СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Компас эмоций" (обобщение опыта)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая деятельность учителя по развитию эмоциональной интеллекта обучающихся начальной ступени образования представлена как система система методов и приёмов, названная "Компас эмоций".

Просмотр содержимого документа
«"Компас эмоций" (обобщение опыта)»

Министерство образования и науки Хабаровского края


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 7 г. Хабаровск












Тема: «КОМПАС ЭМОЦИЙ»

развитие эмоционального интеллекта детей

начальной ступени обучения






Подготовила: Бурова Инна Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ гимназия № 7 г. Хабаровск
























Хабаровск

2025


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Организационная информация


Аннотация

Ресурс содержит информацию обобщения опыта работы учителя по развитию эмоционального интеллекта детей начальной ступени обучения и приложения.

Обоснование значимости системы методов, приемов названной «Компас эмоций» на примере технологической карты педагогического события – занятия по теме: «Органы чувств» в 3 классе общеобразовательного учреждения на уроке по предмету «Окружающий мир» и на занятиях внеурочной деятельности «Азбука этики», «Малая академия».

Автором разработки показаны методы и приёмы обучения формирование эмоционального интеллекта обучающихся на ряду с применение современных технологий: критического мышления (функциональной грамотности), сотрудничества в обучении, элементы опыта «Занковского» обучения, информационно-коммуникативной, здоровье сберегающей в соответствии с ФОП и обновленным ФГОС ООО.

Автор

Бурова Инна Владимировна

Должность:

учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ гимназия №7

Республика, край

Россия, Хабаровский край

Город, поселение

г. Хабаровск

Тема:

«Компас эмоций»

(развитие эмоционального интеллекта детей

начальной ступени обучения)

Структура и содержание


  • Введение

  • Развитие эмоционального интеллекта обучающихся начальной школы (теоретические основы эмоциональной компетенции обучающихся)

  • Элементы системы методов и приемов по развитию эмоционального интеллекта обучающихся начальной школы

«Компас эмоций» - педагогическая копилка

«Компас эмоций» - практическая деятельность

«Компас эмоций» - опыт работы

  • Заключение

Использованные источники информации

Нормативные документы (сайт гимназии № 7); список и Интернет ресурсы (описание после заключения)

Приложение

Терминологический словарь

Педагогическая копилка «Компас эмоций»

для практической деятельности педагогов начальной ступени обучения



ВВЕДЕНИЕ


Незнающие пусть научатся, а

знающие вспомнят еще раз.

Афоризм



Обзор информации «Компас эмоций» направлен на обоснование значимости системы методов, обобщения приемов развития эмоционального интеллекта детей начальной ступени обучения, который использован учителем на практике.

Проблемно принятие школьником всего яркого спектра чувств и эмоций, отсутствие понимания необходимости контроля собственных психологических процессов. Имеются случаи, когда школьники не справляются с эмоциями при написании ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Ребенку сложно разобраться с разочарованиями, сомнениями, поражениями и даже с победами не только в процессе обучения. Учителю всегда важно иметь под рукой педагогическую копилку, назовем «Компас эмоций».

Зачем развивать эмоциональный интеллект школьника? В контексте начального образования отражено развитие эмоционального интеллекта способствует улучшению межличностных отношений, повышению мотивации к учебе, снижению уровня стресса и конфликтности. Ребенком приобретается «сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные», в первую очередь сумеет управлять своими эмоциями.

Учителю необходимо осознать фундаментальную роль эмоций в обучении, чтобы минимизировать негативное влияние информации, помочь детям чувствовать себя лучше, развивать эмоциональный интеллект, как следствие навык управления своим поведением, предотвращение конфликтов и эффективное общение со сверстниками и взрослыми, чтобы выпускники стали успешными в личной и профессиональной сфере.

Материал «Компас эмоций» рекомендуется учителям начальной школы, может быть использован педагогами всех ступеней обучения.

Работа (или её фрагмент) может редактироваться по мере необходимости.


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

(теоретические основы эмоциональной компетенции обучающихся)

В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования (ООП НОО) предполагается: «…формирование у младших школьников УМЕНИЯ И ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ, развитие у них потребности в самоизменении…», «развития личностных результатов, сформированных в систему ценностных отношений, обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса и его результатам».

Программа формирования универсальных учебных действий (ПУУД НОО) на реализацию системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, является главным педагогическим инструментом и средством обеспечения условий для формирования у обучающихся умения учиться, развития способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Компоненты, которыми характеризуются эмоции человека, нашли отражение в ООП НОО общеобразовательного учреждения и при её реализации на практике.

Компоненты эмоции человека

Примеры программ МБОУ гимназии №7

г. Хабаровск

реализация

Ощущение переживаемого или осознаваемого в психике

Внеурочная деятельность

«Азбука эмоций»

(2-4 классы)

навыки развития эмоционально – волевой сферы детей осуществляются через игру, через проигрывание и переживание ситуаций, а не через заучивание сообщенного взрослым «правильного ответа».

Внеурочная деятельность

«Мир профессий»

(1-4 классы)

воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Процессами, происходящими в системах организма- нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других

курс «Окружающий мир»

(1-4 класс)

становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности

Выразительными комплексами,

в том числе изменениями на лице, жестами, характером голоса и др.

