СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компьютерная презентация "Развитие знаний о клетке. Клеточная теория"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компьютенаяя презентация по биологии, раздел "Клетка", первый урок - знакомство с этапами развития знаний о клетке, учеными, методами исследования. Клеточная теория. 

Просмотр содержимого документа
«Компьютерная презентация "Развитие знаний о клетке. Клеточная теория"»

Тема : История развития знаний о клетке КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ  10 класс Степушева Н. О МОУ « Тоншаевская В(с)Ш »

Тема :

История развития знаний о клетке

КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ

10 класс

Степушева Н. О

МОУ « Тоншаевская В(с)Ш »

  ЗНАТЬ  Историю развития науки о клетке  Ученых, которые внесли свой вклад в развитие науки о клетке Познакомиться с основными положениями клеточной теории    УМЕТЬ  Выделять этапы изучения клетки Уметь формулировать положения клеточной теории Работать с учебником, как источником информации Делать выводы по изученному материалу   ПОНИМАТЬ  Р оль клеточной теории в формировании современной естественно-научной картины мира

ЗНАТЬ

  • Историю развития науки о клетке
  • Ученых, которые внесли свой вклад в развитие науки о клетке
  • Познакомиться с основными положениями клеточной теории

УМЕТЬ

  • Выделять этапы изучения клетки
  • Уметь формулировать положения клеточной теории
  • Работать с учебником, как источником информации
  • Делать выводы по изученному материалу

ПОНИМАТЬ

  • Р оль клеточной теории в формировании современной естественно-научной картины мира
 ЦИТОЛОГИЯ (от цито... и ...логия) - наука о клетке.  Изучает строение и функции клеток, их связи и отношения в органах и тканях у многоклеточных организмов, а также одноклеточные организмы.  Исследуя клетку как важнейшую структурную единицу живого, цитология занимает центральное положение в ряду биологических дисциплин; она тесно связана с гистологией, анатомией растений, физиологией, генетикой, биохимией, микробиологией и др.  Изучение клеточного строения организмов было начато микроскопистами 17 века. В 20 в. быстрому прогрессу цитологии способствовали новые методы (электронная микроскопия, изотопные индикаторы, культивирование клеток и др.).

ЦИТОЛОГИЯ (от цито... и ...логия) - наука о клетке.

Изучает строение и функции клеток, их связи и отношения в органах и тканях у многоклеточных организмов, а также одноклеточные организмы.

Исследуя клетку как важнейшую структурную единицу живого, цитология занимает центральное положение в ряду биологических дисциплин; она тесно связана с гистологией, анатомией растений, физиологией, генетикой, биохимией, микробиологией и др.

Изучение клеточного строения организмов было начато микроскопистами 17 века.

В 20 в. быстрому прогрессу цитологии способствовали новые методы (электронная микроскопия, изотопные индикаторы, культивирование клеток и др.).

 1609г. Захарий Янсон изготовил первый микроскоп.
  • 1609г. Захарий Янсон изготовил первый микроскоп.
  1665г. Роберт Кук — впервые применил микроскоп для исследования тканей и на срезе пробки и сердцевине бузины увидел ячейки. Обнаруженную клеточную структуру назвал –клетка.  Так была открыта клетка и введен новый термин - КЛЕТКА.

1665г. Роберт Кук — впервые применил микроскоп для исследования тканей и на срезе пробки и сердцевине бузины увидел ячейки.

Обнаруженную клеточную структуру назвал –клетка.

Так была открыта клетка и введен новый термин - КЛЕТКА.

1668 г Антонии ван Левенгук усовершенствовал микроскоп, впервые увидел клетки под увеличением в 270 раз и открыл микромир бактерий и простейших, описал пластиды и хроматофоры. А. Левенгук — открыл одноклеточные организмы.

1668 г Антонии ван Левенгук усовершенствовал микроскоп, впервые увидел клетки под увеличением в 270 раз и открыл микромир бактерий и простейших, описал пластиды и хроматофоры.

А. Левенгук — открыл одноклеточные организмы.

 Марчелло Мальпиги / 1628-1694г/ итальянский биолог, врач, основатель микроскопической анатомии. Описал микроскопическое строение тканей и органов животных, растений и человека, открыл капилляры.

Марчелло Мальпиги / 1628-1694г/ итальянский биолог, врач, основатель микроскопической анатомии. Описал микроскопическое строение тканей и органов животных, растений и человека, открыл капилляры.

 Карл Эрнст фон Бэр 1828г. — установил, что все организмы начинают свое развитие с одной клетки. Сформулировал закон зародышевого сходства, стал основоположником науки –ЭМБРИОЛОГИИ.
  • Карл Эрнст фон Бэр 1828г. — установил, что все организмы начинают свое развитие с одной клетки.

