветами.


Тип урока:

Комбинированный – лекция в сочетании с эвристической беседой, с комплексным практическим применением полученных знаний, умений, навыков.


Задачи урока.

Образовательные:

  1. Дать представление о значении комнатных растений.

  2. Познакомить учащихся с классификацией комнатных растений по группам, по внешним данным, по приёмам размещения в интерьере.

  3. Научить различным приемам пересадки растений и закрепить их в практической деятельности.

Развивающие:

  1. Содействовать развитию навыков самоконтроля, самокоррекции.

  2. Продолжить работу над развитием творческих способностей учащихся.

  3. Способствовать формированию культуры рефлексивного мышления, культуры речи, формированию и развитию эстетических качеств личности.

Воспитывающие:

  1. Обеспечить формирование навыков соуправления в коллективной работе, воспитывать ответственность за свои действия.

  2. Продолжить работу над формированием коммуникативных качеств личности, умению общаться, высказывать своё мнение.

  3. Способствовать уважительному отношению к результату совместной деятельности.


Методы обучения:

  1. Метод эвристической беседы.

  2. Исследовательский метод.

  3. Частично поисковый.



Средства обучения:

  1. Рефлексивные карточки.

  2. Технологические карты.

  3. Набор инвентаря для пересадки растений, растения требующие пересадки.

  4. Авторская, компьютерная презентация учителя по теме «комнатные растения и уход за ними».

  5. Компьютерные презентации учащихся по теме «Моё любимое домашнее растение».

  6. Карточки с «новыми» словами.

  7. Выставка комнатных растений.

  8. Фотовыставка «Мои любимые домашние растения и животные».

  9. Стенд «Полезные советы», «Дизайн цветочных горшков».




.

(Первый урок)


  1. Орг. момент, постановка задач и проблем урока.

  2. Мотивация урока.


(Звучит музыка леса)

Все мы любим и ждём лето! Лето – это слово как музыка звучит в каждой птичьей трели, в шелесте листвы и шорохе трав, колышущихся от тёплого ветра, в рокочущих раскатах грома и журчании лесного ручейка. Летнее настроение – это радость соприкосновения с расцветающей всеми красками природой. Именно такую атмосферу старается сохранить человек, украшая цветами и растениями свой дом, сохраняя в нём зелёный островок живой природы. И сегодня мы поговорим о комнатных цветах.


3. Актуализация знаний

.

Тема урока «Комнатные растения в интерьере квартиры и уход за ними»

«…душа человека – точно цветок лотоса: даже растоптанный, получив живительную каплю влаги, вновь расправляет он свои белые лепестки и, подобно лебедю, купается в лунном серебре. Душа человека - такой цветок. Поэтому мы должны насыщать её прекрасным. Красота – витамин духовного роста человека…»

Эдуардас Межелайтис


Человек как цветок, а цветок как человек также растёт, болеет, расцветает, и, в конце концов, погибает. Цветы хоть и не умеют разговаривать, но умеют понимать, что им говорят. Разговаривайте с цветами, здоровайтесь, и они подарят вам своё цветение и пышность. Все значимые этапы жизни: окончание учёбы, свадьба, рождение ребёнка…человек сопровождает цветами! Выражая благодарность за мужество и храбрость - дарят букеты. Награждая за заслуги перед отечеством, надевают венки из лавра.( « лауреат » - в переводе с греческого « увенчанный лаврами » ) В Индии традиционно на почётных гостей надевают гирлянды из цветов….Какие ассоциации возникают у вас со словом «цветы» ?

( ответы детей )

Давайте, посмотрим, какие ассоциации могут возникнуть, когда человек любуется цветами.

( * - означает показ слайда )


4. Экскурс в прекрасные фантазии.


* Многие кутюрье, подсматривая за цветами, создают свои творенья. У каждого цветка - своя «осанка», свой силуэт, своя пластика – говорят они.

* А какое многообразие цветовых оттенков!

* Не случайно слова «цвет» и «цветок» почти совпадают.

* Цветы демонстрируют нам, что такое высшая гармония – удивительное сочетание свободы с чувством меры, непредсказуемости с рациональностью.

Каждый год в Голландии проходит праздник цветов. Конкурс платьев из живых цветов!




* И нас совсем потрясает, когда мы видим обычные цветы в необычном варианте.

* Ассоциации кондитеров не менее великолепны. Роскошные цветы на тортах и пирожных, а букеты из свекольных и морковных цветов просто не отличишь от настоящих!