Курс «Литературное чтение»

(1-4 классы)

становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.

Внеурочная деятельность

«Золотое перышко»

(1-2 класс)

способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев;

воспитывать целеустремлённость, самодисциплину

Важную роль в обучении играют эмоции, которые влияют на восприятие информации и её обработку. Эмоции человека проявляются как внешнее поведение и как перестройка внутренней среды организма, имеющая своей целью адаптацию организма к среде обитания.

Примеры педагогических событий из опыта работы учителя представлены как ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ по развитию эмоционального интеллекта обучающихся начальной школы, обобщения занятий.

Пропустим «зону научной турбулентности» - не сформировано учеными точное определение типов и количества эмоций. Рене Декарт в XVII веке выделил радость, печаль, удивление, желание, любовь, ненависть.

«Палитра эмоций» -

27 эмоций

стресс, беспокойство, грусть, отсутствие интереса, страх, гнев, безразличие и скука,…

гордость, надежда, счастье, радость, интерес, вовлеченность, страсть и творчество,…

Рассмотрим из многообразия палитры базовые эмоции и примеры влияния на обучение школьников.


Базовые эмоции

Влияние на обучение


негативные

страх,

гнев,

печаль

низкая мотивация к обучению или отстраненность от процесса


позитивная

радость

повышается мотивация, любопытство и готовность исследовать и учиться,

улучшается память и сохранение информации, внимание и концентрация на материале,

усиливается творческое мышление и навыки решения проблем,

Ребенок становится более открытым к получаемым знаниям и лучше их воспринимает, если испытывает положительные эмоции. Эмоции тесно связаны с общим благополучием и психическим состоянием человека, позитивные эмоции способствуют более приятному и эффективному обучению.

На мотивацию и вовлеченность в процесс обучения детей влияют эмоции, решающая роль среди которых имеют интерес, удивление, удовлетворение.


Эмоция обучения

1.

Интерес

стимулирует желание исследовать и открывать новую информацию

2.

Удивление

обучение увлекательно и доставляет удовольствие

3.

Замешательство

может возникнуть при столкновении с трудностями или проблемами в процессе обучения

4.

Удовлетворение

возникает, когда достигается понимание или достигаются цели обучения

Проектируя учебное занятие и при его проведении учителю следует учитывать проявление эмоции «замешательство», оказывая индивидуальную поддержку ребенку.


ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ

по развитию эмоционального интеллекта обучающихся начальной школы


«Компас эмоций» - педагогическая копилка

Развитие эмоционального интеллекта обучающихся достигается на любом педагогическом событии, его этапах с учетом положительной направленности позитивной эмоции «радости» и отдельно «эмоции обучения».

Систему применения методов и приемов обучения представим, как практическую педагогическую копилку «Компас эмоций», рассмотрим анализ педагогического события «Органы чувств».

Педагогическая копилка «Компас эмоций» (Приложение) для практической деятельности педагогов начальной ступени обучения включает:

  1. Рефлексия эмоционального состояния

«Погода на уроке», «Смайлики» или «Мордашки», «Цветик – многоцветик», «Дневник настроения» («Экран настроения), «Солнышко» (разных вариантов), показ большого пальца вверх или вниз, «Острова», эмоционально – художественная рефлексия.

  1. Эмоциональные зарядки и игры

(«Море волнуется» - эмоции, «коробочка эмоций», «язык эмоций», «что я чувствую сегодня», «эмоциональный фотоальбом-путешествие», «эмоции в красках» и другие).

  1. Упражнения и игры по развитию эмоционального интеллекта на занятиях (литературное чтение, математика, изобразительное искусство, и/или внеурочная деятельность).

  2. Игры прогулке, по дороге в детское учреждение, в очереди и т.д.

«Компас эмоций» - практическая деятельность

На занятиях внеурочной деятельности «Азбука эмоций» во 2 класс организовывается знакомство детей по теме: «Что такое эмоции». Проводится с участием психолога. Осуществляется старт-разминка «От улыбки станет всем теплей». Беседа об основных понятиях «Что такое эмоции» сопровождается чередованием упражнений «Пальчики-мордашки», «Силуэт человека», игровые задания «Покажи и угадай эмоцию» и завершается описанием «Я испытываю сейчас чувство или эмоцию …».

Рефлексия занятия по вопросам:

  • О каких эмоциях мы сегодня узнали?

  • Какие эмоции относятся к отрицательным, а какие эмоции относятся к положительным?

  • Что вы для себя сегодня открыли?

  • Какое задание вам больше всего понравилось?

И в школе, и дома (научить родителей) можно проводить различные игры, когда дети начинают говорить о своих эмоциях, например, от слова - «ситуации» к понятию - «эмоция» - игру «Компас эмоций».

Неустаревающие ресурсы для познания себя, окружающих и всего мира - чтение книг и прослушивание музыки.

В обобщенной технологической карте урока по теме «Органы чувств» описана организация деятельности обучающихся на уроке «Окружающий мир» в 3 классе. Эмоции обучения (интерес, удивление, удовлетворение) несложно отследить на запланированных этапах урока. Чувствовать себя лучше, развивать эмоциональный интеллект детям помогают методы и приемы: загадки и опыт, «Лови ошибку», «Это интересно», «Весёлая зарядка» и для глаз, «Чувство - чувствовать – сочувствовать», синквейн и др.

