Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Станция юных натуралистов»
г. Палласовка
Волгоградской области
Учебно - исследовательская работа
«Комнатные растения станции юннатов: влияние на микроклимат и здоровье обучающихся»
Автор: Бирюкова Мария ,7 класс
Руководитель:
Киселева Татьяна Юрьевна,
педагог МКОУ ДО «СЮН»
2017
Оглавление
Введение………………………………………………………………….....3
Глава 1. Влияние комнатных растений на микроклимат станции
и здоровье обучающихся……………………………………………………….4
1.1.Шумопоглотители……………………………………………………...4
1.2. Увлажнители воздуха…………………………………………………5
1.3. Поглотители вредных веществ……………………………………….5
1.4. Ионизаторы…………………………………………………………….6
1.5. Ароматерапевты………………………………………………………..6
1.6. Психотерапевты……………………………………………………..…7
1.7. Лекари…………………………………………………………………...7
1.8. Растения с особенными свойствами………………………………….8
1.9. Ядовитые …………………………………………………………….…9
Глава 2. Исследования………………………….………………………............10
Глава 3. Результаты исследований…………………………………………….10
3.1. Определение видового и количественного состава растений……………10
3.2. Результаты анкетирования…………………………………….………..…12
3.3.Влияние комнатных растений на микроклимат и здоровье ………….....15
3.4.Эксперименты………………………………………………………………..19
3.5.Памятка « Действия при отравлении комнатными растениями» .…...….20
Выводы…………………………………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………….......21
Литература………………………………………………………........................21
Приложения……………………………………………………………………..22
Введение
Комнатные растения всегда украшали жизнь людей. Это частица живой природы, которую человек стремится перенести поближе к себе. Они радуют наш глаз, впечатляют своими живыми и сочными красками.
Современный человек большую часть проводит в помещении. Воздух в комнате грязнее в 4 - 6 раз наружного и токсичнее в 8 - 9 раз. В помещении нас окружают предметы и материалы, выделяющие губительные для здоровья химические вещества и элементы.Подумайте только: линолеум, краска и лак, которыми покрыты стены и мебель, пластик, паркет, синтетические ковры, телевизоры, компьютеры, телефоны, ксероксы и сканеры - словом, все, чем окружил себя современный человек, выделяет вреднейшие химические вещества. Мало того, что каждое из этих веществ само по себе и в отдельности очень вредно, они же еще перемешиваются, образуя страшный для всего живого воздушный коктейль.
Экологически неблагоприятная обстановка помещений, в которых мы находимся, может вызвать, как легкое недомогание, так и вполне серьезные заболевания: головокружение, головные боли, бессонницу, может появиться утомляемость и раздражительность.
Что делать? Искать помощи у природы! Человеку нужно постараться окружить себя различными растениями, которые, активно вбирая все вредное, еще и вырабатывают кислород и благоприятно воздействуют своим биополем. И тут очень важно правильно подобрать нужные комнатные растения, чтобы создать максимально комфортный микроклимат, уют, причем с пользой для здоровья.
А какие растения лучше всего выбирать для оформления кабинетов? Все ли они полезны? Бывают ли опасные для человека растения?Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно узнать как можно больше о комнатных растениях станции юннатов.
Цель работы: изучить комнатные растения станции юннатов и выявить их влияние на микроклимат и здоровье обучающихся.
Задачи работы:
-Изучить видовой и количественный состав комнатных растений станции.
-Проанализировать литературу о влиянии растений на микроклимат и здоровье и сопоставить данные с имеющимся видовым составом растений на станции.
-Провести исследования: анкетирование обучающихся на предмет знаний о растениях станции юннатов; эксперименты с комнатными растениями.
- Проанализировать результаты исследований и сделать выводы.
- Сделать памятку «Действия при отравлении комнатными растениями» и брошюры «Комнатные растения как фактор здоровьесберегающей среды».
Гипотеза: большинство обучающихся не знают видовой состав комнатных растений учебных кабинетов и не владеют знаниями об их влиянии на окружающую среду и здоровье.
Методика работы: были использованы следующие методы: наблюдение, сравнение, анализ, анкетирование, эксперимент,статистический учет, фотосъемка, работа с различными источниками информации: интернет, справочники, атласы -определители комнатных растений.
Место и сроки исследования: комнатные растения кабинетов станции юннатов, с сентября по ноябрь 2017 года.
При выполнении учебно-исследовательской работы я пользовалась такой литературой:
1. Артемова А.«Комнатные растения исцеляющие и омолаживающие»
2. КлинковскаяН.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1986г.
3.Комнатные растения в вашем доме: новый энциклопедический справочник
-М.: « ОЛМА ПРЕСС», 2005г.
