Широкое распространение компьютерных технологий во всех сферах общественной жизни выявило необходимость их применения в профессиональной деятельности учителя музыки. Применение ИКТ помогает учителю музыки гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания.
Для современного музыкального образования чрезвычайно важно привить интерес у подрастающего поколения к музыкальному искусству, используя весь современный арсенал музыкально-технических средств. Актуальными и необходимыми для учителя музыки становятся возможности компьютерных программ музыкального редактора, как одного из видов нового цифрового инструментария, используемого в учебном процессе.
Музыкальным редактором является компьютерная «программа, предназначенная для формирования музыкальных текстов с целью издания и тиражирования нотной продукции, а также для аудиальной ретрансляции музыкальных композиций» [3,102].
Существует достаточно большое количество музыкальных редакторов различающихся как по уровню, так и по классу. Музыкальные редакторы обычно разделяются на секвенсоры, нотаторы, звуковые редакторы [1,3].
Способы ввода и вывода музыкальной информации, а также ее качество зависит от технических ресурсов музыкального редактора.
Так, например, секвенсоры предназначены, прежде всего, для создания музыкальных фонограмм в ущерб качеству отображения музыкального текста в виде нотной графики. Различные типы секвенсоров позволяют пользователю в той или иной мере реализовать свои творческие потребности. Для начинающих рекомендуются «программы-аранжировщики» Band-in-a-Box, MusikStation (Steinberg). Для «продвинутых» в музыкальном отношении пользователей можно рекомендовать программы-секвенсоры Cakewalk Sonar, Nuendo, Fruti Loops Studio.
Нотаторы в основном предназначены для создания и печати нотного материала на достаточно высоком уровне. Однако они значительно ограничены в возможностях звукового воспроизведения музыки. Среди широко распространенных нотаторов – Sibelius и Finale.
Среди программ звукового редактора особое внимание заслуживает программа Adobe Audition - профессиональный инструмент для работы с аудио файлами, предназначенный для специалистов в области обработки аудио и видеопродукции. Эта программа предлагает неограниченные возможности микширования, редактирования, создания мастер-копий и обработки звуковых спецэффектов. Продукт совмещает гибкость технологического процесса с предельной простотой в использовании и позволяет создавать разнообразную аудио-продукцию высочайшего качества. С помощью Adobe Audition можно микшировать одновременно до 128 трэков, редактировать отдельные аудио-файлы, создавать лупы и применять более 45 цифровых эффектов. Встроенная функция создания компакт дисков, позволяет быстро и легко создавать мастер-копию композиций не покидая программы. Поддержка технологии VST. Встроенная поддержка VST плагинов позволяет расширить возможности за счёт использования эффектов производимых другими компаниями, поддерживающими эту технологию. Частотное редактирование звука. Программа позволяет визуально выбрать и изолировать звуки определённой частоты и длинны используя лассо в окне спектрального редактора, с последующей их очисткой, модификацией или обработкой эффектами. Поддержка видео (AVI). Позволяет быстро и легко редактировать звуковое видео сопровождение путём возможности просмотра видео кадров в линейке времени.
Изменение длины аудио фрагмента на шкале времени. Позволяет визуально совместить по времени (начало-конец) аудио и видео фрагменты без изменения высоты звучания, что идеально для совмещения аудио эффектов или диалогов с видео фрагментами.
Автоматическое устранение треска и шума. Быстрая реставрация звука, записанного с виниловых пластинок, радиомикрофонов, видеокамер и других источников. Удаление вокала или инструмента из аудио. Позволяет удалить вокал или определенный инструмент из звуковой дорожки для создания караоке, при этом сохраняя стерео-эффект. Пакет Adobe Audition - это полноценная студия звукозаписи, оснащенная гибкими и простыми в использовании инструментами.
Программы музыкального редактора являются наиболее актуальными не только в музыкальном образовании, но и в музыкальной деятельности вообще. Они активно используются как мощное средство формирования музыкального мышления. При работе с ними проявляется большинство механизмов музыкальной деятельности: внутреннее интонирование, аналитическая работа слуха, исполнительская интерпретация и т. д. Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки музыки, открывает новые возможности. Это дает возможность сделать информационно-коммуникационные технологии новым средством художественно-творческого развития.
Литература
1. Загуменнов А. Компьютерная обработка звука. М., 2004.
2. Кирнарская Д. Психология специальных способностей. Музыкальные способности.М., 2004
3. Полозов С. П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов, 2002.