Как следствие достигается цель урока (человек воспринимает окружающий мир посредством органов чувств), поднимается уровень работы в группах, ребята приобретают навык управления своим поведением.

«Компас эмоций» - опыт работы

по развитию эмоционального интеллекта детей начальной ступени обучения

Обобщение технологической карты урока «Органы чувств»

(имеется подробная методическая разработка)

Автор: Бурова Инна Владимировна

Предмет: «Окружающий мир» (Учебник: «Окружающий мир» авторы А.А.Плешаков, Н.Ю.Новицкая, /Учебник для 3 кл. общеобразовательных учреждений/ Издательство Москва «Просвещение»)

Класс: 3

Цель урока: развитие готовности и способности обучающихся к саморазвитию посредством организации деятельности по изучению новой темы «Органы чувств» с использованием технологии развития критического мышления, направленность на формирование эмоционального интеллекта и развитие универсальных учебных действий третьеклассников.

Цель предметная: знакомство, как человек воспринимает окружающий мир через органы чувств; освоение понятий «органы чувств» (зрение, слух, осязание, вкус, обоняние) и «гигиена» совместно с учителем.

Задачи урока

Задачи учителя

Предметные: формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека, правила гигиены; продолжить осваивать алгоритм понятия, сопоставлять названия «часть тела» и «орган чувств», освоить элементы правил гигиены; систематизация знаний.

Развивающие: ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями; развивать у обучающихся умений формулировать гипотезы по решению проблемы, предлагать пути решения, представлять и отстаивать свою точку зрения; развивать умение высказываться по данной теме, сопоставлять, сравнивать; формировать эмоциональный интеллект детей.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учёбе, чувство сплочённости коллектива; содействовать развитию у обучающихся умения работать во времени и осуществлять самоконтроль (заполнять лист оценивания на каждом этапе), самооценку своей деятельности.

Задачи обучающихся:

  1. иметь представление об органах чувств и их роли в жизни человека, знать правила гигиены;

  2. ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;

  3. развивать свое умение высказываться по данной теме, сопоставлять, сравнивать;

проводить систематизацию материала под руководством учителя, формируя положительное отношение к учёбе, чувство сплочённости коллектива.

Этапы урока

Технологии. Методы. Приемы

Оценка результата

Эмоция обучения

1

2

3

Инициализация.

Цель этапа: создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе.

О чём пойдёт речь

на уроке?

Организационный момент позволяет создать хорошее настроение, готовность работать, готовность

к сотрудничеству

с учителем и сверстниками.

Внимание на рисунки:

ПИРОГ, ЯБЛОКО, УЛИТКА

Вызов.

Цель этапа: Актуализация опорных знаний и представлений об изучаемом.

Технология критического мышления.

О чём пойдёт речь сегодня на уроке, вы узнаете из ЗАГАДОК

«Что знаю»

Глаза, уши, кожа, нос, язык – это… (части тела – органы чувств).

Сопоставление работы

по рисункам и загадкам.

Весело и быстро отгадать:

- Два брата, живут рядом, а сойтись не могут. (Глаза)

- Ими слушать мы всё можем, но подслушивать не гоже – это не прилично. (Уши)

- Мы в нее зимой и летом

С головы до ног одеты,

Даже на ночь снять не можем,

Потому что это… (Кожа)

- Меж двух озер стоит утес,

В нем две пещеры – это…(Нос)

- Первым пробовать привык

Угощенья все ….(Язык)

Целеполагание обучающимися.

Тема: «Органы чувств»

Цель урока: выясним как человек воспринимает окружающий мир.

Формулировка цели урока детьми. Дополнение учителя: «узнаем некоторые важные правила

без которых в жизни вам никак нельзя обойтись».


Фаза осмысления.

Задачи урока:

«что знаю» и

«что узнаю».

Что такое орган?

Каждый орган - часть нашего организма, выполняет очень важную работу.


ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ.

ЦЕЛЬ ЭТАПА:

ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ТЕМЫ.

Приём «Учебный мозговой штурм».

Работа в группе

(пять групп). Для заполнения таблицы вы будете пользоваться различными источниками информации.

! В процессе работы каждая из пяти групп заполнит

таблицу «Органы чувств».

Работа групп оценена.

Минимизировать

негативное влияние.

Главное работать сообща, дружно, ведь от этого зависит конечный результат работы!

Прием

«Чтение с пометами»

1) Орган зрения.

А) Строение глаза

Глаз – это орган

отвечающий за зрение.

Благодаря глазам мы получаем около 90% всей информации.

Внутреннюю часть глаза называют – «глазное яблоко»- почему?


Внимательно прочитайте стихотворение

Натальи Кнушевицкой и подчеркните в тексте строение глаза человека.

Строение глаза:

склера,

роговица,

зрачок,

хрусталик,

сетчатка,

тело стекловидно

Глаз – волшебный теремок,

Круглый маленький домок.

Этот дом со всех сторон-

Стенкой тонкой окружён.

Стенкой гладкой, белой-

Назвали её – СКЛЕРОЙ.