4. Семенова А.Н. Комнатные растения; друзья и враги. – СПб.; ИК «Невский
проспект», 2003.
5.Статьи с сайта:
http://www.edu.vologda.ru
http://www.allwomens.ru/2724-komnatnye-rasteniya-dlya-zdorovya.html.
Глава 1. Влияние комнатных растений на микроклимат станции и здоровье обучающихся
Комнатные растения станции юннатов – не просто украшение учреждения, они существенно улучшают микроклимат в помещении, а некоторые обладают сильными целебными свойствами. Цветы могут распахнуть перед человеком живой мир гармонии, что благотворно скажется на самочувствии и настроении окружающих. К тому же растения способствуют развитию творческих способностей обучающихся.
Все комнатные растения условно можно разделить на несколько групп, по тому воздействию, которое они оказывают на окружающую среду и организм человека.
Шумопоглотители
Давно известен тот факт, что оформление кабинетов растениями играет не только эстетическуюроль. Растения могут внести свой вклад в подавление шума и создать акустический комфорт внутри помещения. Для улучшения самочувствия большое значение имеет звукопоглощение, оценивающееся по среднему показателю в диапазоне частот 250-4000 Гц. Ученые доказали, что именно в этом диапазоне частот растения эффективно подавляют шумы. Так, к примеру, в кабинете площадью 30 м2десять экземпляров фикуса Бенджамина высотой прибл. 1,80 м способны поглощать до 25% шума. Если сравнивать звукоизоляционные свойства фикуса и штор, то три фикуса равняются 5м2 штор.
Увлажнители воздуха
Низкая влажность воздуха в отапливаемых помещениях в зимний период может вызвать проблемы со здоровьем у обучающихся и педагогов. При вдыхании сухого воздуха слизистая оболочка носа и горла пересыхает, и перестает задерживать вирусы и бактерии. Вследствие этого, повышается подверженность заболеваниям, а у некоторых проявляются симптомы аллергии и астмы. Как показали измерения, влажность воздуха в кабинетах составляет примерно 15-30%. Оптимальной, при t 18-24о, считается влажность воздуха в 55-75%. А растения способны испарять до 97% влаги. Таким образом, нецветущие декоративные растения с очень высокой интенсивностью транспирации, как, к примеру, сансевиерия, фикус, драцена, фиалки в зимний период создают в помещениях комфортный уровень влажности (Эксперимент1).
Поглотители вредных веществ
Ученые давно доказали, что некоторые растения способны фильтровать воздух, улучшая тем самым его качества. Множество летучих органических вещества таких, как формальдегид, ацетон, толуол и др. из мебели и строительных материалов попадают в воздух помещения и могут вызвать у человека головные боли, аллергию, кожную сыпь. Конечно, растения не превратят перенасыщенный вредными веществами воздух помещения в полностью здоровый, но они способны уменьшить количество этих вредных веществ в воздухе во много раз.
Исследования показали, что углекислый газ в помещении является веществом, которое даже в невысоких концентрациях может пагубно отразиться на здоровье и работоспособности человека. Во время фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Как показали подсчеты, для одной комнаты необходимо 30 экземпляров шефлеры древовидной высотой 1,5 м, чтобы поглотить углекислый газ, который выделяет один работающий человек. Это значит, что растения лишь незначительно уменьшают концентрацию углекислого газа, то есть улучшают качество воздуха, но не могут полностью заменить проветривания помещений(Эксперимент2).
Растения могут абсорбировать пыль. Самые лучшие растения-фильтры -драцена, шефлера, хлорофитум, фикус, плющ, традесканция. Частицы тяжелых металлов, которые тоже есть в наших кабинетах, поглощают аспарагусы.
Ионизаторы
Нет нужды говорить, как плохо чувствует себя человек в душном помещении. Причем дело здесь не в недостатке кислорода. Дело в том, что катастрофически не хватает его отрицательных ионов, число которых быстро уменьшается, когда в кабинете работает телевизор или компьютер. Но, оказывается, есть комнатные растения, которые выделяют такие же ионы, делая воздух свежим и легким для дыхания. Это хвойные (кипарис, туя, криптомерия) деревья. Их можно вырастить дома из семян, а затем подарить станции юннатов, обеспечив в учреждении еще и целебный микроклимат, поскольку они обладают еще и фитонцидными свойствами.
Кактусы (цереусы, эхеверия и др.) могут защищать человека от вредного электромагнитного излучения, снижая ионизацию воздуха в помещениях. Именно поэтому кактусы рекомендуется располагать в непосредственной близости от экрана телевизора или компьютера.
Ароматерапевты
Многие растения выделяют в воздух пахучие эфирные масла, которые оказывают положительное воздействие на самочувствие. На этом основывается ароматерапия. Запах душистой пеларгонии, например, снимает бессонницу и нервное напряжение, а эфирные масла, выделяемые цитрусовыми, снижают артериальное давление.