* В ногу с пищевой промышленностью идёт парфюмерная. Эта отрасль просто не может существовать без растений и своей рекламой постоянно подтверждает это.

* А кого-то ассоциации уводят далеко от цветов, и человек начинает фантазировать!

Но давайте не будем далеко уходить в фантазии, а вернёмся далеко-далеко в прошлое.


  1. Экскурс в историю.


По мере открытия новых земель и роста культурных и торговых связей между народами в Европу вместе с богатствами завозили семена, корни и луковицы необычных растений.

* Одними из первых заморских диковинок были лимонные и апельсиновые деревья (апельсин по французcки «orange»-оранжерея)

* В России первыми владельцами оранжерей и зимних садов были князь Голицын и граф Шереметьев.

В обиходе появились новые слова: оранжерея, зимний сад, жардиньерка (подставка под цветы), теплица.

(новые слова и понятия записаны на доске)

Опыт многих поколений садоводов позволил отобрать из тепличных коллекций виды растений, которые наиболее устойчивы к микроклимату жилища. Сегодня мы займёмся изучением разновидности комнатных растений.

В начале давайте ответим на вопрос « Почему люди заводят комнатные растения? Какая от этого польза?»

( ответы детей)


  1. Важно знать (о пользе комнатных растений) *


- Способствуют единению с природой.

- Красотой и благоуханием благотворно влияют на человеческий организм.

- Улучшают настроение.

- Снимают напряжение, гасят нервозность.

- Поглощают пыль.

- Очищают воздух.

- Способствуют увлажнению.

- Уничтожают вредные микроорганизмы.

Поднимите руку у кого дома есть растения? Вы знаете названия ваших растений?

(ответы детей)

Названия комнатных растений труднозапоминающиеся, а всё потому, что они иностранные. Обратите внимание на выставку цветов в классе. На всех горшках наклеены названия цветов. Здесь собраны самые распространённые комнатные растения, здесь вы можете узнать правильное название вашего «друга». Если у вас есть дома растения, то они должны стать вашими друзьями. И сегодня мы узнаем о классификации домашних растений, научимся правильно за ними ухаживать и делать пересадку и перевалку. Мы должны заботиться о своих «друзьях». Как говорил « маленький принц» в произведении А.Экзюпери: « …мы в ответе за тех, кого приручили…». Растения радуются, когда вы рядом, и болеют, если вас долго нет. При покупке растений следует быть разборчивым и помнить, что не все растения уживаются по соседству друг с другом.


Ставить цветок следует там, где ему будет уютно, а не только там где он вписывается в интерьер. Цветы как люди бояться сквозняков и как бы мы не хотели, но должны смириться с тем, что растения погибают и это зачастую зависит не от нас.

7. Классификация комнатных растений.


Различают четыре основные группы комнатных растений:

  • * Декоративнолистные - их выращивают ради красивых листьев или стеблей.

  • * Декоративно цветущие - у них не только красивые соцветия, но и привлекательная необычная листва.

  • * Декоративноцветущие горшечные - эти растения используют для создания временных композиций (после цветения они блекнут).

  • * Кактусы или суккуленты- растения с мясистыми стеблями, покрытыми колючками или пушистыми волосиками.

8. Классификация комнатных растений по внешним данным.


Комнатные растения можно разделить на шесть групп по внешним данным, что очень важно при подборе растения для украшения интерьера. Я познакомлю вас с представителями этих групп, и мы сразу постараемся определить их место в интерьере квартиры.

* Злаковидные-отличаются длинными, узкими, собранными в пучок листьями. Наиболее популярен хлорофитум (санитар дома - очищает кислород)

* Растения с прямостоячими стеблями - могут иметь различную высоту(фикус, драцена). В этой группе три разновидности растений:

А) столбовидные б) деревья в) ложные пальмы

* Лианы и ампельные растения - их стебли нуждаются в опоре или свисают по сторонам горшка (традесканция, берёзка) Ampel-висячая ваза для цветов.

. * Розеточные растения - имеют листья, сближенные к одной точке. Они не высокие. В интерьере хороши в композициях с другими растениями.

* Шаровидные растения – не имею плоских листьев, стебель у них почти гладкий либо покрыт волосками или колючками.

* Кустистые – это виды растений, которые нельзя отнести ни к одной из перечисленных групп. У них из земли обычно растут несколько стеблей.

9. Приёмы размещения комнатных растений.


  • * Одиночные растения.

Отдельно стоящее растение часто используют для привлечения внимания как элемент, который конкурировал бы в этом отношении с другими предметами в комнате. В просторной комнате наибольшее внимание привлекает к себе крупное отдельно стоящее растение.