Впереди кружочек тонкий - РОГОВИЦА,

Словно плёнка вся прозрачна как стекло,

В мир чудесное оконце -

В глаз проходит свет от солнца.

В центре радужки - ЗРАЧОК,

Чёрный маленький кружок.

Коль светло - зрачок поуже,

Лишь стемнеет, наш зрачок

Станет сразу же широк.

А за радужкой лежит маленький ХРУСТАЛИК,

Он такой имеет вид – как стеклянный шарик.

Изнутри весь этот дом выстлан будто бы ковром,

Оболочкой гладкой – тоненькой СЕТЧАТКОЙ.

А внутри лежит большое ТЕЛО СТЕКЛОВИДНОЕ,

Всё прозрачное такое и почти не видное.

Прием

«Верные – неверные утверждения»

1. Благодаря радужке, у нас разные по цвету глаза. (+)

2. Хрусталик имеет форму овала. (-)

3. В центре радужки – зрачок. (+)

4. Если темно - зрачок узкий. (-)

5. Хрусталик расположен за радужкой. (+)

У глаз есть защита?

Ресницы защищают от пыли, сильного ветра.

Брови мешают капелькам пота стекать по лбу нам в глаза.

Слёзы постоянно смачивают глаза и не позволяют им пересыхать.


Б) Гигиена глаз

Прием «Лови ошибку»

Внимательное прослушивание как глаз человека видит предмет и какие правила должен соблюдать ученик чтобы сохранить своё зрения.

Номера правил обводятся красным карандашом

на общем листе

«правила личной гигиены», которые лежат на столах.

Зрение надо беречь!

ЗОЖ


Физкультминутка

для глаз

В) Рубрика

«Это интересно»

Что обозначают числа?

11500 (ежедневно человек моргает)

80 (ресниц на каждом веке глаза)

100 (каждая ресница живёт 100 дней)

Новое интересное о своем органе зрения.

2) Ухо - орган слуха.

То, что мы называем «ушами» — это так называемые ушные раковины, собирают звук и направляют его в слуховой канал.

ОРГАН слуха - ухо. Большая часть уха скрыта в костях черепа.

Второй по важности орган чувств у человека.


Прием «Сопоставление»

Внутреннее ухо можно сравнить с … (улиткой)


Рисунок «УЛИТКА»

в начале урока

(закреплен на доске)

Почему её можно назвать самой быстрой улиткой в мире?

молниеносно передает сигналы в мозг


Работа

с учебником(стр.61).

Просмотр видео

(04.03-05.16 мин).

А) Строение уха.

Заполняется таблица «Строение уха».

Сравнить схему

в учебнике и информацию

в учебном видеофильме

(и найти различия).

Что находится рядом

со слуховым нервом?

Вестибулярный нерв.

Ухо – орган слуха и равновесия.


Прием «Лови ошибку».

Б) Гигиена. Правила ухода за ушами.

Номера правил обводятся синим карандашом на общем листе «правила личной гигиены».

Сохранить хороший слух!

3) Орган осязания – кожа.

Кожа может рассказать человеку о …(том что его окружает).



Метод «Опыт руками».

Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения, боль, тепло и холод.

Ощупывание предмета

с закрытыми глазами.

А) Строение кожи

что вы можете рассказать о коже?

Рассказ о коже из дополнительной литературы.


Б) Рубрика

«Это интересно».

Что обозначает число?

40.000 (микробов на одном квадратном сантиметре)


Прием «Лови ошибку»

В) Правила

личной гигиены.

Номера этих правил обводятся зелёным карандашом на общем листе «правила личной гигиены».

За кожей нужно ухаживать!.

Самостоятельно найти информацию в учебнике и дополнительной литературе.

4) Орган вкуса – язык.

А) Строение языка.

Узнали об органе вкуса.

Б) Рубрика

«Это интересно».

Когда человек

не чувствует вкуса пищи?

Человек не чувствует вкуса горячей пищи.


В) Правила личной гигиены.

Правило! Пища должна быть не горячей.

5) Орган обоняния – нос.

Какую роль выполняют волоски в полости носа?

В носовой полости находятся чувствительные волоски.

Б) Рубрика

«Это интересно».

2.000.000 запахов различают собаки;

500 метров и дикий кабан чувствует запах человека


Гигиена.

В) Правила ухода за обонянием.


1. Оберегать себя от простуды.

2. Закалять организм.

Прием

«Здоровье сберегающий».

Физкультминутка.

«Весёлая зарядка».

Работа в группах (парах)

Цель этапа:

Составление кластера.

Подготовлен отчет.


Вывод.

Цель этапа: Обобщение.

Посмотрите на таблицу, что вы заметили?

Что органы чувств

не только информируют нас об окружающем мире,

помогают ориентироваться и предупреждают об опасности.


«Чувство - чувствовать – сочувствовать».

Мы встречаем в жизни людей в тёмных очках,

с длинной тростью, аккуратно ощупывающих преграды впереди себя.

Как они воспринимают мир?

Эти люди потеряли зрения.

У них хорошо развиты органы слуха, осязания (читают они кончиками пальцев)


Работа по учебнику

(стр. 129)

«Странички умного совёнка»

Прочитали кто и когда изобрёл шрифт для незрячих людей.

