Компетентностно-деятельный подход НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА как основа образовательных стандартов
Медведчук Лидия Борисовна
Учитель немецкого языка, высшей категории,
«Почётный работник общего образования Российской Федерации»
Аннотация: В данной методической разработке говорится о компетентностном подходе в обучении и о его применении на практике преподавания немецкого языка. Компетентно - деятельностный подход к обучению – это проблема, которая приобретает в последнее время не только актуальный, но и значимый характер. Компетенции осуществляется в образовательном процессе через использование метода проектов, исследовательской деятельности, обучение в сотрудничестве и др. В разработке описывается опыт работы над проектной деятельностью, которая вызывает у учащихся большой интерес. Даются ссылки на их самостоятельные работы.
Ключевые слова: компетентностный подход, личностноориентированный и компетентностный подходы, технология интегрированного обучения, компьютеризация обучения, технология проектов.
COMPETENCE-BASED APPROACH IN GERMAN LESSONS AS THE BASIS OF EDUCATIONAL STANDARDS
Medvedchuk Lidia Borisovna
Abstract: this methodological development refers to the competence approach in teaching and its application in practice of teaching the German language. Competence-activity approach to training is a problem that has recently become not only relevant, but also significant. Competence is carried out in the educational process through the use of the method of projects, research activities, training in cooperation, etc. the development describes the experience of working on project activities, which causes great interest in students. References to their independent works are given.
Keywords: competence-based approach, personality-oriented and competence-based approaches, integrated learning technology, computerization of learning, project technology.
В проектах «федерального государственного образовательного стандарта второго поколения» намечена тенденцию к переводу содержания Российского образования на уровень ключевых образовательных компетенций. Это значит, что компетентностный подход приходит на смену знаниевому. В пояснительной записке говорится: «Компетентно-деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования».
Современному обществу необходима личность, умеющая жить в новых условиях. Время требует качества такой личности как ответственность, стрессоустойчивость, творческий потенциал, способность предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. С позиции компетентностного подхода основным результатом деятельности школы становится формирование компетентного выпускника, владеющего определёнными компетенциями.
«Компетенцию» можно определить как совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения, что составляет содержательный компонент обучения.
Компетентностому подходу дано теоретическое обоснование: это труды А.В. Хуторского, Л.Ф. Ивановой и Г.А. Сергеевой, И.А. и др., в которых рассматриваются вопросы, связанные с сущностью компетентностного подхода и формированием компетентностей в школьном образовании.
Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения, можно, например, формировать такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как:
- извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;
- точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;
- исследование различных вариантов решения вопроса, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;
- сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;
- планирование действий и времени;
Я работаю в кабинете, оснащенном 17 компьютерами, поэтому активно использую в своей работе технологию интегрированного обучения и применения межпредметных связей в преподавании немецкого языка на младшем, среднем и старшем этапе обучения. Последнее время широко используется компьютеризация обучения, которая невозможна без проникновения на уроки (в данном случае немецкого языка). На своих уроках я часто применяю интеграцию информационных технологий, например, считаю целесообразным применение компьютерного обучения в виде электронных тестов или заданий на после текстовом этапе на уроках развития навыков чтения и контроля понимания. Постоянной и прямой реакцией компьютера на ответы учащегося в ходе выполнения нужного упражнения обеспечивается большая степень его интерактивности. На уроках немецкого языка я использую тестирование такого качества при анализах текста по изученной теме. Имеется очень много тестов по грамматике, страноведению и др. Предварительно я разрабатываю тест по нужным параметрам. Выполняя задание, дети сами определяют темп работы, т. е. компьютер как нельзя лучше соответствует принципам индивидуального обучения. Школьники могут допускать ошибки, но они имеют возможность через оценивание компьютера тут же их анализировать и исправлять. В итоге, происходит экономия времени как учащихся, так и учителя, которому не нужно подходить индивидуально к каждому и указывать на ошибки, а детям не нужно тратить время на ожидание контроля и объяснения учителя. Что немало важно, объективность оценивания компьютера ни в коей мере не подвергается сомнению, и таким образом автоматически снимается вопрос о “спорных” оценках. Количество баллов считает компьютер.