Сформулировал закон зародышевого сходства, стал основоположником науки –ЭМБРИОЛОГИИ.

Рудольф Вирхов 1858г. — утверждал, что каждая клетка происходит только от клетки в результате ее деления. Сформулировал положение «Каждая клетка из клетки»

Рудольф Вирхов 1858г.

— утверждал, что каждая клетка происходит только от клетки в результате ее деления. Сформулировал положение «Каждая клетка из клетки»

 Р. Броун — открыл ядро в клетке.

Р. Броун — открыл ядро в клетке.

 Теодор Шванн и Маттиас Шлейден 1839г. Объединив все данные по микроскопическому строению клеток и тканей, сформулировали основные положения клеточной теории: - все растительные и животные организмы состоят из клеток - клетки сходны по строению.     Они ошибочно считали, что клетки в организме возникают из первичного неклеточного вещества.
  • Теодор Шванн и Маттиас Шлейден 1839г. Объединив все данные по микроскопическому строению клеток и тканей, сформулировали основные положения клеточной теории:
  • - все растительные и животные организмы состоят из клеток
  • - клетки сходны по строению.
  • Они ошибочно считали, что клетки в организме возникают из первичного неклеточного вещества.

Клетка — элементарная единица живой системы. Элементарной единицей она может быть названа потому, что в природе нет более мелких систем, которым были бы присущи все без исключения признаки живого. Клетка обладает всеми свойствами живой системы: она осуществляет обмен веществ и энергии, растет, размножается и передает по наследству свои признаки, реагирует на внешние раздражители и способна двигаться.

Клетка — элементарная единица живой системы.

Элементарной единицей она может быть названа потому, что в

природе нет более мелких систем, которым были бы присущи все без исключения признаки живого.

Клетка обладает всеми свойствами живой системы: она осуществляет обмен веществ и энергии, растет, размножается и передает по наследству свои признаки, реагирует на внешние раздражители и способна двигаться.

… КЛЕТКА РАСТЕНИЯ

КЛЕТКА РАСТЕНИЯ

· клетка — основная единица строения и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого; · клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны (гомологичны) по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ; · размножение клеток происходит путем их деления, и каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки; · в сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемой ими функции и образуют ткани; из тканей состоят органы, которые тесно связаны между собой и подчинены нервным и гуморальным системам регуляции. * Сходство клеточного строения организмов – доказывает единство живой природы.

· клетка — основная единица строения и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого;

· клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны (гомологичны) по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ;

· размножение клеток происходит путем их деления, и каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки;

· в сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемой ими функции и образуют ткани; из тканей состоят органы, которые тесно связаны между собой и подчинены нервным и гуморальным системам регуляции.

* Сходство клеточного строения организмов – доказывает единство живой природы.

 Э В О Л Ю Ц И Я   У В Е Л И Ч ИТ Е Л Ь Н Ы Х   П Р И Б О Р О В

Э В О Л Ю Ц И Я

У В Е Л И Ч ИТ Е Л Ь Н Ы Х

П Р И Б О Р О В

Световая микроскопия световой микроскоп увеличивает в 2000 – 2500 раз. * Электронная микроскопия в 1933 г новая эпоха в изучении строения клетки Электронный микроскоп особенно широко стал применяться для биологических исследований в последние 10 – 15 лет и неизмеримо расширил возможности изучения тончайших деталей строения клетки. Методы исследования живых клеток для изучения изменений, происходящих в клетках при разнообразных внешних воздействиях, для выяснения закономерностей обмена веществ в клетках * Методы прижизненной окраски Окраска живых клеток дает возможность выявлять изменения, происходящие в клетках и тканях при разных внешних воздействиях.
  • Световая микроскопия световой микроскоп увеличивает в 2000 – 2500 раз.
  • * Электронная микроскопия в 1933 г новая эпоха в изучении строения клетки Электронный микроскоп особенно широко стал применяться для биологических исследований в последние 10 – 15 лет и неизмеримо расширил возможности изучения тончайших деталей строения клетки.
  • Методы исследования живых клеток
  • для изучения изменений, происходящих в клетках при разнообразных внешних воздействиях, для выяснения закономерностей обмена веществ в клетках
  • * Методы прижизненной окраски

Окраска живых клеток дает возможность выявлять изменения, происходящие в клетках и тканях при разных внешних воздействиях.