Знакомство с двумя энциклопедиями, одна для слепых детей.

Энциклопедии

в сравнении

для слепых детей.

Заключительная фаза. Цель этапа: рефлексия,

оценка урока.

1. Как называются органы чувств человека?

Какие части тела им соответствуют?

2. Как устроен орган чувств?

3. Какие правила гигиены нужно соблюдать?

1. Заполняется

Таблица Органы чувств


Орган чувств

Часть организма

1

зрение

глаз

2

слух

ухо

3

осязание

кожа

4

обоняние

нос

5

вкус

язык

2. Выбирают: Глаз. Ухо

Молодцы!

Рефлексия

1). Синквейн («пятистишие»)

«Сегодня я узнал(а)…»

  1. Одно существительное.

  2. Два прилагательных.

  3. Три глагола.

  4. Суть предмета. Предложение.

  5. Сущ. выступающее как итог.


2). Оценочная

«Я выполнял задания…»

«Теперь я могу…»

«Я научился…»

«Было интересно…»

«У меня получилось…»

«Урок дал мне для жизни…»

Домашнее задание

Карточки - тест А, В и С

(Приложение)

Синквейн

Приём «Еще раз»

О ГЛАВНОМ.

Достижение цели урока:

- Основные органы чувств и их роль в жизни человека.

- Знать основные правила ухода за органами чувств.


Оценка результатов.

Теперь давайте подсчитаем

кто сколько балов заработал.

Самоконтроль (листа оценивания):

13-18 «отлично»,

7-12 «хорошо»,

1-6 «удовлетворительно».

Эмоциональное «подстёгивание» отстающих, наглядное представление достижений.

Спасибо всем за урок!

Следует отметить, более сложным понятием считается чувство, чем эмоции. Оно подразумевает постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека.

Чувства выражаются в эмоциях. Под эмоциями понимается непосредственное переживание различных конкретных событий и ситуаций жизни.

Какие чувства имеет человек? Обучающимся начальных классов известны пять (Приложение. Таблица «Органы чувств» – части организма, заполняется на уроке).

Дополнительная информация осваивается на занятии внеурочной деятельности, в частности, «Малая академия».

Помимо всем известных основных: «зрение», «слух», «вкус», «обоняние» и «осязание»,

у нас есть шестое чувство — интуиция, разговорное название любого чувства человека или животного в разных контекстах может иметься в виду телепатия, интуиция, ясновидение и др.;

чувство тепла - термоцепция (кожа, язык),

чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение, ощущение веса - эквибриоцепция (вестибулярный аппарат),

ноцицепция — чувство боли,

проприоцепция — чувство собственного тела.

«Программа «Малая академия» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям» (Аннотации к рабочим программам, рабочие программы на официальном сайте МОУ гимназия № 7

г. Хабаровск: https://g7dv.ru/programmy_rabochie.php).


Многообразие игр, таких взаимообратных, например, «Изображаем эмоции с помощью движений тела» - «Угадываем эмоции» - «Читаем эмоции» применялось на занятии внеурочной деятельности «Мир профессий» (интеллектуальное направление). Например, в гимназии на методической неделе по теме: «Профориентация и функциональная грамотность» проведено открытое занятие по теме «Садовод» (3 класс), соответствующее системно-деятельностному подходу с использованием технологии развития критического мышления (функциональная грамотность), учтено формирование эмоционального интеллекта (компетентности) обучающихся. Способность считывать чужие эмоции — один из компонентов эмоционального интеллекта, и игра прекрасно работают, как и любые игры, где нужно угадывать что-то по жестам и мимике. Поначалу набор мимики и жестов у ребят довольно небогатый, но со временем они начинают вовлекаться, игра становится все интереснее, а репертуар детей — намного богаче.

Просмотрев ещё раз технологическую карту урока «Органы чувств» с позиции наличия эмоций обучения, понимаешь, что учителю стало привычным «играть» с детьми начальной ступени обучения, добиваясь результативности - выпускник четвероклассник и пишет, и читает, и рассуждает, конечно каждый на своем индивидуальном уровне, и в целом – активный маленький коллектив своего образовательного учреждения. Удовлетворение и радость работы учителя очень ценно, как и достижения детей.

Считаю, достижение хороших образовательных результатов получено через:

формирование учебной деятельности младших школьников (постановка учебных целей обучающимися, организация усвоения знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществление функции контроля и оценки);

обеспечение многообразия организационно-учебных и внеучебных форм освоения программ при поддержке продуктивной творческой деятельности детей и

лично моим многолетним (2003 - 2017г.г.) опытом работы по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Формирование функциональной грамотности школьников в нашей нашем образовательном учреждении достигается посредством реализации цели начального общего образования, которые включает формирование базовых знаний, умений (обучение чтению, письму, математике и основам естественных наук) и развитие умения применять их на практике. Учитель использует систему современных технологий, осознаёт фундаментальную роль эмоций в обучении обучающихся начальной школы.

Уникальная игра (Приложение 2.7), которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации имела основу заголовка работы и создания обобщения материала «Компас эмоций».