  • * Композиция из горшечных растений.

Коллекция растений в горшках или индивидуальных контейнерах, установленных близко друг к другу, создаёт эффект большого пятна зелени.

  • * Комнатный садик.

Это контейнер, заполненный несколькими растениями. Горшки при таком способе размещения не видны: они могут быть скрыты от глаз внутри контейнера или растения могут быть высажены прямо в контейнер, без горшков.




  • * Террариум

Это сосуд из стекла или прозрачного пластика, внутри которого посажены растения. Отверстие такого сосуда заужено или закрыто прозрачным материалом.


10. Дифференцированная самостоятельная работа обучающего характера.

Самостоятельная работа выполняется на раздаточных карточках (приложение №1). Каждый ученик получает раздаточный материал с фотографией комнатного растения. По внешнему виду растения учащийся должен, определить: 1) к какой группе из классификации растений оно относится, 2) к какой группе оно относится по внешним данным, 3) определить место растения в интерьере квартиры.


( Второй урок)


11. Проверка творческого, домашнего задания.


Второй урок начинается с показа детских, творческих работ. Два ученика рассказывают и показывают презентацию на тему «моё любимое домашнее растение»

(cм. приложение).


12. Уход за комнатными растениями.


Любому комнатному растению для нормального роста и развития требуется уход.

* Уход включает в себя: 1) выбор соответствующей почвы 2) полив 3) подкормка

4) очистка 5) пересадка.

* Одним из важнейших мероприятий по уходу за растениями является полив.

Как вы дома поливаете цветы? От каких факторов, по вашему мнению, зависит частота полива и объём воды?

( ответы детей)

При поливе необходимо учитывать:1) вид растения, 2) фазу развития (в период роста полив обильнее и чаще), 3) время года (летом полив обильный, зимой умеренный).

Вода должна быть отстоянной!

Кто знает, что означает « сухой полив »?

(ответы детей)

Зимой, когда растения отдыхают, применяют «сухой полив». Т. е. растение реже поливают, но чаще опрыскиваю и рыхлят землю, что бы воздух лучше поступал к корням. Некоторые цветы не поливают, а наливают воду в поддон (цикламен).

* Очистка растений - это промывание листьев, что улучшает процесс фотосинтеза, предупреждает заболевания растений и поражение вредителями.

Подкормка растений производится один раз в две недели.

Каждому растению необходимо подобрать соответствующую почвенную смесь.

* По мере роста растения увеличивается его корневая система, горшок, становится, для него мал. Значит, необходима пересадка (замена почвы без сохранения кома).

* Если растение плохо переносит пересадку, применяют перевалку (перенос растения в большую посуду с сохранением кома) Пересадку производят через 1-2 года, если растение взрослое, то через 5-8 лет.





Групповая практическая работа «Пересадка и перевалка комнатных растений».


Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает технологическую карту по пересадке и перевалке растений (приложение №2) . На перемене для каждой группы готовится рабочее место: клеёнка, дренаж, земля, вода, растение (требующее пересадки), перчатки. По окончании работы убирают рабочее место, ставят пересаженное растение на выставочный стол.

Кто из вас раньше занимался пересадкой растений? Какие ощущения и впечатления? Сможете дома самостоятельно сделать пересадку?




  1. Задание на дом.

Уровень А.- п. 41;42

Уровень Б.- п. 41;42, составить кроссворд по теме «комнатные растения и уход за ними».

Уровень С. – п. 41;42, собрать материал и представить авторские идеи по дизайну цветочных горшков.


15. Заключение.


В заключение урока хочется пожелать вам быть всегда в гармонии с природой. Чтобы ваши комнатные растения чаще улыбались вместе с вами. Есть в жизни особые моменты, когда каждое «слово» природы, каждый её жест вызывает бесконечную серию положительных эмоций и ассоциаций. Я желаю вам этих эмоций и хочу подарить всем поющие цветы * (включается ролик «поющие цветы»).


16. Рефлексия.


(Включается караоке - мелодия песни «городские цветы», открывается рисунок с изображением кактуса, травы и цветущего цветка)


Хочу предложить спеть всем нам песню о цветах. Пока мы поём отразите свое настроение с помощью маркера на доске, подрисовать себя в той роли, в которой ты себя сейчас ощущаешь (кактус, цветок, цветок на кактусе, травка…). (По возникшим образам учитель делает анализ результата).

Сделайте свою жизнь разноцветной как букет цветов!

Спасибо за урок.









9