Становление ключевых компетенций осуществляется в образовательном процессе через использование технологий (метод проектов, исследовательская деятельность, обучение в сотрудничестве и др.), путём реализации личностно-деятельностного подхода при отборе содержания материала, систематического интегрирования предметного содержания при решении значимых для учащихся и востребованных жизнью практических задач.
При изучении немецкого языка, как ни на каком другом уроке, происходит межпредметная связь. География, история, музыка, искусство, математика, физика, русский язык, конечно же, литература – вот основной перечень предметов, с которыми связан иностранный язык. На уроках немецкого языка компетентностный подход необходимо реализовать путем формирования у школьника системы ключевых компетенций, составляющих его субъективный опыт. Формирование субъективного опыта должно происходить посредством усвоения культуросообразного содержания образования, представленного в различных сферах социального опыта: 1)предметных и надпредметных знаний, 2)предметных и общепредметных умений, 3) творчества, 4) в эмоционально-ценностной сфере.
Компетенции осуществляется в образовательном процессе через использование технологий (метод проектов, исследовательская деятельность, обучение в сотрудничестве и др.), путём реализации личностно-деятельностного подхода при отборе содержания материала, систематического интегрирования предметного содержания при решении значимых для учащихся и востребованных жизнью практических задач.
Мне бы хотелось остановиться на технологии проектов.
Среди новых педагогических технологий следует отметить технологию проектов как наиболее эффективную.
Большая часть образовательных задач решается непосредственно на уроке. Чтобы урок стал результатом совместного творчества учителя и учащихся необходимо использовать технологию проектов. Но при всей эффективности данной технологии, мне кажется, мы не остаточно часто используем её как форму организации учебной деятельности на уроке. Расскажу об основных видах проектов, которые я использую в своей работе.
Исследовательские проекты - самые трудоемкие. Работа над такими проектами требует большого внимания, поэтому осуществить такой проект на уроке достаточно сложно. Работа над исследовательскими проектами происходит вне урока, а на самом уроке я обучаю отдельным видам деятельности, необходимым для подготовки такого проекта.
Такого рода проекты готовятся для выступления на научно-практической конференции в школе, в городе, в области. Подобные проекты выполняют наиболее способные учащиеся.
Учащиеся нашей школы немецких групп успешно выступали на конференциях в ВГПУ «Языки строят мосты», «Дни немецкой культуры в Воронеже», в «Лингвисте» «Мир иностранных языков», в Воронежском филиале РЭУ им. Г.В.Плеханова. В ВИВТе, на школьной научно-практической конференции. Учащиеся работают не только c презентациями в PowerPoint, но и создают фильмы для своих выступлений в программе Pinnacle Studio. Материал для фильмов предоставляю из своего архива путешествий по Германии. Некоторые проекты можно посмотреть на сайте https://www.youtube.com/watch?v=ZZ8wExQaIg4&list=UUhTw0v8D6ENveCojDrye2Gg&index=34
https://www.youtube.com/watch?v=V-PuHDuO8uI&list=UUhTw0v8D6ENveCojDrye2Gg&index=29
https://www.youtube.com/watch?v=ZJ6dgHVrzpI&list=UUhTw0v8D6ENveCojDrye2Gg&index=24
https://www.youtube.com/watch?v=pyuYI3T2Ccc&list=UUhTw0v8D6ENveCojDrye2Gg&index=19
https://www.youtube.com/watch?v=b9rVXBaFWxg&list=UUhTw0v8D6ENveCojDrye2Gg&index=32
Информационный проект, в ходе которого осуществляется деятельность по отбору, обработке и систематизации различной информации, формирует информационную компетентность. Пример такого проекта работы учащихся 10, 9,8,7 классов по различным темам, например: «Города Германии, Швейцарии и Австрии»: Берлин, Вена, Линц, Гейдельберг, Мюнхен, Штуттгарт и многие другие, при изучении темы «Литература», подготовлены такие проекты по творчеству и биографии таких писателей и поэтов как Гейне, Мириам Пресслер, Ганс Фаллада, Г. Гессе. В старших классах изучение практически всех тем заканчивается проектом. Практика применения информационных проектов показала эффективность данного вида работы: учащиеся стали чаще обращаться в учебной деятельности к различным словарям, энциклопедиям и справочникам в ходе подготовки домашних заданий. Широко используют справочный материал Интернета (например, Википедия и другие сайты.)