Помимо развития эмоциональной компетентности, педагогическая система технологий, методов приемов как «Компас» прекрасно работает на воображение, позволяет устанавливать и поддерживать позитивные отношения, следовать этике маленьким гражданам России.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Распознавание эмоций

Ребенок успешно распознаёт эмоции по выражению лица, мимике, жестам, позе, голосу, интонациям.

Понимание причин эмоций

Школьник самостоятельно определяет, из-за чего он испытывает те или иные эмоции. Умеет прогнозировать их возникновение у себя и окружающих.

Выражение эмоций

Старается соотносить свои эмоции с социальным контекстом и установленными правилами.

Регуляция эмоций

Ребенок старается управлять собственным эмоциональным состоянием.

Проводится самоанализ урока «Органы зрения»: Ранее в задумках урок уже существовал, но как сделать его более интересным, как добавить эмоциональной окраски, заинтересованности, как увидеть деятельность каждого ребенка? Вот тут и помогли технологии модерации и активных методов обучения (АМО). Каждый этап урока направлен на достижение определенной цели, как и весь урок, на развитие каждого ребенка при освоении материала темы «Органы чувств». Использован опорный план деятельности: А) Строение, Б) Рубрика «Это интересно», В) Правила личной гигиены. Рассматривается название понятия, сопоставление органа чувств и части тела человека. Развивались валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье. Качественную результативность освоения программ даёт организованная деятельность обучающихся и учителя: органы чувств не только информируют нас об окружающем мире, помогают ориентироваться и предупреждают об опасности.

Занятия позволяют развивать личностные УУД детей: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.

У каждого учителя со стажем таких активных методов обучения достаточно. Сейчас следует методически правильно к ним подойти, и уже применять в системе, а это очень важно «от цели к результату».


Источники информации

1. Алферова М.А., Аристова И.Л. Эмоциональный интеллект и психологические теории эмоций // Universum: психология и образование. 2017. №12 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-i-psihologicheskie-teorii-emotsiy

2. «Азбука эмоций» Что такое эмоции. URL (адрес ресурса в сети Интернет): https://infourok.ru/urok-po-psihologii-dlya-nachalnoj-shkoly-emocii-6486351.html

3. Алферова М.А., Аристова И.Л. Эмоциональный интеллект и психологические теории эмоций // Universum: психология и образование. 2017. №12 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-i-psihologicheskie-teorii-emotsiy

4. Белалов Р.М., Кафарова К.З., Нальгиева И.А. Интерактивные игры как средство развития эмоционального интеллекта младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №80-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-igry-kak-sredstvo-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-mladshih-shkolnikov

5. Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2013. - 672 с.

6. Выготский Л.С. Учение об эмоциях: в 6 т. М., 1984. Т. 6.

7. Клер А. «Эмоции — помощь или помеха в обучении?» 2022. URL: https://www-tnta-co-uk.translate.goog/blogs/news/emotions-help-or-hinderance-when-it-comes-to-learning?

8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1997.

9. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л. И. Скворцова. - 28-е изд. перераб. - М.: Мир и образование, 2014. – 1376 с.

10. Шакуров Р.Х. Психология эмоций: новый подход // Мир психологии. Москва; Воронеж, 2002. № 4 (32). С. 30-44.

Интернет-источники

Упражнения по развитию эмоционального интеллекта на уроках

https://multiurok.ru/files/povyshenie-emotsionalnoi-nasyshchennosti-uroka-mat.html?ysclid=llqmd65l5c269418766

https://izron.ru/articles/o-nekotorykh-voprosakh-i-problemakh-psikhologii-i-pedagogiki-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezh/sektsiya-8-sovremennye-tekhnologii-v-pedagogicheskoy-nauke/zanimatelnye-zadachi-kak-instrument-emotsionalnoy-podderzhki-shkolnika-na-uroke-matematiki/?ysclid=llqmmestbm250627140



ПРИЛОЖЕНИЕ

Терминологический словарь

ЭМОЦИЯ, -и, ж. Душевное переживание чувство. (Толковый словарь Ожегова)

Эмоциональный процесс, эмоциональный феномен, эмоциональное состояние, эмоция (от лат. Emoveo — потрясаю, волную), сленг. Аффект (от лат. Affectus — страсть, душевное волнение) — психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность (поведение, восприятие, мышление), отражающий субъективное значение объектов и ситуаций и представленный в сознании в форме переживания.

Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

Эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Социально-эмоциональные навыки (СЭН) — это навыки, которые позволяют людям распознавать свои эмоции и управлять ими, успешно справляться с конфликтами, понимать и проявлять сочувствие к другим, устанавливать и поддерживать позитивные отношения, следовать этике и т.д.

Фаза

Функции

Вызов

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями

Осмысление содержания

Информационная (получение новой информации по теме)

Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (приобретение нового знания)

Мотивациониая (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) 

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)



ПРИЛОЖЕНИЕ

«Компас эмоций»

Педагогическая копилка для практической деятельности учителей

начальной ступени обучения

1.

Рефлексия эмоционального состояния


Метод, приём обучения

Инструкция

1

2

3

1.1

«Погода на уроке».

На начало занятия школьникам предложить закончить предложение:

«Моё настроение похоже на…»:

солнечную погоду;

облачную погоду;

пасмурную погоду;

дождливую погоду.