Многие комнатные растения обладают еще и фитонцидными, то есть бактерицидными свойствами. Это хлорофитум, лимон, амариллис и др. В помещении, где они растут, количество микробов в воздухе сокращается в несколько раз!(Эксперимент 3).
Возможности оздоровления воздуха в кабинетах при помощи комнатных растений просто беспредельны. Когда ученые изучили антибактериальные свойства этих растений, оказалось, что от их летучих фитонцидов некоторые бактерии погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока!
Психотерапевты
Исследования доказали, что в окружении живой зелени люди чувствуют себя защищенными и испытывают комфорт и уравновешенность. Почему так происходит, объясняет так называемая «теория возбуждения»: человек в условиях современной цивилизации находится в состоянии постоянного напряжения, что приводит к усталости и стрессу. Некоторые зрительные раздражители, как например, растения, действуют успокаивающе и расслабляюще, а так же снижают стрессовые реакции. Более того, зеленый цвет растений играет при этом немаловажную роль. Неслучайно психологи советуют желающим снять стресс использовать зеленый цвет. Зеленый цвет является символом уверенности и защищенности.
В зависимости от окраски цветков растений энергетические колебания воздействуют на различные сферы нашей жизни. Холодные фиолетовые, синие, голубые и зелёные тона успокаивают нервную систему. Синевато-голубоватыми цветками хорошо любоваться, чтобы расслабиться и успокоиться. Тёплые красные, оранжевые, жёлтые тона, наоборот, помогаютбыстро восстановить работоспособность, возбуждают, бодрят. Считается, что растение с розовыми цветками устраняют грусть и меланхолию. Оранжевые цветки оказывают тонизирующее действие, излечивают депрессию. Виды цветков с жёлтой и золотистой окраской уменьшается усталость глаз от работы на компьютере.
Не последнюю роль играет и цветовая гамма листьев. Она варьирует от почти белой до фиолетовой. Пурпурно-зелёная, сизо-пурпурная и обычная зелёная листва действуют успокаивающе. Светлая окраска листьев и коры растений создаёт ощущение лёгкости. Пёстрые листья повышают работоспособность, не случайно подобные растения используют для оформления кабинетов станции юннатов.
Влияние на эмоциональное состояние человека оказывает даже форма кроны растений. Активизируют психическую деятельность растения с раскидистой и пирамидальной кроной, успокаивают – растения с овальной и ампельной кронами.
В свойстве комнатных растений оказывать успокаивающее действие я убедилась, беседуя с педагогами и обучающимися станции юннатов, ведь именно это свойство растений они поставили на первое место.
Лекари
Почти все комнатные растения, которые мы выращиваем в кабинетах, так или иначе применяются в народной медицине. Однако, следует быть острожными – многие комнатные растения содержат ядовитые вещества, так что применять их следует очень и очень аккуратно.
Одно из самых известных растений – это столетник или алоэ древовидное. Сок алоэ применяют при лечении ожогов и воспалений.
Измельченные цветки гибискуса накладывают на опухоли или воспаленные раны.
Еще одно растение, способное снять воспаление – каланхоэ перистое.
Жар может понизить настой обычной комнатной камнеломки.
Огромное количество витаминов содержат цитрусовые (лимон).
Герань является отличным антидепрессантом. В народе бытует мнение, что прикладывая листочки герани к пульсу, вы избавляетесь от высокого давления. Настойки из герани применяют при камнях в почках.
Хлорофитум - очень полезный цветок, так как он способен поглощать вредные газы и запахи.
Сансевиерия увеличивает количество кислорода в помещении. Людям, страдающим от астмы, просто необходимо завести это растение в своей квартире.
Цикламен - отличный цветок для успокоения детей. Многие педагоги - родители обращали внимание, что их капризные дети становятся гораздо спокойнее, если в комнате растет этот цветок.
Фиалка - средство отзубной боли, простуды, кашля, дефиците витаминов. Применяется фиалка и для борьбы и с кожными заболеваниями: экземами, угрями, фурункулами, ранами и язвами, дерматитами, лишаями. Фиалка имеет противовоспалительное и успокоительное свойство.
Кактусы обладают бактерицидными свойствами.
Растения с особенными свойствами
С древности люди приписывали растениям магические качества. Одни цветы заводили в доме, чтобы они приносили хозяевам удачу в делах и богатство, другие - чтобы укрепить в семье мир. Многие растения имеют яркие индивидуальные качества, о которых не следуют забывать.
Плющи прекрасно перерабатывают чуждую энергетику, принесённую извне. Их просто необходимо использовать для очистки помещений.