Информационные проекты начинаю с учениками уже в 3 классе, например, по таким темам «Моя семье», «Мое любимое животное», «Мои каникулы» и т.д. ибо не приучив детей работать правильно на ранней стадии обучения, трудно будет в дальнейшем.
Работая над созданием презентации, в соответствии с выбранной темой, учащиеся отбирают явления, события, факты, которые наиболее им интересны. Выявляются наиболее актуальные проблемы при обсуждении, представляющие интерес.
Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдавали учащиеся, как правило, не звучали на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене или после уроков просмотрят новые презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Более того, это помогает мне создавать для каждого ученика ситуацию успеха, т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем. Часто ученик, уровень обученности которого по немецкому языку не очень высок, благодаря созданной презентации может прожить ситуацию заслуженного успеха.
Творческий проект позволяет приобрети учащимся опыт творческой деятельности. Продуктом такого проекта является спектакль, инсценировка, сочинение. Организация деятельности учащихся над таким проектом формирует предметную, коммуникативную и социальную компетентности, помогает воспитать самостоятельную, инициативную успешную личность. Театрализация, разыгрывание отдельных эпизодов художественного произведения, речевых ситуаций помогает глубже проникнуть в текст, помочь его осмыслению. Для достижения большего эффекта я очень точно проговариваю требования, которые необходимо соблюсти при работе над инсценировкой, и обсуждаю в конце результаты самостоятельной работы учащихся, осмыслив все достоинства и недочеты. Этап рефлексии не менее важен, чем и сама подготовка к инсценированию. Анализ деятельности учащихся помогает в дальнейшем сделать такую работу еще эффективней.
За последнее время сложилась хорошая традиция – инсценировать сказки на немецком языке. Этот вид работы вызывает у учащихся большой интерес и желание. Можно отметить успешные инсценировки сказок: «В стране Грамматики», «Заяц и еж», «Пасхальный заяц приглашает», «Бременские музыканты». Запись этих инсценировок можно посмотреть на сайте
https://www.youtube.com/watch?v=uPylYC2Bj5I&list=UUhTw0v8D6ENveCojDrye2Gg&index=22
https://www.youtube.com/watch?v=tlahJ9uYA50&list=UUhTw0v8D6ENveCojDrye2Gg&index=23
Практика применения проектов показала, что в классах, где использовалась данная технология, вырос интерес к предмету, познавательная активность на уроке, повысилось качество знаний.
Результативность работы с использованием технологии проектов достаточно велика. Технология позволяет эффективно развивать предметную, исследовательскую, коммуникативную, социальную, рефлексивную, информационную компетентности школьников и обучать навыкам и умениям, которые будут необходимы выпускникам не только для продолжения обучения и получения профессии, но и для дальнейшей самостоятельной деятельности.
Список литературы:
1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.https://infourok.ru/statya-kompetentnostnodeyatelniy-podhod-kak-osnova-obrazovatelnih-standartov-1007224.html
4. «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» https://www.metod-kopilka.ru/kompetentnostnodeyatelnostniy-podhod-v-sisteme-sovremennogo-obrazovaniya-83353.html
5.Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты https://muk2.edusite.ru/DswMedia/klassifikaciya_klyuchevyix_kompetenciy_-avxutorskoy-.pdf
6.Компетентностный подход: правила постановки учебных целей https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200800408
7. Компетентностный подход в школьном образовании https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-8.tekhnologii/library/2018/01/09/kompetentnostnyy-podhod-v-shkolnom
9. Основные понятия компетентностного подхода https://studopedia.su/14_129241_osnovnie-ponyatiya-kompetentnostnogo-podhoda.html
10.Скворцова, Г. Компетентностный подход: правила постановки учебных целей [Текст] / Г. Скворцова // Первое сентября. - 2008. - №4. - С. 10.
11. Концепция компетентностного подхода в образовании
https://studopedia.ru/8_170971_kontseptsiya-kompetentnostnogo-podhoda-v-obrazovanii.html