1.2

«Смайлики» или «Мордашки».

Ученики получают в начале урока бумажные круги белые с двух сторон. Сначала, на одной из сторон, ребята рисуют те эмоции, что свойственны им в начале урока, затем, на другой стороне, ученики должны изобразить свое настроение в конце урока. Учитель выслушивает обучающихся, если настроение поменялось в одну из сторон.

1.3

«Цветик – многоцветик».

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

1.4

«Дневник настроения».

(«Экран настроения)

«Дневник» (Экран) представляет собой таблицу со списком класса и рабочими днями текущего месяца. Размещается в классном уголке, рядом – стаканчики с нарезанными квадратиками разных цветов и клей. В определенное учителем время дети вклеивают в нужную клетку соответствующий настроению цветной квадратик.

Учитель отслеживает настроение детей, проводит индивидуальные беседы, групповые тренинги.

За месяц получается эффектное цветовое панно. Для определения значения цвета можно применить характеристику цветов Макса Лютера.

1.5.1

Прием

«Солнышко»

разных вариантов

Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»:

*солнышко;

*солнышко с тучкой;

*тучку;

*тучку с дождиком;

*тучку с молнией.

1.5.2

«Солнышко».

На доске прикреплён круг от солнышка,

детям раздаются лучики и облака.

Лучики нужно прикрепить к солнышку в случае, если понравилось занятие, получил много интересной информации;

тучками закрыть солнышко, если занятие неинтересное, было мало полезной информации.


1.5.3

«Солнышко».

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;

голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

1.5.4

«Солнышко».

«Солнышко» – мне всё удалось,

«солнышко и тучка» – мне не всё удалось,

«тучка» – у меня ничего не получилось.

1.6

«Большой палец руки»

Показ большого пальца вверх или вниз.

вверх - понравилось занятие, получили много интересной информации,

вниз – мне необходимо многое было непонятно.

1.7

«Острова»

Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока:

остров Удовлетворения,

остров Грусти,

остров Знаний,

остров Радости.

1.8

Эмоционально – художественная рефлексия.

Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

2.

Эмоциональные зарядки и игры

2.1

«Море волнуется»

«Море волнуется…», но правила у этой игры немного другие, когда учитель будет говорить:

– Морская фигура на месте замри, эмоцию учителю покажите,

- каждый из Вас замрёт с эмоцией на лице, а учитель попробует отгадать.

2.2

Коробочка эмоций

Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции.

Пример:

Зрение: счастливая улыбка ребенка.

Слух: шум морской волны.

Вкус: сладкая клубника.

Обоняние: ароматы леса после дождя.

Осязание: объятия любимого человека.

2.3

Язык эмоций

поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с ребенком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую..., потому что..., и я хотела бы...».

На примере общения с ребенком эта формула может звучать так: «Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберемся».

2.4

Что я чувствую сегодня

Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда...». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребенка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.

2.5

Эмоциональный фотоальбом-путешествие

Интересно фотографировать не только в стиле «я и достопримечательности». Попробуйте делать эмоциональные фотографии: «А! Эта пальма как огромный кактус – надо его попробовать», «Башня не падает?!», «Жуууук!».

Поверьте, такие фотографии очень приятно рассматривать всей семьей. А еще по ним можно делать рассказ о путешествии. Распечатываете несколько фотографий, перемешиваете и создаете новую историю вашей поездки.

2.6

Эмоции в красках

Можно сделать свою галерею эмоций, где каждая картина – это эмоция, выраженная теми красками и композицией, которую выбирает ребенок.

2.7

КОМПАС ЭМОЦИЙ

От слова -«ситуации»

к понятию - «эмоция»

Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять.

Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация.

Например, на ситуацию «1 сентября», мама может выбрать карточку «радость», а дочка – «страх».

3.

Упражнения и игры

по развитию эмоционального интеллекта на занятиях


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

3.1

Игра

«Составь эмоцию литературному герою»

Цель: развитие умения понимать эмоции окружающих через проигрывание эмоционального состояния.


МАТЕМАТИКА

3.2

Эпиграф к уроку

(на начало урока)

В качестве эпиграфа можно использовать яркие высказывания писателей, учёных, народные пословицы и поговорки, крылатые выражения, афоризмы. Важно, чтобы эти слова запоминались, задавали тон всему уроку. Эти маленькие тексты расширяют кругозор учащихся, развивают сообразительность, показывают связь физической теории и окружающей нас жизни. Эпиграф служит как бы ключом к теме, стержнем урока. Ученик имеет возможность и прочитать, и подумать, и высказать доказательное суждение, старается говорить правильно, красиво.

Работу с эпиграфом можно начать с прочтения. Читаем выразительно, акцентируя внимание на тех словах, которые помогут нам раскрыть смысл этого высказывания. Затем задумываемся над вопросами: как связан эпиграф с темой урока, почему именно эти слова являются главными сегодня на уроке? Окончательные ответы формулируем в конце урока. Эпиграф может стать условием задачи для обсуждения и решения в классе или дома. Слайд с эпиграфом может появляться несколько раз за урок, чтобы дети раз за разом возвращались к нему.