Папоротники являются озонатором помещения, в этом отношении они просто верные друзья.
Традесканции снижают риск и течение онкологического заболевания. Они тем действеннее, чем крупнее экземпляр. Наиболее эффективны растения со стоячими стеблями. А из традесканций наибольшей силой обладают те сорта, которые имеют толстые и крупные мясистые листья.
Пальмы - это растения, которые не подходят для маленьких помещений. В то же время они незаменимы для того, чтобы разрушить какую-либо энергетическую аномалию в помещении.
Кактусы прославились тем, что они защищают своего владельца от излучения экрана телевизора или монитора. Поэтому, чтобы нейтрализовать влияние монитора, надо иметь кактус, у которого корневая система имеет объём, сравнимый с размерами монитора.
Но, пожалуй, лучше всего поддерживает и корригирует биополе человека роза. Недаром ее называют царицей цветов. Кустик комнатной розы поможет избавиться от излишней усталости и раздражительности. Особенно эффективно воздействие розы тогда, когда в той же кабинете растут базилик, тархун (эстрагон) и мята-мелисса. В этом случае вместо химического воздушного коктейля в вашем классе будет почти целебный воздух.
Значит, все растения - живые существа, обладающие сильным биополем, способным воздействовать на человека. Именно поэтому комнатные растения способны активно участвовать в формировании энергоинформационной структуры помещения.
Ядовитые
Среди комнатных растений есть и ядовитые, причем весьма распространенные в наших кабинетах. К примеру, такие растения как кодиеум пёстрый и молочай Миля могут вызывать раздражение кожи. В некоторых случаях действие этих растений настолько сильно, что на коже появляется экзема при моментальном контакте растения и человека. Недружелюбно к коже человека относятся и любимые нами примулы.
Существуют некоторые комнатные растения, у которых клеточный сок очень токсичен. Поэтому следует быть внимательными с такими растениями, как диффенбахия, монстера привлекательная, калла, филодендрон, плющи, аспарагус. А в луковице амариллиса вообще содержится смертельный для человека токсин. Для вызова паралича, сопровождающегося смертью, будет достаточно всего одной луковицы. Хоть из сока алоказии и изготавливают лечебные настойки, но это растение также очень опасно для здоровья. Его сок вызывает достаточно серьёзные ожоги на коже человека и при попадании в глаза может вызвать нарушения зрения.
Собственно, эти растения и ядовиты потому, что питаются, активно перерабатывают химические яды из воздуха. Поэтому исключать совсем их из озеленения кабинетов не стоит. Нужно только соблюдать осторожность и необходимо держать их в недоступном для контакта месте, чтобы избежать отравления и аллергических реакций.
Глава 2. Исследования
Изучилаи определилавидовой и количественный состав комнатных растений во всех кабинетах станции юннатов. Результаты занесла в сводную таблицу «Виды комнатных растений станции юннатов г.Палласовка»
Провела анкетирование обучающихся «Что я знаю о комнатных растениях нашего учреждения?»(Приложение 1).
Изучила литературу о влиянии комнатных растений на микроклимат помещения издоровье обучающихся. Сопоставила данные со списком видов комнатных растений станции и результаты оформила в виде таблиц.
Провела эксперименты с комнатными растениями.
Составила памятку « Действия при отравлении комнатными растениями» и создала для каждого кабинета брошюры «Комнатные растения как фактор здоровьесберегающей среды» (Приложение 2).
Глава 3. Результаты исследований
3.1.Определение видового и количественного состава
комнатных растений станции юннатов.
Используя литературу по комнатному цветоводству, я установила, что в озеленении учебных кабинетов используются растения, относящиеся к четырем группам: декоративно-лиственные – 19 видов; декоративно -цветущие – 15 видов; ампельные и лианы – 11 видов; кактусы и суккуленты – 10видов. Общее количество видов комнатных растений в МКОУ ДО«СЮН» - 55 видов.

Рис.1. Комнатные растения станции юннатов.
Виды комнатных растений станции юннатов
Декоративно –лиственные | Ампельные и лианы | Декоративно- цветущие | Кактусы и суккуленты |
Алоказия | Плющ | Примула | Эпифиллиум |
Аспарагус | Сциндапсус | Амариллис | Алоэ |
Драцена | Циссус | Гибискус | Эхеверия |
Бегонии | Традесканция | Глоксиния | Очиток |
Диффенбахия | Хлорофитум | Сенполия | Цереус |
Калатея | Гинура | Фиалка | Толстянка |
Панданус | Зебрина | Пеларгония | Рипсалис |
Монстера | Хойя | Роза | Каланхоэ |
Нефролепис | Камнеломка | Фуксия | Молочаи |
Кодиеум | Аспарагус | Цикламен | Агава |
Фикусы | Бегонии | Филодендрон | |
Сансевиерия | | Гортензия | |
Колеус | | Калла | |
Папоротники | | Азалия | |
Лимон | | Бальзамин | |
Олеандр | | | |
Хлорофитум | | | |
Циперус | | | |
Шефлера | | | |
Я провела учет комнатных растений кабинетов станции юннатов и определила пять самых популярных комнатных растений:
1 место – хлорофитумпучковатый
2 место –диффенбахияпятнистая
3 место – монстера привлекательная
4 место – нефролепис
5 место – плющ обыкновенный


Рис.2. Хлорофитум.Рис.3. Диффенбахия.