* Методы микрургии (микрохирургия) Прибор микроманипулятором позволяет проводить очень тонкие операции над клеткой и ее органоидами. выделения тканевых клеток или одноклеточных органоидов , извлечение и трансплантация ядер, ядрышек и других органоидов клетки. * Методы микрохимического и ультрамикрохимического изучения клетки К микрохимическим относятся те методы, с помощью которых производится определение от 10 до 0,01 мг вещества. для определения содержания в клетках белков, фосфора, аминокислот, нуклеиновых кислот, сахаров и т. д. * Метод рентгеноструктурного анализа для изучения строения молекул белков, нуклеиновых кислот и других веществ, входящих в состав цитоплазмы и ядра клеток. Метод дает возможность определить пространственное расположение молекул, точно измерить расстояние между ними и изучить внутримолекулярную структуру. * Метод меченых атомов (авторадиография) для изучения разнообразных химических процессов, протекающих в клетке, например для изучения синтеза белков и нуклеиновых кислот, проницаемости клеточной оболочки, локализации

* Методы микрургии (микрохирургия)

Прибор микроманипулятором позволяет проводить очень тонкие операции над клеткой и ее органоидами. выделения тканевых клеток или одноклеточных органоидов , извлечение и трансплантация ядер, ядрышек и других органоидов клетки.

* Методы микрохимического и ультрамикрохимического изучения клетки К микрохимическим относятся те методы, с помощью которых производится определение от 10 до 0,01 мг вещества. для определения содержания в клетках белков, фосфора, аминокислот, нуклеиновых кислот, сахаров и т. д.

  • * Метод рентгеноструктурного анализа

для изучения строения молекул белков, нуклеиновых кислот и других веществ, входящих в состав цитоплазмы и ядра клеток. Метод дает возможность определить пространственное расположение молекул, точно измерить расстояние между ними и изучить внутримолекулярную структуру.

* Метод меченых атомов (авторадиография)

для изучения разнообразных химических процессов, протекающих в клетке, например для изучения синтеза белков и нуклеиновых кислот, проницаемости клеточной оболочки, локализации

ЗНАЧЕНИЕ КЛЕТОЧНОЙ  ТЕОРИИ  Клетка - элементарная единица жизни, основа строения, жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития всех организмов. Вне клетки нет жизни (исключение - вирусы).   Большинство клеток устроено одинаково: имеет оболочку, наполнено жидкостью, содержит многообразные структуры – органеллы, осуществляет разнообразные процессы. Это указывает на родственную связь и единство всей живой природы. * Клетка происходит только от клетки. * Каждая клетка выполняет собственную функцию и взаимодействует с другими клетками, обеспечивая жизнедеятельность организма. * В клетке нет каких-нибудь особенных элементов, характерных только для живой природы. Это указывает на связь и единство живой и неживой природы.

ЗНАЧЕНИЕ КЛЕТОЧНОЙ

ТЕОРИИ

  • Клетка - элементарная единица жизни, основа строения, жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития всех организмов. Вне клетки нет жизни (исключение - вирусы).
  • Большинство клеток устроено одинаково: имеет оболочку, наполнено жидкостью, содержит многообразные структуры – органеллы, осуществляет разнообразные процессы. Это указывает на родственную связь и единство всей живой природы.

* Клетка происходит только от клетки.

* Каждая клетка выполняет собственную функцию и взаимодействует с другими клетками, обеспечивая жизнедеятельность организма.

* В клетке нет каких-нибудь особенных элементов, характерных только для живой природы. Это указывает на связь и единство живой и неживой природы.

 Перечислите имена ученых которые внесли свой вклад в изучении клетки ?   На какие этапы можно разбить историю развития науки о клетке?   Сформулируйте положения клеточной теории.  * Какие методы можно использовать при  изучении клетки?   * Зачем надо изучать клетку?
  • Перечислите имена ученых которые внесли свой вклад в изучении клетки ?

  • На какие этапы можно разбить историю развития науки о клетке?

  • Сформулируйте положения клеточной теории.

* Какие методы можно использовать при

изучении клетки?

* Зачем надо изучать клетку?

  ЗНАТЬ задачи урока Историю развития науки о клетке  Ученых, которые внесли свой вклад в развитие науки о клетке Познакомиться с основными положениями клеточной теории    УМЕТЬ  Выделять этапы изучения клетки Уметь формулировать положения клеточной теории Работать с учебником, как источником информации Делать выводы по изученному материалу   ПОНИМАТЬ  Р оль клеточной теории в формировании современной естественно-научной картины мира   Мы выполнили все  поставленные задачи!  МЫ МОЛОДЦЫ !

ЗНАТЬ задачи урока

  • Историю развития науки о клетке
  • Ученых, которые внесли свой вклад в развитие науки о клетке
  • Познакомиться с основными положениями клеточной теории

УМЕТЬ

  • Выделять этапы изучения клетки
  • Уметь формулировать положения клеточной теории
  • Работать с учебником, как источником информации
  • Делать выводы по изученному материалу

ПОНИМАТЬ

  • Р оль клеточной теории в формировании современной естественно-научной картины мира

Мы выполнили все

поставленные задачи!

МЫ МОЛОДЦЫ !