3.3

«Лирические минутки»

Лирические минутки позволяют проникнуть эмоциям на урок математики, становятся тем эмоциональным аккомпанементом к уроку, который позволяет сделать его красочным и ярким. В стихотворной форме можно сообщать цель урока, преподносить правила, понятия, решать задачи в стихотворной форме, формулы.

3.4

Задачи

на пробуждение чувства юмора

Содержание заданий этого вида послужить ситуации, в которые включены обстоятельства, провоцирующие ребёнка на ошибку, но при этом требующие от него максимального внимания.

3.4

Стихотворение

читает учитель.

Василиса в узелочек

Завязала свой платочек,

А в платочке спрятала

Зёрнышко от яблока.

Чтоб надёжным был секрет,

Уложила всё в конверт.

А потом конверт в коробку

Вася бросила так ловко!

Но в коробке мало толку

Место ей на верхней полке!

И теперь никто на свете

Не узнает о секрете!

- Что спрятала в конверт Василиса?

Организовать деятельность детей поможет предметно-схематический рисунок, который сориентирует их в последовательности действий.

3.5

Задачи

на пробуждение чувства «нового» и удивление.

Учитель показывает различные предметы, например, матрёшку, кубик, чашку с блюдцем, мягкую игрушку (или их изображения), и читает стихотворение:

У каждого предмета. Есть важные приметы. Кошечка – пушистая, Розочка – душистая. Мячик можно прокатить, Дом из кубиков сложить. Нет предметов без примет! Расскажи про свой предмет! Ребёнок выбирает понравившийся ему объект и рассказывает о нём.


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

3.6

Описывать произведения живописи

Покажите детям картину и попросите описать, что чувствует ее герой или какие переживания вызывает эта работа в целом. Примерные вопросы:

  • Кто этот герой?

  • Что он чувствует? 

  • Какое настроение у картины?

  • Что бы ты испытывал на его месте?

Для такого задания лучше подойдут полотна, в которых нет одной преобладающей эмоции. Например, «Ребенок с голубем» Пабло Пикассо или «Разговор» Анри Матисса. В этих случаях, описывая картину, дети будут больше говорить о себе, о своих переживаниях, которые они вкладывают в картины неизведанного. Только педагог может сделать среду безопасной для задавания вопросов.

4.

Игры на прогулке, по дороге в детское учреждение, в очереди и т.д.

4.1

«Я удивлюсь, если…»

Взрослый начинает:  

«Я удивлюсь, если зимой будет жарко». Или

«Я удивляюсь, если сейчас увижу единорога».
И предлагает ребенку продолжить в том же духе: придумать и описать ситуацию, которая вызовет у него эмоцию удивления.

Можно также говорить: «Я очень порадуюсь, если…», «Я очень разозлюсь, если…», «Я очень буду грустить, если…». Т.е. показывать, в каких ситуациях мы испытываем те или иные эмоции. Помимо развития эмоционального интеллекта, эта игра прекрасно работает на воображение. 

4.2

Изображаем эмоции

Для этой игры взрослый берет зеркало и вместе с малышом показывает, как выглядят эмоции — страх, гнев, отвращение, печаль, радость, интерес, удивление. Например, демонстрирует гнев: хмурит брови, опускает уголки губ и т. д. Для того чтобы воспринимать эмоции, важно знать, как они выглядят, и мимика —  самый простой способ «прочитать их».

Для этой игры можно использовать специальные гаджеты  — например, зеркало «Мое настроение», которое показывает слайды с фотографиями других детей.

4.3

Угадываем эмоции

Более продвинутый вариант предыдущей игры: здесь нужно изобразить эмоцию и предложить другим ее угадать. Например, сделать какую-то рожицу и спросить: «Как ты думаешь, что я сейчас испытываю? Какая это эмоция?». В эту игру может играть не только взрослый с ребенком, но и дети друг с другом.  

4.4

Читаем эмоции

Смотрим на картинки с изображением героев и спрашиваем: «Как думаешь, что этот герой сейчас что испытывает? Почему? А как ты это определил?».

4.5

Изображаем эмоции с помощью движений тела

Прочитать эмоции можно не только по лицу, но и по телодвижениям. Для этой игры можно отвернуться/закрыть лицо и показывать печаль, любопытство или страх с помощью поз и движений. 

4.6

Угадываем эмоции по голосу

Любую фразу можно сказать с очень разными интонациями, которые будут выражать разные эмоции. Для этой игры можно выбрать любую фразу, по-разному обыграть ее и спросить у детей, как она сейчас была сказана — грустно, весело, испуганно? Это очень увлекательное занятие, дошкольники его обожают. 

4.7

Рисуем цвет эмоций

Расставляем краски, карандаши и просим изобразить какую-либо эмоцию. Это игра не только на эмоциональный интеллект, но и на воображение, творческое мышление и креативность.

4.8

Рисуем свое настроение

Усложненная версия предыдущей игры. Здесь ребенку не говорят, какую эмоцию рисовать. Ему самому нужно понять, что он чувствует в данный момент, и перенести это на бумагу. Дети, которые успешно справляются с этим заданием, очень продвинуты в плане эмоционального интеллекта. 

4.9

Крокодил

Известная игра, в которой один участник загадывает другому какое-то слово, и тот должен молча «показать» его остальным. У дошкольников это часто животное, предмет или глагол.