Рис.4. Монстера.


Рис. 5. Нефролепис.Рис. 6. Плющ.
3.2. Результаты анкетирования
В ходе работы я изучила знания обучающихся о комнатных растениях.В анкетировании принимали участие обучающиеся среднего звена. Всего были опрошены 100 человек. Анализируя результаты анкетирования, выяснила следующее:
1.На вопрос «Вам нравится, когда в учебных кабинетах есть комнатные растения?»ответы респондентов распределились так:
![]()
2.На вопрос «Для чего разводят комнатные растения?»ответы респондентов распределились так:
![]()
3.Вопрос: «Как влияют комнатные растения на ваше здоровье?»
![]()
4.Вопрос: «Какие полезные свойства комнатных растений вы знаете?»
![]()
5.Вопрос: «Назовите виды комнатных растений станции юннатов»
![]()
6.Вопрос: « Назовите ядовитые растения, произрастающие в кабинетах станции»
![]()
7.Вопрос: «Какие комнатные растения вы хотели бы видеть в нашем учреждении?»
![]()
8.Вопрос: «Вы хотите узнать больше о влиянии комнатных растений на здоровье и микроклимат станции?»
![]()
Анализируя ответы, я выяснила, что большинство обучающихся не знают видового разнообразия комнатных растений станции юннатов. Нет знаний и о влиянии комнатных растений на микроклимат и здоровье человека.
3.3. Влияние комнатных растений на микроклимат и здоровье обучающихся
Комнатные растения являются одним из факторов создания здоровьесберегающейсреды учебных кабинетов в любом учреждении, тем более на станции юннатов! Изучив материал о влиянии находящихся на станции комнатных растений и их лечебном эффекте, я обобщила данные и составила несколько таблиц. Все таблицы будут использованы для создания информационных брошюр о комнатных растениях для каждого кабинета.
Основные группы растений по их воздействию на микроклимат
Группа растений | Виды | Значение |
Кондиционеры | Нефролепис | Увлажняют воздух. |
Циперус |
Гибискус |
Фильтраторы | Хлорофитум | Поглощает из воздуха формальдегид, угарный газ, бензол, этилбензол, толуол, ксилол. |
Диффенбахия | Очищает воздух от токсинов, идущих от дорог; поглощает формальдегид, ксилен, трихлорэтилен, бензол. |
Драцена | Поглощает из воздуха бензол, ксилен, трихлорэтилен, формальдегид. |
Сансивиерия | Поглощает из воздуха бензол, формальдегид, трихлорэтиле |
Алоэ | Поглощает формальдегид из воздуха. |
Шеффлера | Поглощает в сутки около 10 л углекислого газа, выделяя в 2 — 3 раза больше кислорода. |
Фикусы | Очищают воздух от ядовитых формальдегидов, причём они не только связывают ядовитые вещества, но и питаются ими, превращая их в сахара и аминокислоты. Отфильтровывают из воздуха продукты испарения бензола. |
Плющ | Успешно справляется с бензолом. |
Пылесосы | Аспарагус | Поглощает частицы тяжелых металлов. |
Алоэ древовидное | Поглощают пыль, формальдегид и фенол, выделяющиеся из новой мебели. |
Драцена |
Шеффлера |
Хлорофитум |
Фикус |
Плющ |
Традесканция |
Ионизаторы | Цереус | Улучшают ионный состав воздуха, наполняют атмосферу отрицательно заряженными ионами кислорода, снабжающими энергией организм человека. |
Кодиеум |
Пеларгония |
Сенполия |
Озонаторы | Папоротники | Выделяют озон. |
Фитонцидные | Лимон | Фитонцидные свойства очень сильные. |
Герань (пеларгония) | Фитонцидные свойства не очень сильные, однако, в присутствии герани количество колоний простейших микроорганизмов снижается приблизительно на 46%. |
Циперус | Обладает фитонцидными свойствами. |
Алоэ | Значительно снижает численность простейших микроорганизмов в воздухе (до 3,5 раз) |
Фикусы | Выраженные антибактериальные свойства. |
Аспарагус |
Хлорофитум | Обладает и значительным бактерицидным эффектом, за 24 часа этот цветок почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов |
Растения - лекари
Название растения | Влияние на здоровье |
Алоэ (столетник) | Защищает от незваных гостей и несчастных случаев. Его рекомендуют иметь там, где люди часто болеют. |
Бальзамин | Способствует творческому вдохновению. |
Бегония | Уничтожает стрептококковые инфекции. |
Герань | Помогает при стрессах, неврозах, бессоннице, смягчает гнев. |
Гибискус | Отлично справляется с ранами и воспалениями. |
Диффенбахия | Уничтожает стафилококковую инфекцию. |
Кактусы | Защищают от электромагнитного излучения. Чем длиннее иголки, тем сильней защита. |
Каланхоэ | Помогает справиться с унынием, защищает от упадка сил. Заживляет раны. |
Лимон | Запах лимонных листьев дает ощущение бодрости, способствует улучшению общего состояния, устраняет тяжесть в груди, уменьшает частоту сердечных сокращений, снижает артериальное давление. |
Монстера | Помогает справиться с беспорядком в делах.Благоприятно воздействует на людей с нарушениями нервной системы, устраняет головную боль и нарушение ритмов сердца. |
Молочай | Способствует достижению седативного эффекта. |
Традесканция | Нейтрализует зависть, оберегает от тяжелых в общении людей. |
Толстянка | Помогает справиться с финансовыми проблемами. |
Фиалка | Оберегает от болезней. Благоприятно воздействует на детей. |
Фикус | Придает стойкость при тревогах, сомнениях, переживаниях. |
Фуксия | Помогает выпутаться из неприятностей. |
Хлорофитум | Очищает воздух. Но у него плохие биоэнергетические свойства, поэтому его лучше не размещать около, или на рабочем месте, особенно близко к голове. |
Ядовитые растения
Название растения | Вред |
Диффенбахия | Если надломить внешнюю кожицу листа диффенбахии, то на этом месте выделится неприятно пахнущий сок. При попадании в рот они могут нанести серьезный вред здоровью. |
Молочаи | В соке содержатся раздражающие кожу вещества. Попадание его на кожу может вызвать экзему, ожоги. Млечный сок раздражает кожу вплоть до образования волдырей и слизистые оболочки (особенно опасно попадание едкого вещества в глаза). |
Примула | На тонких волосках листов и стеблей бывают выделения, при соприкосновении с которыми может возникнуть покраснение и раздражение кожи. |
Олеандр | Содержит вещества, оказывающие воздействие на сердечную деятельность. |
Фикусы | Их млечный сок, испаряясь, микроскопическими капельками через устьица листьев попадает в воздух и может спровоцировать аллергические реакции. |
Амариллис | В луковице содержится смертельный для человека токсин. Для вызова паралича сопровождающегося смертью будет достаточно всего одной луковицы. |
3.4. Эксперименты
Эксперимент1.
Обогащение комнатными растениями воздуха влагой я проверила, проделав следующий эксперимент: плотно накрыла растение пленкой, обильно полила и оставила на 3 часа на солнце. Через 3часа я увидела, что на пленке появились капельки.
Вывод: комнатные растения интенсивно испаряют влагу, увеличивая влажность воздуха.
Эксперимент 2.
Правда ли, что растения выделяют кислород? Это я решила проверить, поставив опыты. Всем известно, что кислород поддерживает горение. Я взяла 2 банки и перевернула их. В одну поместила комнатное растениехлорофитум, а другую оставила пустой. В обе банки поставила горящие свечки, засекла время и наблюдала за горением. В пустой банке кислород выгорел за 40 сек., а в банке с растением свеча горела на 15 сек. дольше.
Вывод: Поселив в своём кабинете растения, мы получаем чистый воздух, обогащенный кислородом.
Эксперимент 3.
Для определения фитонцидных свойств комнатного растения я использовала метод профессора Б.П.Токина. Он обнаружил 500 видов растений, обладающих фитонцидными свойствами и установил время гибели простейших.
Я провела такой эксперимент:
- в керамической посуде растерла листья хлорофитума;
- отжала через марлю несколько капель сока этого растения;
- на предметное стекло микроскопа капнула воду из аквариума и рассмотрела под микроскопом движение в воде простейших;
- добавила каплю сока хлорофитума в воду на предметное стекло;
- наблюдала несколько минут за движением простейших;
- зафиксировала время, в течение которого произошла гибель микроорганизмов под воздействием на них растительного экстракта;
- отметила, что простейшие после попадания сока хлорофитума сначала начали быстро двигаться, потом - медленнее и далее через 10 мин.погибли.
Вывод: хлорофитум содержит фитонциды, губительно действующие на микробов.
3.5. Памятка
«Действия при отравлении комнатными растениями»
Особенно осторожными надо быть в период обильного цветения растений. Нередки отравления летучими веществами некоторых растений, когда они обильно цветут и их держат в закрытом непроветренном помещении. У пострадавших отмечается головная боль, головокружение.
Важно помнить, что некоторые растения совершенно безвредные для большинства людей, но могут вызвать у лиц с повышенной чувствительностью разнообразные аллергические реакции: бронхиальную астму, отек слизистых оболочек, рвоту, понос.
Последствия отравления ядовитым растением проявится уже через несколько минут. Его признаки:
Ощущение ожога полости рта и горла.
Воспаление на губах.
Сильное слюнотечение.
Трудности при глотании.
Расстройство дыхания, тошнота и рвота.
Серьезные ожоги глаз, слезотечение, покраснение глаз.
В этом случае нужно немедленно промыть рот водой. В случае поражения глаза немедленно вымыть под краном открытый глаз. И обязательно обратиться к врачу!
Выводы
В ходе учебно - исследовательской работы я исследовала такую актуальную проблему, как влияние комнатных растений на микроклимат помещения и здоровье обучающихся.
Проанализировав изученный и полученный материал, пришла к следующим выводам: комнатные растения
обеспечивают шумоизоляцию;
абсорбируют вредные вещества;
поддерживают уровень влажности;
фильтруют частицы грязи и пыли из воздуха;
обладают охлаждающим эффектом;
снимают стресс;
повышают настроение;
оказывают позитивное влияние на творческий процесс и способность сконцентрировать внимание;
некоторые из растений являются ядовитыми, но ядовитые комнатные растения улучшают микроклимат в кабинетах, так как в огромном количестве поглощают из воздуха токсины: аммиак, ацетон, угарный газ, хлороформ, пары едких щелочей и кислот, синтетических моющих средств, клеев, лакокрасочных растворителей, свинцовую пыль;
необходимо расширять знания обучающихся о влиянии комнатных растений на микроклимат помещения и здоровье человека.
Заключение
Комнатные растения сопутствуют человеку, украшая его жизнь, оказывают благоприятное, эмоциональное воздействие. Разнообразие форм и окраски цветов и листьев вызывают светлые чувства.
Растениям принадлежит важная роль в улучшении среды, окружающей человека. Они положительно влияют на микроклимат помещения.
Цветы в помещении должны быть подобраны не только в эстетических целях, но и для оздоровления атмосферы. Знания о комнатных растениях нужны для того, чтобы правильно подбирать их и ухаживать за ними.
Литература
1. Артемова А.«Комнатныерастения исцеляющие и омолаживающие»- М,2007.
2. Гончарова Е.Ю. Энциклопедия комнатного цветоводства. Мир книги.- 2006.
3. КлинковскаяН.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1986г.
5.Комнатные растения в вашем доме: новый энциклопедический справочник
-М.: « ОЛМА ПРЕСС», 2005г.
6. Семенова А.Н. Комнатные растения; друзья и враги. – СПб.; ИК «Невский
проспект», 2003.
7.Скрикова Г.А. «Справочник комнатных растений» - Мир книги, 2010
8. Статьи с сайта:
http://www.edu.vologda.ru
http://www.allwomens.ru/2724-komnatnye-rasteniya-dlya-zdorovya.html. http://www.klumba.info/flowers/krasivie
Приложения
Приложение 1
Анкета
«Что я знаю о комнатных растениях нашего учреждения?»
1.Вопрос «Вам нравится, когда в учебных кабинетах есть комнатные растения?»
а) да б) мне все равно
2. Вопрос «Для чего разводят комнатные растения?». Напишите_________________
3. Как влияют комнатные растения на ваше здоровье?
4. Какие полезные свойства комнатных растений вы знаете? Напишите __________________________________________________________________
5. Назовите виды комнатных растений станции юннатов_________________ _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
6. Назовите ядовитые растения, произрастающие в кабинетах станции ___________________
7. Какие комнатные растения вы хотели бы видеть в нашем учреждении?
а) красивоцветущие б) декоративно-лиственные в) приятнопахнущие
8. Вы хотите узнать больше о влиянии комнатных растений на здоровье и микроклимат станции?
а) да б) нет
Приложение 2
Брошюра для кабинетов станции
«КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ как ФАКТОР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

Основные группы растений по их воздействию на микроклимат
Группа растений | Виды | Значение |
Кондиционеры | Нефролепис | Увлажняют воздух. |
Циперус |
Гибискус |
Фильтраторы | Хлорофитум | Поглощает из воздуха формальдегид, угарный газ, бензол, этилбензол, толуол, ксилол. |
Диффенбахия | Очищает воздух от токсинов, идущих от дорог; поглощает формальдегид, ксилен, трихлорэтилен, бензол. |
Драцена | Поглощает из воздуха бензол, ксилен, трихлорэтилен, формальдегид. |
Сансивиерия | Поглощает из воздуха бензол, формальдегид, трихлорэтиле |
Алоэ | Поглощает формальдегид из воздуха. |
Шеффлера | Поглощает в сутки около 10 л углекислого газа, выделяя в 2 — 3 раза больше кислорода. |
Фикусы | Очищают воздух от ядовитых формальдегидов, причём они не только связывают ядовитые вещества, но и питаются ими, превращая их в сахара и аминокислоты. Отфильтровывают из воздуха продукты испарения бензола. |
Плющ | Успешно справляется с бензолом. |
Пылесосы | Аспарагус | Поглощает частицы тяжелых металлов. |
Алоэ древовидное | Поглощают пыль, формальдегид и фенол, выделяющиеся из новой мебели. |
Драцена |
Шеффлера |
Хлорофитум |
Фикус |
Плющ |
Традесканция |
Ионизаторы | Цереус | Улучшают ионный состав воздуха, наполняют атмосферу отрицательно заряженными ионами кислорода, снабжающими энергией организм человека. |
Кодиеум |
Пеларгония |
Сенполия |
Озонаторы | Папоротники | Выделяют озон. |
Фитонцидные | Лимон | Фитонцидные свойства очень сильные. |
Герань (пеларгония) | Фитонцидные свойства не очень сильные, однако, в присутствии герани количество колоний простейших микроорганизмов снижается приблизительно на 46%. |
Циперус | Обладает фитонцидными свойствами. |
Алоэ | Значительно снижает численность простейших микроорганизмов в воздухе (до 3,5 раз) |
Фикусы | Выраженные антибактериальные свойства. |
Аспарагус |
Хлорофитум | Обладает и значительным бактерицидным эффектом, за 24 часа этот цветок почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов |
Растения - лекари
Название растения | Влияние на здоровье |
Алоэ (столетник) | Защищает от незваных гостей и несчастных случаев. Его рекомендуют иметь там, где люди часто болеют. |
Бальзамин | Способствует творческому вдохновению. |
Бегония | Уничтожает стрептококковые инфекции. |
Герань | Помогает при стрессах, неврозах, бессоннице, смягчает гнев. |
Гибискус | Отлично справляется с ранами и воспалениями. |
Диффенбахия | Уничтожает стафилококковую инфекцию. |
Кактусы | Защищают от электромагнитного излучения. Чем длиннее иголки, тем сильней защита. |
Каланхоэ | Помогает справиться с унынием, защищает от упадка сил. Заживляет раны. |
Лимон | Запах лимонных листьев дает ощущение бодрости, способствует улучшению общего состояния, устраняет тяжесть в груди, уменьшает частоту сердечных сокращений, снижает артериальное давление. |
Монстера | Помогает справиться с беспорядком в делах.Благоприятно воздействует на людей с нарушениями нервной системы, устраняет головную боль и нарушение ритмов сердца. |
Молочай | Способствует достижению седативного эффекта. |
Традесканция | Нейтрализует зависть, оберегает от тяжелых в общении людей. |
Толстянка | Помогает справиться с финансовыми проблемами. |
Фиалка | Оберегает от болезней. Благоприятно воздействует на детей. |
Фикус | Придает стойкость при тревогах, сомнениях, переживаниях. |
Фуксия | Помогает выпутаться из неприятностей. |
Хлорофитум | Очищает воздух. Но у него плохие биоэнергетические свойства, поэтому его лучше не размещать около, или на рабочем месте, особенно близко к голове. |
Ядовитые растения
Название растения | Вред |
Диффенбахия | Если надломить внешнюю кожицу листа диффенбахии, то на этом месте выделится неприятно пахнущий сок. При попадании в рот они могут нанести серьезный вред здоровью. |
Молочаи | В соке содержатся раздражающие кожу вещества. Попадание его на кожу может вызвать экзему, ожоги. Млечный сок раздражает кожу вплоть до образования волдырей и слизистые оболочки (особенно опасно попадание едкого вещества в глаза). |
Примула | На тонких волосках листов и стеблей бывают выделения, при соприкосновении с которыми может возникнуть покраснение и раздражение кожи. |
Олеандр | Содержит вещества, оказывающие воздействие на сердечную деятельность. |
Фикусы | Их млечный сок, испаряясь, микроскопическими капельками через устьица листьев попадает в воздух и может спровоцировать аллергические реакции. |
Амариллис | В луковице содержится смертельный для человека токсин. Для вызова паралича сопровождающегося смертью будет достаточно всего одной луковицы. |



25